Тема 11. Авторские школы




1. Разработайте план трехдневного «погружения» в 11-м классе по биологии или другому курсу. Для этого сформулируйте тему каждого из пяти ежедневных уроков (всего 15 уроков) и дайте краткую характеристику видам деятельности учеников на уроке. Разработанный план обсудите во время семинара, обращая внимание на его соответствие принципам организации обучения методом «по­гружения».

2. На основе концепции Школы свободного развития составьте фрагмент урока по метапредмету «Числа» во 2-м классе. Для этого воспользуйтесь следующей таблицей:

 

1. Тема урока  
2. Ведущая образовательная установка (не меняется во время урока)  
3. Качества учеников, которые будут развиваться на уроке  
4. Перечень видов деятельности детей по отношению к математике  
5. Предполагаемые результаты (выражаются в открытой форме, то есть содержание результатов заранее учителю неизвестно)  
6. Основной вопрос или проблема урока  
7. Несколько вариантов ученических ответов на вопрос или решений проблемы  

 

3. Опираясь на свой педагогический «конек», любимую учебную тему или хобби, определите название мастерской, которую вы предложите детям на выбор вместе с другими учителями. Составьте текст презентации своей мастерской для учеников. Цель презентации: помочь детям самоопределиться в их предстоящей двухмесячной деятельности (ваша мастерская будет работать 2 раза в неделю) и увлечь именно тех учеников, которые в наибольшей степени смогут проявить себя в вашей мастерской.

Итоговая рефлексия по содержанию главы 2

1. Назовите свои самые яркие чувства и ощущения, вызванные изучением темы «Дидактические системы». Сопоставьте их со следующими рефлексивными записями:

«Когда мы в детстве играли в школу, казалось, все легко и просто: учитель дает какое-то задание, а потом его проверяет. Когда же у нас начался курс "Педагогические теории", я поняла, что не все так просто. Было очень интересно узнать о различных школах, а тем более об их существовании в наше время. Самым ведущим чувством на занятиях был интерес. Сначала — интерес "теоретический", а потом — "практический". А правда ли, действуют те или иные приемы, методики? И я решила попробовать. Когда я встретила зимой (или весной, но еще лежал снег) своего маленького соседа и спросила: "Как ты думаешь, вот лежит снег зимой, а куда он потом исчезает?", он ответил мне, что снег ис­чезает весной. "Зимой солнышко спит, а весной оно просыпается и съедает снежок". На этом я не остановилась и решила применить метод Марии Монтессори, предложив мое­му соседу побыть солнышком: я провела с ним занятие по превращению льда в воду. И это действительно сработало! Он понял, что лед может "исчезать" — таять от тепла его ладошек, он это почувствовал. Это такое замечательное чувство — "чувство знания, что у тебя что-то получилось". Можно считать это моим первым педагогическим опытом. Это, конечно, результат занятий на нашем курсе».

Липина Светлана, студентка

2. Восстановите этапы своего изучения главы 2. Вспомните обнаруженные вами противоречия между различными дидактическими системами, ход ваших мыслей и действий при этом. Обозначьте свою деятельность по отношению к дис­куссионным вставкам в текст учебника, блокам самоопределения, вопросам и заданиям в конце параграфов, дидактическому практикуму. Не забудьте отметить наиболее яркие ситуации, возникшие во время семинарских занятий по отношению к дидактическим системам.

3. Расположите выявленные вами события (их названия) во временной последо­вательности. В качестве формы фиксации этапов деятельности используйте хронологическую таблицу:

 

Названия событий Проблема или противоречие Варианты решений (ваши и других людей)
     
     
     

Выберите и проанализируйте свою деятельность по отношению к наиболее значимым событиям, изложенным в таблице. Результаты анализа оформите в следующем виде:

 

♦ Мое понимание сути дидактической системы.

♦ Что для меня является (было, остается) проблемой в данной теме.

♦ Как я решал(а) актуальную для меня проблему.

♦ Что явилось результатом этой деятельности.

♦ Мои гипотезы по отношению к дальнейшей своей деятельности по данной теме.

 

Постройте картину взаимосвязи и (или) эволюции различных дидактических систем в форме концепта (схемы-рисунка) с символами, понятиями, именами авторовдидактических систем, участников процесса их изучения.


Глава3. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Наиболее острые противоречия в вопросах проектирования общего среднего образования возникали и продолжают возникать в отношении его содержания. Что именно должно содержаться в школьном образовании? Каковы принципы отбора содержания школьного образования? В чем особенность личностно-ориентированного содержания образования? Должен ли существовать единый образовательный стандарт и каково его соотношение с вариативным и творческим характером обучения? Как обучение должно соотноситься с образовательным процессом и деятельностью учеников? Каким образом содержание образования должно быть представлено в учебных планах, программах и учебниках?

Дидактическая и практическая значимость решения этих вопросов огромна. От заложенной в основе учебных курсов концепции содержания образования зависит не только создаваемое учебно-методическое обеспечение — учебные программы, учебники, средства обучения и т. п., но и смысл общеобразовательного процесса, конкретные результаты обучения детей.

В данной главе мы рассмотрим подходы к конструированию содержания образования на его различных уровнях — от концептуального до личностно-ориентированного.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: