Экологическое воспитание на занятиях




 

В подготовительной к школе группе в центре внимания вос­питателя стоят работа по обобщению и систематизации знаний детей о природе, формирование первоначальных понятий, по­зволяющих детям шире ориентироваться в окружающем. Усвое­ние знаний такого характера обусловлено дальнейшим развити­ем у старших дошкольников целой системы познавательных умений, таких как умения анализировать объект или явление, сравнивать, обобщать по выделенным признакам, умение уста­навливать связи между фактами.

Решение этих сложных задач требует системы специально организованных занятий.

Наряду с занятиями, на которых осуществляется формирова­ние конкретных представлений о животных, растениях, явлениях неживой природы, широко используются занятия, обобщающие знания детей. Они проводятся методом беседы, сравнительных и обобщающих наблюдений и имеют целью формирование понятий, систематизацию накопленных представлений.

Для того чтобы обобщения на занятиях не заучивались деть­ми формально, воспитателю предварительно необходимо орга­низовать целую систему работы, обеспечивающую непосредст­венное восприятие конкретных явлений, уточнение полученных впечатлений, накопление чувственного, сенсорного опыта, ярких образов.

Рекомендуется проводить занятия типа экскурсий в природу методом наблюдения. На них воспитатель целенаправленно фор­мирует способы непосредственного познания объектов приро­ды — разнообразные обследовательские и поисковые действия, дифференцированное восприятие, использование сенсорных эта­лонов.

Однако, планируя наблюдения, экскурсии, воспитатель не должен рассматривать объекты так же, как в средней и старшей группах. Необходимо учить детей по-новому смотреть на знако­мое: например, рассматривая на занятии кошку или собаку, можно искать ответ на вопрос, домашнее это животное или дикое.

Основные знания, умения и навыки у старших дошкольников формируются на природоведческих занятиях. Они широко ис­пользуются при организации разнообразных занятий по другим разделам работы — по изобразительной деятельности, развитию речи (составление описательных рассказов и т. д.). Это создает условия для закрепления знаний, анализа природного объекта или явления с разных точек зрения. Занятия, на которых дети изображают природу, формируют эстетическое ее восприятие; занятия по развитию словаря и связной речи способствуют вы­делению признаков, свойств природных объектов, связей и от­ношений между ними, повышают степень осознанности усваи­ваемого материала.

При решении более сложной познавательной задачи, требую­щей развертывания некоторой системы доказательств какого- либо положения, занятия, соединяясь с другими формами рабо­ты, составляют элементарную поисковую деятельность. Напри­мер, для того чтобы определить, является ли растение живым организмом, необходимо провести занятие по формированию понятия «живое» и выявить основные признаки, отличающие живое от неживого. Рассматривание на занятии растения помо­жет определить наличие основных органов, их целостность, состояние растения, условия, в которых оно находится. Затем может быть организована система опытов по определению при­знаков живого у данного растения (выявляется способность дви­гаться, питаться, чувствовать изменения условий внешней сре­ды и т. д.). В заключение может быть проведена обобщающая беседа, в которой устанавливается принадлежность этого расте­ния к живому (или неживому). Организация элементарной по­исковой деятельности стимулирует интерес детей к природе, активизирует их.

К 6—7 годам у дошкольников складывается некоторый опыт познавательной деятельности, создаются условия для формиро­вания познавательных интересов. Это достигается постепенным усложнением познавательных задач, использованием разнооб­разных активных методов и приемов на занятиях. Особое внимание следует уделять правильной постановке познавательной задачи в любом типе занятий по ознакомлению с природой. При этом следует учитывать, что активно решать задачу старший дошкольник будет лишь при условии, если знания, получаемые на занятии, необходимы ему для выполнения каких-либо прак­тических (уход, выполнение заданий по изодеятельности и т. д.) или учебных действий (научить этому кого-либо или рассказать кому-либо из старших).

Задача может быть поставлена в игровой форме. При этом воспитатель может использовать на занятии игровой персонаж (Незнайка, Емеля и т.д.), ошибки которого необходимо испра­вить детям. Например, Незнайка решил всех домашних живот­ных поселить в лесу; на занятии дети доказывают, почему этого нельзя делать. Таким образом воспитатель вызывает интерес к занятию, радость от знания.

Другим важным требованием к занятиям является органи­зация активной деятельности детей с познаваемым материалом. Учитывая, что у воспитанников подготовительной к школе груп­пы сформированы многие учебные навыки, появляется возмож­ность широко использовать на занятиях раздаточный материал: иллюстрации, модели для коллективной и индивидуальной ра­боты, обследовательские и практические действия. Элементы самостоятельности, творческого мышления на занятиях активно развиваются, если воспитатель использует противоречивые или проблемные ситуации. Например, чтобы сформировать понятие «растения», можно поставить вопрос: семя — это растение или нет? При уточнении понятия «домашние животные» спросить, относятся ли к ним муха, мышь.

В подготовительной к школе группе вопросы воспитателя являются стержнем, определяющим и логику занятия, и харак­тер познавательной деятельности дошкольников. Основное место среди них должны занимать те, которые требуют от детей раз­мышления, установления причинно-следственных связей, уме­ния использовать на занятиях представления, полученные в повседневной жизни. Однако вопросы и задания такого типа должны следовать после тех, которые направлены на выявление конкретных признаков предметов и явлений. Это повысит сте­пень осознанности усваиваемого материала, создаст необходи­мую базу для самостоятельных умозаключений.

Важно, чтобы дети не только усваивали знания о природе, но и учились задавать вопросы, самостоятельно искать ответ, используя для этого умения обследовать предмет или сравнивать его с другим, сопоставляя с условиями, в которых объект живет, и т. д. В связи с этим уместны вопросы воспитателя типа: как ты узнал? Как это доказать? Как можно проверить?

Значительное место в работе с детьми занимают такие методы, как моделирование, опыты, опирающиеся на активность и рас­тущую самостоятельность познания дошкольника.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: