Под редакцией Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой
Издание 2-е, переработанное и дополненное
Допущено Министерством образования
Российской Федерации в качестве учебного пособия
для педагогических училищ
Санкт-Петербург
ИЗДАТЕЛЬСТВО «АКЦИДЕНТ
ББК 74.100.5
М63
Авторы:
Л.А. Каменева, Н. Н. Кондратьева,
Л. М. Маневцова, Е. Ф. Теретьева.
Рецензент:
старший преподаватель кафедры
дошкольного воспитания ЛОИУУ
М. Н. Попова
Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности "Дошкольное образование"/ Л. А.Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой, - СПб.: АКЦИДЕНТ,
1998. - 319 с.: ил.- Изд.2-е, переработанное и дополненное.
ISBN 5-88375-051-6
В пособии в соответствии с программой учебного курса рассматриваются общие основы природоведения, а также задачи, содержание, методы и формы организации природоведческой работы в детском саду. Особое внимание уделено вопросам охраны природы, экологическому воспитанию подрастающего поколения.
В первом издании пособие вышло под названием " Методика ознакомления детей с природой в детском саду".
ISBN 5-88375-051-6 ББК 74.100.5
Каменева Л, А., Кондратьева Н. Н.,
Маневцова Л. М., Терентьева Е. Ф., 1992
С изменениями. Колл. авт., 1998
Оформление, Изд-во «Акцидент», 1998
ПРЕДИСЛОВИЕ
В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережению генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения - школьников и дошкольников.
|
Настоящее пособие предназначено для студентов дошкольных педагогических училищ - будущих воспитателей. Освоение детьми основ экологической культуры во многом зависит от воспитателя детского сада: от его экологической и методической грамотности, понимания важности экологического воспитания в формировании личности воспитанников, от умений создавать условия для подобной работы, увлечь детей и увлекаться этими проблемами самому.
Предлагаемое пособие является вторым, переработанным и дополненным изданием книги «Методика ознакомления детей с природой в детском саду», выпущенной издательством "Просвещение" в 1992 году.
Настоящее издание пособия подготовлено с позиций современных взглядов на проблему экологического образования детей дошкольного возраста, что определило и новое название книги "Мир природы и ребенок". В книге нашли отражение результаты научных исследований в области дошкольного природоведения и экологического воспитания детей, проведенных авторами под руководством к, п. н. П. Г. Саморуковой, апробированные в дошкольных учреждениях Санкт-Петербурга, Новгорода, Мурманска, Нижнего Новгорода, Вологды, Иркутска, Комсомольска-на- Амуре, Нальчика и др. городов России.
Существенно переработаны параграфы: «Содержание и задачи экологического воспитания детей», «Планирование работы», «Диагностика экологической воспитанности детей дошкольного возраста», «Праздники и досуги» и др.
|
Учебное пособие дополнено приложением, содержащим примерный план диагностики педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, конспекты типовых занятий и экскурсий, сценарий представления на экологическую тему.
Раздел 1
ОСНОВЫПРИРОДОВЕДЕНИЯ И ОХРАНЫПРИРОДЫ
Глава 1. Основные сведения о Земле
§ 1. Земля как планета
Планета Земля наряду с другими планетами, кометами, астероидами, метеоритным веществом входит в состав Солнечной системы, которая в свою очередь является частью громадной звездной системы — Галактики. Солнечную систему образуют девять больших планет со спутниками и единственная звезда - Солнце, около которой обращаются все тела системы.
Солнце — это раскаленный газовый шар. Температура на его поверхности 6000 °С, а в центре — до 20 миллионов градусов. Солнце — источник света, тепла и жизни в Солнечной системе.
Вследствие притяжения Солнца, на различных расстояниях от него обращаются шарообразные тела, светящиеся отраженным солнечным светом. Это — планеты. Они различны по величине. Ближайшие к Солнцу планеты — Меркурий, Венера, Земля и Марс— относительно невелики, остальные — Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон — гораздо больше по своим размерам.
Форма Земли. Долгое время люди считали Землю плоским телом. Однако учение о шарообразности Земли возникло еще до нашей эры. А первые доказательства того, что Земля имеет форму шара, принадлежат древнегреческому ученому Аристотелю. В дальнейшем доказательств шарообразности нашей планеты становилось все больше. Сегодня, если взглянуть на фотографии Земли, сделанные космонавтами или спутниками с больших высот, не возникает сомнения в том, что она имеет форму шара. Градусные измерения и геодезические съемки показали, что Земля не идеальный шар: земной шар сплюснут с полюсов.
|
Шарообразность Земли обусловливает закономерное уменьшение угла падения солнечных лучей на ее поверхность в направлении от экватора к полюсам, поэтому прогревание поверхности уменьшается в этом же направлении. В зависимости от этого земной шар делят условно на пояса: жаркий (по обе стороны экватора), два холодных (вокруг полюсов) и два умеренных (между ними). Форма Земли определяет также зональность природы на земной поверхности (климат, почва, растительность, животный мир).
Движения Земли. Земля совершает несколько видов движений, главные из которых — суточное вращение вокруг своей оси и годовое обращение вокруг Солнца.
Вращаясь с запада на восток, Земля совершает полный оборот вокруг своей оси за 24 часа. Земная ось — это воображаемая прямая линия, проходящая через Северный и Южный полюса. Мы не замечаем вращения Земли, так как все, что находится на ней, тоже вращается.
Следствием вращения Земли вокруг своей оси является смена дня и ночи: когда на освещенной половине Земли бывает день, на неосвещенной — ночь. Эта смена происходит довольно быстро, что очень важно для развития жизни на Земле.
Вращаясь вокруг своей оси, Земля движется в то же время вокруг Солнца со скоростью 30 км/с и совершает полный оборот за 365 дней 6 часов 9 минут 9 секунд. Это время называется годом. Земля в течение года проходит громадный путь (орбиту), представляющий собой замкнутую кривую в форме эллипса (овала). Земная ось в процессе годичного движения остается в неизменном положении: она наклонена к плоскости орбиты под углом 66,5°. Вследствие этого северное и южное полушария получают неодинаковое количество света и тепла — от этого и происходит смена времен года. Солнечные лучи в течение года по-разному освещают северное и южное полушария, меняется высота солнца над горизонтом, а в связи с этим и нагревание земной поверхности, а также продолжительность дня и ночи. 21 марта и 23 сентября солнечные лучи падают отвесно на район экватора. К северу и югу от экватора угол их падения уменьшается, теневая линия проходит через полюсы, поэтому на всех широтах день равен ночи. 22 июня в полдень солнце стоит в зените над Северным тропиком — этот день (день летнего солнцестояния) в северном полушарии является самым длинным в году.
22 декабря солнце в полдень находится в зените над Южным тропиком (день зимнего солнцестояния). Этот день в нашем северном полушарии является самым коротким в году, а солнце занимает самое низкое положение над горизонтом. Дни летнего и зимнего солнцестояния являются астрономическими сроками наступления лета и зимы.
Космос (Вселенная) оказывает большое воздействие на нашу планету. Земля получает от Солнца лучистую энергию — источник тепла и основной двигатель всех земных процессов. Земля в силу всемирного тяготения воздействует на небесные тела и одновременно испытывает на себе влияние других небесных тел Солнечной системы.
Вопрос и задание. 1. С чем связана смена времен года? 2. Определите сроки наступления разных сезонов в вашей местности.