Экологическое воспитание на занятиях




Разрабатывая конкретное занятие, педагог должен обратить­ся к программе детского сада и определить тот объем знаний, на­выков, умений познавательной или практической деятельности, который должен быть усвоен детьми. Наряду с этим в программ­ное содержание занятия включаются задачи, направленные на формирование отдельных способов познавательной деятельнос­ти (например, дифференцированного восприятия, умения срав­нивать объекты по выделенным признакам, самостоятельно вы­делять основания для сравнения, устанавливать простейшие, наглядно представленные связи между предметами, обобщать и т. д.). Важной задачей занятий является и воспитание у до­школьников отношения к тем живым объектам, явлениям при­роды, с которыми они знакомятся. У детей 4—5 лет отношение проявляется в желании общаться с живыми существами — рас­тениями, животными, в интересе к их жизнедеятельности, а также к ярким природным явлениям неживой природы, свой­ствам и качествам неживых объектов. Оно выражается в любо­знательности и активности при узнавании нового, в стремле­нии принимать участие в создании условий для жизни живых существ, в уходе за ними.

Таким образом, занятия в средней группе, так же как и в других возрастных группах, должны решать целый комплекс воспитательно-образовательных задач. Это требует использова­ния различных типов занятий.

В средней группе значительное место занимают занятия, направленные на первичное ознакомление с растениями, живот­ными, явлениями неживой природы. Они предполагают форми­рование конкретных представлений об объектах. Наиболее це­лесообразно использовать для этого занятия, проводимые мето­дом наблюдения. Широко применяется и особый вид занятий — экскурсии в природу. Если непосредственное наблюдение за объектами по каким-либо причинам невозможно или затруднено, накопление конкретных представлений может быть осуществле­но на занятиях с использованием дидактических картин (рас­сматривание картин природоведческого содержания).

С детьми средней группы могут проводиться занятия, имею­щие своей целью расширение, углубление, закрепление у детей знаний о природе. Эти задачи успешно решаются при использо­вании повторных наблюдений и экскурсий, бесед с детьми.

В средней группе проводятся занятия по обучению дошколь­ников элементарным способам ухода за комнатными растения­ми, животными. Усвоение первоначальных знаний о потребнос­тях растений и животных, а также условиях, необходимых для удовлетворения этих потребностей, позволяет организованно на занятиях научить детей правильно поливать комнатные расте­ния, показать некоторые несложные способы удаления пыли с листьев. Такие занятия способствуют закреплению и уточнению знаний, полученных ранее, а также активному применению их в практической деятельности, приучают детей заботиться о жи­вых существах, живущих в уголке природы и дома.

Начиная со средней группы с детьми должны проводиться занятия, направленные на формирование простейших первич­ных обобщений и систематизацию знаний. Наиболее полно этой цели отвечают занятия, проводимые методом беседы (например, беседа об осени и т. д.). Некоторые обобщения успешно форми­руются и на занятиях, проводимых методом наблюдения. Они могут являться итогом повторных наблюдений (например, обоб­щенные представления о птицах, рыбах).

Таким образом, занятия обеспечивают последовательное ус­ложнение, обогащение и расширение знаний, умений и навыков с последующим их обобщением. Такой путь ознакомления дошкольников с растениями, животными, неживой природой, се­зонными ее изменениями позволяет воспитателю сформировать у детей первоначальную систему представлений о природе, от­ношение к ней.

Наиболее распространенными в средней группе являются занятия, проводимые методом наблюдения. Организуя такие занятия с детьми 5-го года жизни, воспитателю необходимо учитывать особенности этого возраста. Наиболее типичными из них являются следующие: возросшая дробность, дифференцированность (расчлененность) восприятия, умение выделять значи­тельное количество признаков наблюдаемого (до 4—6 призна­ков). Это могут быть признаки внешнего строения объектов, особенности поведения животных, существования растений. Од­нако воспитателю надо помнить, что дети 4—5 лет не могут выделять среди наблюдаемых признаков главные и второстепен­ные, соподчинять их, отделять существенное от случайного. Этому их необходимо учить.

Продумывая наблюдение, важно точно определить, какие задачи оно решает, установить последовательность и приемы руководства деятельностью детей на занятии. Для среднего до­школьного возраста наиболее эффективными приемами наблю­дения являются организация обследовательских действий с объ­ектами наблюдения, направленных на выявление сенсорных признаков, использование поисковых действий.

Широко используют сравнение наблюдаемого предмета с дру­гим, натуральным или изображенным на картинке.

В ходе наблюдения дети могут устанавливать простейшие связи между наглядно представленными признаками объекта, что существенно углубляет восприятие наблюдаемого (например, связь между строением конечностей кролика и способом его передвижения и т. д.). В наблюдение могут включаться и эле­менты предметного моделирования сенсорных свойств объектов, например модель характера поверхности листьев растения, их величины, расположения и т. д.

Наблюдение за тем или иным объектом будет успешным, если воспитатель сделает его интересным и значимым для ребят. Поэтому в начале занятия перед детьми должны быть поставле­ны задача наблюдения, цель в той форме, которая заставит детей внимательно рассмотреть объект, выявить его особенности, свой­ства. Это могут быть ситуация игры, несложная загадка о на­блюдаемом объекте, сюрпризный момент. Кроме того, большой интерес у детей вызывают те растения или животные, которые после занятия останутся в группе и за которыми они будут ухаживать.

Результативность наблюдения тесно связана с его планомер­ностью, упорядоченностью; поэтому воспитатель, готовясь к за­нятию, должен продумать план наблюдения, приемы его орга­низации.

Планируя ход занятия, важно учитывать и особенности рас­сматриваемого объекта. Так, например, в занятиях по наблюде­нию за животными важно продумать организацию проявлений объекта и в соответствии с ней определить логику, последова­тельность вопросов и заданий детям. При этом наблюдение за животными должно быть гибким: план его может быть изменен в соответствии с поведением объекта. При рассматривании рас­тений план наблюдения будет более жестким и должен быть определен заранее.

В средней группе результатом наблюдения на занятии явля­ются новые знания об объекте, способах ухода за ним и т. д. Он может быть представлен как небольшой рассказ-описание наблю­даемого предмета, как выбор способов общения с ним, ухода и т. д. Это может быть развернутый ответ детей на обобщающий вопрос, который требует вновь воспринять объект в целом и вынести суждение о нем (например, после наблюдения за животным вос­питатель предлагает детям еще раз внимательно посмотреть на него и определить, как чувствует себя зверек, почему, как дети догадались об этом, как можно о нем позаботиться).

Длительность занятия не должна превышать 15—20 мин.

Учитывая, что деятельность наблюдения у детей 4—5 лет еще только развивается, в средней группе хорошо использовать на занятии раздаточный материал. Такие занятия более эффек­тивны, поскольку наблюдаемый объект каждый ребенок полу­чает в руки. Он обследует предмет, учится самостоятельно мыс­лить, ищет ответ на вопрос воспитателя, опираясь на результат наблюдения.

Проведение занятий такого рода требует от воспитателя уме­ний руководить обследовательскими действиями всех детей, одно­временно быстро сопоставлять ответ ребенка с особенностями его объекта. Наряду с этим в ходе наблюдения необходимо обобщать ответы детей по каждому выявленному свойству объектов, так как раздаточный материал может оказаться вариативным по отдельным выделяемым признакам.

В процессе наблюдения с использованием раздаточного мате­риала воспитатель особое внимание уделяет обучению детей обследованию объектов. Для этого, давая задание по выявлению того или иного признака предмета, он показывает или называет способ обследования, а затем предлагает детям самостоятельно обследовать предмет, проверить результаты и обобщить их.

В средней группе могут проводиться природоведческие экс­курсии — в лес, в парк, на луг, на водоем и т. д. и экскурсии на сельскохозяйственные объекты — в сад, на огород, в поле. Последние позволяют формировать у детей представления и об объектах природы и об отдельных видах труда взрослых, ре­зультатах воздействия людей на природу. Проводятся и экскур­сии эстетической направленности.

Для рассматривания на экскурсии отбираются яркие, наибо­лее отвечающие цели наблюдения объекты. Их должно быть немного (3—5). Необходимо, чтобы все они были привлекатель­ны для детей, доступны восприятию. Например, золотой осенью можно провести экскурсию в парк, где много разнообразных лиственных и хвойных деревьев. Экскурсию хорошо провести в солнечный день, когда наступление осени лучше заметно. На таком занятии можно познакомить детей с ее характерными признаками (еще светит солнце, листья на деревьях разноцвет­ные), поупражнять их в различении и назывании деревьев в осеннем уборе, расширить представления о жизни насекомых и птиц осенью (птицы улетели, насекомые спрятались). На экс­курсии надо учить детей пользоваться словами, обозначающими признаки осени, рассказывать о результатах наблюдения.

После коллективных наблюдений на экскурсии дети охотно собирают семена, плоды, опавшие листья растений. Воспитатель организует игры с этим материалом: «Найти дерево по листу», «От какой ветки эти детки?» и т. д. В конце экскурсии надо еще раз полюбоваться красотой парка, прочитать стихи о золотой осени, подвести итог увиденному.

Построение экскурсии может варьироваться в зависимости от цели, содержания, сезона.

В средней группе на занятиях с детьми впервые начинают проводиться беседы природоведческого содержания. Они доста­точно сложны, поэтому проводятся в конце учебного года. Беседа с детьми становится возможной при наличии у них знаний об объектах, их некоторых связях и отношениях. Поэтому при подготовке к беседе воспитатель должен осуществлять целе­направленное руководство по накоплению у детей конкретных представлений о природе, том или ином ее явлении.

Беседа начинается с воспроизведения фактов (представле­ний) для разговора с детьми. Существенно облегчает этот этап использование иллюстративно-наглядного материала (предметы природы, иллюстрации, модели и т.д.).

Затем совместно с детьми осуществляется анализ выделенных для беседы фактов. Он должен быть подчинен главной цели беседы, ответу на основной ее вопрос. Отвечая на вопросы вос­питателя, дети выявляют существенные для обобщенного суж­дения признаки объектов, устанавливают необходимые связи между фактами. Существенные признаки объектов могут быть закреплены моделью.

Затем формулируется обобщение. В средней группе это делает воспитатель.

В заключение занятия можно предложить детям найти су­щественное в тех объектах, которые на занятии не рассматри­вались, но знакомы детям. Для этого используется раздаточный материал. Например, в беседе о птицах, имеющей целью обобщение первоначальных конкретных представлений о них, дети последовательно рассматривают 2—3 предметные картинки с изображением знакомых птиц местного края. В ходе беседы воспитатель не только направляет их внимание на характерные для того или иного вида птиц особенности (величина, типичная окраска, характер клюва и конечностей — ног, крыльев), но и помогает выделить общие для всех птиц признаки: имеют два крыла и две ноги, перьевой покров, клюв. Эти существенные признаки обозначают моделью.

Затем воспитатель формулирует обобщение: «Птицы — это животные, у которых два крыла и две ноги для того, чтобы летать и ходить; тело покрыто перьями; рот у птиц — клюв». Затем дети отыскивают выделенные и закрепленные моделью признаки у других птиц, знакомых им, доказывают, например, что курица, утка, снегирь — тоже птицы.

Успех беседы с 4—5-летними малышами во многом обусловливается степенью их активности на занятии. Эта активность может быть вызвана особой постановкой познавательной задачи в начале занятия (например, дети поставлены в ситуацию обу­чения игрового персонажа — мишки, куклы; в ситуацию необходимости нахождения ошибки, допущенной им, и т. д.), ис­пользованием значительного количества наглядного материала, поисковых вопросов, включенных в ход беседы разнообразных приемов (например, сравнения разного вида, предметное моде­лирование существенных признаков объектов и т.д.).

Таким образом, в средней группе детского сада используются разнообразные виды занятий, позволяющие решать задачи про­граммы. Это занятия, имеющие целью первичное ознакомление с объектами природы, углубляющие и расширяющие представ­ления детей о них; занятия, направленные на обобщение, сис­тематизацию и применение полученных знаний, на формирова­ние отношения к природе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: