Лекция 10. Политическая культура и коммуникация.
План
1. Политическая культура. Функции, структура. Основные концепции.
2. Средства массовой информации и политическая коммуникация.
Понятие «политическая культура» появилось в 18 веке в трудах немецкого философа-просветителя И. Гердера. Теории политической культуры сформировались в 50-60 годы ХХ века. Дискуссии о политической культуре в политологии идут в нескольких направлениях. Толкотт Парсонс (амер.социолог) с точки зрения структурного функционализма в основу понятия политической культуры положил те ценности, которые поддерживают нормальное функционирование политической системы. Дейвид Истон (амер.политолог) рассматривал политическую культуру как совокупность только тех представлений и ценностей, которые определяют политические действия. Психологический подход, представленный Габриэлем Алмондом и Сиднеем Вербой (амер.плит.) рассматривает политическую культуру как систему политических ориентаций и убеждений, свойственных отдельной личности, существующих в индивидуальном сознании и часто не совпадающих мнением большинства.
В настоящее время в политологии сложилось три основных подхода к трактовке политической культуры. 1. Политическая культура представляет собой всю совокупность духовных явлений (Г. Алмонд, С. Верба). 2. Политическая культура – это проявление нормативных требований (С. Вайт), совокупность образцов поведения человека в политике (Дж. Плейно), матрица поведения человека в политике, ориентирующая его на определенные нормы поведения в политике (М. Даглас). 3. Политическая культура – это способ политической деятельности человека, предполагающий воплощение его ценностных ориентаций в практическом поведении (И. Шапиро, П. Шаран).
Обобщая различные подходы, можно дать следующее определение:
Политическая культура – совокупность форм поведения людей в политической сфере, отражающая их ценностные представления о политике. Политическая культура отражает качественное состояние политической жизни, а именно:
- уровень ее демократичности,
- эффективность функционирования политической системы,
- степень политической активности людей,
- уровень их политической компетенции,
- тип поведения людей в сфере политики,
- сложившиеся механизмы и способы отношения к власти и ее реализации.
Политическая культура основана на способности людей к организованному взаимодействию в процессе достижения целей.
Политическая культура оказывает непосредственное влияние на политический процесс, на формирование власти, способы достижения ее легитимности, степень и формы участия граждан в политической жизни общества.
Функции политической культуры.
1. Идентификации – определения человеком своей групповой принадлежности. Данная функция раскрывает постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности, в определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности.
2. Ориентации – объяснение смысла политических явлений. Характеризует стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе.
3. Адаптации и социализации – освоения политических норм и образцов поведения. Адаптация передает потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий. Социализация проявляет обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы.
4. Интеграции – сохранения целостности государства; она обеспечивает различным группам возможность сосуществования в рамках данной политической системы.
5. Коммуникации – осуществления взаимодействия субъектов политики. Показывает уровень взаимодействия всех субъектов и институтов власти на основе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информирования и общения.
В различных исторических условиях — чаще всего при нестабильных политических процессах — некоторые функции политической культуры могут сворачиваться и даже прекращаться. Например, при кризисе (экономическом, социальном, политическом) значительно снижается коммуникативная способность норм и традиций государственной жизни, в результате чего неизбежно обостряются споры между различными общественными группами по поводу правительственного курса. В переходных процессах нередко возрастает способность политической культуры к разложению (дезинтеграции) формы правления либо институтов, которые основаны на непривычных для населения целях и ценностях.