Тема 9. Знание и незнание




Проведите сопоставительный анализ двух дидактических подходов по отношению к знаниям. Для этого разработайте два разных плана урока на тему «Домашняя кошка». Результаты внесите в таблицу.

 

Элементы дидактического подхода Увеличение знаний Увеличение незнаний
1. Цели урока    
2. Объекты изучения    
3.Основное задание ученикам    
4. Что делает учитель    
5. Что делают ученики    
6. Ожидаемые результаты    
7.Способы проверки достижения целей    
8.Формы оценки результатов    
9. Домашнее задание    
Дискуссия. Может ли «эскременальное нащупывание» (инвариант 11) включать в себя наблюдение, объяснение, демонстрацию?

Новая школа Френе. Селестен Френе (1896-1966) — французский педагог, создавший оригинальную систему школьного обучения, основанную на природоестествен-ной, трудовой и самоорганизующей деятельности детей.

С. Френе разработал 30 педагогических инвариантов, выполняющих роль принци­пов школьной системы. Приведем их примеры.

 

Инвариант 1. Природа ребенка такая же, как и природа взрослого.

Инвариант 7. Любой человек предпочитает сам выбирать себе работу, даже если этот выбор ему невыгоден.

Инвариант 11. Наиболее эффективный путь усвоения знаний — не наблюдение, не объяснение и не демонстрация, составляющие основные приемы традиционной школы, а экспериментальное «нащупывание» — естественный и универсальный метод познания.

Инвариант 13. Знания добываются опытным путем, а не изучением правил и законов, как иногда думают. Браться в первую очередь за правила и законы — все равно что ставить повозку впереди лошади.

Инвариант 19. Выставление отметок успеваемости и классификация учеников в принципе ошибочны.

Инвариант 20. Учителю нужно как можно меньше говорить.

 

Основой учебного процесса в школе Френе является создание учениками так называемых свободных- текстов на учебную тему, которую они выбрали. Это небольшие сочинения, в которых дети описывают свои впечатления от экскурсий, рассказывают своих делах, друзьях, планах па будущее. Лучшие из свободных текстов обсуждают на занятиях, распечатываются и отдаются всем детям; те подшивают их в специальную тетрадку, играющую роль учебных пособий.

Для того чтобы организовать публикацию и размножение текстов, действует сольная типография — главное техническое средство данной системы обучения. Работают в типографии сами школьники.

Создавая свободные тексты, ученик не только обучается родному языку, но и ощущает себя творческой личностью. Детские тексты являют собой социально-педагоги-Вскийтест, обнаруживающий отношения ребенка с окружающим миром, помогающий ему осознавать сноп образовательные результаты.

Традиционные учебники в этой школе отсутствуют. Вместо них — система карточек, содержащих математические задачи, грамматические упражнения, рассказы, иные тексты и задания по различным наукам и дисциплинам. На базе карточек создаются обу чающие ленты, которые вкладываются для передвижения в специальную машину прообраз программированного обучения). На одном кадре дается условие задачи пли Допрос, на следующем может находиться рациональный способ решения или ответ. Такие пособия позволяют ребенку изучать материал в индивидуальном темпе и ритме.

Учебный процесс в школе Френе имеет четкое планирование. Учитель составляет месячный план работы для каждого класса с перечнем тем, подлежащих изучению, согласно государственным стандартам. В соответствии с этим планом каждый ученик составляет свой индивидуальный недельный план, в котором отражаются все основные его виды деятельности: указывается, сколько свободных текстов он составит и на какие мы, отмечаются номера карточек, задания из которые будут Выполнены, определяются виды трудовой деятельности (работа в мастерской, в саду, на скотном дворе и т. п.).

Дискуссия. Существуют ли границы примерности метода свободных текстов? В каких учебных курсах или темах он неприменим?

Учебный день в школе делится на две части. Первую половину дня старшие ученики занимаются обычно самостоятельнопо своему плану: одни составляют свободные тексты, другие - выполняют задания по карточкам, третьи — готовят материал для типографского набора. Учитель в это время большее внимание уделяет младшим школьникам: организует их занятия по чтению, письму, рисованию. Попутно старается не упускать из поля зрения старших учеников, помогая им разобраться с учебной картотекой или типографским станком.

Во второй половине дня в типографии печатается то, что сделано детьми утром; подводятся итоги работы: ученики делают доклады, читают изданные тексты. Авторы лучших работ поощряются.

Чтобы не травмировать психику детей, отметки в школе Френе не выставляются. Взамен существует система оценивания с различными формами поощрений (лучших учеников в то время могли, например, награждать специальными орденами, возлагать на голову венки и показывать в театре, печатать их имена в газетах).

Природосообразным методическим подходом в школе Френе является естественный метод обучения языку:

 

1. Учитель заинтересовывает детей творческой работой.

2. Затем выслушивает ученические рассказы, направляя их в нужное русло.

3. После этого записывает основное содержание детских высказываний на доске, иллюстрируя его рисунками, например, лучшими рисунками детей.

4. Текст оказывается концентрированной фиксацией важного для детей среза жиз­ни, поэтому привлекает их внимание. Они соотносят устные слова с их пись­менным отображением.

5. На определенном этапе развития дети начинают не только рисовать, но и инте­ресоваться письменными обозначениями букв. В это время учитель предлагает им просто перерисовывать написанный и значимый для них текст. Ребенок пишет буквы, еще не зная их.

6. Письмо приобретает для детей особый смысл тогда, когда у них есть желание, но нет возможности пообщаться устно, например, с учениками из других дет­ских садов или школ. Для этого дети в 5-6 лет с помощью учителя или старшек­лассников воспроизводят текст, написанный учителем на доске (о ситуации из их жизни), оформляют его в газету, которую передают своим родителям, друзь­ям или посылают в дружественную школу.

7. Естественный процесс овладения языком предполагает следующую последова­тельность: от устной речи к письму и далее — к чтению. Ребенок говорит, затем видит, как его речь фиксируется на доске в новой для него форме, сравнивает эту форму со сказанным. Затем он может сам превратить этот рукописный текст в печатную страницу и послать ее далеким друзьям. Он постоянно сравнивает написанное слово с произнесенным; написанное им самим с образцом на доске; узнает изображения слов из полученных им от друзей текстов. Узнавание и понимание происходят параллельно. Это и есть «познание на ощупь».

 

Специфическими элементами школы Френе являются школьный кооператив и общешкольная газета. Ученики изготавливают различные предметы для нужд школы, а также на продажу. Каждую субботу проводится общее собрание кооператива, где организуется выставка лучших работ, обсуждаются материалы школьной газеты.

Школьная газета здесь своеобразна. Каждый понедельник в коридоре вывешива­ется большой лист бумаги, разделенный на 4 колонки: «Я критикую», «Я хвалю», «Я хотел бы», «Я сделал». Рядом привязан карандаш, и любой ученик может в любое время сделать свою запись, обязательно подписавшись. Стирать или снимать записи не разрешается.

Школа Френе отличается от традиционной тем, что здесь к каждому ученику име­йся индивидуальный подход. Главным является возможность детей творчески развиваться, работая самостоятельно и экспериментально подкрепляя сноп знания и умения.

Данную систему критикуют за отсутствие последовательности в изучении материалаучениками, которые сами выбирают себе темы для изучения. В то же время, отдельныеэлементы педагогической системы Френе действуют в сегодняшних школах, например,система карточек. Современная компьютерная техника может с успехом заменитьгромоздкую типографию и оперативно выполнять те творческие задачи, которое на нее возлагаются в школе Френе.

 

Система Монтессори. Мария Монтессори (1870-1952) — итальянский педагог, врач. Взработав эффективные методы развития слабоумных детей, пришла к выводу, что они применимы и к обычным, здоровым детям. Система построена на идеях свободно воспитания и предназначена для детей от 3 до 9 лет.

Методика Монтессори построена на основе многообразной практической деятельности детей со специально подготовленным дидактическим материалом (кубики, цилиндры, вкладыши, рамки с гнездами разной формы, цепочки из бусин для счета и т. п.). Развитие и обучение ребенка основывается на функциях его органон чувств. Для этого используются всевозможные средства: коробочки с запахом, доска для ощупывания, шумящиекоробки, звоночки, вкусовые баночки, теплые кувшины и т. п.

Активная роль педагога на занятиях отрицается, основной его метод — наблюдение. Преобладают методы автодидактики, когда ребенок делает самостоятельные шаги в специалыю разработанной для поучения среде. Устройство дидактического материалатаково, что позволяет ребенку самому обнаруживать свои ошибки. Исправление ошибок развивает активность, задача приобретения знаний оказывается попутной. Ребенок учится ставить цель и находить пути ее решения.

Главный принцип дидактической системы Монтессори: «Помоги мне.-это сделать.

Для педагога важно правильно выбрать момент начала занятия на уроке. Учитель как можно меньше говорит, делает все медленно и понятно для детей. Последовательностьдействий учителя такова, чтобы ребенок мог ее повторить.

Ребенку предоставляется выбор материала для занятия, каждый может заниматься в своей части комнаты. В месте занятия не должно быть посторонних предметов. Особое внимание уделяется эмоциональной атмосфере и личному контакту педагога с ребенком. Нельзя порицать ребенка за неправильность его действий.

Приведем примеры уроков естествознания по системе Монтессори.

Тема урока: «Семя и его развитие», возраст детей 6-7 лет.

Место урока: Подходит любая аудитория, в которой дети будут чувствовать себя уютно. На стенах не должны висеть плакаты на отвлеченные темы.

Цели и ожидания урока: При выращивании цветка у детей будет появляться чувство ответственности за него, они прочувствуют условия, проблемы и трудностивыращивания цветка из его семени.

Ход занятия. Учитель сажает семя в землю. Поливает, ставит на подоконник к солнцу,проветривает помещение. После каждого действия учителя ученики повторяют то же самое. Учитель ясно рассказывает о необходимости тех или иных поступков относительно выращивания цветка, о необходимых мерах по уходу за ним. Одновременно соотносятся и сопоставляются семя и ребенок, растение и че­ловек, уход за растением и забота о близких.

Результатом занятия является чувственное восприятие, ощущение детьми зарож­дения новой жизни. Появляются признаки заботы о младшем и нуждающемся.

Дети пишут свои впечатления, родившиеся мысли, выводы. Затем проращива­ют семя у себя дома самостоятельно.

Тема урока: «Соль», возраст детей 8-9 лет.

Задание: вырастить кристаллики соли на ниточке из насыщенного раствора поваренной соли.

Занятие разработано для двух различных дидактических систем: Монтессори и Дьюи. В обеих системах познание мира Происходит посредством эксперимента, практической деятельности. Но если в школе Монтессори основная идея — это раз­витие чувств, то в школе Дьюи — развитие активности, прагматического восприя­тия обучения.

Приведем таблицу с краткой характеристикой занятия на одну тему в разных сис­темах обучения.

 

  Система Монтессори Система Дьюи
Деятельность учеников Ученики индивидуально наблюдают за происходящими в своем сосуде процессами, делают зарисовки. Трогают образующиеся кристаллы, нюхают их, пытаются лизнуть. Срав­нивают форму кристаллов со стоя­щими рядом объемными геомет­рическими фигурами. Периодически вынимают кристал­лики из раствора и замеряют их размеры. Изучают реакцию кристаллов на изменение условий среды — кон­центрацию, температуру раствора. Обсуждают результаты и создают более благоприятные условия для их роста. Ведут лабораторные записи. Обсуждают перспективы приме­нения выполненной работы
Результаты деятельности Происходит эстетическое восприя­тие детьми кристалликов соли. Формируется ощущение процесса их выращивания, заботы о них Происходит коммуникация детей друг с другом, практическое и праг­матическое восприятие опыта, поиск условий, где его можно при­менить

 

Недостатками системы Монтессори являются преимущественные занятия с искус­ственно созданными пособиями, ограниченное изучение реальной жизни, формиро­вание в детях «инстинкта послушания». Дух индивидуализма затрудняет развитие у детей умений общаться между собой.

В России широко используются материалы из системы Монтессори для природо-сообразного обучения и развития детей детского сада и начальной школы. Например, учителем Е. Н. Потаповой разработана методика обучения детей письму с помощью буквенных трафаретов Монтессори. В основе этой методики следующие элементы: рисование инженерной линейкой произвольных фигурок с последующей штриховкой (слева направо, сверху вниз и снизу вверх); запоминание правописания букв с помо­щью зрительного восприятия и ощупывания вырезанных из тонкой наждачной бума­ги букв; многократное написание букв сначала через трафарет, затем без него.

Вальдорфская школа. Основы вальдорфской педагогики разработаны немецким философом и педагогом Рудольфом Штейнером (1861-1925), создателем антропосо­фии. Развитие и образование человек в антропософской интерпретации представля­ется как целостное взаимодействие его телесных, душевных и духовных сфер с анало­гичными сферами внешнего мира.

Задача вальдорфской педагогики — воспитание духовно свободной личности. За­коны творчества рассматриваются в этой системе как вытекающие из законов приро­ды и находящие выражение в духовном опыте человека. Вальдорфские педагоги ви­дят своей задачей «искусство пробуждать» скрытые в человеке природные задатки.

Антропософия (от греч. Anthropos – человек и Sophia - мудрость) – учение о духовной жизни человека, исходящее из сверхчувственного познания мира через самопознание человека как доховного космического существа.

В основе данной теории лежит идея метаморфоз И. Гете. Например, в семени сконцентрирована вся жизнь растения. Находясь в земле, из него развивается зародыш, который развертывается в первых заро­дышевых листиках. Затем растение стягивается в стебель, потом вновь расширяется в листьях, снова стягивается и так далее, пока не сосредоточится в новом семени.

Циклы метаморфоз делят развитие человека на семилетия. Человек последовательно рождается во всех своих сферах:

 

1. Тело как атрибут воли — это врожденные качества, ин­дивидуальные для каждого человека (телесное рожде­ние) — 0 лет.

2. Душа как хранительница чувств и впечатлений — существует вне времени и пространства; основное развитие происходит до 7 лет (душевное рождение).

3. Дух и мысли — логическое мышление; важно развивать до 14 лет (рождение мыслящего человека).

4. Самодух «Я» — чувство мысли, ответственность личности; формируется к 21 году (совершеннолетие).

Задача педагога — прослеживать в ученике эти метаморфозы и

создавать благопри­ятные условия для их протекания. Вальдорфская педагогика исключает прямые воз­действия на волю; считается, что воля развивается здоровым образом только в резуль­тате правомерных косвенных воздействий. Общий принцип их осуществления — сначала художественное, чувственное, духовное, затем — из него — интеллектуальное.

Особенности вальдорфской дидактики:

 

♦ Применение метода обучения детей через цветовое и образное переживание предметов.

♦ Изучение объектов как наделенных душой вещей — понимание их сущности через чувственное восприятие и физическое ощущение.

♦ Использование принципа дуализма — учения, признающего равноправие двухначал, а также различных противоречий (между небом и землей, белым и черным и т. д.).

♦ Учет жизненных биологических ритмов ребенка, чередование противополож­ных видов деятельности: «дыхание урока», «дыхание дня».

♦ Природосообразность и отрицание шаблонов (например, дети до 14 лет чертят линии без линеек).

 

Главным действующим лицом в школе является классный учитель. Он разрабаты­вает и ведет все основные общеобразовательные предметы в своем классе с 1 по 8 клас­сы. Учитель не работает по жесткому плану: необходимый план «прочитывается» им непосредственно в каждом ученике. Задача учителя — не затрагивая собственного «Я» ученика, - способствовать формированию его тела и души таким образом, чтобы ин­дивидуальность (дух) когда-нибудь смогла стать его полным хозяином.

Начальное обучение ведется с преимущественным использованием образных форм, которые применяются и на старших ступенях. Предметы преподаются по эпо­хам: в течение 3-4 недель ежедневно на первых двух-трех уроках проводится один и тот же ведущий предмет, чтобы ученики могли полностью вжиться в него. Затем по­добным же образом изучается другой ведущий предмет и т. д.

В традиционной школе обучение направлено на активизацию предметного воспри­ятия. Вальдорфская педагогика стремится сделать переживания осмысленными. Дети учатся видеть смысл вещей через чувственное восприятие. Ребенок «пропускает че­рез себя» объект изучения.

Поясним специфику изучения отдельных предметов на антропософской основе.

Письмо. Задание первоклассникам: «Нарисуйте живые буквы»; более старшим ученикам: «Напишите предложение так, чтобы ваш шрифт соответствовал содер­жанию текста».

Чтение. Сказки — образное восприятие действительности. Все, что в них гово­рится, существует на самом деле. Сказки есть настоящие и придуманные (некаче­ственные). Каждому возрасту, времени года или дня — своя сказка. Со второго класса — басни и легенды. Третий класс — Ветхий Завет.

Математика. Единица — самое большое число, все остальное происходит из него. Вычитание, деление — это щедрость. Сложение, умножение — скупость, эго­изм.

Геометрия. Две основные линии — прямая и дуга, проживаются детьми в дви­жениях. Фигуры — тоже. Например, прямоугольник прочувствуется детьми, ког­да они обходят вокруг прямоугольного дома. Линейки и линованные тетради по­чти не используются, это обеспечивает свободу для фантазии ребенка. Дети рукой ощущают смысл линии, превращения форм, познают символ границы. В 9-12 клас­сах развивается обучение «видеть мыслью», например, ученики сравнивают фигу­ру в евклидовой и проективной геометриях («Перерастание пятиугольника в плос­кость»).

Биология. Свет умирает в Земле и воскресает в растениях, в человеке. Леса - это дыхание Земли. Проживание «в шкуре» зверей. Изучение ботаники как вос­хождение в гору со сменой природных зон — джунгли, смешанные леса, вечные снега. Или — путешествие от экватора к северному полюсу (ботаника перерастает в географию).

Бытоведение, краеведение, география. Изучение вещей прошлого, работа с ними: взбивание масла, замес строительного раствора, воспроизведение полного цикла изготовления хлеба. С 5-го класса — рисование географических карт. Эмоциональное восприятие жизни людей из разных стран. В 7-8-х классах — диаграммы, таблицы, перечни имен.

Дискуссия. Для всех детей подходит направленнось система обучения в Вальдорфской школе? Ответ обоснуйте.

Физика. Изучение центра тяжести — это обучение заглядыванню внутрь предметов. Звук — застывшая в предметах мелодия, которую можно высвободить, например, легким ударом по струне. Исходный этап обучения — переживание явления, затем наблюдение, эксперимент, построение модели. Так, понятие атомов и молекул вводится в конце, а не в начале изучения темы. 11-й класс — глубокая, ускользающая сущность электричества: приборы измеряют не само электричество, а лишь его превращения в тепло, поворот стрелки и т. п.

Химия. Сравнение явления горения разных веществ: просмоленного полена, фитиля спиртовки, метелки старого камыша. К мыслительной обработке опытов ученики переходят после тщательного наблюдения эксперимента с помощью органов чувств.

История. Эмоциональное проживание одной из воюющих сторон, вовлечение детей в сопереживания. Через некоторое время — изложение событий с позиций другой стороны, перемена душевных переживаний детей. Театральные постановки.

Живописъ. Переживание цветов, их смешения. Сочинение в начальных классах сказок про то, как «желтое» встретилось с «синим». В 7-8-х классах — период контрастов, вводится черно-белый рисунок. Художественное воспитание осуществляется для развития живого мышления и прочной воли, а не для подготовки к профессии.

Эвритмия. Духовное движение. Специальные упражнения. Стремление к гармонии материального и духовного.

Учебники в общепринятом смысле в этой школе не применяются. Необходимые записи ученики делают в самостоятельно оформляемых тетрадях «по эпохам». Отметки не выставляются. По окончании учебного года классный учитель составляет под­робную характеристику каждого ученика. Сдаются итоговые (после 8-го класса) и выпускные (в конце 12-го класса) экзамены.

Значительное внимание уделяется трудовому воспитанию, где ученики овладевают разнообразными практическими навыками. Школа управляется педагогическим советом. Руководящих инстанций не имеет. Во всем мире сейчас около 500 школ, работаю­щих по данной системе. В России первая Вальдорфская школа появилась в 1991 году.

 

Современные зарубежные системы обучения. Определяющую роль в зарубежных системах обучения играют социально-культурные основания. Например, системы обучения тибетских лам или индийских гуру определяются соответствующими религиозными основаниями. Европейское или американское образование включает в себя системы обучения, которые наиболее полно отвечают потребностям различных слоев общества.

Зарубежные системы обучения достаточно многообразны, хотя опираются на ог­раниченное число дидактических и мировоззренческих позиций. Эти системы обуче­ния могут иметь разные области применимости: от обучения родному языку до госу­дарственной образовательной системы.

Элитные частные школы США. Образование в Америке строится на идеях сво­боды, демократии, частного предпринимательства. Этим обусловлена направленность многих школ, в том числе и элитных, гарантирующих выпускникам получение зна­ний, необходимых для поступления в престижные колледжи и университеты. Обуче­ние в этих школах платное, достигает 18 тыс. долларов в год, но многие дети — почти пятая часть- учатся бесплатно за счет благотворительных фондов.

Приведем пример системы обучения в Мидлсекской школе, в которой учится 180 юношей и 120 девушек из 26 штатов и 13 зарубежных государств.

Расовому аспекту здесь уделяется особое внимание: во-первых, американские дети обогащаются пониманием многообразия национальных культур; во-вторых, приезжие, вернувшись на родину, никогда не забудут школьную дружбу и саму Аме­рику.

Цели Мидлсекской школы:

♦ поощрять развитие ума, тела, духа;

♦ научиться понимать самого себя;

♦ развить способности к самооценке и интеллектуальному самоуглублению;

♦ выработать в себе личную систему ценностей, характеризуемую высокими стан­дартами этического поведения;

♦ подготовиться к жизни в мировом сообществе, для чего развивать навыки доб­роты и гражданственности как при общении со сверстниками в школьном го­родке, так и вне его, в общении с соседями в окружающих городках, которые есть часть глобального сообщества.

 

Овладение знаниями происходит в рамках жесткой академической программы, вместе с тем в атмосфере дружелюбия и взаимной поддержки. Преподаватели в ходе дискуссий учат подростков самообладанию, вере в себя, умению выразить свое «я» и защитить собственное мнение.

Детей учат зарабатывать деньги. Желающие могут разносить газеты и журналы, продавать прохладительные напитки, трудиться в библиотеке или на школьной кух­не, в приемной комиссии, в школьной администрации, сидеть с малышами в отсут­ствие родителей или убирать помещения в близлежащих домах.

Среди учебных курсов есть такие: «Американская демократия?», «Россия в век революций (двести лет до Октября и истоки его)»; «Биологические основы поведе­ния животных и человека», «Автобиография как жанр литературного творчества», «Фрейд и культура XX в.», «Театральная техника Станиславского», «Наслаждение музыкой».

Наряду со школами традиционного типа в Америке существуют «магнит-школы» (Magnet Schools), которые можно посещать после занятий в основной школе со мно­жеством программ по интересам. Чартерные школы (Charters School) предлагают бес­платное образование по авторским программам. Для тех, кто бросил школу или находитсяна грани отсева из нее, имеются программы «Второй шанс» (Second Chance

Продуктивное обучение (Productive Learning) поддерживается немецкими педагогамиИ. Бомом и Дж. Шнайдером. Проект «Город-как-школа», реализуемый в рамках даннойконцепции Институтом продуктивного обучения в Европе (IPLE), заклю­чается в обучении молодежи на основе практического опыта «из настоящей жизни».

Продуктивное обучение позволяет осуществлять школьное образование, выводя деятельностьученика во внешний мир.

Старшеклассникам, у которых сложились конфликтные отношения с традиционнымиформами образования, предлагается учиться в реальной жизни, создавая общественно значимую продукцию на выбранных ими рабочих местах. Учащимся предлагается шесть направлений, освоение каждого из которых занимает около 3 месяцев и предполагает изучение сферы бизнеса, управления, социальной и культурной деятельности.

Учитель вместе с учащимся составляет его индивидуальную учебную программу, учитывающую потребности ученика и специфику его рабочего места. Разделение между учебными предметами и профессиональной практикой отсутствует. Овладение способами деятельности побуждает учащихся к самообразованию, повышает их мо­тивацию, ликвидирует отчуждение от образования.

В Санкт-Петербурге в данном направлении осуществляет деятельность Институт продуктивного обучения РАО. Кроме того,продуктивное обучение развивается в качествеподхода к общеобразовательной подготовке учащихся в базовых учебных курсах.

Модель обучения как «развертывающейся истории». Разработки канадских педагогов (К.Иган и др.) построены на предположении о возможности найти путь для знакомства ребенка практически с любым содержанием в любом возрасте. Для этого составляются элементы-этапы, сопровождающиеся вопросами по теме.

Основным инструментом обучения является выделение в материале так называе­мыхбинарных оппозиций — противоположных сущностей, идей, понятий, жизненных явлений.

Обобщенная модель данного подхода выглядит следующим образом.

 

1. Выявление значения темы:

 

♦ Что самое важное в теме?

♦ Чем она значима для детей?

♦ Что в ней обладает эмоциональной привлекательностью?

2. Поиск бинарных оппозиций:

Какие бинарные оппозиции лучше всего выражают значение темы?

3. Перевод содержания в форму рассказа развертывающейся перед детьми исто­рии:

♦ Какое содержание наиболее ярко, драматично воплощает бинарные оппозиции, дает подход к материалу темы?

♦ Какое содержание лучше всего развертывает материал темы в цепь событий, сюжет?

4. Заключение:

♦ Каким путем разрешить конфликт, заложенный в бинарных оппозициях?

♦ К какой степени опосредствованного выражения этих оппозиций стоит стремиться?

5. Оценка:

♦ Как судить о том, что тема понята, ее значимость прочувствована детьми, содержание усвоено?

Модель обучения как естественнонаучного исследования. В основе модели, разра­ботанной американским биологом и педагогом Дж. Швабом, лежит ориентация на на­учное исследование как образец для построения обучения. Исследовательская ориен­тация противостоит манере констатирующего изложения материала, которую Дж. Шваб и его единомышленники назвали «риторикой утверждений». Они считают, что идеи науки можно полноценно понять лишь в контексте их возникновения и дальнейших исследований по их развитию.

Данная модель предназначена для изучения материала, отражающего основы на­учных знаний по естественнонаучным и общественным курсам.

Модель Дж. Шваба носит название «Приглашение к исследованию» и имеет следующую пошаговую структуру действий учащихся:

1. Знакомство с содержанием предстоящего исследования, включая методы по­знания.

2. Выстраивание своего понимания замысла естественнонаучного исследования,

3. Выделение трудности научного познания как проблемы для своего исследования: поиск данных, их интерпретация, планирование и проведение эксперимен­та, построение выводов.

4. Планирование и реализация собственного способа построения исследователь­ских процедур. При необходимости пересмотр своих подходов к исследованию.

Приведем пример «Приглашения к исследованию» на тему «Прорастание се­мян».

Исследовательская тема: «Ошибки в интерпретации данных».

Дидактическая цель: знакомство учащихся с распространенным вариантом ошибочного истолкования данных и ролью, которую играет постановка проблемы в самом характере интерпретации исследовательских данных.

Учащиеся получают следующую исходную информацию: «Исследователь поставил задачу:выяснить условия наилучшего прорастания семян. Он поместил несколько зерен навлажную промокательную бумагу в двух стеклянных блюдцах. Одно из блюдец он поместил в темном помещении без доступа света, другое — в хорошо освещенной комнате.Температура в обоих помещениях была одинаковой. Четыре дня спустя исследователь осмотрел зерна и обнаружил, что они проросли на обоих блюдцах».

Вопрос: «Какую интерпретацию данных этого опыта вы можете предложить? Ограничьте свои предположения только данными этого эксперимента, не привлекаяникаких дополнительных сведений».

Ученикам предлагается возможность выдвинуть самые разные предположения, исследования сопровождаются постановкой заданий, побуждающих учащихся к решениюпроблем. Ниже приведена сводная таблица по одной из групп «Приглашений исследованию», в которой отображены характер и значение общих сведений, данных,экспериментов, контроля над переменными, гипотез и постановки проблем в естественнонаучном исследовании

 

Приглашение Предметная тема Исследовательская тема
  Ядро клетки Интерпретация простых данных
  Ядро клетки Интерпретация сложных данных
3 Прорастание семян Ошибочная интерпретация данных
  Физиология растений Интерпретация сложных данных
Промежуточный вывод. Знания и опытные данные как их источник
  Измерения Систематические и случайные ошибки
  Питание растений Планирование эксперимента
  Питание растений контроль за ходом эксперимента
8 Хищник — добыча: популяции в природе Вторичные, косвенные данные
  Рост популяций Проблема выбора
  Окружающая среда и заболевания Понятие гипотезы
  Свет и рост растений Построение гипотезы
  Нехватка витаминов Анализ типа «если.., то...»
  Естественный отбор Упражнения на построение гипотез
Промежуточный вывод. Значение гипотез

Эвристический метод Сократа предполагает рождение знаний вместо их «передачи». В результате вопросов и рассуждений истина открывается не только ученику, но и учителю. Принцип относительности знаний: «Ничье мнение не бывает ложным». Принцип «знающего незнания»: «Я знаю, что ничего не знаю». Затем идет уточнение того, что именно ученик не знает, «опредмечивание» незнания, выделение и фиксация объекта незнания с последующим его освоением. Исследование вещей происходит с опорой на сами вещи, а не на их отражение в сознании или во внешних источни­ках информации о вещи.

Основой учебного процесса в школе Френе является создание учениками сво­бодных текстов на выбранную учебную тему. Тиражирование ученических текстов происходит в школьной типографии. Вместо учебников — система карточек, содержащих математические задачи, грамматические упражнения, рассказы, иные тексты и задания по различным наукам и дисциплинам. В соответствии с месяч­ным планом учителя каждый ученик составляет свой индивидуальный недельный план занятий.

Методика Монтессори построена на основе многообразной практической деятель­ности детей со специально подготовленным дидактическим материалом: коробочка­ми с запахом, доской для ощупывания, шумящими коробками, звоночками, вкусовы­ми баночками, вкладышами, рамками с гнездами разной формы, цепочками из бусин для счета и т. п. Главный принцип дидактической системы Монтессори: «Помоги мне это сделать самому».

Рудольф Штейнер — создатель антропософии, которая лежит в основе Вальдорфской школы. Развитие и образование человека в антропософской интерпретации пред­ставляется как целостное взаимодействие его телесных, душевных и духовных сфер с аналогичными сферами внешнего мира. В основе данной теории — идея метамор­фоз И. Гёте.

Учитель Вальдорсрской школы разрабатывает и ведет все основные общеобразователь­ные предметы в своем классе с 1-го по 8-й классы. Предметы преподаются по эпохам: в течение 3-4 недель ежедневно на первых уроках проводится один и тот же предмет.

Зарубежные системы обучения отличаются между собой социальными, религиоз­ными, общественно-экономическими и иными основаниями. Школа является сред­ством подготовки детей к жизненному самоопределению. Данной задаче отвечают дидактические модели, которые обеспечивают активную познавательную и исследо­вательскую деятельность учащихся.

Вопросы и упражнения

1. Составьте диалог учителя с учеником по вопросу происхождения математического действия умножения с целью увеличения знаний ученика о его незнании.

2. Возможно ли, чтобы «опредмеченное» незнание являлось единственным элементом содержания образования по Сократу? Обоснуйте оба варианта ответа.

3. Приведите примеры своих инвариантов, которые, на ваш взгляд, должны быть присущи школе С. Френе.

4. Как вы понимаете главный принцип дидактической системы Монтессори: «Помоги мне это сделать самому»? Какие функции учителя по отношению к ученику имеются здесь в виду?

5. Сформулируйте свои вопросы по отношению к Вальдорфской системе обучения. Попытайтесь найти на них ответы.

Дидактический практикум



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: