Истинное лицо авторитарного контроля




Капитуляция перед идейным лидером рождает ощущение близости и единения со всеми, кто разделяет ту же веру. В обычном мире, где отношения строятся на ненадежной основе хрупких и меняющихся жизненных ценностей или совместно испытываемых (76:) удовольствий, многие чувствуют себя одинокими и заброшенными. Приобщение к коллективу единомышленников и отождествление себя с ним уничтожает барьеры, которыми личность отгораживается от враждебного или не понимающего ее внешнего мира. Привнесение в жизнь цели, смысла и надежды обогащает ее эмоциональное содержание. Неудивительно, что люди, примкнувшие к единоверцам, восхищаются тем, насколько лучше, духовно богаче стала их жизнь. Однако эта быстро возникающая однонаправленная связь основана исключительно на общей идеологии. Стоит человеку покинуть единомышленников, и она исчезнет столь же молниеносно, как и возникла.

Таким образом, капитуляция — это некое обязательное условие возникновения связи между учеником и гуру. Роль ученика позволяет максимальным образом приблизиться (в реальности, а не путем умозрительных построений) к особым ощущениям, обычно испытываемым в раннем детстве, к тому свободному от противоречий состоянию чистоты и невинности, которого всем нам так не хватает. Возможно, самым важным является чувство, что ты снова полностью защищен и окружен заботой. Это ощущение в какой-то степени возникает у любого подчиненного, но в случае полной капитуляции перед гуру достигает максимума. Поскольку гуру обещает своим последователям в случае полного повиновения особую защиту, им начинает казаться, что они находятся под покровительством самого Бога.

Подобное состояние зависимости способно удовлетворить и другие сильные желания, также произрастающие из младенчества, в частности, стремление ощутить себя центром вселенной. Правда, настоящий центр этой вселенной — гуру, но к нему, по крайней мере, можно приблизиться. Кроме того, гуру воплощает в себе образ родителя, полностью принимающего тебя и прощающего, такого родителя, какого, быть может, ты никогда не имел, но о каком всегда мечтал. Ученики верят в безусловную любовь к ним учителя, пусть даже эта любовь оплачена безоговорочным подчинением. Капитуляция избавляет их от всякого сожаления по поводу оставленного далеко позади прошлого и от страха, по крайней мере осознанного, за будущее. Свято веря в то, что всесильный и всемогущий гуру способен изменить существующий мир, ученики его чувствуют и в себе потенциальную силу. Таким образом, (77:) капитулируя перед гуру, добровольно передавая ему всю власть и в результате превращаясь, по сути, в большого ребенка, ученик получает доступ к бесценному ощущению приближенности ко Всемогущему Богу, надежно защищающему его настоящее и заботящемуся о его будущем.

Капитуляция — это прямая дорога для принятия идеологии отрешенности и, в некоторой степени, следование ее морали, подразумевающей бескорыстие и повиновение некому высшему авторитету. Акт капитуляции, сам по себе, подразумевает отказ от собственного «эго» (или, по крайней мере, ограничение его до минимума), что считается показателем духовного прогресса. Капитуляция перед авторитетом, который берет на себя все функции управления и власти, является, по большому счету, самым быстрым и верным способом почувствовать себя добродетельным. Стоит подчиниться заранее составленной программе, как все сомнения и противоречия вмиг улетучатся и наступит желанное душевное облегчение. Подчинение может выглядеть бескорыстным, однако это лишь видимость. Воспитывая ребенка, родители заставляют его выполнять, по сути, их волю, а не делать то, что хотелось бы самому ребенку. За послушание детей хвалят, а непокорных осуждают, часто называя эгоистами. Давно проверенным и надежным педагогическим приемом является так называемый метод кнута и пряника. Возможно, в педагогике без этого не обойтись. Однако между воспитанием, главная цель которого — упрочить родительский авторитет, и воспитанием, нацеленным на развитие в детях уверенности в собственных силах, лежит пропасть. Мы уверены, что дети, которых научили доверять себе, став взрослыми, будут гораздо менее склонны к слепому подчинению. Неважно, что, последовав за авторитетом, человек вначале чувствует себя лучше, зато впоследствии все, что подрывает доверие к себе, будет мешать ему стать взрослым[23].

Подводя некий итог вышесказанному, можно утверждать, что в процессе капитуляции человек привязывается к тому психоэмоциональному состоянию, которое с ее помощью обретает, а не к конкретному гуру, которого ему никогда не бывает суждено узнать как человека. Падение авторитета гуру (или даже возникающие (78:) сомнения) означает возврат к прежним противоречиям, заблуждениям и бессмыслице. Подспудно сказывается и чувство сожаления о возможной при подобной ситуации невосполнимой утрате физической и эмоциональной энергии, отданной гуру в процессе капитуляции во имя спасения своей души. Не удивительно поэтому, что человек будет всячески стараться закрыть глаза на противоречия и недостатки в поведении гуру во имя сохранения собственного мира и спокойствия. Именно этим можно объяснить то, что человек, находящийся в авторитарном подчинении, будет всячески отрицать это, а для своего гуру будет всегда готов придумать бесчисленное множество оправданий, чтобы доказать его святость на фоне бесчинств других. Так что нет ничего необычного в том, что человек, находясь в авторитарных отношениях, даже не ведает об этом. В самом деле, такое знание может помешать капитуляции. Чтобы научиться распознавать в любых отношениях авторитарность, достаточно хорошенько ознакомиться со следующими характерными ее установками:

Нельзя отклоняться от линии группы. Каждый, чьи действия или чувства противоречат общепринятой позиции, считается ошибающимся или вредным.

Все, что делает вождь, считается совершенным и истинным, не терпящим никакой критики и порицаний.

Все, кто не с нами, те против нас.

Вверху лучше знают, что лучше.

Указания свыше не обсуждаются, а исполняются.

Страх наказания за инакомыслие в корне подавляет все возможные сомнения и колебания.

Извечный вопрос самопознания «что есть Я?» стимулирует в человеке процесс самоанализа и самоуглубления, позволяющий сконцентрироваться на характерных признаках личности, этимология которых уходит в далекое прошлое. По сути своей, духовная капитуляция подразумевает освобождение от прежних ограниченных представлений о самом себе и о своих возможностях. В этом внутреннем исследовании индивидуум приходит к осознанию себя как части окружающего мира. Капитуляция же перед человеком, пусть даже и лучшим, но также являющимся частью этого окружения, извращает настоящую красоту и смысл капитуляции. Капитуляция же перед тем, кто олицетворяет путь к спасению, приводит к (79:) тому, что люди остаются зависимыми, инфантильными, живущими заимствованными идеями. С другой стороны, осознанная капитуляция подразумевает понимание своего непосредственного участияв сложнейшем динамическом процессе как в качестве автора, так и исполнителя. Такой дуализм позволяет, с одной стороны, быть хозяином своей судьбы, а с другой — капитулировать перед неизбежностью. При этом человеку не приходится отказываться от собственной личности или власти.

Единственным способом обеспечения полноценной деятельности всякой живой системы является создание свободной двусторонней информативной связи как внутринее, так и с ее окружением. Это особенно важно для социальных структур, где наиболее пышно процветают субъективизм и эгоцентризм, с которыми приходится постоянно вести борьбу. Авторитарные структуры всячески стараются разрушить систему обратной связи, прерывая поток необходимой информации, как, например, в случае взаимоотношений гуру-ученик. Достижение же хотя бы частичной объективности возможно только посредством открытого интеллекта, живо реагирующего на любые изменения информационного поля.

Затрагивая столь животрепещущие и наболевшие проблемы, связанные с вечными вопросами общественной нравственности и духовности, трудно ожидать однозначной оценки читателя. Да это, честно говоря, не столь важно. Даже более того — это и хорошо, ибо аргументированное противопоставление одной точки зрения другой уже позволяет в некоторой степени дистанцироваться от авторитаризма, подразумевающего абсолютный приоритет одной, единственно правильной, точки зрения. Следует отказаться от того, чтобы отождествлять с духовностью те эмоции и страсти, которые возникают на основе капитуляции перед лидером. Наше выживание как вида зависит от взрослых, трезво смотрящих в будущее людей, способных сбросить оковы старых авторитетов и старых традиций и создать новые формы взаимоотношений как друг с другом, так и с планетой, на которой мы живем. Для этого мы должны использовать все, что имеем: наше тело, наши чувства, наш ум, всю поступающую к нам информацию. Слепая капитуляция перед авторитетом является потаканием эмоциям и порождает лишь иллюзию надежности, а такое поведение человечество позволить себе больше не может. (80:)

Уловки гуру

Неотъемлемой частью любой авторитарной структуры, как уже говорилось, является подчинение авторитету, почитание его, послушание, отказ от собственных суждений в угоду диктуемым сверху, — одним словом, все, что мы называем здесь капитуляцией. Традиционные отношения гуру-ученик также строятся на капитуляции. Подобно тому, как верующие христиане покоряются воле Божьей, ученики в восточных религиях полностью подчиняются гуру, что позволяет ему проявлять в отношении них чрезвычайную авторитарную власть. Однако не следует думать, что гуру все дается само собой, — он должен отлично уметь добиваться от людей покорности и удерживать их в этом состоянии. Люди обычно тянутся к гуру не просто из любопытства или каких-то личных симпатий, а чтобы получить то, чего им так недостает, — обрести смысл жизни и почувствовать себя приобщенным к миру духовности. На первом этапе это осуществляется через акт капитуляции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: