Экологическое воспитание в повседневной жизни




Основные знания о природе воспитанники младших групп получают не на занятиях, а в повседневной жизни. Поэтому воспитателю необходимо целенаправленно и постоянно вести эту работу, помогать детям накапливать представления о природе, поддерживать их любознательность и активность.

Работа в уголке природы. Осень. Уже в первые дни пре­бывания детей в детском саду воспитатель привлекает их к рассматриванию растений и животных уголка природы. Посте­пенно приучает малышей к совместным действиям по уходу за ними: предлагает налить воду в лейку, полить растение, насы­пать корм рыбке, зернышек птичке. Постепенно к выполнению таких поручений привлекаются все воспитанники группы. Учас­тие детей в выполнении трудовых поручений воспитателю необ­ходимо учитывать.

Работа по формированию у детей элементарных умений (по­ливать комнатные растения, удалять пыль с крупных листьев, систематически кормить и поить животных) организуется на протяжении всего года в виде индивидуальных поручений или с подгруппами в 2—3 человека. Одновременно детей побуждают к наблюдению. Воспитатель предлагает посмотреть, куда поплы­ла рыбка, как она хватает корм; какие у птички перышки, клюв; куда повернулись листья растений и т. д.

Воспитатель учит замечать некоторые повадки животных: как передвигается, ест, какие звуки издает. Приучает называть сами объекты и их признаки.

Зима. В зимнее время уголок природы становится важным средством экологического воспитания малышей. Под руководст­вом воспитателя дети приучаются к несложному уходу за ком­натными растениями и животными: поливают, моют растения, кормят животных. Воспитатель привлекает внимание малышей к состоянию растений и животных, связывает их состояние с уходом: «Птичка звонко поет, она веселая, потому что в клетке чисто и она сыта. Мы о ней позаботились».

Вместе с воспитателем дети выращивают зеленый корм для животных. В середине зимы высаживают лук.

Весна. Воспитатель продолжает работу, начатую осенью и зимой. Основная задача — накопить представления о наиболее ярких явлениях, происходящих в уголке природы весной: рост растений, цветение; рост активности животных, появление у них детенышей. Воспитатель организует наблюдения за перво­цветами, которые приносит в уголок природы, за молодыми животными — котятами, щенками, цыплятами и т. д. Можно сравнивать по внешнему виду и повадкам маленьких животных со взрослыми. Важно учить детей правильно вести себя: не шуметь, не обижать животных.

В уголке природы вместе с детьми воспитатель выращивает лук, настурцию или другие растения, учит детей ухаживать за ними (поливать).

Лето. С наступлением лета уголок природы выносится на веранду или на участок. Воспитатель продолжает знакомить детей с растениями и животными, учит ухаживать за ними, поддерживает любознательность. Время от времени он приносит новых обитателей (жук, бабочка, стрекоза и т. д.), учит детей рассматривать их, бережно к ним относиться.

В результате наблюдений и труда в уголке природы у детей формируются конкретные представления о внешнем виде расте­ний, некоторых способах ухода за ними. Дети должны научиться различать отдельных животных по внешнему виду и поведению, бережно к ним относиться и обеспечивать элементарный уход (кормить, поить).

Наблюдения и труд на участке детского сада. Осенью воспитатель ежедневно организует наблюдение за состоянием погоды. Для того чтобы дети научились обращать внимание на температуру воздуха, он предлагает им одеть куклу на прогулку. С детьми необходимо советоваться, что лучше надеть на куклу. По мере похолодания воспитатель обращает внима­ние на то, как одеты сами дети. Он предлагает потрогать остывшие предметы: скамейку, стену дома, камешки и т.д. В дни, когда солнце то ярко светит, то прячется за тучи, необ­ходимо «поискать» солнышко, спросить ребят, почему потемнело или стало светлее. Следует обращать внимание детей на ветер, а для этого полезно выносить на прогулку вертушки, бу­мажные ленточки, вместе с детьми надувать воздушный шарик. Осенью организуют наблюдение за дождем: слушают, как он стучит по крыше, в стекла окон; смотрят, как на улице появляются лужи.

Воспитатель учит детей различать части суток. С этой целью задает вопросы: «Когда тебя привели в детский сад?», «Когда тебя возьмут из детского сада?», «Что ты делаешь ночью?»

Детей упражняют в различении деревьев и кустарников, организуя игры-упражнения «Добеги до дерева (куста)», «Пока­жи, где дерево, где куст». Воспитатель неоднократно обращает внимание детей на высоту, толщину деревьев, предлагает обхва­тить ствол, потянуться к верхушке. Следует показать детям поверхностные корни дерева, листья, ветви, кору. Во время яркого расцвечивания листьев и листопада детей упражняют в различении их; дети собирают листья в букеты, которые при­носят в группу.

Периодически следует привлекать детей к рассматриванию травянистых растений, еще цветущих осенью на участке. Пред­ложить назвать знакомые, познакомить с новыми. Сравнивать их по высоте, цвету цветков, запаху и другим признакам, по­любоваться их красотой. На одной из прогулок организуется наблюдение за уборкой урожая старшими детьми. Детей при­влекают к посильной помощи. На следующей прогулке малыши помогают взрослым выкапывать бархатцы, астры, пересаживать их в ящики для уголка природы. Выкапывая растения, воспи­татель объясняет детям, что они росли в земле. Просит показать корни, стебли, цветки, листья.

Осенью педагог организует наблюдения за животными, пти­цами. Обращает внимание детей на их внешний вид, повадки, учит отличать друг от друга, называть. Следует ежедневно вы­носить корм для птиц, построить для них кормушку, приучать детей заботиться о них, сострадать им.

На прогулке организуют труд детей: расчистку дорожек от листьев. Малышей привлекают к помощи старшим детям.

Зима. Зимой используют различные способы, чтобы помочь детям осознать изменения температуры воздуха: воспитатель вместе с ребенком одевает куклу, готовясь к прогулке, напоми­ная при этом, что на улице холодно, сильный мороз и поэтому куклу нужно тепло одеть. На прогулке предлагает детям на короткое время снять варежки и ощутить холод. Обращает внимание на то, как тепло одеты дети и взрослые.

В начале зимы после снегопада рекомендуется провести целевую прогулку по участку и показать детям, как много вокруг снега, который лежит на земле, на деревьях, на ска­мейках, на заборе, на крышах домов. Следует обратить вни­мание ребят на то, как скрипит снег, какой он легкий, пу­шистый (сдуть с ветки кустарника). Затем на последующих прогулках можно знакомить детей со свойствами снега: лег­кий, холодный, белый, из него можно лепить, на нем можно оставить следы, отпечаток какого-нибудь предмета (силуэт зай­чика, елочки, домика и т. д.).

Познакомиться со свойствами снега детям помогают разно­образные наблюдения, игры, упражнения: например, снять ва­режки и подержать комочек снега на ладони; потрогать снег, лежащий на скамейке, руками. Дети осознают, что снег холод­ный; чтобы показать, что он легкий, воспитатель предлагает подбросить его вверх лопаткой, понаблюдать, как он падает, оседая на пальто, рукавички, шапки.

Для знакомства детей со свойствами снега на прогулку сле­дует выносить формочки, метелки, лопатки, пластмассовые и фанерные фигурки животных. Вместе с воспитателем дети лепят из снега снеговиков, животных, домики для игрушек.

Малышей знакомят и со свойствами льда: холодный, скольз­кий, крепкий (твердый), прозрачный, хрупкий, тает в руках. Для этого изготавливают цветные льдинки из воды, делают ледяные дорожки, каток и горку для кукол, рассматривают предметы через пластинки льда, наблюдают, как по льду на коньках катаются дети и взрослые. Можно предложить воспи­танникам подержать льдинки в руках без варежек: они смогут ощутить, что лед холодный, в руках тает.

С малышами организуют наблюдение за играми и забавами старших детей: сооружение снежных городков, катание на лы­жах, коньках и т. д.

Детей продолжают знакомить с состоянием растений зимой. Организуют наблюдения за деревьями, кустарниками. Обращают внимание на то, что нет листьев, травы. Воспитатель помогает детям определить относительную толщину стволов деревьев, их высоту, длину ветвей. Если на участке растет ель или сосна, предлагает полюбоваться ими на фоне белого снега, потрогать, понюхать душистую, колючую хвою.

Ежедневно педагог выносит зерно или хлебные крошки, что­бы вместе с детьми подкормить птиц. Чтобы привлечь птиц, корм для них необходимо регулярно бросать в одном и том же месте. Кормовой столик или кормушку следует расположить в удобном для наблюдения месте, чтобы дети могли сами положить корм. Хорошо, если кормушка видна из окна групповой комна­ты. Для привлечения снегирей в кормушку кладут ягоды ряби­ны, плоды ясеня, сирени, собранные осенью старшими детьми. Для привлечения синиц к кормушке подвешивают несоленое сало. Наблюдая за птицами, необходимо обращать внимание на их внешний вид, повадки.

Наблюдения детей следует сопровождать художественным словом — читать стихи, рассказы. Полезно организовать игры: ходить важно, как голуби; прыгать и махать «крыльями», «кле­вать» зерна, как воробьи.

Весна. В начале весны следует обращать внимание детей на то, что солнце стало ослепительно ярким. Полезно понаблюдать за солнечным лучом (солнечным зайчиком).

Весной организуются игры с водой. Воспитатель обращает внимание на ее свойства (течет, в ней отражаются предметы), пускает в ручеек пластмассовые, бумажные, деревянные лодочки, и дети наблюдают, как они плывут. Большой интерес вы­зывает у них игра-календарь «Какая сегодня погода?». Каждый день, возвращаясь с прогулки, ребята переводят стрелку так, чтобы она указывала на картинку, соответствующую данной погоде.

Малышей привлекают к наблюдению за ветром: они выно­сят на участок бумажные султанчики, вертушки; подставляют лицо ветру.

В конце весны у малышей формируют знание о свойствах песка и глины. С этой целью организуют игры: выкладывание различных форм из сырого песка с помощью формочек, соору­жение построек. Детям показывают, что сухой песок рассыпа­ется — из него нельзя сделать постройки. Если песок полить водой, он становится влажным, пластичным. Время от времени воспитатель возвращается к подобным играм.

Проводится наблюдение за растениями: отмечается появле­ние зеленой травы, листьев на деревьях. Детей привлекают к рассматриванию первоцветов (мать-и-мачеха), первых цветущих растений цветника (крокус, тюльпан, нарцисс), учат узнавать и называть их.

Наблюдение за растениями занимает большое место в орга­низации прогулки с детьми весной. Воспитатель учит детей узнавать и называть 1—2 дерева, некоторые кустарники, тра­вянистые цветущие растения. С этой целью он предлагает детям поискать, где выросла зеленая травка, появились первоцветы, листья на деревьях и кустарниках. Воспитатель учит бережно обращаться с растениями: определять их особенности, используя обследовательские действия — обвести по контуру, чтобы рас­познать форму листа, цветка; понюхать и определить наличие запаха; погладить (листок, кору дерева) и узнать, гладкая или шероховатая поверхность; обхватить ствол руками и узнать, какой он. Всякий раз воспитатель проявляет свое отношение к объектам: восторгается, сочувствует, сопереживает. «Заражает» своими эмоциями детей, это ведет к проживанию ситуации и полезно для воспитания отношения к природе.

У малышей есть своя грядка на участке. Хорошо посадить на ней весной лук, горох, бобы.

С появлением насекомых на прогулку нужно выносить стек­лянные баночки, коробочки, чтобы понаблюдать за жуками, бабочками. При этом следует соблюдать осторожность, чтобы не принести им вреда. Воспитатель учит детей отличать насекомых по внешнему виду, замечать характерные особенности повадок (жук ползает, бабочка порхает и т. д.), объясняет, что они живые и их надо оберегать.

Весной на участке появляется множество птиц: они оживлены, ищут корм, строят гнезда, поют. Малышам нужно показать скворцов, грачей, их гнезда. Обратить внимание на повадки птиц.

Во время прогулки можно увидеть жабу, лягушку. Иногда лягушку помещают на 1—2 дня в террариум, чтобы наблюдать за ней некоторое время, а затем выпускают на волю.

Полезно организовывать с детьми разнообразные игры с при­родным материалом, дидактические игры с предметами природы и настольно-печатные. Такие игры, как «Чудесный мешочек», «Угадай, чего не стало», «Кто как кричит?», «Малышам», «На­ши цветы» и т.д., помогают закрепить знания о природе, фор­мируют внимание, развивают память, речь.

Лето. Летом на даче возможности ознакомления с природой практически не ограничены. Весь день, за исключением корот­кого времени еды и сна, дети проводят на участке детского сада.

Продолжается наблюдение за состоянием погоды. По некото­рым признакам дошкольники начинают определять теплое и жаркое время дня. Воспитатель помогает им осознать это с помощью вопросов: почему ты сегодня снял теплую одежду? А вчера почему не снимал курточку (рубашку)? Почему сегодня такие горячие камни (песок)?

Продолжается наблюдение за ветром. Воспитатель выносит на прогулку вертушки, бумажные ленточки. Обращает внима­ние на то, как раскачиваются деревья, шумят и трепещут на ветру листья.

Знания о воде и песке, глине становятся все более точными. Если воспитатель систематически организует игры с этими при­родными материалами, дети узнают, что вода льется, течет, нагревается от солнечного тепла. Из влажного песка и глины можно делать постройки, лепить. Дети накапливают представ­ления о том, что в воде одни предметы тонут, другие плавают.

Воспитатель продолжает проводить наблюдения и игры, уп­ражняя детей в определении частей суток, в ориентировании в пространстве.

В течение лета педагог обогащает представления детей о растениях. Несколько раз обходит с ними участок, показывает, что растет в цветнике, на огороде, обращает внимание на появ­ление новых растений. Знакомит с названиями некоторых цве­тущих растений (анютины глазки, незабудка, ноготки, львиный зев и т.д.). Приучает ухаживать за растениями огорода, цвет­ника. В процессе наблюдений и ухода за растениями дети по­лучают первоначальные знания о том, что растения растут, тянутся к свету, что они живые. Несколько раз в течение лета малышей привлекают к сбору урожая: земляники, моркови, гороха, редиса.

Летом расширяются возможности для ознакомления детей с животными. Воспитатель обращает внимание ребят на повадки животных, приучает бережно к ним относиться.

На прогулке следует проводить различные дидактические игры с использованием природных объектов (плоды, листья, цветы). Это такие игры, как «Угадай на ощупь», «Чудесный мешочек» (с усложнением задач и правил), «Кто что ест» и т.д. Часто используют настольно-печатные игры «Ку-ка-ре-ку», «Ма­лышам», «Цветы», «Домашние животные» и т.д. Воспитатель может придумывать игры и сам.

Летом педагог знакомит детей с новыми литературными произведениями о природе: «Петушок с семьей», «Уточки» К. Ушинского, «Еж» Е.Чарушина, «Свети, свети, солнышко» Е. Благининой, «Земляничка» Н. Павловой, «Арбуз» З. Алек­сандровой и т. д.

К переходу в среднюю группу у детей накапливаются кон­кретные представления о некоторых объектах и явлениях при­роды, на основе которых возможно дальнейшее расширение и углубление знаний, формирование трудовых умений и навыков, воспитание бережного отношения к природе.

Вопросы и задания. 1. Какие условия необходимо соз­дать в младших группах для экологического воспитания? 2. Каким требованиям должен отвечать подбор животных и растений в уголке природы для малышей? 3. Составьте перечень растений и животных для ознакомления с ними детей младших групп (с учетом особенностей местного природного окружения). 4. Составьте перспективный план экологического воспитания на сезон.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: