Пример построения «органической формы» на материале литературы.




Если подходить к литературе с точки зрения развертывания логической формы, то в ней можно выделить следующие основные этапы:

 

1. Классицизм — введение в язык литературы как особый тип языка (Софокл, Державин).

2. Романтизм — постановка читателя в отношение к форме (через сравнение с классицизмом) (Гоффман, Пушкин, Лермонтов, Одоевский).

3. Реализм — постановка читателя в отношение к четко фиксированному объек­ту (Белль, Гоголь, Достоевский).

4. Сюрреализм — поиск новых характеристик объекта, которые могут быть «взя­ты» только через создание новых языковых форм (Белый).

5. Историзм (Манн, Шолохов) — соединение усложненной работы с логикой и с объектом через наращивание форм рефлексии, т. е. фокуса субъективности, фокуса антропологического.

Метапредметные связи:

Связь литературы с музыкой как другим типом искусственного языка. Связь литературы с естественным языком.

Связь литературы с методологией как особым типом работы с искусственным и естественным языками, формой, объектом.

Способ построения каналов трансляции для форм практических отношений (включение детей в совместное проектирование гимназии):

Что такое «органическая» мыслительная форма в филологии? Как можно транслировать мыслительный образец, стоящий за порождением какой-то языковой конструкции? Версия: например, путем этимологического анализа и демонстрации об­щих для разных языков лексических оснований, путем демонстрации схожести грамматических конструкций. Исторический генезис. Трансляция ребенку фрагмента исторического генезиса языка. В отличие от работы с идеализационными конструк­циями отдельных ученых здесь приходится иметь дело с естественным процессом 1 формирования языковой формы, за которым надо вскрывать мыслительный про­цесс.

Содержание и форма обучения

Среди учебных курсов ведущую роль занимают метапредметы: «Знание», «Знак», «Проблема» и др. Приведем в качестве примера вопросы для учащихся 10-11 классов из учебника «Метапредмет «Знание» (Н. В. Громыко):

Тема «Понятие». Понятие функции. (Автор сценария урока А. А. Устиловская).

 

1. В чем состоит для вас понятие функции? Приведите пример функции.

2. Постройте (если это возможно) формулу, которая не задает функцию.

3. Подумайте, каким еще способом можно было бы усомнить (проблематизировать) первую гипотезу?

4. Предложите пример функции, которую нельзя было бы задать формулой.

5. (Этап 5 = этапу 1). В чем состоит для вас понятие функции? Приведите пример функции.

6. Постройте график, не задающий функцию.

Комментарии для ученика, содержащиеся в учебнике после каждого вопроса, здесь не приведены.

7. (Этап 7 = этапу 3). Подумайте, каким еще способом можно было бы усомнить (проблематизировать) вторую гипотезу?

8. Для всякой ли функции можно построить график? Приведите пример, когда этого сделать нельзя.

9. Выявите и проанализируйте, что фиксируется в функции Дирихле? А также во всех других приведенных примерах функций?

10. (Этап 10 = этапу 7 = этапу 3). Подумайте, каким способом можно было бы усом­нить (проблематизировать) третью гипотезу?

11. Исчерпывает ли понятие зависимости понятие функции?

12. (Задача). Даны два отрезка. Один длиной 1 см, другой — 3 см. Верно ли утверж­дение, что второй отрезок содержит в три раза больше точек, чем первый?

13. Приведите сами примеры задач, построенных на понятии функции как соответ­ствия.

14. Чем отличаются две функции, рассмотренные при решении задания № 12, от тех, которые рассматривались раньше?

15. Как вы думаете, между какими еще объектами могут выстраиваться функцио­нальные отношения? То есть какие объекты могут быть значениями аргумента и значениями функции? Приведите примеры.

16.Рефлексивный комментарий для ученика: Дорогой читатель!Постарайся восстановить, как в только что изученном тобой уроке были связаны логика разверты­вания предметного материала и логика метапредметного движения. Выдели центральную схему, положенную в основу данного урока. Попытайся самостоятельно осуществить работу по ней на любом другом предметном материале.

 

Далее в учебнике «Метапредмет «Знание» приводится рефлексивный коммента­рий для учителя, который содержит описание дидактической схемы его работы. В этой схеме поясняются моменты урока, на которых происходит проблематизаций различ­ных пониманий, восстановление культурного образца, стоящего за тем или иным пониманием функции и т. д.

На методологических основах строят свою деятельность также другие школы: Центр образования (г. Междуреченск), Гуманитарный колледж Азиатско-Тихоокеан­ской школы (г. Владивосток) и др. Для создания интеллектуально-элитарных групп, способных усваивать учебную школьную и вузовскую программы, формировать способность в дальнейшем учиться на протяжении всей своей жизни создала Меташкола (Центр дополнительного образования детей «Диалог наук», г. Москва).

Школа самоопределения. Автор: Александр Наумович Тубельский, кандидат педа­гогических наук, директор школы № 734 г. Москвы. Школа самоопределения — ком­плексное образовательное экспериментальное учреждение, в котором обучаются дети с З до 17 лет.

Концепция школы основывается на следующей антропологической позиции: по­явившись на свет, индивид начинает осуществлять свою предзаданность (А. Н. Тубель­ский), которая реализуется в онтогенезе в определенных культуросообразных формах мышления и деятельности (философии, религии, науке, искусстве, экономике, про­изводстве и т. п.). Процесс образования есть развертывание этой предзаданности, по­иск, узнавание, формирование ребенком образа «Я». Роль школы — создавать систе­му благоприятных условий для осуществления такого процесса. Принципы школы самоопределения:

 

1. Личностный смысл учебы. Каждый учитель раскрывает свой собственный смысл курса или предмета, свое понимание его содержания, свое представление о дея­тельности, в которой это содержание становится моментом образования лично­сти. Овладевая материалом учебного предмета, каждый ученик учится находить в нем свой личностный смысл, в этом состоит его деятельность и ее осмысление.

2. Межпредметные «погружения». В течение нескольких дней учителя вместе с детьми работают над одними понятиями или универсальными умениями. Ра­бота над понятиями («круг», «окружность», «движение») строится на основе тех смыслов, которые имеются у ребят, причем учителя не спешат дать правиль­ный ответ или подвести к нему. Вместо «правильного» вывода в конце «погру­жения» организуется рефлексия: что понял ученик про себя и про то, чем зани­мались на уроке.

3. Рефлексия позволяет учителям осмысленно вместе с детьми проектировать и осуществлять образовательный процесс.

4. Творческий экзамен является той образовательной ситуацией, где возможно на­копление опыта самоопределения, где создается своеобразное поле для сопо­ставления своих представлений с представлениями других людей: товарищей, младшеклассников, учителей, различных субъектов культуры — писателей, по­этов, филологов и т. п.

5. Разновозрастное взаимодействие и самоуправление учеников. Старшеклассни­ки проводят уроки в младших классах. Это не столько готовит ребят к выбору педагогической профессии, сколько расширяет опыт самостоятельного дей­ствия и рефлексии. Старшеклассники проходят стажировки в других школах, по месту предполагаемой учебы или работы.

6. Совокупность образовательных пространств: учебного, игрового, трудового, художественно-творческого, в которых ребенок приобретает опыт жизни. Пред­полагается взамен классно-урочной системы создать насыщенную среду — про­странство, наполненное людьми, различными материальными объектами для пробы сил, вещами и символами, имеющими культурный смысл. В свободном взаимодействии со всем этим ребенок сможет образовывать себя.

7. Педагогическая деятельность как искусство и исследование. Большинство учителей школы вовлечены в поисковую педагогическую работу. Достигает­ся это путем создания образовательных ситуаций для профессионально-лич­ностного развития учителя. Ежемесячные семинары для коллег из разных школ России являются способом профессионального саморазвития учите­лей школы.

Структура школы. Подготовка детей к школьному периоду состоит не в форми­ровании первоначальных навыков чтения, письма и счета, а в подготовке к жизни в свободном образовательном пространстве школы, умению ориентироваться во вза­имодействии с природой, культурой, другими людьми.

В начальной школе освоение общекультурных навыков чтения, письма, счета ведется в индивидуальном для каждого ребенка темпе, при этом особое внимание уделяется средствам самовыражения своего опыта, чувств, интересов. Создаются условия для развития процессов понимания и рефлексии, умения выстраивать соб­ственную деятельность. Содержание уроков определяется учителем вместе с детьми в процессе коллективного обсуждения целей, смысла и хода предстоящей paботы.

В основной школе главная задача состоит в обеспечении «пробы сил» подростка в различных видах познавательной, трудовой, художественно-творческой, обществен­но-организаторской, физкультурно-спортивной деятельности. Кроме обязательных предметов выделяется время для уроков по выбору, а также для занятий в кабинетах-лабораториях для работы над самостоятельно выбранными темами и проектами.

В старшей школе за исключением нескольких обязательных предметов обучение ведется по индивидуальным учебным планам, которые составляет сам ученик. Основ­ная форма учебного процесса — мастерская, которой руководит учитель или пригла­шенный специалист. В них преимущественно осуществляется передача способов научной, трудовой, художественно-творческой и других видов деятельности от мастера. к ученику. Для желающих освоить все курсы базисного учебного плана введены «интенсивы». где за короткое время можно освоить государственный образовательный минимум.

Учебный процесс. Основной организационной формой учебно-воспитательного процесса является «погружение», когда в течение нескольких дней изучается только один предмет, причем тема, виды работ, критерии оценки продвижения и форма заче­та вырабатываются детьми вместе с учителем.

В разновозрастных группах вместе с воспитателями дети «проживают» различныесобытия индивидуальной и коллективной жизни, смену времен года, традиционные праздники, играют в ролевые игры, имитирующие занятия взрослых, сюжетные игры в театр, цирк, музей и т. п.

Принципиальным является отказ от программирования деятельности детей, воспитатель должен угадать их насущную потребность в той или иной деятельности, преобладающее настроение группы и отдельного ребенка, создать условия для взаимодействия, самовыражения и самодеятель­ности.

Особенностью учебного занятия в школе самоопределения является его версионный характер, когда содержание курса или темы представляется в виде нескольких равноправных гапотез, различных способов работы, предлагаемых учителем, учениками и существующих в культуре.

Один день в неделю посвящается трудовой подготовке — учащиеся сами определяют виды деятельности, которыми хотят овладеть: изготовление

Дискуссия.Должны ли быть органичения на развитие у школьников навыков самоопределения? Существуют ли в школе или в жизни ситуации, или в области деятельности, в которых данный навык может мешать ученику?

изделии из дерева, металла, шитье и конструирование одежды, кулинария, художественные ремесла, программирование, библиотечное дело, воспитание дошкольников и т. п. Через два месяца ученик может сменить мастерскую.

Таким образом, в течение нескольких лет подросток может попробовать себя в разных видах труда.

Особое место занимают мастерские по общеобразовательным и дополнительным предметам, в которых происходит передача способов работы: естественнонаучного исследования, текстологического анализа художественного произведения, исследова­ния исторических первоисточников, средств создания произведений прикладного искусства в керамике или батике и др. Учителя-мастера ученик выбирает сам из чис­ла учителей, работающих в школе (с их согласия). Позиция ведущего мастера — это прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов. С ним можно обсудить причины неудач, составить программу действий.

Балльной системы оценивания не существует, в конце учебного периода составля­ется качественно-содержателъная характеристика, в которой отмечаются продвиже­ния ребенка в освоении и выращивании способов работы, даются рекомендации как повысить эффективность учебы, при этом успехи связываются не в сравнении с нор­мами оценок и не с успехами товарищей, а в сравнении с самим собой, совершается также переход от оценки к самооценке.

Учебный год завершается творческими экзаменами, на которых проводится защита самостоятельной работы, готовящейся в течение года. Такая защита, проводимая открыто в присутствии приглашенных учениками родителей и товарищей, является демонстрацией и показателем индивидуального продвижения детей.

Резюме

Инновационные дидактические системы делятся на личностно-ориентированные, природосообразные, культуросообразные, креативные, интенсивные, оргдеятельностные, ремесленные.

Основные принципы обучения в школе М. П. Щетинина: 1) каждый человек - источник своего развития, уникальный многомерный мир, нуждающийся в сообраз­ной его природе среде; 2) для сохранения образовательной доминанты (А. А. Ухтом­ский) необходима концентрация содержания (концепты) и учебного процесса («по­гружение»); 3) природосообразность ритмов деятельности ученика и всей школы. Работает система ученических кафедр — дети приходят к учителю и планируют свою деятельность, выполняют углубленное изучение предмета, готовят опыты и демонстрации для уроков, учатся выступать в роли учителей на общеклассных за­нятиях.

Смысл образования в Школе свободного развития (А. В. Хуторской) — не столько передача ученику опыта прошлого, сколько расширение его собственного опыта, обес­печивающего как личностный, так и общекультурный рост ребенка. Учителя состав­ляют и обсуждают ведущие образовательные установки по изучаемым предметам. Окончательные учебные программы в их общепринятом виде появляются не до обу­чения, а после него как результат работы конкретного учителя с конкретными детьми. Для оформления возникающих в учебном процессе межпредметных образовательных блоков вводятся метапредметы — предметно оформленные связки образовательных направлений.

Русская школа (И. Ф. Гончаров) объединяет три направления русской национальной школы: историко-этнографическое (былины, сказания, русские народные песни музыка, хоровое пение, родиноведческий материал); православное (молитвы, Живя святых, духовная музыка, церковное песнопение); общеобразовательную и общельтурную подготовку. Главные идеи школы: душевная и нравственно-духовная красота как идеал отечественной культуры; соборность как единение и сотворчество учителя и ученика вокруг общего дела; самоусовершенствование человека. Кроме общеобразовательных курсов ведутся курсы «Русская душа», «Святыни России», «Светочи России» и др.

В Школе диалога культур (В. С. Библер, С. Ю. Курганов) диалог является сущно-Дой методологической характеристикой всего образования. Ученик проживает иоде своего образования основные этапы развития человечества, ведя с ними диалог с позиций современности. Диалог выступает как форма организации обучения и как организация содержания изучаемых наук. Ученик оказывается в промежутке культур, что требует наличия от него собственного видения, свободного от монокультурного восприятия действительности.

Идея организации образования в Проектно-методологическом колледже (Н. В. Гро­мыко) связана с противопоставлением классических образцов дореволюционного (бразования в России мыследеятельностным принципам развития мышления. Предлагается идея «органической формы», которая строится всякий раз заново и предполагает воспроизводство мыслительного образца в другой практической ситу­ации.

Школя самоопределения (А. Н. Тубельский) основывается на антропологически позиции предзаданности ребенка. Процесс образования — развертывание этой редзаданности, поиск, узнавание, формирование ребенком образа «Я». Роль школы создавать систему благоприятных условий для осуществления такого процесса.

Вопросы и упражнения

1. С какой целью в школе М. П. Щетинина дети на кафедрах обучаются навыкам обучения других? Не ведет ли это к уменьшению качества их общеобразова­тельной подготовки по учебным предметам?

2. Какая из заповедей учителя Школы свободного развития более всего отвечает вашему педагогическому мировоззрению? Почему? Какая из них является наи­более трудной для реализации в традиционной школе?

3. Выскажите свое мнение о предложении, чтобы Русская школа стала мас­совой регулярной школой в России, составной частью национального рус­ского организма, продукт которого — образованные и преданные России люди.

4. Что общего в дидактических системах обучения Школы диалога культур и Методологического колледжа?

5. Что вы понимаете под самоопределением в образовании ученика? Учителя? Школы?

Дидактический практикум

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: