Сохранение превосходства




Капитуляция перед авторитетом является неотъемлемой частью психологической основы авторитарной иерархии. Властные структуры, особенно те, которые претендуют на духовное лидерство, опираются на иерархию ценностей, согласно которой вождь признается наиболее достойным и безупречным изо всех людей или вообще существом иного порядка. Далее приоритет отдается прямому наследнику или кругу приближенных. Таким образом, находящиеся на каждом уровне фактически отгорожены ото всех остальных, но (85:) особенно непреодолимая преграда отделяет всю структуру от тех, кто находится вне ее. Таким образом, капитуляция перед лидером (или гуру) означает вынужденную капитуляцию и перед самим авторитарным принципом иерархических взаимоотношений, подразумевающим господство и подчинение[26].

Когда новые ощущения становятся привычными, эйфория исчезает, и вновь приходят сомнения. Чтобы не дать Ослабнуть чувству преданности, необходима система поддержки, укрепляющая новую человеческую личность. Принцип работы данной системы во многом напоминает пресловутый педагогический прием «кнута и пряника». Чтобы сильнее сплотить группу вокруг себя, сделать ее приоритетной ценностью, гуру постоянно поощряет учеников, внушая им, сколь важно единение. При этом ужесточаются требования к покорности как единственному способу достижения духовного прогресса и обретения свободы от собственного «я». Что же касается «пряника», то его роль играют вожделенные эзотерические знания — тот самый ключ от таинственной двери в царство спасения и очищения, который гуру готов передать лишь тем, кого сочтет «созревшим». Ожидание каждой новой «порции» сокровенного (ученики никогда не получают все сразу) удерживает возле гуру поклонников, жаждущих подтверждения своей исключительности. Ведь с каждым шагом они обретают знание, недоступное остальным.

Любой конфликт учеников с гуру трактуется как их отказ склониться перед высшей истиной, как негативное проявление их прежнего «я» или как нежелание порвать со старыми привязанностями. Поскольку вначале подчинение вызывает лишь положительные эмоции, это обстоятельство используется для мощного психологического давления. Ведь если люди начинают ощущать себя более достойными и открытыми, то они ошибочно делают вывод, что все способствующее этому также должно быть истинным и благим. Так «ощущение себя хорошим» и раскрытие границ своей личности ошибочно приравнивается к истине. И наоборот, все, что противоречит установкам гуру, получает клеймо «негативного», и любая информация, не согласующаяся с принятыми убеждениями, отторгается и преследуется. Такой прием успешно противостоит возникновению любых нежелательных эмоций в качестве ответной реакции на то, с чем трудно смириться. (86:)

Люди, власть которых основывается на подчинении окружающих, используют богатый набор приемов, позволяющих им отвергать и подавлять все, что ставит под сомнение или оспаривает их статус, поведение или убеждения. Они высмеивают или пытаются запутать людей, которые задают провокационные вопросы. Их излюбленный прием, простой, но безотказный, сводится к тому, чтобы простонапросто «отфутболить» спрашивающего, попытавшись продемонстрировать окружающим его глупость или некомпетентность. К примеру, стоит кому-нибудь спросить, почему тот, кто проповедует аскетизм, живет столь расточительно, в ответ он услышит следующее: «Вы просто не понимаете истинной природы аскетизма, которому нет никакого дела до показной роскоши. Аскетизм — это полная свобода от привязанностей и сопоставлений. Неужели вы думаете, что все это имеет для меня какое-либо значение? Но поскольку это важно для вас, и вы склонны сравнивать себя с другими, то, следовательно, вы не свободны. А только полностью свободный человек может постичь Вселенную». Такой ответ, как вы понимаете, никак не связан с заданным вопросом, однако в нем содержится намек на то, что, следуя учению гуру, каждый сможет приобщиться к тем же благам.

Еще одна из уловок, весьма эффективных и успешно используемых в обиходе любым гуру, заключается в том, что любые трудности и проблемы объявляются посланными специально для того, чтобы «испытать веру» его сподвижников. Умение с достоинством преодолевать все препятствия свойственно лишь истинно верующим. Чем труднее испытание, тем большее удовлетворение получает его преодолевший. При этом сам гуру подвергается наиболее трудным испытаниям и искушениям, а посему любой его эксцентричный и экстравагантный поступок может быть оправдан. Стоит отказаться от здравого смысла, и логически опровергнуть истинность любого утверждения уже невозможно. Вот почему даже самые высокообразованные интеллектуалы, попав в «сети» идеологии, готовы поверить во все, что угодно, сделать все, что угодно, и оправдать все, что угодно.

Учитывая, что власть гуру зиждется на покорности учеников, неудивительно, что некоторые гуру объявляют проявленные по отношению к ним неповиновение и неуважение самыми серьезными проступками, которые могут наиболее пагубно отразиться на духовном (87:) состоянии ослушников, или даже, более того, наполнить тысячи других человеческих жизней болью и страданиями. Такая угроза — весьма эффективное средство добиться требуемой покорности.

Для утверждения своей веры и своего авторитета духовные лидеры всегда прибегали к помощи таинственных и сверхъестественных сил. Даже в наше время находятся люди, готовые поверить в то, что способность совершать какие-либо действия, не поддающиеся простому объяснению и выглядящие как чудо, доступна только тому, кто имеет доступ к истинному, высшему знанию. Если бы ктото вдруг пролетел над землей, как птица, то многие люди отнеслись бы к рассказам того, кто это видел (или кому показалось, что он видел) вполне серьезно.

Издавна было известно о существовании людей, обладавших особой божественной силой. Они пользовались славой целителей, умели передавать энергию на расстоянии, владели магией и даром материализации объектов. Один гуру утверждал, что может научить людей становиться невидимыми и левитировать. Глядя на подобные явления, невольно задаешься вопросом — что же в действительности при этом происходит? Является ли все это просто хитроумным трюком или же демонстрацией реальных, пока необъяснимых, потенциальных способностей человека? Где кроется источник энергии, исходящей от гуру, — в нем самом или же в его аудитории, обладающей повышенной восприимчивостью, которой он успешно манипулирует? И что представляет собой та энергия или сила, с помощью которой творятся подобные чудеса, — действительно ли она признак духовности? Или же это нечто похожее на тот экстаз, в который впадают юные поклонницы рок-звезд, падающие в обморок при появлении своих кумиров? Иными словами, всегда ли особые способности являются признаком особой мудрости?

Все это, безусловно, представляет большой интерес, однако в контексте наших рассуждений куда важнее выяснить не природу сверхъестественных явлений, а то, для чего их обычно используют. Можно бесконечно спорить о реальности магических действий, а вот цель их демонстраторов вполне ясна и заключается, прежде всего, в желании добиться превосходство над толпой, укрепить в ней веру в свою связь с могущественными потусторонними силами и заставить окружающих трепетать и преклоняться. И если авторитет устанавливается с помощью подобной магии, то можно с уверенностью (88:) утверждать, что безотказно сработал древнейший способ установления авторитарного контроля над человеческим разумом.

Но какие бы силы не пускались в ход с целью дискредитировать здравый смысл и заставить людей слепо следовать за лидером, к мудрости все это не имеет никакого отношения. Утверждение, что мудрость подтверждается магическими способностями, оспаривается даже традиционными восточными мыслителями. Считается, что любой, кто попытается использовать сверхъестественные силы или сам окажется в их власти, подвергается величайшей опасности, которая только может подстерегать человека на духовном пути. Обычно к чудесам прибегают для того, чтобы произвести впечатление. Но что для нас действительно является тайной, это то, почему люди демонстрируют свои необычные способности столь неуместным или даже тривиальным образом. Конечно, целительство, что ни говори, вещь хорошая, однако этот дар не обладает тем масштабным планетарным воздействием, которого можно было бы ожидать от объявляющего себя избранником Божьим. Впрочем, мир, находящийся на грани саморазрушения, ради своего спасения может использовать все, что ему предлагают. Но все же те, кто готов прибегнуть к любым экстраординарным средствам, лишь бы заставить других ему поклоняться, вызывают подозрения[27].

Гуру обычно трактуют свою исключительность как итог целой серии очищений, через которые они прошли в течение прежних жизней. Негласно считается, что человек не может достичь просветления за одну жизнь, как бы не старался. Ведь намного легче заставить человека покориться некому воплощению Совершенства, нежели себе подобному. Вот почему гуру всегда заботятся о том, чтобы по отношению к ним применялись эпитеты, обычно используемые, когда речь идет о божестве, — всемогущий, всемудрый, всеблагой и т.п. Ну и конечно же, все они заявляют, что могут показать людям путь к спасению, просветлению, блаженству, самопознанию, бессмертию, покою, победе над страданиями и познанию самого Бога. Путь этот весьма труден, однако цель в высшей степени привлекательна. Вступившего на него вдохновляет и укрепляет обещанная гуру безграничная любовь. Впрочем, совершенно неважно, какого рода эмоциональная связь при этом устанавливается, — главное, что (89:) она обусловлена капитуляцией и послушанием. Гуру умело насаждает те идеалы, которые укладываются в концептуальные представления его последователей о духовности и чистоте, не забывая при этом отметить ту мудрость, которую они проявили, всецело ему доверившись. Фактически, каждый слышит то, что хочет услышать.

Главный обман, на котором основаны почти все уловки, сводится к утверждению, что гуру вообще не имеют корыстных интересов. Традиционное понимание «просветленности» позволяет обману править свободно, поскольку гуру причисляют к категории «находящихся за пределами знаний и суждений других». Поэтому гуру удается логически обосновывать любое свое противоречивое поведение. Помимо этого, учеников весьма привлекает несложная мысль о том, что, достигнув просветления, можно делать все что угодно, и они тайно надеются на то, что, благодаря самопожертвованию, придут именно к этому. Такая психология позволяет успешно процветать мировоззрению Единства, основанного на целостности всего сущего как конечной реальности. В свете подобных представлений любое обособление или индивидуализация считаются либо абсолютно иллюзорными или, в лучшем случае, менее реальными, чем единение. В системе ценностей этого мировоззрения гуру представляет собой центральную фигуру — некое реальное, не имеющее «эго», воплощение такого Единства. Таким образом, концепции Единства и просветления, создавая замкнутую систему, работают в тандеме, где одно подтверждает другое: идеология Единства утверждает существование некоторого числа просветленных, которые, в свою очередь, удостоверяют истинность идеологии Единства.

Избранные должны свято верить не только в возможность будущего просветления, но и в праведность всего учения в целом. Знание того, чего другие люди не знают, но очень хотят узнать, автоматически определяет господство гуру. Люди, не верящие себе, ищут того, кому бы они могли полностью довериться. В результате власть захватывают те, кто выдвигает идею, четко выражающую то, что все хотят услышать. Кроме того, чтобы собрать последователей, необходимо уметь управлять человеческими притязаниями и заблуждениями и пообещать осуществление всех их желаний. Убежденность, в сочетании с традиционной схемой Единства, позволяет гуру относительно легко сохранять неприступные позиции. К тому же, использование словесных формул, проистекающих из идеологии (90:) Единства, например: «Мы все едины» или «Все совершенно», не представляет особой сложности и к тому же позволяет отклонить любые претензии или сомнения. Поэтому любой считающийся непререкаемым лидер с легкостью может прибегнуть к простой старой уловке — заявить, что в своих бедах каждый виноват сам[28].

Еще одной уловкой, непременно используемой в рамках идеологии Единства, является придание отрешенности от всего мирского статуса величайшей ценности. Проще говоря, всякая привязанность к индивидуальному, к тому, что выпадает из общей концепции Единого как некой объективной реальности, является проявлением субъективизма, а значит, препятствует достижению просветления. Эта концепция побуждает людей отдавать все, чем они владеют, в том числе и самих себя, своему духовному учителю, поскольку, любые привязанности внутри материального мира препятствуют достижению просветленности. Проповедь отречения и самопожертвования авторитарна по определению — ведь именно авторитет диктует, от чего следует отречься. Если человек проникается вышеизложенной идеологией, то отречение от имущества, связей и даже от самого себя может вначале улучшить его самочувствие, потому что со всем этим часто связаны весьма болезненные проблемы[29].

В основе авторитарного контроля заложен неосознанный принцип, согласно которому принятие новых убеждений способно сгладить существующие противоречия[30]. Мы считаем, что любое немедленное решение проблем, порожденных авторитарным контролем, приводит к тому, что они перерастают в проблемы завтрашнего дня. (91:)

Атака на разум

Чтобы поддерживать контроль над сознанием, необходимо подорвать доверие человека к себе. Для этого все, что способствует формированию и укреплению веры человека в собственные силы, вероломным образом разрушается. Вера в себя базируется на использовании в качестве обратной связи личного, непосредственного жизненного опыта, а также на формировании ментальных и перцепционных инструментов и схем для обработки, интеграции и оценки связи человека с внешним и с внутренними миром.

Обычно предполагается, что природа духовности не только в корне отлична от повседневной жизни, но и что это вообще вещи несопоставимые. Из этого делается вывод, что способы определения истинности или осмысленности утверждений, проистекающих из жизненного опыта, неприменимы к так называемым высшим истинам, носителями которых служат гуру и религия. Это многовековое деление на духовное и мирское глубоко проникло во все сферы цивилизации. Мы считаем такой раскол трагедией, приводящей к широко распространенному у современных людей распаду психики. Внутренняя битва между предположительно высшей и низшей (хорошей и дурной) частями человеческого «я» часто приводит к психологическим конфликтам, поскольку люди утрачивают способность воспринимать себя как целостное человеческое существо [31].

Мы никоим образом не отрицаем самой возможности трансцендентного опыта, недоступного восприятию разумом, и его (92:) важности. В действительности любой опыт по своей природе не вмещается в рамки тех понятий, с помощью которых люди пытаются его описать. Ведь невозможно с точностью передать ни смысл красного цвета, ни сущность того, что такое любовь. Верно также и то, что разум имеет пределы. Но несправедливо делать из этого вывод, что разум бесполезен или даже вреден, когда требуется свести все эти опыты воедино и извлечь из них общую сущность. Разум и здравый смысл можно назвать полезными инструментами, совершенно необходимыми при анализе и классификации явлений, и отвергать их чрезвычайно рискованно.


Восточный взгляд на просветление как на что-то лежащее за пределами разума, позволяет гуру отрицать разум[32]. Уже одно это делает гуру неподвластным никакой внешней оценке, что весьма опасно, ибо автоматически освобождает его от ответственности за какое бы то ни было поведение. На любые претензии гуру может с легкостью ответить: «Поскольку вы не обладаете просветленностью, вам просто не дано понять то, что я делаю». Если соглашаться с таким подходом, всякое несоответствие между идеалами и реальными делами становится вполне допустимым. Гуру может отразить любую претензию или критику, сказав: «Это твоя проблема, и тебе мешает твое эго». У самого гуру, конечно же, вообще нет «эго». Расхожие фразы, используемые в качестве барьеров, ограждающих от всего, что подрывает духовный авторитет, звучат примерно так: «Это всего лишь ненужное умствование» (или аналитичность, рациональность, психологизм); «Это сопротивляется твое эго»; «Ты руководствуешься умом, а не сердцем»; «Это низменные соображения из материального мира» и т.п.[33]

Как только способность критиковать «обезврежена», последователи начинают воспринимать самые причудливые и несообразные поступки гуру как должное. Гуру проповедуют Единство бытия, изолируя в то же время себя от всех тех, кто с ними не согласен. Они проповедуют аскетизм, а живут в роскоши. Они проповедуют равенство, а требуют поклонения от своих последователей, которые, следуя примеру своего идола, пытаются ставить себя выше тех, кого считают менее духовными. Все, что бы ни делал гуру, может рассматриваться в качестве испытания веры и преданности. (93:)

Гуру отрицают разум как путь к пониманию. Когда они пускаются в дискурсивные изыскания, то часто особую ценность придают парадоксу. Парадокс является легким способом манипулирования сознанием. Неважно, какое положение ты занимаешь, тебе все равно дают понять, что гуру знает то, что неведомо тебе. Парадокс обычно завершается сдвигом уровней абстракции. В эзотерической «духовности» это представляет собой сдвиг из сферы индивидуализированного существования к абстрактному уровню абсолютного Единства. Например, когда рассматриваешь бытие как нечто состоящее из отдельных сущностей, то отдельные люди закономерно представляются вместилищем страдания. Концепция Единства разделывается с индивидуумами. Путем комбинирования различных уровней и игнорирования того, что они различны, могут быть сделаны парадоксальные утверждения типа: «Страдание существует, однако никто не страдает» и «Все несовершенства совершенны». Изменяя таким образом контекст, можно почти все обратить в парадокс, служащий намеком на особую мудрость. Парадокс может также использоваться для оправдания какого угодно поведения, в том понимании, что гуру говорят о существовании в нем якобы скрытого смысла, являющегося частью парадоксальной природы вещей, и понятного, конечно же, только им[34].

В некоторых кругах стало модным порочить разум и превозносить чувства и интуицию, пытаясь с их помощью превозмочь сухость механистичной науки и линейного мышления. Но апелляция к чувствам или интуиции без разума свидетельствует о подходе столь же одностороннем и ограниченном, как и при использовании одного лишь разума. Ибо как ум бесплоден без сердца, так и сердце черство или хаотично без ума. Жить творчески — это искусство объединять чувство и понимание. Без разума легко стать «истинным верующим», принимающим те убеждения, которые порождают желаемые эмоции. Здесь если и используется мысль, то лишь для того, чтобы защитить убеждения путем сооружения неуязвимой, закрытой системы, непроницаемой для логики, неподобающих опытов и попыток прояснить противоречия. (94:)

Разумность подразумевает способность реагировать на информацию — как внутреннюю, так и внешнюю — путем адекватных изменений. Вмешательство в этот процесс является одним из самых коварных и часто применяемых авторитарных приемов — отрицается или подвергается резким нападкам собственный житейский опыт последователей, а также их аналитические способности. Это позволяет лидеру манипулировать даже высокообразованными людьми, особенно если их образованность не принесла им удовлетворения.

Наличие разума еще не гарантирует мудрости. Однако он является инструментом для обобщения опыта, из которого рождается вера человека в себя, а это не менее важно, чем мудрость. Когда же на критический разум навешивается ярлык бездуховности или когда его называют препятствием к постижению высшей истины, то создается впечатление, что нет другого пути, кроме как принять точку зрения или идеологию некоего высшего авторитета.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: