Технологическая карта для конструирования системы занятий




Технологический блок База данных
Название Основная задача  
Вводные занятия Актуализировать личный опыт и знания учеников для введения в тему. Помочь в самоопределении и личном целеполагании учеников по отношению к теме. Разрабо­тать индивидуальные образовательные программы и построить общую программу по теме Вводный семинар, вводная лекция, проб­лемная лабораторная работа, разработка концепта темы, занятие по целеполаганию, защита учениками индивидуальных образовательных программ и др.
Основная часть Достичь главные цели по теме, выполнить основное содержание индивидуальных образовательных программ учеников, освоить содержание темы, соответствующее обра­зовательным стандартам и фундаменталь­ным образовательным объектам. Урок-исследование, проблемный семинар, конференция, групповые и индиви­дуальные занятия, погружение, цикл эв­ристических ситуаций, лекция концеп­туальная, лекция по знакомству с куль­турно-историческими аналогами, дело­вая игра и др.
Тренинг Достроить созданные учениками образовательные продукты до целостной системы. Закрепить результаты основной части блока. Выполнить требования по деятельностной подготовке — освоить необходимые способы и методы Семинар дифференцированный, семинар групповой, практикум по решению задач, лабораторная работа, «мозговой штурм», урок по индивидуальным целям учеников, консультация, взаимообучение
Контроль Проверить и оценить уровень достижения поставленных целей. Обнаружить измене­ния в личностных качествах учеников, их знаниях, умениях, освоенных способах, в созданной образовательной продукции. Защита творческих проектов и работ, урок-собеседование, урок-зачет, урок устного опроса, письменная контрольная работа, диктант, сочинение, рецен­зирование, урок-самопроверка, экзамен
Рефлексия Вспомнить и осознать основные этапы учебной деятельности, индивидуальные и коллективные результаты (продукты) дея­тельности, возникшие проблемы и способы их решения. Соотнести поставленные цели с результатами обучения Урок-анкетирование, урок-«круглый стол», рефлексивное сочинение, графическая рефлексия деятельности, индиви­дуальные и групповые уроки-отчеты, са­мооценки и характеристики учеников, итоговая рефлексивная лекция

 

Тематическое планирование занятий. Основными типами планов учителя являются два: тематический и поурочный. Тематический план составляется, как правило, навесь учебный год и представляет собой планируемый образ обучения по всем крупным темам или разделам учебного курса.

В самом общем виде годовой тематический план представляет собой перечень тем всех занятий. Основная цель планирования — определить оптимальное содержание занятий и рассчитать необходимое для них время.

Чтобы занятия не были случайным набором уроков, а образовывали стройную систему, необходимо осуществлять тематическое планирование по определенной тех­нологии. Рассмотрим ее.

1. Приступая к тематическому планированию, учитель внимательно изучает обра­зовательную программу по своему курсу или самостоятельно разрабатывает ее в соответствии с образовательными стандартами и собственной педагогической позицией. Особое внимание уделяется общему количеству отводимых на учеб­ный курс часов (реально, за вычетом праздничных дней, всегда часов получается меньше, поэтому планирование необходимо осуществлять «с запасом»), главным тематическим блокам или разделам курса и деятельностной направленности про­граммы (какие виды деятельности учеников будут приоритетными). Учитывает­ся также выбранная педагогом дидактическая система обучения.

2. Общее количество годовых часов распределяется по основным разделам (бло­кам) курса с учетом как тематических, так и деятельностных компонентов (на­пример, в конце года 10 часов может быть отведено на практикум по всем темам курса).

На данном этапе важно отвести время тем деятельностным элементам обучения, которые напрямую не связанны с основными темами курса. Например, отдельного времени требует ученическое целеполагание и планирование индивидуальных про­грамм по курсу, периодические занятия детей по индивидуальным планам, защиты творческих работ, конференции, олимпиады, консультации, зачеты, экзамены и т. п. В ряде случаев данные формы деятельности будут входить в состав отдельных разде- I лов или тем, но иногда их необходимо запланировать отдельно наряду с тематически­ми разделами курса. В этом случае не возникнут ситуации типа: «Надо олимпиаду про­водить, а мы еще запланированную тему не прошли».

3. После определения основных блоков тематического плана рассчитывается учеб­ное время для каждого из них. Это важный этап планирования учителем годово­го учебного времени. Чтобы выполнить окончательное распределение отведен­ных часов по разделам курса, не следует «слепо» использовать типовые рекомен­дации или примерные тематические планирования, публикуемые в методических журналах. Необходимо учитывать различные факторы.

Например, крупные разделы или темы лучше завершать до наступления каникул, чтобы контроль образовательных результатов детей по этим темам совпадал с четверт­ными контрольными работами. Можно заранее оценить значимость, сложность и необ­ходимость той или иной темы в общеобразовательном процессе. Некоторые учителя отводят больше времени тем вопросам или видам деятельности, в которых они могут обеспечть наилучшие результаты. У детей также могут быть свои образовательные пред­почтения, которые желательно учесть на стадии тематического планирования.

4. Распределив учебное время на каждый тематический и деятельностный блок курса, учитель переходит к планированию занятий внутри каждого из них. Во-первых, определяются главные цели, которые будут решаться в каждом блоке (разделе, теме). Эти цели являются продолжением целевых установок образо­вательной программы курса. Во-вторых, выбирается оптимальная технологи­ческая структура занятий по блоку. В третьих, на основе технологической кар­ты уточняются формы предполагаемыхзанятий, методический инструментарий и другие особенности обучения.

Тематический или деятельностный блок курса расписывается в виде входящих в него занятий. По каждому занятию приводятся следующие данные:

♦ Номер занятия в данном блоке и с начала года, например: урок 2/53, т. е. второй урок по данной теме, пятьдесят третий — с начала занятий.

♦ Тема занятия (формулируется с учетом тем и вопросов, обозначенных в обра­зовательных стандартах, программах и учебниках).

♦ Тип (форма) занятия (лекция, семинар, экскурсия, лабораторная работа и т. п.).

♦ Цель занятия (записывается главная цель, относящаяся к планированию при­ращения учеников; при поурочном планировании цели могут быть детализиро­ваны и конкретизированы).

♦ Дидактические средства (раздаточный материал, плакаты, компьютерные про­граммы и т. п.).

♦ Домашнее задание (творческое, номер параграфа из учебника, номер задачи из задачника, по индивидуальным программам и т. д.).

При желании учитель может включить в описание занятий и другие элементы, например методы обучения, ключевые проблемы, виды деятельности учеников и т. п.

5. При окончательной компоновке годового тематического плана возможна кор­ректировка последовательности блоков и предварительно распределенного на них времени.

Тематический план удобно оформлять в табличной форме на компьютере или на больших складывающихся листах (например, миллиметровой бумаги). На каждый блок курса — отдельный лист. Столбцами такой таблицы служат данные по каждому занятию. В этом случае каждый элемент занятия будет просматриваться но вертикали.

Заметим, что данная форма тематического планирования может не подходить к планированию занятий в некоторых дидактических системах. Например, система си­туативного обучения или система занятий в Школе свободного развития принципи­ально не предполагают годового поурочного планирования; в этих дидактических системах определяются стратегические направления обучения на год, а подробно про­рабатываются занятия на близлежащий период обучения.

Индивидуальная система занятий ученика. Индивидуальная программа образования составляется и корректируется учеником совместно с учителем. К основным элемен­там данной работы относятся: целеполагание ученика, планирование и выполнение им намеченных планов, рефлексия и самооценка деятельности. В результате ученик становится субъектом, конструктором своего образования.

Особенность обучения школьников конструированию индивидуальных образова­тельных программ заключается в том, что им предлагаются алгоритмические предпи­сания по составлению этих программ; затем ученики представляют свои программы учителю или защищают их в качестве творческой работы.

В результате составления учениками индивидуальных программ в общей системе занятий учителя присутствуют элементы ученических систем занятий. Реализация ученических элементов занятий в общеклассной системе занятий предусматривает динамику внутренних изменений учеников в ходе освоения ими системообразующих образовательных процедур, таких, как целеполагание, планирование, освоение спосо­бов учебной деятельности, нормотворчество, рефлексия, самооценка и др.

Каждая из перечисленных образовательных процедур включает в себя отдельные элементы различной сложности. Чтобы ученик научился конструировать индивиду­альную систему занятий, необходимо последовательное освоение им данных проце­дур: от простых к сложным, от кратковременных — к продолжительным. Вначале дан­ная процедура занимает небольшой период времени, например урок. По мере усвое­ния учениками ее элементов, их объем и содержание расширяются, длительность процедуры увеличивается.

Перечислим основные образовательные процедуры и составляющие их элементы, комплексное и последовательное освоение которых позволяет обучать детей конст­руированию индивидуальных систем занятий.

Целеполагание:

♦ выбор учеником целей деятельности из предложенных учителем;

♦ формулирование (вербализация) учениками собственных целей из известных ранее;

♦ формулирование целей на основе рефлексии выполненной учащимися деятель­ности;

♦ формулирование тактических и стратегических целей;

♦ включение целеполагания в качестве элемента любой образовательной деятель­ности ученика.

Планирование:

♦ составление простого плана действий для отдельной операции;

♦ разработка составного плана на урок;

♦ конструирование сложного плана изучения темы;

♦ разработка плана решения проблемы;

♦ составление исследовательских планов;

♦ разработка проектов.

Освоение способов учебной деятельности:

♦ виды и способы деятельности, присущие изучаемой дисциплине (например: отыскание способов сложения чисел с переходом через десяток, нахождение способов разбора слов по составу, придумывание методов стихосложения);

♦ способы познания фундаментальных образовательных объектов (естественно­научные, математические, чувственно-образные, художественные, коммуника­тивные и др.);

♦ увеличение количества усвоенных приемов, техник и технологий познания;

♦ овладение формами, методами и средствами обучения (игровые, исследователь­ские, проблемно-эвристические, информационные и иные технологии обучения);

Освоение способов нормотворчества:

♦ построение алгоритмов решения задач;

♦ конструирование правил проведения дидактических игр;

♦ способы организации работы в группе;

♦ способы выстраивания принципов своей учебной деятельности;

♦ разработка иерархии законов в школе.

Освоение рефлексии деятельности:

♦ припоминание элементов выполненной учеником деятельности;

♦ фиксация рассмотренного содержания и его границ;

♦ выявление своих результатов и способов их получения;

♦ выявление имеющихся или возникающих противоречий;

♦ вербальные формы рефлексии деятельности за небольшой промежуток вре­мени;

♦ эмоционально-образные способы рефлексии;

♦ рефлексивное построение образовательного среза по изучаемым темам;

♦ встраивание полученных образовательных продуктов в общую систему или те­оретическую схему;

♦ построение многоуровневой рефлексивной модели, описывающей технологии деятельности отдельных участников образовательного процесса в их взаимо­действии;

♦ построение объемной модели индивидуально-коллективной деятельности, включающей в себя весь спектр траекторий, сфер и продуктов деятельности, а также возникающие проблемы субъектов этой деятельности и способы их ре­шения.

По каждой из перечисленных процедур учитель планирует движение учеников от фрагментарного применения отдельных ее элементов до целостного осуществления в виде системы. По мере освоения данных процедур увеличивается осознанность уча­щихся в выборе целей, направлений и средств своего образования, конструируется системный механизм их самодвижения.

Резюме

При конструировании занятий личностно-ориентированного типа приоритет отдает­ся целям самореализации детей, затем — формам и методам обучения, позволяющим организовать продуктивную деятельность учеников, потом — содержанию учебного материала. Организационные формы и методы личностно-ориентированного обуче­ния имеют приоритет перед содержанием учебного материала, активно влияют на него, могут его видоизменять и трансформировать.

Конструирование системы занятий начинается с отбора или построения структур­ной технологической основы: последовательной, блочной, разнородных концептов, однородной деятельности, групповой работы, ситуативной структуры, индивидуаль­ных программ.

Технологическая карта — это база данных с наборами учебных целей, критериев оценки их достижения, форм, методов, способов, приемов обучения, образцов индиивидуальных образовательных программ и способов их составления. Ее цель — предо­ставить учителю инструментарий для конструирования системы занятий по определен­ной теме. Эффективность технологических карт возрастает при переходе к компьютер­ным технологиям.

В общей системе занятий присутствуют элементы ученических индивидуальных систем занятий. Ученик оказывается конструктором своего образования, полноправ­ным организатором занятий. Обучение детей конструированию индивидуальных си­стем занятий включает постепенное освоение способов целеполагания, планирования, учебной деятельности, нормотворчества, рефлексии, самооценки и др.

Вопросы и упражнения

1. В чем отличие технологической карты от тематического планирования?

2. Сформулируйте свои правила конструирования системы занятий по теме.

3. Какие технологические структуры занятий учителей-новаторов вам известны? Приведите их краткое описание.

4. Какие иные технологические блоки, кроме тех, которые имеются в табл. 4.1, мо­гут входить в структуру технологической карты? Приведите их названия.

5. В чем вы видите преимущества и недостатки использования в организации обу­чения индивидуальных систем занятий учеников?

Дидактический практикум



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: