Образовательные программы и учебники




Образовательная (учебная) программа и учебник являются ключевыми элементами общеобразовательного процесса. Вместе с выбранной за основу дидактической моде­лью они служат средствами реализации образовательных стандартов на практике. Образовательныйрезультат учащихся напрямую зависит от выбранной или состав­ленной учителем программы и используемых учебников. Рассмотрим особенности образовательных программ и учебников.

Типы образовательных программ. Образовательные программы называют также учеб­ными программами или программами обучения. Термин «образовательная программа» является официальным, поскольку соответствует Закону РФ «Об образовании».

Согласно данному закону, система образования в Российской Федерации представ­ляет собой совокупность взаимодействующих:

♦ преемственных образовательных программ и государственных образователь­ных стандартов различного уровня и направленности;

♦ сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их органи­зационно-правовых форм, типов и видов;

♦ органов управления образованием и подведомственных им учреждений и орга­низаций.

 

Образовательная программа устанавливает содержание образования определенных уровня и направленности. В России реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: 1) общеобразовательные (основные и до­полнительные); 2) профессиональные (основные и дополнительные).

Образовательная программа – системно-организованное единство целей, ценностей и содержания образования, а также условий организации образовательного процесса.

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осо­знанного выбора и освоения

профессиональных образова­тельных программ.

К общеобразовательным относятся программы: 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования.

К профессиональным относятся программы: 1) начального профессионального образования; 2) среднего профессионального образования; 3) высшего профессио­нального образования; 4) послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной про­граммы или основной профессиональной образовательной программы (по конкрет­ной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом. Нормативные сроки освоения основных образователь­ных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются Законом и (или) типовыми положениями об образовательных учреж­дениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным об­разовательным стандартом.

Общеобразовательные программы реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).

Образовательные программы делятся на типовые, рабочие, индивидуальные.

Типовые образовательные программы составляются учеными, методистами, авто­рами учебников и могут утверждаться органами управления образованием. Эти про­граммы включают целевые установки, очерчивают базовый круг знаний, умений и навыков, форм и видов деятельности учащихся, характеризуют требования к подго­товке учеников. В них даются рекомендации по организации обучения, указываются необходимые средства обучения, могут быть приведены примеры тестовых и конт­рольных работ. Типовые образовательные программы могут сопровождаться пример­ным тематическим планированием с разбивкой на отдельные уроки, которые публи­куют методические журналы («Литература в школе», «Математика в школе» и т. п.)

Рабочие образовательные программы составляются или подбираются самими учи­телями для осуществления реального обучения в конкретных условиях. Рабочая об­разовательная программа составляется по каждому учебному курсу и классу, как пра­вило, на учебный год. При этом учитываются государственные образовательные стан­дарты, национально-региональный компонент (например, включение региональной тематики), принятая школой образовательная концепция, дидактическая система учителя, индивидуальные предпочтения учеников и их родителей.

Индивидуальные образовательные программы воплощают в себе ученический ком­понент базисного учебного плана и составляются по отношению к обучению отдель­ных учеников. Эти программы могут иметь различный вид и форму. Они могут отно­ситься к отдельным учебным курсам или комплексному образованию ученика. В их составлении явно или косвенно принимают участие сами ученики. В программах дан­ного типа индивидуально для каждого ученика указываются его цели обучения в це­лом и по отдельным предметам, направления и общий план деятельности, предметы и темы по выбору, мастерские и факультативы, график участия в олимпиадах и конфе­ренциях, названия творческих работ, планируемые образовательные результаты, их сроки, формы проверки и оценки достижений и т. д. Индивидуальные образователь­ные программы учеников учитываются педагогом при конструировании общей рабо­чей программы и осуществлении образовательного процесса.

Дискуссия.Возможно лисоставление общей рабочей образовательной программы, учитывающей все ученические индвидуальные программы?

Образовательной программой называют не только про­граммы обучения отдельным учебным курсам, но и программы, регламентирующие деятельность всего образовательного учреждения.

Образовательная программа школы составляется ежегод­но и включает в себя: общие сведения о школе, анализ преды­дущей деятельности, основные достижения и проблемы, образовательные потребности учащихся и родителей, специфику педагогического кол­лектива, структуру школы, режим работы, образовательную концепцию, цели и задачи, учебный план, структурно-функциональную схему образовательного процес­са, специфику отдельных образовательных направлений и программ, характеристику общеобразовательного процесса на разных уровнях, функции отдельных структурных подразделений и должностных лиц, план опытно-экспериментальной и методической работы, план общешкольных мероприятий, связь с другими организациями и учреж­дениями, систему диагностики и оценки результатов, форму и порядок проведения аттестации учеников и педагогов и др.

Конструирование образовательной программы. Программа учебного курса — живой организм, который сначала создается в виде типовой программы, затем осмысливает­ся, конкретизируется, уточняется и преобразуется учителем.

Личностное образовательное движение каждого ученика предполагает наличие осо­бым образом сконструированных образовательных программ у учителя, школы, регио­на, государства. Координация образовательных программ перечисленных уровней - прерогатива учителя, работающего с конкретными детьми. Образовательная програм­ма каждого «надученического» уровня должна отвечать следующим требованиям:

а) допускать возможность и необходимость существования программ других уров­ней;

б) учитывать разброс установочных целей образования субъектов другого уровня;

в) предполагать вариативность достижения обозначаемых в программе целей и по­становку других целей;

г) обеспечивать соответствующий баланс заданности и выбора в каждом из струк­турных компонентов программы.

Федеральные образовательные программы, например, устанавливают базовые тре­бования на уровне международных, конституционных, законодательных положений; что же касается содержания образования или его форм, то в государственной програм­ме обозначаются варианты их конкретизации на каждом уровне, включая личность конкретного ученика, которому отводится возможность уточнения или построения индивидуальной образовательной программы.

Работа учителя над программой — непрерывный процесс. Программа может иметь разный объем, относиться к отдельной теме, курсу, образовательной области, классу, школе и разную продолжительность — учебный год, четверть, неделя, день, урок. Го­довая программа описывает стратегию обучения, программы изучения отдельных разделов или тем курса воплощают эту стратегию, учитывая происходящий процесс и реальную ситуацию обучения конкретных детей.

Существуют три основных подхода к конструированию образовательных про­грамм: линейный, концентрический и спиральный.

Линейный способ построения программы состоит в том, что отдельные части (порции) учебного материала выстраиваются последовательно друг за другом без дубли­рования изучаемых тем в разные годы обучения.

Концентрический способ допускает возможность возвращения к одному и тому же материалу в разные периоды обучения, например через несколько лет, предусматри­вая усложнение и расширение его содержания.

Спиральный способ компоновки материала программы предполагает, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.

Программа — это средство достижения цели, сами цели тоже включаются в про­грамму. Рабочая программа всегда субъективна, то есть имеет своего автора (или ав­торов) и относится прежде всего к его деятельности.

Каждый учитель на каждую учебную четверть и год осуществляет коррекцию при­мерной программы по своему учебному курсу или составляет собственную програм­му. Авторские программы обсуждаются (защищаются) на школьном педсовете и (или) I на заседаниях районных методических объединений. После чего данные программы утверждаются для использования в учебном процессе.

Критерии анализа и оценки авторских образовательных программ:

Смысловая глубина. Анализируется, на каком уровне проработана программа, есть ли в ней четкое и конкретное обозначение смысла данного курса, продолжают и рас­крывают ли обозначенный смысл цели, задачи и другие компоненты программы.

Проверяемость целей и задач. Выясняется форма задания образовательных целей и задач, возможность их однозначной проверки в конце планируемого периода (меся­ца, четверти, года). Выясняется наличие инструментария для контроля и оценки уров­ня достижения целей.

Соответствие образовательным стандартам и нормативам. Программа долж­на соответствовать образовательному минимуму, учебному плану школы, профилю классов, в которых будет применяться, учитывать индивидуальные программы учеников.

Наличие дидактической основы. В программе указывается дидактическая система, на основе которой предполагается обучение. Данная система должна быть сбаланси­рована с общешкольной образовательной концепцией и системами учителей, работа­ющих с теми же учениками, для которых предназначена программа.

Продуктивная и личностная ориентация программы. Выявляются заложенные в программе возможности обеспечения индивидуальной траектории и творческой са­мореализации учеников. Выясняются пропорции между ученическим компонентом содержания образования и другими компонентами (школьным, национально-регио­нальным, федеральным).

Целостность программы. Полнота, логичность, взаимосвязанность отдельных ком­понентов программы между собой — условие ее эффективной реализации.

Практическая ориентация и гибкость программы. Наличие связей программы с образовательной реальностью, учет конкретных условий обучения. Степень детали­зации программы, проработка программных установок на технологическом и техни­ческом уровнях характеризуют ее реалистичность. Общая программа должна предпо­лагать возможность существования индивидуальных программ учеников.

На основе составленной программы учитель разрабатывает систему занятий, пла­нирует и проводит конкретные уроки.

Рабочая программа по учебному курсу — документ не только учителя, ведущего этот курс, она имеет и других адресатов: самих учеников (старшеклассники и учащи­еся среднего звена должны знать ориентиры своего образования и могут участвовать в их построении), учителей-предметников, которые работают с этими же детьми (для целостного понимания всего образования); родителей (в программу могут быть вклю­чены специальные разделы для них); администраторов и управленцев образования в школе (для согласования позиций разных педагогов и выработки общей стратегии обучения в школе), ученых-методистов.

Составляемые педагогами образовательные программы являются достоянием шко­лы, входят в ее информационный банк педагогических данных, который непрерывно обновляются. Эффективным является размещение образовательных программ в еди­ной компьютерной сети школы для оперативного доступа к ним учителей и админис­траторов.

Как составить рабочую образовательную программу? Приоритетным элементом содержания любой учебной дисциплины является выяснение и актуализация для учителя и учеников смысла изучаемого курса, то есть того, зачем и для чего необходим данный курс каждому субъекту обучения. Смысл курса конкретизируется в целях, которые представляют собой предвосхищаемый результат обучения. Данный резуль­тат может быть различен для разных учеников.

В традиционном образовании проблема различных смыслов одного и того же учеб­ного предмета практически не обсуждается. Считается, что смысл известен и задан учителю на уровне, не требующем его переопределения. Например, за школьной ма­тематикой закрепляется, как правило, вычислительный, функционально-логический или теоретико-множественный смысл; за русским языком — грамотность, обеспечи­ваемая знанием и применением учениками изложенных в учебниках правил. Возмож­ность, например, философской смысловой ориентации при изучении школьного курса математики или развитие врожденной грамотности как смысла занятий русским языком почти не допускаются. Вмете с тем нельзя стандартизировать смыслы образовательных областей и учебных дисциплин,

так как это суще­ственно ограничивает развивающие возможности обучения.

Личностно-ориентированное обучение предполагает, что предварительное обозначение в программе смысла (или смыслов) занятий по изучаемому предмету не является не­изменно заданной нормой. Смысл курса может быть разли­чен с точки зрения его составителя, учителя-практика, учеников, родителей. Творческий учитель, ведущий свой курс, должен иметь возмож­ность установить или выбрать смысл курса, который будет реализовывать со своими учениками при изучении базовых тем. Во время уточнения, корректировки и реализации учебной программы учитель соотносит возможные смыслы между собой, са­моопределяется

Дискуссия.Если ученики выберут разные смыслы изучения одного и того же курса, возможна ли будет их одновременное обучение?

вместе с учениками относительно их смыслов, позволяет реализо-вываться им в ходе практического обучения.

Смысл курса конкретизируется в целях, которые представляют собой предвосхи­щаемый результат обучения. Рассмотрим источник формирования целей курса, обо­значаемых в учебной программе.

Основой конструирования общеобразовательного процесса выступает предвосхи­щаемый образ ученика, устанавливаемый на каждом этапе его обучения в совокупно­сти освоения учеником всех базовых образовательных областей. Данный образ конк­ретизируется целевыми ориентирами, которые, с одной стороны, имеют универсаль­ное общепредметное (общеучебное) содержание, а с другой — отражают специфику изучения конкретной образовательной области или предмета.

Универсальные целевые ориентиры формулируются в виде ведущих групп лично­стных качеств учеников — когнитивных, креативных, оргдеятельностных, коммуни­кативных и иных. Группы личностных качеств, соответствующих специфике изучае­мых наук или областей бытия, выражаются, как правило, в виде определенных зна­ний, умений, навыков, ценностных установок, способов деятельности и других параметров, отвечающих изучаемой дисциплине.

Нецелесообразно выносить универсальные общеобразовательные цели за рамки учебных предметов, придавая им отчужденный общедидактический характер. Наобо­рот, там, где это возможно, предметные цели учебной программы должны формули­роваться в качестве конкретизации универсальных общеучебных целей. Например, универсальная креативная цель «научиться прогнозировать явления и события» при изучении ботаники может быть выражена следующим образом: «представить и нари­совать, как будет выглядеть выращиваемый учеником росток гороха через 5дней». А оргдеятельностная цель «овладеть методами рефлексивного мышления» на заняти­ях физикой может быть сформулирована так: «выявить и сравнить способы действий, выполняемые при решении задач с избыточными и недостающими данными».

Смысловые цели, обозначенные в курсе, корректируются учителем с учетом реаль­ных условий обучения. Поставить цель - значит предсказать, спрогнозировать пред­полагаемый результат. Хорошо понятая и обозначенная цель сама «наводит» на соот­ветствующий результат. Цели программы формулируются относительно разных субъектов обучения:

♦ учителя («научить детей тому-то»);

♦ ученика («выполнить исследование листа березы»);

♦ общей деятельности учеников и учителя («сформулировать несколько версий происхождения алфавита» или «построить математическую картину мира»).

При формулировании образовательных целей целесообразно придерживаться всех трех типов целей, не упуская из виду ни одного из субъектов обучения.

К основам построения образовательных стандартов относятся структура личности, структура деятельности, структура изучаемой области действительности. С точки зрения личностно-ориентированного обучения данные параметры должны быть от­ражены в образовательных программах по каждому учебному курсу. В программе ука­зываются развиваемые умения и способности детей, приоритетные для каждой темы, например: умение находить факты, задавать вопросы, способность целостного виде­ния явления, разнонаучного видения, рефлексивные способности по осознанию при­меняемых способов решения задач. Каждому развиваемому умению или способности соответствуют виды деятельности учеников (общеучебные, предметные, оргдеятель-ностные и иные), которые обуславливают развитие определенных качеств личности и овладение способами деятельности. В результате школьники овладевают предмет­ными и универсальными компетентностями — наборами усвоенных способов и раз­витых способностей, определяющими их умения действовать как в рамках изучаемых образовательных областей, так и в более широких рамках.

Реализация запланированных видов учебной деятельности учеников и развитие соответствующих способностей происходит на основе педагогических технологий, включающих определенным образом сконструированные системы форм и методов обучения. Иногда высказывается точка зрения, что формы, методы и технологии обу­чения не должны отражаться в учебных программах по предметам, поскольку каждый учитель имеет право на их самостоятельный выбор. Наличие данного права, не под­крепленное средствами его реализации, приводит к тому, что для многих учителей ока­зывается достаточно трудоемким самостоятельный подбор форм и методов обучения, оптимальных для изучения конкретной темы или раздела. В условиях цейтнота на подготовку к занятиям учитель становится перед необходимостью применения тех­нологии типа «объяснил, закрепил, проверил». В результате многие эффективные пе­дагогические технологии остаются «за бортом» школьной практики, что приводит ее к обеднению и косности. С точки зрения деятельностного подхода в типовые учебные программы по предметам должны быть включены примерные формы, методы и тех­нологии обучения, а также механизмы их оптимального подбора и применения учи­телем. Если этого нет, то учителю необходимо самостоятельно подбирать и устанав­ливать для каждой темы оптимальные формы и методы занятий.

Целесообразно в учебных программах фиксировать возможность изучения тех или иных вопросов с помощью средств телекоммуникаций и ресурсов сети Интернета. На­пример, изучение климата или других географических особенностей Австралии более продуктивно пройдет в ходе совместного краткосрочного дистанционного проек­та с учениками одной из австралийских школ, а техническую мощь современных аст­рономических средств сможет применить каждый школьник, «зайдя» на сайт с изображением, полученным самым мощным в мире электронным телескопом. Недалек тот день, когда изучение географии, истории, физики, и даже физ­культуры, будет неразрывно связано с использованием гло­бальных телекоммуникаций.

Дискуссия.Каким образом необходимо задать в программе технологии обучения, чтобы у учителя и учеников была возможность их выбора?

Содержание образовательной программы группируется вокруг фундаментальных образовательных объектов, концен­трирующих в себе основной материал. С целью предотвраще­ния отчуждения учащихся от изучаемой действительности в учебную программу включаются как реальные объекты (дерево, животное, вещество, явление, звук, речь, текст, цвет), так и идеальные (знак, цифра, буква, понятие, прави­ло, закон). Тем самым обеспечивается первичное познание учеником реальной действительности методами изучаемых наук и последующее сопоставление получаемых им результатов с общекультурными аналогами (знаниями). В результате ученик име­ет возможность создания собственного образовательного продукта и индивидуальной траектории освоения как реальной действительности, так и знаний о ней.

Продуктивную деятельность учеников и учителя обеспечивают включенные в про­грамму фундаментальные образовательные проблемы, например: Какими способами можно получить точку? Чем живое отличается от неживого? Чем сказка отличается от мифа? Каковы причины зимы? В чем сходства и отличия буквы «А» в английском, французском и русском языках?

Программа включает культурно-исторические аналоги предполагаемой образова­тельной продукции учеников: содержит ссылки на тексты первоисточников, матери­ал из учебников, мнения специалистов об изучаемых объектах и проблемах.

Программа допускает возможность корректировки и видоизменения тематическо­го содержания в процессе обучения. Чтобы обеспечить каждому из учащихся возмож­ность индивидуальной образовательной траектории, предусматривается включение содержания, устанавливаемого самими учениками, то есть личностное содержание образования. Один из источников личностного содержания образования — это пред­полагаемая в учебной программе образовательная продукция учеников: элементы творчества на уроках, тематика творческих работ, другие планируемые учителем и учениками образовательные результаты.

Ритмической основой конструирования рабочей программы выступают культурно-исторические, природные, биологические, космические, индивидуальные и иные цик­лы. Для достижения целостности и гармоничности образования учащихся требуется, чтобы в течение каждого учебного года они обращались к основным фундаменталь­ным образовательным объектам и соответствующим ключевым проблемам. В каждой образовательной области учебный год отличается от предыдущего: степенью прора­ботки учениками образовательного материала; углубленностью и детализированностью познания фундаментальных образовательных объектов; новыми способами обра­зовательной деятельности; развивающимися способностями учеников и учителей, требующими непрерывного уточнения и переопределения их целей. Динамика обра­зования определяется изменениями, происходящими как во внешнем мире (природа, культурные, научные и общественные изменения, солнечные циклы), так и во внут­реннем мире самих учеников.

Может возникнуть вопрос: все ли курсы можно и нужно изучать в соответствии с годовыми циклами? Например, математика обычно изучается вне связи с окружаю­щими нас изменениями. С точки зрения природосообразного подхода к обучению, опора на окружающую реальность и личностные особенности учеников помогает ре­шать проблему мотивации и создания качественных продуктов ученической деятель­ности. Если ритмические закономерности не могут быть положены в основу структу­ры программы, то по крайней мере возможен их учет. Привлечение соответствующих «сезону» материалов можно осуществить в любом школьном предмете — математике, музыке, английском языке и др.

Одни и те же фундаментальные образовательные объекты проявляются подчас в разных курсах, поэтому каждый год они могут изучаться детьми с помощью разных учебных дисциплин. Например, фундаментальные образовательные объекты такой образовательной области, как Культура Руси, доступны для рассмотрения учениками на занятиях словесностью в 1-м классе, историей в 5-м, мифологией — в 8-м, филосо­фией в 12-м классе.

Одной из проблем конструирования учебных программ является учет индиви­дуальных особенностей каждого конкретного ученика при изучении им предмета по общей для всех программе. Для решения этой проблемы в программу включаются такие методологические элементы, которые обеспечивали бы индивидуальность каждого учащегося и их личностную самореализацию при изучении общеобразова­тельных дисциплин. Такими элементами являются: личностные цели ученика, лич­ностное содержание его образования, рефлексия ученика, самоконтроль и само­оценка.

Условием фиксации личностного содержания образования является использова­ние учеником рефлексивных приемов и технологий; с их помощью выявляется, осо­знается и фиксируется действительное образовательное приращение ученика, уни­кальное для каждого из них.

В связи с предстоящим переходом к единому (выпускному-вступительному) го­сударственному экзамену особую актуальность приобретает разработка применяе­мых в школе систем контроля. Очевидно, что контролю и оценке должны подлежать все заявляемые в целях программы образовательные результаты. Для каждой из целей программы обозначаются формы контроля, рефлексии и оценки результатов обучения.

Цели, содержание и другие элементы программы должны соответствовать друг другу: целостность и логичность составленной учебной программы — условие эффек­тивности ее реализации. На стадии контроля результатов обучения необходимо обес­печить проверку уровня достижений поставленной каждой цели курса, а не только традиционно проверяемых с помощью контрольных работ или экзаменов.

От структуры учебной программы и согласованности поставленных целей и про­веряемых результатов зависит успех решения достаточно типичной для массовой шко­лы проблемы, когда планируется одно, происходит другое, а проверяется третье.

Итак, основными компонентами учебной программы по общеобразовательным курсам являются следующие элементы:

♦ Смыслы учебного курса.

♦ Цели и задачи курса.

♦ Развиваемые личностные качества учеников (умения и способности).

♦ Основные виды деятельности учеников.

♦ Деятельностное содержание образования (технологии, формы и методы обуче­ния).

♦ Тематическое содержание программы, группируемое вокруг:

а) фундаментальных образовательных объектов;

б) фундаментальных образовательных проблем;

в) культурно-исторических знаний;

г) ритмической основы конструирования программы.

♦ Личностное содержание образования (образовательная продукция учеников).

♦ Формы контроля, рефлексии и оценки результатов обучения.

Знания и деятельность в образовательной программе. Цель программы личностно-ориентированного обучения по любому курсу состоит прежде всего в создании усло­вий для самоопределения и самореализации личности по отношению к изучаемой и познаваемой области.

Программа образования — это «карта», с помощью которой учащийся и педагог могут ориентироваться и самоопределяться в окружающем мире. Для этого необхо­димо владеть инструментом познания, способами решения возникающих проблем, видами различной деятельности. Таким образом, кроме системы знаний в программу обучения входит система деятельности. Раскроем содержание этих двух составляю­щих на примере программы по физике.

I. Система знаний.

Какие знания обеспечивают личностную ориентацию? Прежде всего те, которые имеют непосредственную жизненную и практическую значимость для каждого ученика. Это знания об окружающей природе, о повседневно встречающихся на улице, в школе, дома физических явлениях. Использование таких знаний необходимо каждому человеку, чтобы продуктивно и безопасно жить в окружающем его мире.

Примеры объектов и явлений, составляющих основу таких знаний: кипение воды, горение огня, растворимость веществ, электрический ток в быту, способы передачи и условия сохранения тепла, образование и применение звука, коррекция зрения, прин­ципы действия и способы использования орудий труда и быта (нож, отвертка, термо­метр, бытовые рычаги, магнитофон, телевизор, автомобиль и др.), защита от стихий­ных явлений природы (дождь, снег, ветер, молния, землетрясение, бури, наводнения и пр.). Подобные факты и события в повседневной жизни служат исходным пунктом обучения. Ученик каждодневно пользуется соответствующими знаниями в практике, ощущает по мере обучения рост своих сил и возможностей.

Следующий тип знаний — это знания, составляющие общекультурный, гуманитар­ный потенциал любого человека. Если мы хотим воспитать духовную гармоничную лич­ность, то надо, чтобы она имела целостное видение мира, разбиралась не только в физике, но и в естествознании, в живописи, музыке, литературе. Гуманитарные знания — это единые общечеловеческие, общекультурные основы. Они не являются достоянием ка­кой-либо одной науки, а подлежат изучению в разных дисциплинах. Например, фило­софские категории пространства и времени могут быть раскрыты не только через сте­реометрию или астрономию, но и через музыку. Законы гармонии, симметрии, эволю­ции присущи как науке, так и искусству, они окружают нас повсюду.

Среди знаний гуманитарного типа, входящих в состав программы физического образования, следует выделить четыре составляющие:

1. Общенаучные знания — философские категории (материя, движение, простран­ство, время) и законы (единства и борьбы противоположностей, перехода ко­личества в качество, отрицания отрицания); методологические знания, то есть знания о знаниях, об их структуре, о методах познания и преобразования при­роды; физические факты, понятия, явления, свойства, законы, теории, опыты, физическая и естественнонаучная картина мира, а также теоретический и экс­периментальный методы изучения природных явлений, особенности техничес­ких процессов.

2. Естественнонаучные знания — принципы симметрии, вероятности и др., зако­ны сохранения, фундаментальные идеи физики, химии, биологии, астрономии; проблемы жизни и смерти; эволюция природы и система знаний о ней; есте­ственнонаучная картина мира.

3. Фундаментальные физические знания — типы известных физических явлений (механические, тепловые, электромагнитные, гравитационные, звуковые, све­товые, ядерные), фундаментальные физические понятия (энергия, импульс, масса, сила и др.), законы (Ньютона, Эйнштейна и др.), теории (MKT, элект­родинамика, квантовая механика и др.), опыты (Галилея, Броуна, Ампера и др.), взаимодействия (гравитационное, электромагнитное, ядерное, распад-ное).

4. Знания профильного характера, учитывающие способности и интересы учащих­ся, их подготовку к будущей профессии. Данный тип знаний включает ориен­тировочный материал в дополнение к базовому. В программе эти знания могут быть представлены в нескольких вариантах с тем, чтобы учителю и ученикам было лучше выбрать для себя наиболее подходящий. Профильные знания включают в себя: отдельные направления физики (физика в живой природе, физика и лирика, история физики, физический эксперимент и др.); наибольшие темы и вопросы, дополняющие или раскрывающие базовую часть программы (электричество в технике, тепловые процессы в медицине, световые явления в сельском хозяйстве и др.); объекты комплексного познания и преобразования (озеро, лес, вода, огонь, автомобиль, кухня, человек, планета и др.); отдельные вопросы для индивидуальной проработки учащимися.

II .Система деятельности.

Второй ведущий компонент учебной программы обеспечивает вооружение уча­щихся методологией деятельности, технологией самоопределения и самореализации, способами познания и преобразования окружающей среды и самого себя.

Овладение способами деятельности происходит как в самой деятельности, так и при непосредственном изучении ее. Так, ученики не только выполняют физические эксперименты, но и изучают, что такое эксперимент, каковы его функции, в чем осо­бенности экспериментальной деятельности. В первом случае эксперимент использу­ется как средство познания, во втором — как специальный объект изучения.

Перечислим основные виды деятельности, входящие в данный компонент содер­жания программы, имея в виду, что этот перечень может быть более детализирован:

1. Познавательная деятельность. Техника мышления. Интеллектуальные мысли­тельные операции (анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, аналогия, квалификация и др.). Причинно-следственные связи.

Наблюдение. Опыт. Постановка проблемы. Выдвижение гипотезы.

Построение модели и ее проверка. Интуиция и озарение. Открытие. Научная ре­волюция.

Естественнонаучные методы познания (теория, эксперимент); математические (ло­гарифмирование, дифференцирование, итерация и др.); гуманитарные (литература, древние письмена, мифы, религия, научная фантастика и др.); методы чувственного познания.

2. Преобразующая деятельность. Отношения «Человек—природа—общество», способы выявления противоречий. Виды вопросов и методы их задавания. Постанов­ка задач по преобразованию реальности. Методы решения этих задач. Действия в ситуации неопределенности. Способы самоопределения. Техника выбора. Спо­собы поиска новых путей решения проблем. Конструирование и моделирование. Метод проектов. Алгоритм изобретения.

3. Общеучебная деятельность. Методы учения: организация учебного места, спо­собы поиска информации, работа с литературой (техника чтения, анализ тек­ста, конспектирование, аннотирование, подготовка докладов и др.); навыки об­щения (монолог, диалог, дискуссия, способы слушать, задавать вопросы и др.); методы взаимообучения (организация работы в группе, техника выступления, рецензирование, взаимооценка и др.).

4. Самоорганизующая деятельность. Способы самостоятельной постановки це­лей. Техника планирования. Виды деятельности. Самоучет. Самоанализ. Самоконтроль. Самооценка. Саморегуляция. Осознание своего продвижения («ре­шил сам», «догадался», «помог товарищу», «принес пользу» и т. д.).

Оба рассмотренных компонента образовательной программы «система знаний» и «система деятельности» могут быть представлены как раздельно, в виде чередующих­ся блоков (например, сначала деятельностный блок на тему «Наблюдения и опыты в физике», а за ним блок с системой знаний «Оптические явления»), так и в синтезиро­ванном, смешанном виде.

Приведем пример фрагмента тематической программы синтезированного вида.

Тема: Молекулярно-кинетическая картина мира.

Органы чувств и познание мира. Запах и вкус, их причины.

Наблюдение. Научная гипотеза. Моде



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: