И вот тут возникает занятный вопрос: на чем играют, чем искушают эти самые журналы? Ведь понятно, что женщину они не уважают, в грош не ставят — в прямом и переносном смысле. В женских журналах сильнее, чем где-либо еще, женщина утверждается как особый зоологический вид, своего рода колония паразитов, которые хоть и способны двигаться сами по себе, но не могут далеко уйти и всякий раз возвращаются к привычной опоре. Екатерина Михайлова
Количество женских журналов в России резко возросло в конце 1980 — начале 1990-х гг. В советский период для женщин издавалось Два журнала — «Крестьянка» и «Работница». Начиная с 1980-х гг. на территории бывшего Союза стали появляться русскоязычные версии западных глянцевых женских журналов. «Глянцевый журнал» — буквальный перевод английского словосочетания «§1о5$у ша^агте» — журнал с блестящей обложкой, напечатанный на глянцевой бумаге. Главная его родовая характеристика — равноправное сосуществование словесного и изобразительного (цветного фотографического) рядов.
Очень быстро рынок оказался перенасыщен образцами западного женского «глянца» (Соsmopolitan, Еlle, Shаре и др.). Появилось огромное количество российских журналов («ОНА(SНЕ)»,
«Домовой», «Караван историй», «Gаla (Гала)», «Красота и здоровье», «Женское здоровье», «Домашний очаг», «Женский клуб», «Лиза» и др.), в том числе и «тонких», «массовых», дешевых (это в первую очередь журналы издательского дома «Бурда», такие как «Лиза», Burdа, Vеrеnа и др.). Велико также число теле- и радиопрограмм и интернет-ресурсов, посвященных женским проблемам и выполняющих аналогичные женским журналам функции.
Стереотипизация женщин в женских журналах многократно усиливается по сравнению с гендерно-нейтральными изданиями. Женщина в них предстает либо как деталь интерьера кухни и детской, либо как сексуальный объект. В сущности, все эти журналы посвящены тому, как научить женщину быть красивой, ухоженной и сексуальной куклой, цель жизни которой — быть забавой для мужчины и уметь доставить ему удовольствие. «Женскими проблемами» в этих журналах считаются умение накладывать макияж и сделать свое тело красивым, хорошо заниматься сексом и хорошо готовить, снимать психологическое напряжение мужчины, правильно стирать его рубашки и т. д. В качестве культурного дополнения предлагаются астрология, рукоделие, рассказы о жизни артистов. Социальные или моральные проблемы, сообщения о реальной жизни реальных женщин отсутствуют. В этих журналах зачастую нет места даже для педагогических советов — то есть не только профессия, но и роль матери (которая может отвлечь внимание женщины от обслуживания мужчины) оказывается вторичной. В этом смысле можно сказать, что большинство «женских» журналов — это сплошной стереотип. Зарубежные «Voguе», «Еllе», «Соsmopolitan» в целом весьма схожи с российскими журналами, хотя там иногда и появляются публикации на социальные темы. Содержание журналов для девочек-подростков типа «Соо1» или «Соо1 girl» характеризуется попсовостью и пропагандой «раскрепощенности»; читательниц учат быть сексуально раскованными кривляками [32].
|
Материалы в женских журналах практически не содержат в себе информации, рассчитанной на активное, рефлексивное переосмысление. Они построены на принципах монтажа тем, сюжетов, яркого коллажа визуальных и вербальных картинок, работающих на определенный стереотип, который заключает в себе пассивность. Читательницам предлагаются уже сформулированные, адаптированные модели поведения и реализации себя. Для достижения «идеала» остается только приложить к себе те или иные клише, методики, рекомендации.
|
Другая сторона пассивности в том, что содержание журналов представляет собой не средство вовлечения в активное действие, а средство ухода от действительности. Вербальный и визуальный ряды женских журналов (картинки, фотографии, слова, сюжеты, образы) способствуют материализации мечты, внушают иллюзию достижения без каких-либо усилий со стороны читательниц. Достигается этот эффект простыми приемами — наличием двух пространственных планов. Первый — привычный, обыденный, — бытовая, рутинная действительность, лишенная новизны, а потому вызывающая дискомфорт. Другой — внебудничный: морские побережья, яркие краски, переживания, скандалы, любовь кумиров и пр. Наличие журнально-идеализированного пространства позволяет погрузиться в иллюзорный мир фантазий.
Оформление журнала, содержащаяся в нем информации и образы не столько отражают, сколько транслируют культурные стереотипы поведения и пространства, в котором женщина может реализовывать себя. Такое пространство включает салоны красоты, дорогую косметику, модную одежду, модернизированный быт, обретение собственного стиля, достойного и любящего мужчину. Конструируемый таким образом женский мир создает иллюзию получения каждой читательницей гарантированного пропуска в этот мир и право свободы всех ее действий и желаний, но свободы иллюзорной.
|
Интеллектуальная информация журналов включает рубрики: видео; книжные и музыкальные обзоры; психологические консультации; публикации на психосексуальные темы; сообщения о тренингах. В первой группе рубрик журнал рекомендует специфически женскую литературу, любовные романы российских или зарубежных авторов, сопровождая их краткими аннотациями. Анонсы высокохудожественной и классической литературы на страницах женских романов не имеют четкой периодичности. Есть журналы, в которых рубрики «книги», видео», «музыка» отсутствуют вообще.
Большой интерес представляет психосексуальный блок, он занимает не менее 70% женских журналов. Согласно исследованию, в «Соsmopolitan» за октябрь 1996 г. из общего числа статей и заметок (50): 14 посвящено взаимоотношениям мужчины и женщины, сексу и жизни в браке, 6 — здоровью и красоте, 6 — модным тенденциям, 5 — деловым качествам женщины, трудностям, связанным с устройством на работу, и разным «хитростям» по их преодолению, о правах женщин, о сексуальных домогательствах на рабочем месте; 5 публикаций освещают модные тенденции, 4 — домашний очаг, рецепты, дизайн и т. д. [66].
Тематика психологических консультаций охватывает все возможные ситуации, касающиеся взаимоотношений с мужчинами, начиная от чувств первой любви, терзаний ревности, соблазнения мужчин, подозрения в неверности до конфликтов, связанных с сексом, разделением ролей в семье, любовных связей на стороне и т. д. Список вопросов, с которыми читательницы якобы обращаются в редакцию (общеизвестно, что письма в редакцию пишутся в ней. самой), составленный психологом Е. Михайловой, говорит сам за себя:
1. Может ли женщина сама проявить инициативу и познакомиться с понравившимся мужчиной или нужно ждать, когда он обратит внимание?
2. На какие темы можно (нельзя) говорить при первой встрече; например, может ли женщина говорить, что у нее — «серьезные намерения» или выспрашивать про его личную жизнь?
3. Что делать, если он говорит, что любит, а жениться не хочет?
Можно ли говорить о себе, своих интересах или лучше спрашивать его? [68].
За этими вопросами философия жизни, того представления о женщине и ее жизни, в которой она лишена права говорить, а значит, быть естественной, искать и находить. В этой философии нет места идее о том, что женщина, ее тело, душа, разум имеют собственные и разные потребности, а не только те, что приписывают ей стереотипы, — быть приятной мужчине.
Представление о женщине, которое исходит от глянцевых страниц гендерно-ориентированных журналов, просто пугает. Женщина в них:
• зависима — от мужчины, мнений окружающих, моды, чего и кого угодно;
• не уверена в себе настолько, что постоянно нуждается в поглаживаниях, поддержке, заботе;
• озабочена не своим развитием, а постоянным «ремонтом фасада»;
• не способна к элементарному анализу фактов, причем даже фактов собственной жизни;
• живет в страхе совершить ошибку, причем этот страх пронизывает ее отношения с мужчиной, которому она вынуждена сдавать экзамен на право находиться рядом;
• ревнива, завистлива, склонна к манипуляциям;
• в мужчинах, прежде всего, видит не людей, а некое средство достижения своих целей.
В результате представляется образ женщины, у которой нет ни биографии, ни своих желаний, целей, ни возраста, ни самоценности. Некая «надувная игрушка, причем не обязательно из ассортимента секс-шопа, — может быть реквизитом и в гостиной, и на кухне, и в офисе» [68, с. 41].
Такое освещение женщин и «женской темы» в современных СМИ неслучайно. Оно есть прямое отражение системы гендерных отношений современного общества, где женщинам отводится место второстепенной группы, сфера жизни и деятельности которых ограничена лишь личными и семейными интересами. Естественно, что нарисованная СМИ картина не только отражает структуру гендерных стереотипов, но и оказывает влияние на социализацию представителей обоих полов, утверждая одних в идее своего превосходства и широких возможностей и ограничивая других.