Из всего многообразия способов ремонта деталей необходимо выбрать наиболее целесообразный способ, которым будут восстанавливать изношенную поверхность.
Для этого происходит последовательный отсев способов ремонта по трем критериям - техническому, технологическому и технико-экономическому.
При выборе способа ремонта по техническому критерию оценивают возможность применения таких способов, которые позволили бы восстановить данную поверхность детали по условию kдi≥kд. То есть коэффициент долговечности способа ремонта должен быть больше или равен заданному. Значения коэффициентов долговечности kд разных способов восстановления можно взять из таблицы 3.1.([1], стр. 18).
После отсева по техническому критериям для каждого дефекта отбираются способы ремонта по технологическому критерию. В этом случае происходит оценка с позиции технологической возможности устранить данный дефект. Происходит сравнение технологических возможностей способов ремонта с теми требованиями, которые выдвигает данный дефект поверхности детали. Помимо этого, происходит проверка возможности данного способа обеспечить требуемую толщину наращиваемого слоя. Условие проверки при одностороннем износе:
где: - обеспечиваемая данным способом ремонта предельная толщина наращиваемого слоя на сторону, приведенная в ([1], стр. 18)
- требуемая толщина наращиваемого слоя на сторону, которая рассчитывается по формуле
здесь: - максимальный износ поверхности на сторону;
- односторонний припуск на обработку после восстановления детали j -м способом, приведенный в ([1], стр. 18)
Последний этап выбора способа восстановления поверхностей из всех, прошедших отбор по техническому и технологическому критериям способов ремонта - технико-экономический. Выбирают такой способ, у которого коэффициент экономической эффективности был бы наименьшим, т.е. происходит минимизация расходов на ремонт: ([1], табл. 3.1, стр. 18)
Отбор способов ремонта последовательно по техническому, технологическому и технико-экономическому критериями можно свести в таблице заполняемую отдельно для каждой ремонтируемой поверхности (табл. 1,2).
Дефект 1: Выбор способа ремонта поверхности 35
. =(0,006+2)=2,006мм≤∆=3мм (Наплавка под флюсом)
. =(0,006+2)=2,006мм≤∆=3мм (В среде защитных газов (СО2))
. =(0,006+1)=1,006мм ≤∆=2мм (Вибродуговая)
. =(0,006+2)=2,006мм≤∆=3мм (В водяном паре)
Таблица 1
Критерий | Способ ремонта |
Технический | 1. Механизированная наплавка под слоем флюса (kд1 =0,79) 2. Механизированная наплавка в среде защитных газов (СО2) (kд2 = 0,63) 3. Вибродуговая (kд3 = 0,62) 4. Механизированная наплавка в среде водяного пара (kд4 =0,67) |
Технологический | 1,2,3,4 |
Технико-экономический | Механизированная наплавка в среде защитных газов (СО2) (k=0,16) |
Дефект 2: Выбор способа ремонта поверхности 25±0,008
1. =(0,005+2)=2,005мм≤∆=3мм (Наплавка под флюсом)
. =(0,005+2)=2,005мм≤∆=3мм (В среде защитных газов (СО2))
. =(0,005+1)=1,005мм ≤∆=2мм (Вибродуговая)
. =(0,005+2)=2,005мм≤∆=3мм (В водяном паре)
Таблица 2
Критерий | Способ ремонта |
Технический | 1. Механизированная наплавка под слоем флюса (kд1 =0,79) 2. Механизированная наплавка в среде защитных газов (СО2) (kд2 = 0,63) 3. Вибродуговая (kд3 = 0,62) 4. Механизированная наплавка в среде водяного пара (kд4 =0,67) |
Технологический | 1,2,3,4 |
Технико-экономический | Механизированная наплавка в среде защитных газов (СО2) (k=0,16) |
Выбранные способы позволяют разработать технологический маршрут ремонта детали.