Диагностика педагогического процесса




Педагогическая диагностика — измерение и оценка ре­зультативности педагогической деятельности — основа про­дуктивного и творческого труда воспитателя. Педагогическая диагностика призвана оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребенка и возрастной группы детей в целом.

Результативность процесса экологического воспитания детей также определяется с помощью педагогической диагностики.

Педагогическая диагностика направлена на решение целого ряда взаимосвязанных задач.

1) выявить, в какой степени ребенок освоил программу эко­логических знаний;

2) выявить, как ребенок овладел познавательными и речевы­ми умениями, соответствующими содержанию знаний;

3) какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;

4) в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранное, гуманное; эстетическое; познавательное).

Для решения указанных задач воспитатель использует раз­нообразные методы изучения, методы педагогической диагнос­тики (самодиагностики): беседы с детьми, педагогическое на­блюдение, эксперимент и др. (см. приложение 2). Результаты изучения детей заносятся в протоколы, которые затем следу­ет проанализировать. Для анализа объема и характера освоен­ных детьми знаний используют следующие показатели (крите­рии оценки): 1) объем освоенных знаний и 2) глубина освоен­ных знаний. Объем знаний — это количественный показатель освоения знаний. Он показывает степень полноты освоения программы.

Глубина освоения знаний — это качественный показатель, отражающий конкретность представлений детей, степень про­никновения ребенка в сущность происходящих явлений приро­ды, степень обобщенности представлений детей, а также степень системности освоенных знаний.

Критерии освоения познавательных умений: 1) освоенность детьми набора основных познавательных умений в соответствии с возрастом; 2) степень самостоятельности в использовании умений.

Критерии освоения трудовых навыков и умений: 1) владение основными способами трудового процесса; 2) качество результата труда; 3) степень самостоятельности детей в труде.

Критерии сформированности отношения к природе: 1) выра­женность гуманного отношения; 2) проявление эстетического и познавательного отношения к природе; 3) степень активности и устойчивости отношения.

В программе «Детство» (программа развития и воспитания в детском саду.— Санкт-Петербург, Изд-во «Акцидент», 1996) в разделах «Ребенок открывает мир природы» для каждой возрас­тной группы представлены уровни освоения детьми программы на основе указанных критериев.

Так, например, в старшем дошкольном возрасте высокий уровень освоения программы характеризуется знанием ребен­ка об основных признаках живого, умением устанавливать связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответ­ствием условий среды потребностям живого существа. Ребенок владеет основными предметными понятиями, устанавливает под руководством педагога и самостоятельно как частные, так и общие связи; использует наблюдение как способ познавательной деятельности; моделирует признаки отдельных объектов и связи; владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов; бережно, заботливо, гуманно относится к природе, нетерпим к нарушениям правил общения с природой.

Воспитатель может на основе представленных критериев и описания уровней освоения детьми программы сопоставить дан­ные, полученные при изучении детей, с нормативами. На этой основе можно сделать предварительное предположение о причи­нах недостатков в работе или, наоборот, утвердиться в правиль­ности избранной технологии.

Поскольку диагностика всегда служит улучшению педагоги­ческого процесса, воспитатель может сопоставить полученные результаты развития детей с особенностями проводимой педаго­гической работы по экологическому воспитанию. По сути дела, недостатки в экологическом развитии детей следует искать в недостатках собственной работы.

Ошибки возможны в выборе программы экологического вос­питания, в организации и проведении занятий — экскурсий, игр, труда детей, в слабом умении системно конструировать педпроцесс, в пренебрежении созданием условий для экологи­ческого воспитания и пр.

В связи с этим диагностика и самодиагностика, служащие улучшению педагогического процесса, должны ориентироваться на следующие вопросы: 1) возможности условий для экологи­ческого воспитания детей; 2) освоенность современных программ экологического воспитания; 3) степень владения методикой эко­логического воспитания детей; 4) умение системно конструиро­вать (планировать) педагогический процесс экологического вос­питания.

Сопоставление результатов экологического развития детей и особенностей педагогического процесса поможет воспитателю выявить причины неудач или, наоборот, убедиться в правиль­ности выбранного пути.

Вопросы и задания. 1. Как проверить усвоение детьми необходимых знаний, умений и навыков, а также выяс­нить отношение к природе? 2. Проверьте, как дети усвои­ли программу знаний (о растениях, о животных, о сезонах и т. д.). 3. Проверьте особенности экологической воспи­танности детей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: