Стадии культов: Обращение в паранойю




Большинство культов в своем развитии неминуемо проходят две хорошо различимые стадии, что свидетельствует о том, что это расчленение определяется механизмами функционирования любых авторитарных структур, а не учением конкретного гуру. Похожесть этих стадий у различных групп демонстрирует также, что лидер любого культа вступает на определенный путь, свернуть с которого крайне трудно, а скорее всего — просто невозможно.

Мессианское обращение

Все культы, в сущности, выполняют одну и ту же миссию, хотя каждый заявляет о своей исключительности. И лидер, и члены группы утверждают, что находятся на пике осознания истины, духовности, эволюции — чего угодно. Подразумевается, что они являются предвестниками Нового века, который оздоровит жизнь и разрешит все мировые проблемы. Пока какое-либо движение набирает силу и число его приверженцев растет, растет и вера в конечную цель и идеалы учения, при этом лидер излучает оптимизм и удовлетворенность, а лица участников группы светятся счастьем. По отношению ко всем остальным они испытывают и демонстрируют чувство превосходства, выражая уверенность, что только присоединившиеся к их движению смогут, когда настанет время, увидеть свет. (96:)

Эту первую стадию можно назвать мессианской, поскольку проповедники учения, как правило, заявляют, что все труды организации, включая труды гуру, направлены к высшей дели, выходящей далеко за пределы группы,, и эта цель — спасение человечества. Во время первой фазы; гуру уверен, что в конце концов его признают одним из тех, кто выведет, мир из тьмы. Основная, задача в это время — вовлечение в свои ряды все новых и новых обращенных. Паства растет, а с ней растет и власть гуру, и потоки изливаемой на него лести. Все это укрепляет уверенность гуру в том, что ему суждено стать признанным глашатаем нового порядка, и делает его счастливим и относительно милостивым ко всем, кто ему подчинился.

До тех пор, пока гуру все еще видит возможность реализации своих амбиций, он поддерживает власть, поощряя энтузиазм учеников похвалами и наградами, к числу которых относится и положение в иерархии. Пробуждая в своих адептах острое желание достичь духовного совершенства, гуру легко манипулирует ими, используя в качестве приманки обещания, что благодаря ему все непременно осуществится — возможно, даже в этой жизни. Атмосфера, царящая внутри группы, отражает настроение учителя — все предельно дружелюбны, участливо и активно помогают друг другу, испытывая чувство взаимной близости и единения. Все кажется совершенным, каждый уверенно продвигается по своему духовному пути. Гуру относительно доступен, очарователен, даже забавен. Все мечты представляются реальными — даже самые невероятные и, казалось бы, неосуществимые

Если ряды общины растут, новообращенные восторженны и энергичны, а внимание публики и прессы возбуждено, — следовательно, культ является жизнеспособным и процветающим. Подтверждением тому, что культы являются источником истинной духовности на планете, должен служить непрекращающийся приток новых и потенциальных членов. Прозелитов привлекает соблазнительная возможность творить добро и вера в то, что лучше делать это вместе с единоверцами. Ощущение себя в авангарде питает чувство морального превосходства над окружающими и эмоционально отсекает своих от чужих, что еще глубже связывает членов общины друг с другом. Такая обособленность культовых общин от внешнего мира превращает их, по сути, в закрытые системы, куда можно попасть только через новообращение. В конце концов, (97:) новообращенные — это приток как свежих духовных сил, так и материальных ресурсов.

Все наиболее известные культовые организации действуют сходным образом — они стараются, чтобы их активность по вербовке новых сторонников не слишком бросалась в глаза. Само новообращение обычно проводится под знаком оказания помощи или благодеяния. Членам общины внушается, что поскольку сами они находятся на вершине эволюции, забота о других — их святая обязанность Миссионеры уговаривают потенциальных новобранцев посетить вместе с ними показательные собрания общины, где также проповедуются соответствующие идеи. При этом с гостями обращаются с подчеркнутым и весьма лестным вниманием, всячески поощряя их интерес, а затем их обычно заставляют «делиться своими переживаниями» с другими

Такой «обмен опытом», будучи более завуалированным способом обращения, весьма эффективен, поскольку позволяет привлечь в группу большее число новичков. Менее очевидно, но не менее важно другое: чем активнее новые или потенциальные члены делятся своими переживаниями, с посторонними, пытаясь объяснить, в чем состоит привлекательность их группы, и защитить ее, тем сильнее они сами отождествляют себя с группой Новообращенные, как правило, обладают большим1 энтузиазмом, но часто еще недостаточно привязаны к группе эмоционально. В этой ситуации само их участие в процедуре вербовки является своеобразной разновидностью «посвящения» в полноценные члены общины.

Приемы, используемые приверженцами культа для привлечения свежих сил,, весьма напоминают флирт и любовное обольщение Группа изливает на потенциальных новых членов огромное количество сфокусированной энергии и внимания, пока они не покорятся ее авторитету, за которым, разумеется, стоит авторитет гуру и система его убеждений. Когда вербуемый наконец капитулирует, все начинают поздравлять его с этим радостным событием. Все это слегка напоминает свадьбу и медовый месяц, который длится до тех пор, пока группа не переключается на что-либо другое. (То же самое и в романтической любви — после завоевания объекта желания интерес обольстителя к нему угасает.) По завершении стадии «медового месяца» новообращенных ждет новая роль — из обольщаемых они должны превратиться в обольстителей. (98:)

Незаметно коварные приемы обольщения, завоевания и подчинения, используемые для привлечения неофитов, все глубже затягивают и самих вербовщиков. Чем более сильными они ощущают себя во взаимодействии с чужими, представая перед ними в роли обладателей тайного знания, тем больше они верят в собственную избранность. Чем больше они преуспевают в пробуждении у слушателя любопытства и желания приобщиться к новой вере, тем больше обретают уверенность в себе. Эти чувства усиливают их убежденность, что они находятся на правильном пути. Обретенный неиссякаемый источник положительных чувственно-эмоциональных ощущений используется в качестве доказательства того, что они действительно нашли истину.

Власть имущие и верующие несомненно чувствуют себя лучше, чем слабые и лишенные моральной опоры. К сожалению, стремление к душевному комфорту слишком часто ведет к самообману. Сама по себе убежденность уже дает человеку преимущество перед сомневающимся, а чем глубже эта убежденность, тем более сильным он себя ощущает. Это, безусловно, привлекает окружающих, что, в свою очередь, усиливает его убежденность, — так возникает характерный замкнутый круг. Отказаться от убеждений, которые способствуют усилению власти, чрезвычайно трудно. Для того чтобы успешно торговать чем-либо, очень важно верить в то, что ты торгуешь чем-то действительно стоящим, а поверить в это гораздо легче, если ты заинтересован в успешности сделки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: