Дискуссии о сущности мужественности сменяются дискуссиями о характере мужских «доспехов», а трактаты о воспитании чувств — справочниками по основам этикета, в том числе и полового.
Сергей Ушакин
Современные российские тендерные исследования как самостоятельная область социального знания часто отождествляются с «женскими исследованиями». Маскулинность как категория тендерного анализа достаточно редко по сравнению с фемининностью является предметом специального изучения. Процессы формирования и трансляции моделей мужественности, в том числе и с помощью СМИ, пока еще остаются за пределами внимания исследователей. В то время как их изучение позволило бы более полно осмыслить специфику формирования тендерной культуры молодых людей, находящихся в активной фазе социализации. Наиболее благодатный материал для подобного рода исследований дают журналы, адресованные мужчинам.
«Мужские» издания представляют собой иллюстрированные журналы, материалы которых затрагивают практически все сферы мужской жизни: профессиональная карьера, сексуальные взаимоотношения, мода, хобби, путешествия и пр. Эти журналы формируют и презентуют своим читателям образцы мужественности, формы и способы ее представления, систему знаков, посредством которой возможна самопрезентация в качестве «настоящего» мужчины. Гендерная направленность журналов находит свое выражение уже в названиях изданий, например, «Андрей». «Первый русский журнал для мужчин», «Товарищ», «Журнал мужских развлечений», «Медведь» и др.
Мужские образы, транслируемые мужскими журналами, хорошо прослежены Ж. В. Черновой, которая проанализировала содержание мужских глянцевых журналов «Медведь», «ХХL», «Мужской клуб» и др. [109]. В России Чернова является практически единственным исследователем, плодотворно работающей в данной сфере. Проведенный ею анализ показал следующее. Презентация нормативной модели мужественности в текстах изданий для мужчин включает два основных компонента: 1) идеологический, или ценностный, и 2) этикет и материально-вещная атрибутика.
Идеологический компонент предписаний содержит систему ценностей и мировоззренческие установки, которые должен разделять «настоящий» мужчина. В своей основе он имеет концепцию геге-монной маскулинности, которая представляет собой образ, включающий набор идеализированных черт «настоящего мужчины»: хозяина, воина, защитника, руководителя, причем образ этот достаточно противоречив. Разумеется, этот образ не является чем-то реально достижимым. Однако, будучи возведен в ранг культурного мифа, он оказывает влияние на сознание и поведение современных мужчин, вынуждая их стремиться соответствовать ему. Поддерживает (оттеняет) этот канон набор образов и качеств, которые составляют другие типы мужественности — «ненастоящие», «неистинные». Их цель — очертить культурно-символические границы «истинной» мужественности.
Сфера профессиональной занятости является базовой и определяет не только образ гегемонной маскулинности, но и типы исключенной, «ненастоящей», мужественности, к которым относятся:
• советский мужчина, который «все еще тянет вахту на нефтяной платформе»;
• перекупщик, который «продает собранные американскими ковбоями «кадиллаки»;
• наемник, который «умирает в чужом бою»;
• партноменклатурщик, ставший финансистом, который «отращивает свое пузо в комбанке».
В сфере сексуальных отношений нормативным типом является гетеросексуальный мужчина. Гомосексуалы, бисексуалы и трансвеститы в материалах мужских изданий маргинализируется и катетеризируется как «ненастоящие» мужчины.
Мужские журналы, которые позиционируют себя как «русские», открыто пропагандируют принцип мужской исключительности, с выраженной националистической доминантой. Поэтому в качестве еще одного оппонента в этих изданиях позиционируется западный мужчина, в, силу приписываемых ему социальной некомпетентности и чрезмерной зависимости от комфортных условий городской жизни, и он «вымрет, когда отключат горячую воду» [109].
Итак, базовыми идеями современной мужественности, транслируемыми мужскими журналами, являются: исключительность, элитарность, независимость, влиятельность, сила, высокий социальный и профессиональный статус, гетеросексуальность.
Этикет и материально-вещная атрибутика включают рецепты того, как стать, вернее будет сказать, как выглядеть более сильными, успешными, современными, чтобы соответствовать нормам истинной мужественности. Причем акцент в таких рецептах делается не на традициях, а именно на современность. Подтверждением тому служит увеличение доли журнальных материалов, прямо или опосредованно посвященных вопросам потребления.
По мнению авторов журнальных материалов, для «настоящего» мужчины умение одеваться, пользоваться «правильными» вещами, выглядеть и вести себя в обществе является фактором, способным оказать значительное влияние на его карьерные перспективы, характер межличностных отношений, способы представления «успешной маскулинности» [119].
В связи с этим презентация эталонных образцов мужественности на страницах мужских журналов осуществляется с помощью следующих приемов: 1) репертуар образов «мужчины потребляющего», 2) перечень вещей и товаров («доспехов»), соответствующих образу «настоящего» мужчины. Первый прием демонстрирования гегемонной мужественности состоит из набора мужских образов.
Ж. Чернова в своей работе приводит их список: «путешественник», «игрок», «гурман», «охотник», «коллекционер» и др.
С помощью второго приема — перечисления элементов потребления и обозначения их как атрибутов мужественности — создается «корпоративный стандарт» мужественности. Корпоративный стандарт (термин, предложен Черновой) — единый перечень вещей-атрибутов маскулинности и предписаний, регламентирующих «правила» их потребления. На страницах мужских изданий происходит не только представление модных новинок сезона (одежды, обуви, аксессуаров и проч.), но и определение их в качестве «оснастки» «настоящего» мужчины. Особенностью рекомендуемого стиля потребления является ориентация на демонстративность, нарочитую показательность социальной, тендерной привилегированности. Главные черты предметов, определяющих нормативную маскулинность, — престижная марка и высокая цена.
К основным компонентам «корпоративного стандарта» геге-монной маскулинности относятся автомобиль, часы, очки, зажигалка, ноутбук, причем все только известных и дорогих брендов. Все перечисленные предметы не ограничиваются чистой функциональностью вещи. Они обладают в первую очередь символическим значением, которое призвано «усилить», а вернее, продемонстрировать мужественность их владельцев.
Так, владение автомобилем превращает «настоящего» мужчину в «хозяина пространства», делает его мобильным, реактивным, независимым, является подтверждением не только его материальной состоятельности, но и автономии. Часы представлены как символ организации жизни, упорядоченности деятельности, точности и деловой корректности владельца. Обладание парой и более «хороших» (дорогих) часов превращает мужчину в «настоящего хозяина» времени, не только своего, но и чужого. Зажигалка — это эмблема, демонстрирующая статус владельца-мужчины, она маркирует его элитарность, исключительность, принадлежность к особой «настоящей породе» мужчин. Функциональное назначение очков уходит в фон, фигурой на нем выступает новая, символическая функция по преображению мужчины, превращению его из ординарного в супермужчину: секретного агента, «романтика с большой дороги» и т. д. Ноутбуки представляются как «электронные оруженосцы», верно служащие своим хозяевам — странствующим «войнам», к которым можно отнести бизнесменов, менеджеров, журналистов.
К «мужским доспехам» в текстах журналов также причисляются портсигар, мобильный телефон, авторучка, зонт и пр. Объединение этих вещей в единый «корпоративный стандарт» призвано создать фантом гегемонной маскулинности, однозначно интерпретируемый как олицетворение социального престижа, успеха, могущества, власти, тендерной нормы [109].
• Итак, место иллюстрированных мужских журналов в тендерной социализации заключается в том, что они претендуют на формирование стиля жизни своего читателя. В отличие от специализированных журналов, посвященных одной теме, например компьютерам, автомобилям и пр., эти издания охватывают все сферы жизни современного мужчины. Даже беглый взгляд на материалы этих изданий позволяет увидеть новые тенденции в презентациях мужественности. В них мужественность понимается и транслируется не как результат самовоспитания и внутреннего развития, а как демонстрация (самопрезентация) себя окружению с помощью внешних, вещных атрибутов («мужских доспехов»). Читателям предлагаются рецепты присвоения «истинной» мужественности. Смысл этих рецептов — стремление подменить бытие (мужчиной) на видимость мужественности.