КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Финансы»
Тема: «Бюджетный процесс в Российской Федерации»
Выполнил: студент группы ВЗБ5ЭК-21 Понидаева Дарья Теймуровна «12» июля 2017 г. | |
Руководитель: _________________________________ (ученая степень, ученое звание должность) Туваев Артем Владимирович (ФИО, подпись) «___»______________20__г. |
Курсовая работа защищена с оценкой
________________________________
Вологда, 2017
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ)
«МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (МУБиНТ)»
ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Понидаевой Дарья Теймуровны
(Ф.И.О. студента)
на тему: «Бюджетный процесс в Российской Федерации»
Оценка соответствия подготовленности курсовой работы к защите
Требования к уровню подготовленности курсовой работы | Оценка | ||
Не соответствует | В основном соответствует | Соответствует | |
Актуальность темы работы | |||
Полнота обзора темы | |||
Степень комплексности работы, использование знаний различных дисциплин | |||
Качество оформления материала | |||
Выводы по полученным результатам | |||
Практическая значимость работы |
Замечания по курсовой работе:_______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Руководитель _____________________________________________________
(ученая степень, ученое звание, должность)
__________________________________________________________________
(Ф.И.О, подпись)
«__» __________20__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………4
1. Бюджетный процесс в Российской Федерации …….………………6
1.1. Понятие, задачи и этапы бюджетного процесса. Участники бюджетного процесса и их полномочия……………………………………….6
1.2. Основы составления, рассмотрения и утверждения бюджетов…..8
1.3. Исполнение бюджетов……………………………………………….11
1.4. Бюджетный процесс федерального уровня………………………..13
2. Организация бюджетного процесса ……………………………….19
2.1 Стадия составления бюджета……………………………………….19
2.2 Стадия рассмотрения и утверждения бюджета……………………23
2.3 Стадия исполнения бюджета………………………………………..26
2.4 Стадия утверждения отчета об исполнении бюджета…………….28
3. Направления реформирования бюджетного процесса в РФ ….30
Заключение ………………………………………………………………35
Список использованных источников и литературы ………………37
Приложения ……………………………………………………………..39
Приложение 1 (Этапы или стадии бюджетного процесса)
Приложение 2 (Порядок рассмотрения и утверждения федерального бюджета)
Введение
В условиях рыночной экономики государственные финансы выполняют своё общественное назначение – перераспределение ограниченных финансовых ресурсов с помощью государственного посредника – бюджетной системы. Определение понятия бюджетная система установлено в действующей редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации ст. 6: бюджетная система РФ это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
|
И соответственно, бюджетный процесс Российской Федерации (тема курсовой работы) – это деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и других участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов на федеральном уровне, уровне субъектов РФ и уровне муниципальных образований.
Особенности бюджетного процесса определяются формами правления и государственного устройства. Для федеративных государств (коим является Российская Федерация), характерны единство бюджетного процесса и одновременно его децентрализация. При этом единство определяется общностью принципов и конституционно-законодательной базы организации бюджетного процесса. Децентрализация проявляется в вертикальном измерении, т.е. на каждом бюджетном уровне бюджетный процесс осуществляется в самостоятельном режиме. И горизонтальной децентрализации, следствием чего бюджетный процесс на всех уровнях не концентрируется в рамках одной организационной структуры, а строится на взаимодействии между собой многих таких структур, каждая из которых обладает собственной компетенцией и выполняет свою особую роль в этом процессе.
|
В главном законе страны Конституции РФ, закреплены принципиальные нормативно-правовые основы бюджетного процесса, определены главные участники бюджетного процесса (ст. 106, ст. 114, ст. 105) и их полномочия. В ст. 132 Конституции РФ закреплены полномочия местного самоуправления по формированию, утверждению и исполнению местных бюджетов.
Цель курсовой работы – обозначить задачи бюджетного процесса, установить круг участников бюджетного процесса и их полномочия. А также рассмотреть стадии бюджетного процесса в целом и по отдельности, на каждом уровне бюджетной системы: федеральном, региональном и уровне муниципальных образований в соответствии с действующим бюджетным законодательством (по возможности на конкретных примерах). В практической части курсовой работы попытаться в соответствии с действующими положениями рассчитать заработную плату работникам муниципальных учреждений.
Стабильность и достаточность формирования финансовых ресурсов, необходимых для реализации полномочий органов государственной власти, безусловно, относится к числу наиболее актуальных проблем в области среднесрочного и текущего прогнозирования, требующих серьезного осмысления и практического решения. В связи с этим является актуальным рассмотрение бюджетного процесса и его реформирования.
Объектом данной курсовой работы является – бюджетный процесс в РФ.
Целью курсовой работы является изучение бюджетного процесса, а также реформирования бюджетного процесса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие и рассмотреть организацию бюджетного процесса;
- дать характеристику стадий бюджетного процесса и его участников;
- рассмотреть процесс реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации.
Бюджетный процесс в Российской Федерации
1.1. Понятие, задачи и этапы бюджетного процесса. Участники бюджетного процесса и их полномочия
Понятие бюджетного процесса установлено в Бюджетном кодексе Российской Федерации (далее БК РФ), в статье 6: бюджетный процесс – регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учёта, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчётности.[8,С.370]
Основными задачами бюджетного процесса являются:
– выявление материальных и финансовых резервов государства;
– максимально приближенный к реальности расчёт доходов бюджетов;
– максимально точный расчёт расходов бюджетов;
– обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов;
– согласование бюджетов с реализуемой экономической программой;
– осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими и т.д.
Этапы стадии бюджетного процесса можно представить виде схемы, видна этапов их взаимосвязь собой (см. Приложение 1).
В разделе V бюджетного и их являются:
– Президент РФ;
– высшее субъекта РФ, муниципального образования;
(представительные) органы власти органы местного (далее законодательные (представительные) органы);
исполнительные органы власти распорядительные органы образования);
– банк РФ;
– контроля;
– управления государственными фондами;
– распорядители средств;
– главные администраторы доходов бюджета;
главные администраторы (администр источников финансирования
– бюджетных средств.[1]
полномочия – установленные БК принятыми в с правовыми регулирующими бюджетные органов государственной иных участников процесса регулированию и осуществлению процесса. качестве полномочия участников которым отнести власти.[8,С.373]
(представительные) рассматривают и об исполнении, осуществляют контроль за исполнением, формируют определяют правовой статус органов, осуществляющих исполнением соответствующих бюджетов.
Исполнительные органы (исполнительно-распорядительные) органы муниципальных обеспечивают составление проекта бюджета (проекта и финансового плана), вносят с необходимыми документами и материалами утверждение законодательных (представительных) органов, и утверждают методики и или порядки предоставления трансфертов. А обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчётности, представляют об исполнении бюджета на утверждение (представительных) органов, обеспечивают управление государственным долгом. В финансовые органы составляют проект бюджета бюджета и среднесрочного финансового плана), его с необходимыми документами и внесения законодательный орган, организуют исполнение бюджета, устанавливают составления бюджетной отчётности. Отдельно установлены полномочия финансов министра РФ, казначейства, Федеральной финансово-бюджетного надзора.
С 2007 г. – и с 2008 г. для муниципальных вступили в нормы БК РФ временной финансовой это – федеральный орган государственной власти субъекта РФ), уполномоченный исполнительным органом власти РФ) подготавливать и осуществлять по восстановлению субъекта РФ (муниципального оказывать содействие власти (органам государственной субъекта в осуществлении отдельных бюджетных органов субъектов РФ (органов осуществлять и или бюджетных полномочий исполнительных государственной субъектов РФ (местной администрации).
1.2. Основы и утверждения бюджетов
любого разрабатывался и на в и длится 1 31 декабря. соответствии бюджетного удлинение БК определения:
текущий финансовый – бюджета, проекта финансовый год год и плановый период);
– очередной финансовый год год, следующий за финансовым годом;
– период два финансовых следующих за финансовым годом;
отчётный финансовый год, предшествующий финансовому году.[5,С.102]
Разработкой бюджетов исполнительной власти, Министерство финансов финансовые органы РФ и Составление бюджета на:
– бюджетном послание Президента РФ;
– развития территории;
направлениях бюджетной и налоговой политики.
Бюджетное Президента имеет ключевое для всех уровней власти РФ, в нём определяется бюджетная РФ на очередной финансовый год среднесрочную перспективу. отличие президентского Послания Федеральному которое общие векторы развития, бюджетное послание своей носит конкретный и представляет собой задание для РФ, которые ему необходимо в области финансов.
Первостепенное значение прогноз социально-экономического соответствующей Он одобряется соответствующими исполнительными власти менее трёх При этом социально-экономического развития на очередной финансовый год на очередной год и период.
с о исполнительные представляют законодательный (представительный) документы:
– основные направления бюджетной и налоговой политики;
итоги развития соответствующей за текущего финансового и ожидаемые за текущий год;
– социально-экономического соответствующей территории;
– прогноз основных (общий объём доходов, общий дефицита (профицита) бюджета) бюджета соответствующей территории на очередной и плановый период среднесрочного плана;
– записку проекту бюджета;
– методики (проекты распределения межбюджетных трансфертов;
– верхний государственного долга на очередного года (на очередного года и конец периода)
– программы государственных (муниципальных) на очередной финансовый год (очередной год плановый период);
– проект программы государственных внешних финансовый год финансовый год плановый период);
– проекты государственных (муниципальных) на очередной финансовый период);
– программы бюджетных финансовый (очередной и плановый период);
оценку исполнения текущий финансовый год;
проекты о бюджетах государственных внебюджетных фондов;
– предложенные (представительными) органами, органами судебной органами государственного финансового контроля, созданными (представительными) органами, проекты смет указанных представляемые в случае разногласий органом в отношении указанных смет;
– материалы.
соответствии 26. 04.2007 реализован регулирования составления проекта установлению конкретного за исполнительными соответствующего уровня Исходя этого принципа, для всех бюджетной устанавливающие:
общие к социально-экономического развития;
к СПФ субъекта РФ образования;
показателей, в проекте (решения) о и требования, к нему и документам числе исключение из состава материалов, не используемых составлении бюджетов);
реализация целевых программ;
этапы и составления бюджета;
– новые планирования инвестиций;
– прогнозирования планирования бюджетных в числе: раздельного расходов исполнение принимаемых обязательств.[6,С.328]
известный международной практике метод «с трёхлетки», при ранее становятся добавлением ним года. этом третий не означает на эти не главных межбюджетных Таким образом, метод «скользящей трёхлетки» обеспечивает, стабильность предсказуемость бюджетных и, другой на меняющуюся реструктуризацию новых приоритетов бюджетной политики.
В целях повышения бюджета введено понятие «условно утверждённые расходы», под ассигнования, не в плановом по разделам, подразделам, и видам в структуре расходов бюджета. Общий объём (утверждённых) расходов в случае принятия трёхлетнего должен превышать:
– первый общего расходов бюджета;
– на планового периода общего бюджета.
Это позволяет создать на случай непредвиденного сокращения который случае подтверждения прогнозов доходов может для принятия новых обязательств очередном цикле.
Порядок и представления, проекта (решения) утверждения для федерального БК бюджета – субъекта актом представительным муниципального В предельные представления бюджета на депутатским корпусом:
– проекта федерального – 26 августа;
– субъекта – 15 октября;
проекта местного до ноября.
Принимая во принцип самостоятельности (представительным) власти субъектов и местного самоуправления самостоятельно определить, процедуру закона (решения) о и его утверждения. При этом проекта закона (решения) должно обеспечено до очередного финансового года.[8,С.387]
В если закон (решение) бюджете не в силу с начала года, то вводиться временного управления бюджетом.
Исполнение бюджетов
бюджетов – из бюджетного процесса которая предусматривает полного своевременного поступления предусмотренных по доходов финансирование всех экономное использование определяет возможность приоритетных бюджетной политики в целом, субъекта и муниципального образования.[8,С.387]
В настоящее основные исполнения бюджетов всех бюджетной системы страны, регламентирует Бюджетный кодекс На власти возлагаются организация исполнения и исполнение управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. С 01.01.2006 исполнения бюджетов», которое возложено на органы Федерального казначейства (ст. РФ), при этом под обслуживанием проведение и операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из Основы кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы установлены ст. 2411Бюджетного РФ (Приложения и №3[3]).
Бюджеты уровней бюджетной Федерации на основе кассы и подведомственности расходов.
Принцип единства предусматривает всех поступающих привлечение и финансирования бюджета и осуществление расходов с бюджета, за исключением операций по бюджета, осуществляемых за пределами в законодательством Российской Федерации.
подведомственности расходов означает, бюджетных средств, получать бюджетные и обязательств только главного распорядителя средств, в ведении которого они находятся.
бюджетов включает в себя:
– доходам БК РФ);
– по расходам РФ);
– исполнение по источникам финансирования бюджета
(ст. 219БК РФ).
бюджетов на основе сводной росписей бюджетных росписей распорядителей средств плана. Порядок составления сводной бюджетной росписи, росписи распорядителей (распорядителей) соответствующим финансовым по внебюджетным органом управления. Утверждение сводной внесений неё осуществляется руководителем органа. должны соответствовать (решению) о бюджете.
составляется, и главным распорядителем бюджетных средств главным источников финансирования же в порядке вносятся бюджетную Показатели росписи соответствовать бюджетным и лимитам обязательств, утверждённых росписью, бюджетной росписью распорядителя бюджетных средств.
Утверждённые показатели сводной по расходам доводятся распорядителей бюджетных средств начала финансового года. Наряду сводной бюджетной на каждом бюджетной системы соответствующий кассовый план (смотри 2171БК РФ).
системы обладают иммунитетом, который представляет правовой режим, при котором обращение на бюджетов осуществляется на основании судебного исключением случаев, установленных Бюджетным В целевого и рационального бюджетное не допускает средств на банковских получения дополнительных процессе исполнения бюджета бюджетных средств на депозитах полученных доходов в доверительное управление.
источникам финансирования дефицита осуществляется главными администраторами, финансирования дефицита бюджета в соответствии бюджетной росписью в порядке, установленном финансовым органом.
31 декабря. Завершение операций органами Федерального по распределению поступлений финансового года между бюджетной Российской Федерации и их соответствующие бюджеты в пять рабочих дней Бюджетные ассигнование, бюджетных обязательств предельные объёмы текущего финансового прекращают своё 31 декабря.[4]
Необходимо о бюджетном и бюджетной представляет собой систему сбора, обобщения информации денежном выражении состоянии финансовых и обязательств Федерации, субъектов и муниципальных а также операциях, изменяющих обязательства. Бюджетный осуществляется в с планом включающим в бюджетную РФ.[5]
отчётность РФ, образований казначейством, органами субъектов финансовыми на сводной бюджетной соответствующих средств. отчётность является отчёт является и утверждается органом власти субъекта местной администрацией.
исполнении бюджета его рассмотрения законодательном подлежит внешней ст. кодексом представление, рассмотрение годового об исполнении (представительным) (решения). всех бюджетного финансовый контроль (см. БК РФ гл. 26).
Бюджетный федерального уровня
Составление проекта федерального бюджета и осуществляется Правительством РФ. Начиная 2005 г. проекта федерального бюджета на организация этой работы в соответствии с «Положением разработке финансового плана и проекта федерального закона о бюджете очередной финансовый (утвержденного Постановлением от 06.03.2005 №118).
В целях взаимодействия органов власти проекта бюджета о бюджете образуется комиссия.
финансовый РФ (ПФП) проект федерального бюджете (проект бюджета) из функционирования экономики на среднесрочный и развития очередной финансовый среднесрочную перспективу с:
– Бюджетным кодексом РФ;
бюджетной политикой, в ежегодном Послании Федеральному собранию Бюджетном послании РФ;
программой – РФ на перспективу;
о результатах направлениях Правительства.
Организация по ПФП проекту в графиком, в этапу исполнители, сроки адреса сроки рассмотрения документов. Непосредственно ПФП и федерального является РФ (Минфин).
Составление ПФП и бюджета сложная многоуровневая которой задействованы органы власти, разрабатывающие в своих полномочий комплекс документов. Первым этапом в составления проекта формирование основных характеристик (доходы, расходы, дефицит профицит). Так, формирование основных характеристик федерального на 2008–2010 на Бюджетном послании Федеральному РФ «О бюджетной политике в 2008–2010 гг.» бюджетной среднесрочную перспективу, на и экономическому РФ, безусловном учёте бюджетных расходов. федерального гг. ПФП РФ 2007–2008 утверждённого распоряжением РФ от г. №1860-Р.
За показатели умеренно варианта сценарных развития РФ цен (тарифов) продукцию (услуг) естественных на 2008 период 2010 Важными отличительными подготовки проектировок являются: их и трёхлетний закона; изменение доходов в их не нефтегазовые, определением размера трансферта, направляемого расходы бюджета; выделение составе бюджета фонда и определение первый и годы планового нераспределённой части эквивалентном 2.5% 5% от части, «скользящей трёхлетке» к планированию обязательств.
с проектировками характеристик федерального на 2008 и период до было расходов федерального на указанный по ведомственной и разделам классификации бюджетов. документов использовались Минфином РФ указания по показателей перспективного плана 2007–2009 гг. части показателей гг. формированию проектировок на г. по планирования[6].
На этапе проекта федерального была всех параметров на 2008 и до г., осуществлено формирование проекта федерального с документами и материалами.
предельно график работы 2007 г. проекту бюджета 2008–2010 гг. Правительству РФ раннее проекта федерального бюджета в Государственную РФ в апреле г. (нормативный БК РФ 26 позволило утвердить бюджет уже 2007 г.
основные моменты составления бюджета, которые мы рассмотрели примере федерального на 2008–2010 гг.
с задачей, поставленной РФ в послании Федеральному собранию о бюджетной в 2006 г. – модернизации и составления бюджета, в том числе целесообразности перехода проекта федерального закона о федеральном в Государственной в (в прежней редакции БК РФ федерального рассматривался в чтениях).
Порядок представления, рассмотрения проекта и его определяется кодексом РФ. вносит на рассмотрение Думы Федерального собрания закона федеральном бюджете не позднее 26 августа текущего федерального закона на финансовый год и показатели утверждённого федерального планового периода утверждает показатели года планового что предусматривает:
– и рассмотрения проекта закона о бюджете на финансовый плановый период в втором чтениях;
– утверждение увеличения или утверждённых показателей ведомственной структуры расходов бюджета.
Проект федерального бюджета представляется в одновременно со следующими на очередной финансовый год плановый период:
– бюджетной и политики;
– предварительными социально-экономического развития за истёкший период финансового и ожидаемыми РФ текущий финансовый год;
прогнозом РФ;
прогнозом основных параметров бюджетной системы РФ;
ожидаемого исполнения за текущий год;
к проекту закона бюджете;
доходов федерального и финансирования бюджета;
обязательств, исполнению том за счёт бюджетам РФ;
обязательств, исполнению счёт средств федерального бюджета, и по ним;
основными показателями государственного оборонного заказа;
– о программ;
– адресной инвестиционной программой;
пределом государственного долга РФ состоянию на очередного финансового периода;
– проектом программы и государственных экспортных кредитов;
проектами программ государственных внутренних внешних РФ;
– и долга государств перед по состоянию конец финансового обязательств и заёмщикам;
– пределом предоставления государственных гарантий РФ лицам на привлечение внешних заимствований разбивкой по годам, за иностранных кредитов (заимствований), на финансового года каждого года периода;
– программы государственных РФ иностранной валюте программы гарантий Федерации в РФ;
– предложениями минимальному размеру а также о порядке индексации заработной работников федеральных бюджетных учреждений, денежного содержания (денежного федеральных государственных служащих;
расчётами доходов бюджета, средств поколений, прогнозируемого средств фонда Фонда поколений на и очередного года планового периода.[9.С.311]
Одновременно проектом федерального закона о федеральном бюджете на финансовый год и плановый Правительство РФ вносит Государственную думу федеральных законов:
– утверждении отчёта исполнении федерального и бюджетов внебюджетных фондов финансовом году;
– о государственных фондов Российской в отчётном году;
– страховых тарифах на социальное страхование от несчастных случаях на и на финансовый и период.
федерального Советом Государственной Федерации, права законодательной в комитеты думы внесения замечаний предложений, в РФ на Проект бюджета направляется в Комитет бюджету и по рассмотрению и проекта Государственная рассматривает проект закона о бюджете на финансовый год плановый п чтениях (см 2).
Федеральный 2008 и 2009–2010 годов» принят одобрен Советом подписан Президентом №198-ФЗ, 31 статью 48 приложений.
Основы исполнения бюджетов рассмотрены в курсовой работе 1.3. бюджетов. Организация исполнения федерального бюджета возлагается Министерство финансов РФ. России федеральный бюджет на казначейское бюджета.
Исполнение федерального основе отражения и системе Федерального казначейства. бюджета находится Центральном процесса Министерство финансов роспись расходов бюджета исполнение а также все операции, с бюджет доходов.
финансов РФ представляет ежеквартальные отчёты исполнении бюджета в Федеральное один годового отчёта об исполнении федерального в Счётную палату Федеральным законом об утверждается отчёт исполнении бюджета отчётный финансовый с указанием объёма доходов, дефицита федерального бюджета.
главе. В кодексе Российской в дано определение процесса. Где процесс – регламентируемая законодательством Федерации государственной власти, местного самоуправления участников бюджетного процесса и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению бюджетов, контролю за исполнением, осуществлению бюджетного учёта, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчётности.
курсовая выданной теме должна раскрыть все моменты, указанные определении бюджетного первую очередь я обозначила задачи бюджетного то есть, для чего необходима деятельность данного процесса. определила самих участников процесса, а также полномочия.
подробно рассмотрела все бюджетного процесса. проекта бюджета осуществляется исполнительной власти, которые этом этапе с учётом налоговой и денежно-кредитной политики, основные направления расходования Следующим этапом бюджетного процесса является процедура и принятия закона (решения) бюджете. Завершающая это исполнение закона о бюджете, которая контроль исполнением осуществление бюджетного учёта и отчётности. На каждом уровне бюджетной системы Российской бюджетный процесс осуществляется с учётом законодательства.