Технологический блок | База данных | |
Название | Основная задача | |
Вводные занятия | Актуализировать личный опыт и знания учеников для введения в тему. Помочь в самоопределении и личном целеполагании учеников по отношению к теме. Разработать индивидуальные образовательные программы и построить общую программу по теме | Вводный семинар, вводная лекция, проблемная лабораторная работа, разработка концепта темы, занятие по целеполаганию, защита учениками индивидуальных образовательных программ и др. |
Основная часть | Достичь главные цели по теме, выполнить основное содержание индивидуальных образовательных программ учеников, освоить содержание темы, соответствующее образовательным стандартам и фундаментальным образовательным объектам. | Урок-исследование, проблемный семинар, конференция, групповые и индивидуальные занятия, погружение, цикл эвристических ситуаций, лекция концептуальная, лекция по знакомству с культурно-историческими аналогами, деловая игра и др. |
Тренинг | Достроить созданные учениками образовательные продукты до целостной системы. Закрепить результаты основной части блока. Выполнить требования по деятельностной подготовке — освоить необходимые способы и методы | Семинар дифференцированный, семинар групповой, практикум по решению задач, лабораторная работа, «мозговой штурм», урок по индивидуальным целям учеников, консультация, взаимообучение |
Контроль | Проверить и оценить уровень достижения поставленных целей. Обнаружить изменения в личностных качествах учеников, их знаниях, умениях, освоенных способах, в созданной образовательной продукции. | Защита творческих проектов и работ, урок-собеседование, урок-зачет, урок устного опроса, письменная контрольная работа, диктант, сочинение, рецензирование, урок-самопроверка, экзамен |
Рефлексия | Вспомнить и осознать основные этапы учебной деятельности, индивидуальные и коллективные результаты (продукты) деятельности, возникшие проблемы и способы их решения. Соотнести поставленные цели с результатами обучения | Урок-анкетирование, урок-«круглый стол», рефлексивное сочинение, графическая рефлексия деятельности, индивидуальные и групповые уроки-отчеты, самооценки и характеристики учеников, итоговая рефлексивная лекция |
|
Тематическое планирование занятий. Основными типами планов учителя являются два: тематический и поурочный. Тематический план составляется, как правило, навесь учебный год и представляет собой планируемый образ обучения по всем крупным темам или разделам учебного курса.
В самом общем виде годовой тематический план представляет собой перечень тем всех занятий. Основная цель планирования — определить оптимальное содержание занятий и рассчитать необходимое для них время.
Чтобы занятия не были случайным набором уроков, а образовывали стройную систему, необходимо осуществлять тематическое планирование по определенной технологии. Рассмотрим ее.
1. Приступая к тематическому планированию, учитель внимательно изучает образовательную программу по своему курсу или самостоятельно разрабатывает ее в соответствии с образовательными стандартами и собственной педагогической позицией. Особое внимание уделяется общему количеству отводимых на учебный курс часов (реально, за вычетом праздничных дней, всегда часов получается меньше, поэтому планирование необходимо осуществлять «с запасом»), главным тематическим блокам или разделам курса и деятельностной направленности программы (какие виды деятельности учеников будут приоритетными). Учитывается также выбранная педагогом дидактическая система обучения.
|
2. Общее количество годовых часов распределяется по основным разделам (блокам) курса с учетом как тематических, так и деятельностных компонентов (например, в конце года 10 часов может быть отведено на практикум по всем темам курса).
На данном этапе важно отвести время тем деятельностным элементам обучения, которые напрямую не связанны с основными темами курса. Например, отдельного времени требует ученическое целеполагание и планирование индивидуальных программ по курсу, периодические занятия детей по индивидуальным планам, защиты творческих работ, конференции, олимпиады, консультации, зачеты, экзамены и т. п. В ряде случаев данные формы деятельности будут входить в состав отдельных разде- I лов или тем, но иногда их необходимо запланировать отдельно наряду с тематическими разделами курса. В этом случае не возникнут ситуации типа: «Надо олимпиаду проводить, а мы еще запланированную тему не прошли».
3. После определения основных блоков тематического плана рассчитывается учебное время для каждого из них. Это важный этап планирования учителем годового учебного времени. Чтобы выполнить окончательное распределение отведенных часов по разделам курса, не следует «слепо» использовать типовые рекомендации или примерные тематические планирования, публикуемые в методических журналах. Необходимо учитывать различные факторы.
|
Например, крупные разделы или темы лучше завершать до наступления каникул, чтобы контроль образовательных результатов детей по этим темам совпадал с четвертными контрольными работами. Можно заранее оценить значимость, сложность и необходимость той или иной темы в общеобразовательном процессе. Некоторые учителя отводят больше времени тем вопросам или видам деятельности, в которых они могут обеспечть наилучшие результаты. У детей также могут быть свои образовательные предпочтения, которые желательно учесть на стадии тематического планирования.
4. Распределив учебное время на каждый тематический и деятельностный блок курса, учитель переходит к планированию занятий внутри каждого из них. Во-первых, определяются главные цели, которые будут решаться в каждом блоке (разделе, теме). Эти цели являются продолжением целевых установок образовательной программы курса. Во-вторых, выбирается оптимальная технологическая структура занятий по блоку. В третьих, на основе технологической карты уточняются формы предполагаемыхзанятий, методический инструментарий и другие особенности обучения.
Тематический или деятельностный блок курса расписывается в виде входящих в него занятий. По каждому занятию приводятся следующие данные:
♦ Номер занятия в данном блоке и с начала года, например: урок 2/53, т. е. второй урок по данной теме, пятьдесят третий — с начала занятий.
♦ Тема занятия (формулируется с учетом тем и вопросов, обозначенных в образовательных стандартах, программах и учебниках).
♦ Тип (форма) занятия (лекция, семинар, экскурсия, лабораторная работа и т. п.).
♦ Цель занятия (записывается главная цель, относящаяся к планированию приращения учеников; при поурочном планировании цели могут быть детализированы и конкретизированы).
♦ Дидактические средства (раздаточный материал, плакаты, компьютерные программы и т. п.).
♦ Домашнее задание (творческое, номер параграфа из учебника, номер задачи из задачника, по индивидуальным программам и т. д.).
При желании учитель может включить в описание занятий и другие элементы, например методы обучения, ключевые проблемы, виды деятельности учеников и т. п.
5. При окончательной компоновке годового тематического плана возможна корректировка последовательности блоков и предварительно распределенного на них времени.
Тематический план удобно оформлять в табличной форме на компьютере или на больших складывающихся листах (например, миллиметровой бумаги). На каждый блок курса — отдельный лист. Столбцами такой таблицы служат данные по каждому занятию. В этом случае каждый элемент занятия будет просматриваться но вертикали.
Заметим, что данная форма тематического планирования может не подходить к планированию занятий в некоторых дидактических системах. Например, система ситуативного обучения или система занятий в Школе свободного развития принципиально не предполагают годового поурочного планирования; в этих дидактических системах определяются стратегические направления обучения на год, а подробно прорабатываются занятия на близлежащий период обучения.
Индивидуальная система занятий ученика. Индивидуальная программа образования составляется и корректируется учеником совместно с учителем. К основным элементам данной работы относятся: целеполагание ученика, планирование и выполнение им намеченных планов, рефлексия и самооценка деятельности. В результате ученик становится субъектом, конструктором своего образования.
Особенность обучения школьников конструированию индивидуальных образовательных программ заключается в том, что им предлагаются алгоритмические предписания по составлению этих программ; затем ученики представляют свои программы учителю или защищают их в качестве творческой работы.
В результате составления учениками индивидуальных программ в общей системе занятий учителя присутствуют элементы ученических систем занятий. Реализация ученических элементов занятий в общеклассной системе занятий предусматривает динамику внутренних изменений учеников в ходе освоения ими системообразующих образовательных процедур, таких, как целеполагание, планирование, освоение способов учебной деятельности, нормотворчество, рефлексия, самооценка и др.
Каждая из перечисленных образовательных процедур включает в себя отдельные элементы различной сложности. Чтобы ученик научился конструировать индивидуальную систему занятий, необходимо последовательное освоение им данных процедур: от простых к сложным, от кратковременных — к продолжительным. Вначале данная процедура занимает небольшой период времени, например урок. По мере усвоения учениками ее элементов, их объем и содержание расширяются, длительность процедуры увеличивается.
Перечислим основные образовательные процедуры и составляющие их элементы, комплексное и последовательное освоение которых позволяет обучать детей конструированию индивидуальных систем занятий.
Целеполагание:
♦ выбор учеником целей деятельности из предложенных учителем;
♦ формулирование (вербализация) учениками собственных целей из известных ранее;
♦ формулирование целей на основе рефлексии выполненной учащимися деятельности;
♦ формулирование тактических и стратегических целей;
♦ включение целеполагания в качестве элемента любой образовательной деятельности ученика.
Планирование:
♦ составление простого плана действий для отдельной операции;
♦ разработка составного плана на урок;
♦ конструирование сложного плана изучения темы;
♦ разработка плана решения проблемы;
♦ составление исследовательских планов;
♦ разработка проектов.
Освоение способов учебной деятельности:
♦ виды и способы деятельности, присущие изучаемой дисциплине (например: отыскание способов сложения чисел с переходом через десяток, нахождение способов разбора слов по составу, придумывание методов стихосложения);
♦ способы познания фундаментальных образовательных объектов (естественнонаучные, математические, чувственно-образные, художественные, коммуникативные и др.);
♦ увеличение количества усвоенных приемов, техник и технологий познания;
♦ овладение формами, методами и средствами обучения (игровые, исследовательские, проблемно-эвристические, информационные и иные технологии обучения);
Освоение способов нормотворчества:
♦ построение алгоритмов решения задач;
♦ конструирование правил проведения дидактических игр;
♦ способы организации работы в группе;
♦ способы выстраивания принципов своей учебной деятельности;
♦ разработка иерархии законов в школе.
Освоение рефлексии деятельности:
♦ припоминание элементов выполненной учеником деятельности;
♦ фиксация рассмотренного содержания и его границ;
♦ выявление своих результатов и способов их получения;
♦ выявление имеющихся или возникающих противоречий;
♦ вербальные формы рефлексии деятельности за небольшой промежуток времени;
♦ эмоционально-образные способы рефлексии;
♦ рефлексивное построение образовательного среза по изучаемым темам;
♦ встраивание полученных образовательных продуктов в общую систему или теоретическую схему;
♦ построение многоуровневой рефлексивной модели, описывающей технологии деятельности отдельных участников образовательного процесса в их взаимодействии;
♦ построение объемной модели индивидуально-коллективной деятельности, включающей в себя весь спектр траекторий, сфер и продуктов деятельности, а также возникающие проблемы субъектов этой деятельности и способы их решения.
По каждой из перечисленных процедур учитель планирует движение учеников от фрагментарного применения отдельных ее элементов до целостного осуществления в виде системы. По мере освоения данных процедур увеличивается осознанность учащихся в выборе целей, направлений и средств своего образования, конструируется системный механизм их самодвижения.
Резюме
При конструировании занятий личностно-ориентированного типа приоритет отдается целям самореализации детей, затем — формам и методам обучения, позволяющим организовать продуктивную деятельность учеников, потом — содержанию учебного материала. Организационные формы и методы личностно-ориентированного обучения имеют приоритет перед содержанием учебного материала, активно влияют на него, могут его видоизменять и трансформировать.
Конструирование системы занятий начинается с отбора или построения структурной технологической основы: последовательной, блочной, разнородных концептов, однородной деятельности, групповой работы, ситуативной структуры, индивидуальных программ.
Технологическая карта — это база данных с наборами учебных целей, критериев оценки их достижения, форм, методов, способов, приемов обучения, образцов индиивидуальных образовательных программ и способов их составления. Ее цель — предоставить учителю инструментарий для конструирования системы занятий по определенной теме. Эффективность технологических карт возрастает при переходе к компьютерным технологиям.
В общей системе занятий присутствуют элементы ученических индивидуальных систем занятий. Ученик оказывается конструктором своего образования, полноправным организатором занятий. Обучение детей конструированию индивидуальных систем занятий включает постепенное освоение способов целеполагания, планирования, учебной деятельности, нормотворчества, рефлексии, самооценки и др.
Вопросы и упражнения
1. В чем отличие технологической карты от тематического планирования?
2. Сформулируйте свои правила конструирования системы занятий по теме.
3. Какие технологические структуры занятий учителей-новаторов вам известны? Приведите их краткое описание.
4. Какие иные технологические блоки, кроме тех, которые имеются в табл. 4.1, могут входить в структуру технологической карты? Приведите их названия.
5. В чем вы видите преимущества и недостатки использования в организации обучения индивидуальных систем занятий учеников?
Дидактический практикум