В традиционном обучении организационные формы конструируются на основе установленного содержания образования.
При конструировании занятий личностно-ориентированного типа приоритет отдается целям самореализации детей, затем — формам и методам обучения, позволяющим организовать продуктивную деятельность учеников, потом — содержанию учебного материала. Организационные формы и методы личностно-ориентированного обучения имеют приоритет перед со-держанием учебного материала, активно влияют на него, могут его видоизменять и трансформировать. Такой подход усиливает личностную направленность обучения, поскольку переносит акцент с вопроса «чему учить» на вопрос «как учить»: в центре внимания педагога оказывается не учебный материал, а сам ученик, его учебная деятельность.
Дискиссия.Проводит ли включение учеников в процесс конструктирования системы занятий к повышению урованя их образовательной подготовки? |
Структура планирования системы личностно-ориентированных занятий представлена на рис. 4.1. Из схемы видно, что установочные и индивидуальные цели обучения формулируются на основе конкретных условий обучения, с учетом целей учителя и учеников. Данные цели достигаются разными путями, зависящими от выбора базовой технологической структуры занятий, оптимального набора форм и методов обучения, индивидуальных программ учеников.
По всем вопросам, обозначенным в общей учебной программе, ученики могут предлагать свое индивидуальное содержание. Они могут определить индивидуальный смысл занятий по предмету, поставить цели, отобрать темы, спланировать, проконтролировать и оценить свою работу. Однако учителю для этого необходимо организовать соответствующую деятельность, применить специальную методику, отвести на это время. Подобная работа значима для обучения детей — чем большую степень включения учеников в конструирование собственного образования обеспечит учитель, тем полнее окажется их индивидуальная самореализация и образовательная продуктивность.
|
Рис. 4.1. Структура планирования системы занятий
Технологическая структура занятий. Начальным этапом конструирования системы занятий по определенной теме или разделу является выбор технологической структуры этих занятий. Возможны следующие типы таких структур:
1. Последовательная структура. Все вопросы темы изучаются последовательно в соответствии с порядком, предложенным учебной программой или учебником. Материал творчески перерабатывается и усваивается учениками постепенно, шаг за шагом. В ходе занятий ученики выполняют и обсуждают творческие работы по изучаемым вопросам. Данная структура оптимальна для традиционной классно-урочной формы обучения.
2. Блочная структура. Материал темы рассматривается сразу как единый логический блок, который затем прорабатывается на отдельных занятиях. Ученики составляют и защищают собственные концепты темы в начале и в конце ее изучения. Диагностике и оценке подлежат изменения в ученических концептах. Реализация данной структуры занятий эффективна как в классно-урочной форме обучения, так и в форме «погружения».
3. Разнородные концепты. Последовательно рассматриваются различные концепты всей темы: исторический, методологический, экологический, технический и др., имеющие знаковую, образную или символическую форму представления информации. Концепты предлагаются учителем, а также могут составляться учениками. Такая система занятий эффективна в метапредметном обучении, поскольку развивает разнонаучный подход к изучению единых образовательных объектов.
|
4. Однородная деятельность. Учебные занятия по теме проводятся на основе одной ведущей деятельности, например практикум по эксперименту или решению задач, когда вся тема изучается на основе опытов, либо с помощью задач. Происходит «погружение» учеников в определенный вид деятельности. Выбранный вид деятельности предполагает многообразие способов ее осуществления. Например, ученики могут решать задачи индивидуально, парами, в группах, составлять их самостоятельно и выносить на коллективную защиту, решать задачи во время олимпиад и т. д. Образовательной доминантой в данном случае выступает предметная деятельность учеников, содержание материала оказывается вторичным и вариативным.
5. Групповая работа. Тема изучается дифференцированно, ученики делятся на группы по целям, склонностям или желаниям, например: теоретики, экспериментаторы, историки. Все группы занимаются одновременно, каждая — по своему плану, разрабатывая тему в своем аспекте. Периодически проводятся коллективные уроки, где группы обмениваются полученными результатами, обсуждают возникшие проблемы, корректируют дальнейшую работу. Для обозначения общих «связок» в работе применяются лекции учителя. Эта система занятий более вариативна, чем предыдущая, поскольку предполагает выбор учениками доминирующих видов их деятельности.
|
6. Ситуативная структура. Структура занятий опирается на технологические этапы создания и развития образовательной ситуации: на первых занятиях происходит обеспечение мотивации деятельности, постановка проблемы; затем организуется индивидуальное или коллективное ее решение, демонстрация и обсуждение полученных результатов; после этого изучаются культурно-исторические аналоги, формулируются результаты, проводится рефлексия и оценка индивидуальной и коллективной деятельности.
7. Индивидуальные программы. Учащиеся выбирают творческие задания по общей теме, над которыми работают по индивидуальным программам как в школе (в лаборатории, мастерской), так и вне школы (дома, в библиотеке, в сети Интернета). Ученики пишут сочинения, выполняют исследования, изготавливают технические конструкции. Регулярно по общему расписанию проводятся коллективные занятия, на которых рассматриваются основы темы, проводятся инструкции, заслушиваются отчеты учеников о выполнении их программ, проводятся консультации. Данная форма интегрирует очное, самостоятельное и дистантное обучение.
Могут выбираться также и другие технологические структуры занятий, например, соответствующие тем или иным дидактическим системам, применяемые учителями-новаторами, авторскими школами и др.
Технологическая карта. Выбор общей структуры занятий позволяет переходить к конструированию ее конкретного содержания. Для этого применяется технологическая карта с соответствующими базами данных.
Технологическая карта — педагогическое средство, цель которого — предоставить учителю инструментарий для конструирования системы занятий по определенной теме с целью обеспечения как индивидуального образовательного движения каждого ученика, так и всего образовательного процесса в целом. С помощью технологической карты достигается вариативность конструируемых занятий.
Карта содержит базы данных с наборами учебных целей, критериев оценки их достижения, форм, методов, способов, приемов обучения, образцов индивидуальных образовательных программ и способов их составления, других технологических и информационных средств обучения.
Технологическая карта сохраняет в качестве инвариантов фундаментальные образовательные объекты по изучаемому курсу, технологические этапы и процедуры обучения. С помощью такой карты можно обеспечить достижение одних и тех же целей обучения различными наборами форм и методов занятий, которые применяются в качестве вариативных средств, дополняющих и достраивающих инвариантную структуру до уникального в каждом случае варианта обучения.
В табл. 4.1 приведен вариант технологической карты, состоящей из пяти блоков: вводные занятия, основная часть, тренинг, контроль, рефлексия. У каждого блока имеются свои задачи и базы данных. Одна и та же форма занятий, например лекция, может присутствовать в разных блоках, что не означает их идентичности. Например, на вводной лекции делается проблемный обзор темы, а на итоговой лекции формулируются полученные учениками результаты.
Технологическая линия обучения выстраивается следующим образом. Из базы данных каждого блока технологической карты выбираются виды деятельности, формы, методы, приемы, средства обучения, с помощью которых предполагается достигать поставленные цели. Ориентиром для учителя при планировании системы занятий является образ предполагаемого образовательного продукта ученика. Такой продукт соотносится, во-первых, с личностным потенциалом учеников, во-вторых, с содержанием образования и организационными формами обеспечивающими его получение; в третьих, с усвоением учеником образовательных процедур.
Блок самоопределения Система занятий Продолжите варианты технологических структур занятий: | |||
Последовательная структура | Блочная структура | Разнородные концепты | Однородная деятельность |
Групповая работа | Ситуативная структура | Индивидуальные программы | … |
… |
Составлением технологической карты занимается учитель, он постоянно пополняет ее новым инструментарием. Эффективность составления и применения технологических карт возрастает при переходе к компьютерным технологиям. Принципы структуризации технологического инструментария и задание правил-алгоритмов для создания вариантов различных технологий обучения существенно облегчают труд учителя по разработке планов занятий применительно к разным классам, отдельным ученикам и реальным условиям обучения.
Дискиссия.Будет ли составление системы занятий с помощью компьютера способствовать личностной ориентации обучения? |
Процедура создания образовательных программ и технологий практически не отличается от пошагового создания документов компьютерными программами типа «мастера писем». «Мастер образовательных программ» позволит каждому педагогу с помощью баз данных, содержащих тысячи возможных целей, форм, методов и других элементов обучения, составлять уникальную программу занятий, учитывающую его педагогическую позицию, количество учеников в классе, уровень их развития, специфику изучаемой темы, имеющиеся в наличии средства, ожидаемые результаты.
Разработка компьютерных средств для решения подобных дидактических задач, создание педагогических баз данных по типу технологических карт — посильная задача для творческого педагога. Объединение таких банков в единую систему и подключение ее к школьной локальной сети существенно повысит удобство и эффективность работы педагогов.
Технологическая карта — одно из средств обучения, которое может дополняться другими:
♦ Тематическое планирование занятий.
♦ Индивидуальные образовательные программы учащихся, которые включаются в общую программу занятий по предметам в качестве отдельных компонентов.
♦ Личностно-ориентированный журнал, структура которого состоит не из учебных предметов, а имен учеников; для каждого ученика на соответствующих страницах обозначаются учебные предметы и образовательные направления.
♦ Индивидуальное расписание для каждого ученика, являющееся компонентом общего расписания. Такое расписание регламентирует индивидуальные занятия учеников, их консультации, подготовку и защиту индивидуальных творческих работ.
♦ Индивидуальные качественные характеристики образовательных результатов учащихся; качественно-количественные системы оценивания образовательных результатов; рефлексивные дневники и книжки учащихся.
Таблица 4.1