Психологический авторитаризм базируется на умелом манипулировании желанием и страхом, поэтому мотивационная технология, используемая для побуждения к капитуляции и ее утверждения, по сути довольно проста — это обещание или вознаграждения (в этой или той жизни), или неотвратимого возмездия. При этом вознаграждение стимулирует капитуляцию, а возмездие, которое должно неизбежно настигнуть вероотступников, призвано удержать их от ухода (81:) от гуру. Так что же, собственно, побуждает человека к капитуляции? Всегда ли сам гуру сознательно манипулирует учениками? Ведь некоторые из них, наиболее фанатично преданные своему учению, всего лишь стараются подражать своим прошлым учителям, от которых они получили эзотерические познания и глубокую убежденность в том, что покорность — необходимое условие любого ученичества. Поэтому традиционные гуру учат тому, чему учили их самих, и обращаются со своими учениками так, как с ними обращались их собственные духовные наставники. А посему покорность признается важнейшей составляющей их учения, она всячески укрепляется и вознаграждается, тогда как любая попытка отказа от нее осуждается. В ход идут особое внимание к наиболее послушным и одобрение их деятельности, а также наказание провинившихся. И хотя некоторые гуру и говорят, что сомнения в некоторой степени оздоравливают, любое проявление нелояльности влечет за собой наказание, иногда весьма утонченное. Сомневающийся никогда не войдет в круг ближайших сподвижников гуру. Свято веря в то, что для передачи их учения капитуляция абсолютно необходима, многие гуру прекрасно осознают, что манипулируют людьми с целью подчинения их себе, но считают, что действуют во благо людей. Такой подход оправдывает не только умышленную манипуляцию людьми, но и их заведомый обман, прикрываясь благой целью — избавить людей от сомнений и открыть им дорогу к духовному совершенствованию.
|
На самой начальной стадии обольщения гуру и его ближайшее окружение делают каждого потенциального ученика центром всеобщего внимания, так что он чувствует себя очень важной персоной. Затем следуют похвалы, награды, обещания неведомых доселе духовных переживаний, предложения дружбы и любви, — короче, полный набор благ. Те, кто знал новообращенного прежде, находят, что он выглядит абсолютно счастливым, что также свидетельствует в пользу правильности сделанного им выбора. Когда этот первый этап пройден, в ход пускается технология дезориентации. Необходимо подорвать доверие человека к себе и лишить его прошлых привязанностей и систем поддержки. Критическое мышление и опора на предыдущий опыт считаются здесь источником прошлых или настоящих проблем человека[24]. Один духовный лидер даже (82:) провозгласил самого себя настоящим отцом своих учеников, назвав биологических родителей «дьявольскими».
Весьма соблазнительно признать капитуляцию единственным правильный путь к достижению духовных вершин. Несогласным и сомневающимся обычно предъявляются два весьма весомых аргумента — возможность «познать Бога» и «выполнить свое кармическое предназначение». Что касается первого, то человек по своей сути не способен ни точно зафиксировать, ни полностью осознать, удалось ли достичь искомого, в результате чего чувствует себя неполноценным. В отношении второго роль гуру заведомо считается главенствующей, что исключает возможность совершить ошибку. Надо лишь следовать его мудрому руководству:
|
«Забудь, что я твой гуру, а ты мой ученик, ибо это сейчас неважно. Главное препятствие на твоем пути — отсутствие решимости. Пора отбросить в сторону все колебания и обрести мужество полностью отдаться чему-то. Неужели ты думаешь, что можно познать Бога, не посвятив ему всего себя целиком?»
«Может ли слепой судить о том, кто видит, а кто нет? Как может ученик знать, что в сердце у его гуру? Если он открывает свою душу гуру, то этим осуществляет свое кармическое предназначение. И если гуру не оправдывает доверие своих учеников, то это его плохая карма, а не их. Но может ли мудрец рубить сук, на котором сидит?»
В некотором смысле, при передаче ученику знания или мастерства заранее известна их особая цель и предсказуемый конечный результат. Так, например, людям говорят, что посредством особой медитации они могут увидеть некое голубое свечение или перед ними предстанет образ гуру, или произойдут другие необычные, казалось бы, явления. Любое обещание такого рода, по сути, мало что значит, поскольку в человеческом мозгу под воздействием внушения или самовнушения могут рождаться любые образы. Попытки же добиться обещанных высших ступеней трансформации сознания и, возможно, даже «просветления» могут растянуться не только на долгие годы, но и на всю оставшуюся жизнь[25]. (83:)
Как только ученику удается добиться определенных сдвигов в процессе перерождения, гуру и его окружение начинают всячески поддерживать, укреплять и усиливать веру в конечный успех мероприятия. Уже первое достижение такого рода, например, видение голубоватого свечения, преподносится как значительный шаг на избранном пути. Каждое заранее предсказанное переживание используется в качестве лишнего доказательства истинности учения гуру, что укрепляет его власть и авторитет. В действительности это лишь доказывает, что умело используемые приемы воздействия на человеческую психику, опирающиеся на знание ее свойств, позволяют добиться вполне предсказуемых результатов. В частности, людей приучают смотреть на гуру как на источник новообретенных положительных эмоций и ощущений, а затем, чтобы воспроизвести эти эмоциональные состояния, в сеансах медитации используют изображения гуру.
|
Сам по себе процесс капитуляции учеников перед Гуру может быть как постепенным, когда по прошествии времени они покоряются ему все больше и больше, так и быстрым, когда происходит фактически мгновенное обращение, сопровождающееся полной и безоговорочной капитуляцией. Такие быстрые и иногда неожиданные обращения к вере могут случаться в любой системе убеждений, хотя чаще их можно наблюдать в религиозных структурах. Всевозможные «видения света» позволяют ученику почувствовать себя свободным от старого багажа, обновленным и даже родившимся заново. Глубокое душевное потрясение, испытываемое в момент обращения, сопровождается, как правило, чувством глубокого облегчения, связанного с освобождением от прежней личности и обретением новой. Вся прошлая жизнь переоценивается с точки зрения нового мировоззрения, безвозвратно вытесняющего старое. Эйфория, порождаемая новым состоянием души, воспринимается как окончательное подтверждение истинности вновь обретенного знания, однако в действительности всякое изменение мировоззрения сопровождается душевным подъемом. А посему обещания гуру, прямые или косвенные, касающиеся удивительных и глубоких душевных ощущений, которые человек сможет пережить при условии подчинения гуру, отнюдь не оказываются пустым звуком. Убедившись в этом на практике, ученики начинают свято верить, что их гуру воистину является «просветленным». (84:)
Многие культы и евангелистские фундаменталистские религии не только применяют обращение, но и используют его в качестве важного свидетельства собственной истинности. Некоторые современные религиозные группы стимулируют обращение на своих «тренингах», доказывая отсутствие авторитаризма предполагаемым индивидуальным опытом переживания истинности этих вероучений. Однако на самом деле происходит нечто иное. Уже само по себе то, что столь многие группы со столь радикально различающимися вероучениями способны использовать единый прием, означает, что капитуляция перед каким-либо лидером или идеологией может мгновенно вызывать сильные чувства и приводить к полному перерождению личности. Ощущение обновления часто сопровождается полнейшим отказом от прежних моральных установок. Сила переживаний, испытываемых при обращении, заложена в психологическом переходе от запутанности к определенности. Затем возникает потребность поддерживать и защищать новые убеждения, не давая исчезнуть приятному чувству обретенной правоты.
Цена, которую за это приходится платить, — уступка одной из старейших форм авторитарного контроля над сознанием. Ее сила такова, что люди нередко готовы защищать святость авторитета даже ценой своей жизни. В этом случае перерожденный человек в конце концов отгораживается ото всего, что не согласуется с его новым, жестко очерченным мировоззрением. Он способен раскрыться только внутри своей группы, тогда как сама группа закрыта для посторонних. В итоге он чувствует себя комфортно только с теми, кто либо уже находится внутри системы, либо открыт для обращения в ту же веру.