Эти заповеди родились из живого опыта творческого общения с детьми в школе свободного развития и стали играть роль принципов, помогающих учителю в повседневной педагогической работе.
1. ПРИМИ ВСЕ ТО, ЧТО ЕСТЬ В РЕБЕНКЕ, как естественное, сообразное его природе, даже, если это и не соответствует твоим знаниям, культурным представлениям и нравственным установкам. Если ребенок кричит или бегает по коридорам — в первую очередь, это особое и законное проявление его внутренней энергии, и лишь во вторую — нарушение правил общественного поведения. Единственное исключение — неприятие в ребенке того, что угрожает здоровью людей и его собственному здоровью.
2. Приняв все проявления ребенка, как положительные, так и отрицательные, СОПРОВОДИ ЕГО ПОЗИТИВНУЮ САМОРЕАЛИЗАЦИЮ. Если всячески помогать и одобрять культурный труд и достижения ребенка, стимулировать его творческие идеи, то именно они будут расти в нем и развиваться. Просчеты и недостатки, на которых внимание учителя явно не концентрируется, будут уходить, не получая внешней энергетической подпитки.
3. СТАРАЙСЯ НИЧЕМУ НЕ УЧИТЬ РЕБЕНКА НАПРЯМУЮ. ВСЕГДА УЧИСЬ САМ. Тогда ребенок, находясь с тобой, будет всегда видеть, чувствовать и знать, как можно учиться. На занятиях живописью — рисуй сам; если все сочиняют сказку, сочиняй и ты; на математике решай новые для себя задачи вместе с учениками.
4. НЕ ЗАДАВАЙ ДЕТЯМ ВОПРОСОВ, НА КОТОРЫЕ ЗНАЕШЬ ОТВЕТ (или думаешь, что знаешь). Ищи истину вместе с ними. Иногда можно применить проблемную ситуацию с известным тебе решением, но в итоге всегда стремись оказаться вместе с детьми в одинаковом неведении. Ощути радость совместного с ними творчества и открытия.
|
5. ИСКРЕННЕ ВОСХИЩАЙСЯ ВСЕМ КРАСИВЫМ, что видишь вокруг. Находи прекрасное в природе, искусстве, технологиях, в поступках людей. Пусть дети будут подражать тебе в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник красивого.
6. НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЙ ПРОСТО ТАК. Если ты с детьми, то ты учитель в любой момент времени. Любая ситуация для тебя — педагогическая. Умей сам создать ее или использовать возникшую ситуацию для решения образовательных задач. Ученик, попавший в образовательную ситуацию, всегда приобретает в результате личные знания и опыт, свой собственный вывод. Это лучше, чем вещать и растолковывать ему прописные истины. Но обязательно помоги ребенку осознать и сформулировать свои результаты, оценки, выводы.
7. Считай своим основным педагогическим методом ОСОЗНАННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЕБЕНКОМ. Все, что он делает или не делает, есть внешнее выражение его внутренней сущности. Всегда старайся понять внутреннее через внешнее. Будь «переводчиком» всех его поступков и работ. Вглядывайся, вслушивайся, вчувствуйся и вдумывайся в ученика. Обсуждай с ним его успехи и проблемы. Даже делая это без него, ты будешь помогать ему.
Свободное развитие как педагогическое направление имеет модификацию в эвристическом обучении, позволяющем ученикам не просто гармонично развиваться, но действовать продуктивно, то есть создавать образовательную продукцию, развивая при этом соответствующие личностные качества.
Дискуссия. Чем заповеди учителя Школы свободного развития отличаются от традиционных дидактических принципов доступности, научности и т.п.? |
Русская школа. Автор: Иван Федорович Гончаров, доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургского педагогического университета. Объединил в системе обучения три направления русской национальной школы: историко-этнографическое (былины, сказания, русские народ|ные песни и музыка, хоровое пение, родиноведческий материал); православное (молитвы, Жития святых, духовная музыка, церковное песнопение); общеобразовательную и общекультурную подготовку, обращенную в будущее,в основе Русской школы три идеи:
|
1. Душевная и нравственно-духовная красота как идеал отечественной культуры. Школа как мастерская гуманности, доверия и взаимопомощи.
2. Сотворчество воспитателя и воспитанника, совместное созидание, соразвитие, соавторство с печатью высокой нравственности и эвристики. Соборность как единение учителя и ученика вокруг общего дела.
3. Самоусовершенствование человека (Л. Н. Толстой) как основной инструмент развития и сохранения душевности и духовности.
Целевые ориентиры Образование русского человека с национальным духовным характером, имеющим гедующие черты:
♦ идея единения и согласия, гармония народного бытия («лад», «мир»);
♦ идея великой Русской земли; г
♦ ощущение исторического долга и преемственности поколений, служение отеческой вере, государству (державе), народу;
♦ идея семьи как частицы рода, в которой сливаются мысли и чувства о народе, долге, верности, духовной крепости и чистоте личных человеческих помыслов;
♦ идея духовного служения и стремления к истине («правде-матушке»);
♦ идея православия как энергии духовного единения, соборности, сострадания, богослужения (служения высшим ценностям);
♦ идея «чинности», «слаженности» (русский аналог гармонии) бытия;
♦ идея святости и почитания святостроителей Русской земли и жизнетворчества ее народов;
♦ всечеловечность (всемирная отзывчивость).