Тема 5. Законы, закономерности и принципы обучения




1. Используя лист бумаги, ножницы, краски, нитки и скотч, изготовьте модель одного из законов обучения. Представьте свою работу для коллективного об­суждения во время семинара. Ответьте на вопросы коллег о вашей модели. По­сле этого предложите объяснение своей модели.

2. Вспомните фрагмент реального обучения, во время которого вы были в роли ученика, учителя или наблюдателя. Запишите тему, дату, цели, план этого заня­тия. Попытайтесь выявить и записать все закономерности обучения, которые проявились в данном фрагменте обучения.

3. Составьте свои правила к каждому из принципов образовательного процесса. Правила должны раскрывать суть принципа, излагаться живым языком и от­носиться к деятельности учителя, проводящего занятия с позиций личностно-ориентированного обучения.

Итоговая рефлексия по содержанию главы 1

Рефлексия, то есть осознание деятельности, выполняется по отношению к проблематике, рассмотренной при изучении данной главы.

1. Восстановите этапы своего изучения главы 1. Для этого вспомните и запишите последовательно:

♦ обнаруженные вами проблемы, затруднения, возникшие противоречия;

♦ ход ваших действий при столкновении с ними;

♦ ситуации, возникшие во время семинарских занятий, на лекциях и в других условиях, относящихся к теме «Дидактика как наука».

 

2. Рассмотрите следующую таблицу и дополните ее результатами своей деятельности:

 

 

 

Дидактика — наука или искусство? а) наука — что это подтверждает?
б) искусство — почему?
Источники дидактики —...
Понятия дидактики —...
Категории дидактики: Законы — основная проблема —...
Закономерности — в чем специфика?
Принципы — принадлежат теории или практике?

 

2. Проанализируйте свою деятельность по отношению к наиболее значимым, на ваш взгляд, этапам и моментам занятий. Предметом рассмотрения может быть ваше отношение к дискуссионным вставкам в текст учебника, блокам самооп­ределения, вопросам и заданиям в конце параграфов, дидактическому практи­куму. Результаты анализа для каждого значимого случая (момента или процес­са деятельности) оформите в следующем виде:

 

♦ название проблемы;

 

♦ описание ситуации, в которой она возникла;

 

♦ основные позиции по отношению к проблеме;

 

♦ способы, примененные для решения проблемы;

 

♦ основные результаты.

 

4. Попытайтесь связать результаты анализа каждого из случаев, описанных в пре­дыдущем пункте в некоторую систему. Изобразите эту систему в виде связан­ных между собой блоков с обнаруженными вами позициями (можно указать их авторов). При необходимости достройте недостающие элементы системы.

Примечание. В ходе дальнейшего освоения курса дидактики рекомендуется выполнять перечисленные выше рефлексивные операции по отношению к отдель­ным непродолжительным этапам вашей деятельности, отрабатывая алгоритм осо­знания и фиксации внутренних изменений и приращений.


Глава2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Обучение как образовательное явление происходит в результа­те функционирования различных систем, состоящих из взаимо­связанных элементов, например:

 

♦ ученик — учитель — их совместная деятельность;

♦ ученик — окружающий мир — их взаимопроникновение;

♦ цели — принципы — содержание — формы и методы — средства обучения и т. д.

 

Система – множество алементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность и единство.

Отдельные элементы подобных систем, в свою очередь, об­разуют новые системы или подсистемы, например, системы методов, приемов обучения. Обучение как многообразный про­цесс описывается различными системами, зависимыми от изна­чальных образовательных моделей.

В данной главе будут рассмотрены дидактические системы культурологического уровня, то есть такие формы или типы организации обучения, в которых нахо­дит выражение определенная совокуп­ность идей, чаще всего авторских или культурно-исторических, принятых не­которым образовательным сообществом (семьей, школой и т. п.) или отдельными участниками образовательного процесса.

Обучение на Руси

Становление и развитие отечественной системы обучения тесно связано с многовековым укладом и историей страны. Во все вре­мена обучение являлось непременным условием ориентации че­ловека в окружающем мире, способом формирования его взаимо­действия с другими людьми и природой, возможностью включе­ния в социально-экономическую и культурную жизнь народа.

Многие приемы, формы и методы обучения имеют тысячелетнюю историю и со­хранились до наших дней. Если провести сопоставительный исторический анализ, то в современных системах обучения можно отыскать общие корни с древними подхо­дами к образованию человека. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим особенности обу­чения детей и юношества на протяжении обозримого исторического периода, исполь­зуя для этого данные исследователей славянской древности и сохранившиеся древ­нерусские литературные источники.

 

Школа язычества. История русского народа началась задолго до образования госу­дарства. Много тысячелетий назад наши славянские пращуры, жившие в первобыт­ных родовых общинах, обучали своих детей через включение в конкретные виды дея­тельности — изготовление орудий труда, собирательство, охоту, приобщение к рели­гиозным тайнам бытия.

С рождения и до 3-4 лет ребенок находился на попечении у матери, которая вмес­те с другими членами семьи обеспечивала уход за ним и воспитание. Значение сла­вянского слова «дите» исторически восходит к выражению «кормить грудью», а гла­голы «родить», вскармливать» и «воспитывать» произошли от одного корня.

Дальнейшее обучение первобытных детей происходило в их повседневной жиз­недеятельности, а также в играх, развивающих у детей ловкость, силу, смекалку, умение преодолевать неудачи. Игра — основная школа ребенка, удовлетворяющая его жажду действования, приучающая к подчинению общепринятым правилам, под­готавливающая к взрослой жизни. До сих пор, как и тысячи лет назад, дети играют в «догонялки», с первобытными луком и стрелами, в горелки, воспроизводящие брач­ные игрища древности с их соперничеством за невесту («гореть» означает «лю­бить»).

В VII в. восточные славяне детей племенной знати отдавали на воспитание до 7-8 лет в другую семью, подчиненную или зависимую. Такой обычай «кормильства» (или «ку­мовства») препятствовал отрыву знати от основной массы племенного населения. Так появилась исторически первая форма обучения и воспитания детей вне родной семьи.

В это же время от славянских общин обосабливаются дружины — группы профес­сиональных воинов, которые размещались в укрепленных

лагерях. С двенадцатилетнего возраста будущие дружинники жили в специальных домах — гридницах, где и проходили начальную военную подготовку.

Видеть взрослому, что он учится в школе, предзнаменует открытие тайны. Древнерусское суеверие

Обучение подростков, достигших половой зрелости, завер­шалось обрядом инициации, в ходе которого они должны были доказать свою физическую и социальную зрелость, получить статус взрослого человека (аналог аттестата зрелости). Имеются сведения, что ини­циации могли происходить через символическую смерть, например, подростку отру­бали часть фаланги на пальце (отсюда «мальчик-с-пальчик»).

Религиозный характер первобытного обучения определялся язычеством («языки» здесь означают народы, племена). Славянское язычество развивалось по разным рус­лам: одни племена верили в силы природы и космоса; другие — в Рода и Рожаниц, третьи — в души умерших предков и в духов, четвертые — в тотемных животных-пра­щуров. В любом случае основой образования детей являлись идеальные языческие образы богов, духов, героев, а также различных ситуаций, в которых разворачивались события с участием этих персонажей.

Многочисленные языческие божества заполняли окружающий мир ребенка, пред­лагая образцы действий, отношений, правил поведения. Чтобы изучить их, требова­лась собственная деятельность ребенка, в которой особое место отводилось таким учебным формам, как ритуалы, обряды, праздники, мифологические и фольклорные игры.

 

Ритуалы и обряды. В любом обучении есть связанные между собой действия, имею­щие определенный смысл, цели и технологию реализации. Такими же качествами в язычестве обладают ритуалы и обряды.

Ритуал это система действий, совершаемых в семейном кругу или небольшим коллективом по строго установленному порядку и в определенное время. В языче­стве ритуал связывал людей с силами природы, богами, духами, являясь одновре­менно методом социального обучения и воспитания. Он сопровождался словесны­ми заговорами, заклинаниями, причитаниями, а также употреблением различных волшебных снадобий из трав. Ритуальные действия направлялись жрецом, ведуном, колдуном, знахарем, главой дома, повивальной бабкой. Наиболее известные ритуа­лы - гадания, заговоры, обереги, ворожба, оплакивание, поминки, очищение, имя­наречение, именины, застрижки (первое пострижение ребенка). В современной школе также существуют своеобразные ритуалы: общешкольные линейки, классные огоньки, экзамены.

Ритуал «застрижек» — продолжение древнего обряда инициации. В 3 года ребенка усаживали в седло, а то и на коня или на топор (мальчика), на коноплю (девочку). Затем повитуха выстригала крестообразно волосы на голове, после чего состригала их полностью. За это она получала в дар коноплю. На ребенка надевали новую рубаху, а всех присутствующих угощали.

Дальнейшие значимые периоды обучения: 7 лет — мальчик переходит от женского воспитания к мужскому, начинает обучаться грамоте; 12 лет — подросток начинает выполнять мужскую работу; 17 лет — юноша становится взрослым. Отсчет возраста в древности шел не от дня рождения, а от Нового года — 1 сентября (до сих пор с этого срока у нас начинается новый учебный год).

Дискуссия. Какие древнерусские обряды и ритуалы уместны в современной школе?

Обряды — традиционные развернутые условно-символические действия, сопро­вождающие важнейшие события общественной и семейно-бытовой жизни, календар­ные циклы. Обряд складывается на основе обычая — стереотипного способа поведе­ния. От ритуалов обряд отличается циклической повторяемостью, относительной неизменностью и более сложной структурой.

Обряд также является формой обучения, помогающей людям общаться, обобщать и передавать свой опыт через со­вместную деятельность. Через обряды человек осознает, что живет в обществе и причастен к нему всеми сторонами своей индивидуальной жизни.

Ритуально-обрядовое поведение людей входит составной частью в праздники, ко­торые обычно связаны со священными мифами (колядки, масленица, радуница и др.). Обучающая роль праздников, как носителей культурно-исторических видов деятельности, основанных на определенных целях, принципах, формах и методах дея­тельности, сохранилась до сих пор.

 

Мифы. Основой мифов является единство человека и природы в первобытную эпоху, начавшуюся примерно 40-25 тысяч лет назад. Дальнейшая историческая эволюция мифа обнаруживает совпадение с развитием соответствующих способностей отдель­ного ребенка: от первобытного фетишизма к оживотворению окружающего мира, за­тем к эпической мифологии с разделением богов на небесных, земных и подземных, и, наконец, к героям волшебных сказок и былин. Этапы эволюции мифа — руководя­щий принцип при отборе содержания и технологий образования для детей в динами­ке их развития (онтогенез), которая в основных чертах совпадает с исторической пос­ледовательностью развития человечества (филогенез).

В язычестве практически всякое начинание предполагает обращение к божеству или мифическому персонажу. В мифических богах и духах, в их качествах и действи­ях просматривается сам человек. Мифы служат всепроникающим учебником, приме­ним ым для многообразных жизненных ситуаций. Мифические персонажи помогают развитию ребенка, соотносящего свои действия с тем, как на то откликнутся боги или духи. Мифы являют для него законы и правила жизни, помогают решать возникаю­щие проблемы, действовать сообразно многовековой мудрости.

Пантеон славянских языческих богов насчитывает десятки персонажей, главные из которых: Род — прародитель мира; Сварог — мужская ипостась Рода, бог-творец; Лада — женская ипостась Рода, она же — Рожаница, матерь богов, супруга Сварога; Перун — бог-громовержец, бог войны, сын Сварога; Белее — бог мудрости, богатства, животного мира; Хоре — бог солнца, Дажьбог — солнечный бог, сын Перуна и русалки Роси, прародитель русского народа.

В таких книгах, как Русские Веды, Звездная Книга Коляды, Велесова книга содер­жится свод древнейших русских преданий о сотворении мира, рождении богов, появ­лении человека. В них заключены основы богатейшего народного эпоса: преданий, былин, сказок, суеверий, обрядов.

Кроме богов в мифах есть множество духов, которые хранят благополучие в доме и природе: домовой, дрема, баюнок, банник, леший, полевик, русалка, бесы, черти, упыри, оборотни, кикиморы и др. Все эти духи в язычестве в основном оберегали че­ловека, за что их называли берегинями. В период насаждения христианства языческим богам и божествам стали приписывать демонические черты, чтобы отвадить от них людей. Например, Баба-яга — изначально положительное божество славянского пан­теона, прародительница, хранительница (если надо — воинственная) рода и традиций, детей и околодомашнего пространства — при христианстве была превращена в злоб­ную старуху, которой стали пугать маленьких детей.

Лишь в последнее десятилетие стало очевидно, что славянская мифология не ме­нее богата, чем общеизвестная древнегреческая мифология. В силу своей образова­тельной значимости мифы русского народа должны изучаться в школе ранее гречес­ких и в значительно большем объеме, поскольку содержат в себе живые истоки всей отечественной культуры.

 

Летописи. В ранние века русской истории дидактическую направленность несли в себе летописи, в которых отражались представления о нормах морали и нравственноста, об образованности и биографических особенностях учения того или иного исторического деятеля, о создании учебных заведений. Так, в Лаврентьевской летописи 988 г. сообщается об «училище», открытом князем Владимиром в Киеве, в Софийской и Никоновской летописях 1030 года говорится об открытии школы в Новгороде.

0 формах обучения, мелких школах грамотности и т. п. в летописном жанре сообщать не полагалось. Поэтому прямой информации об особенностях образования в летописях содержится очень мало. Об этих особенностях можно судить лишь по от­дельным сохранившимся фактам. В «Повести временных лет» говорится о том, как в 988 г. князь Владимир предпринял попытку организации христианской школы, основанной на книгах: «Посылал он собирать у лучших людей де­тей и отдавать их в обучение книжное».

Дискуссия. Имеются данные, что письменность была известно на Руси еще до принятия христианства и представляла собой одну из радновидностей рунического письма, изображаемого с помощью «четр и резов». Можно ли считать, что письменностью обладает любая культура?

Тогда это было не просто обучение, но болезненный про-5 цесс изменения мировоззрения людей, которым предлагался (переход из устной

языческой культуры в письменную христианскую. Поэтому, когда детей забирали в обучение, «матери же плакали о них, ибо не утвердились еще они в вере, и плакали о них как о мертвых».

Последнее не есть метафора летописца, с точки зрения матерей их сыновья действительно умирали для жизни прежнего уклада. Вероятно, именно с тех пор школа стала пони­маться как система насилия над ребенком, переделывающая егоприродную сущность. Против данной функции школы протестовали и продолжают протестовать многие ученые и педагоги-гуманисты, выступающие за природосообразность обучения.

Дляобучения детей киевский князь Владимир использовал опыт греков (византийцев),у которых образование было делом частным. Приглашенные из Греции ученые людиоткрывали у себя на дому частные пансионы, в которые и отдавались на учение детибояр — «нарочитой чади». Данная форма обучения не получила распространения. Лишь по прошествии четырех десятилетий в 1030 г. Ярослав Мудрый учредаетв Новгороде школу, в которую набирается 300 детей, причем родом не только из «нарочитой чади», но и из семей приходских священников, районных и уличных старост.Вот как об этом свидетельствует Новгородская пятая летопись (первой стоит дата исчисления лет от Рождества Христова, вторая — от Всемирного потопа):

 

«1030. В лето 6538. Иде Ярослав на Чюдь, и победи я, и постави град Юрьев. И прииде к Новугороду. И собрав от старост, от попов детии 300 и повеле учить книгам.»

 

Немаловажную роль в развитии образования играли монастыри, например, Киевско-Печерский монастырь стал центром русского летописания. Школу этого монастыря прошел Нестор — создатель первой редакции «Повести древних лет». В монастырях учились не только те, кто готовился к духовному званию, но и просто желавшее знатьграмоту. Формы обучения в основном состояли в чтении и переписывании книг. Данный метод и его вариации (диктант, изложение) применяются в школах и до сих пор.

 

Поучения. Во времена Владимира Мономаха (1053-1125) традиционным для знати был жанр поучения. Именитые князья в качестве наказа своим детям и внукам писа­ли грамоты, в которых излагали основные свои заветы. Владимир Мономах, будучи великим князем, в своем «Поучении» обращается к потомкам, а косвенно ко всем рус­ским князьям, с тем, как верующему человеку надлежит жить благочестиво, как вести себя в разных ситуациях, как тремя добрыми делами — «покаянием, слезами и мило­стынею» побеждать врагов и освобождаться от грехов своих.

В своем наставлении он цитирует известного богослова IV века Василия Кесарийского: «<...> мудрых слушать, старшим повиноваться, с равными себе и младшими в любви пребывать, без лукавого умысла беседуя, а побольше вдумываться; не неистов­ствовать словом, не осуждать речью,... не уклоняться учить падких на власть, ни во что ставить всеобщее почитание»1.

«Уча учи нравом, а не словом: иже словом мудр, а дела его несовершенны, то хром есть». Древнерусский афоризм

Владимир Мономах, сам будучи образованным человеком, призывает к тому же и других, вспоминая своего отца Всево­лода (сына Ярослава Мудрого): «Не забывайте того хороше­го, что вы умеете, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя, научился пяти языкам, отсюда ведь честь от других стран»2.

О важности для князя дидактического принципа «повторенье — мать ученья» говорят следующие его слова из поучения: «Если начнете забывать это, то часто перечитывайте: и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо».

Глава государства, обладающий огромной властью, в своем послании подчерки­вает индивидуальность каждого человека, дивится чуду, что «каждый имеет свой облик лица». Пафос морально-педагогической проповеди Мономаха — труд и чело­вечность.

Обучающая роль была присуща не только поучениям. Дидактизм оказался одним из ведущих принципов всей средневековой «учительной» литературы, направленной на «ученье, на обличенье, на управленье, на наказанье». Во многом это определялось потребностью распространения новой государственной религии — христианства.

 

Грамота. До сих пор этим термином, происходящим от греческого grатта — «буква», обозначается процесс чтения и письма, а также реальные «грамоты», на которых за­писывается текст.

Основным «техническим средством» обучения в Х1-ХУ вв. на Руси являлись бе­рестяные грамоты (при раскопках в Новгороде и других городах их найдено около 700), а также церы — дощечки с углублением для воска. Надписи на бересте и церах оставлялись с помощью писала — остроконечной палочки с лопаточкой на одном конце для стирания написанного на воске. Таковы были в то время средства обучения — предвестники современных авторучек и тетрадей.

Берестяные грамоты содержали в себе чаще всего частные письма, а также хозяй­ственные записи, челобитные, учебные упражнения и т. п. Из изданных к настоящему времени берестяных новгородских грамот учебные составляют чуть более 3% (19 штук). Это объясняется тем, что, обучаясь письму, дети прибегали в основном к воску.

Предполагается, что в начале XIII в. процент грамотных среди всего населения Руси не опускался ниже 1-2%, в городах же он достигал 20% от числа взрослых жите­лей. Причем владели грамотой представители не только духовенства и администра­ции, но и городское (посадское) население.

Наряду с простым обучением грамоте существовала и более высокая ступень об­разования — «книжное учение», доступное для определенной группы лиц. «Книжное обучение» на Руси имело источником греко-латино-византийскую культуру. В осно­ве «энкиклиос» («всеохватывающего обучения») византийской средней школы лежал тривиум: диалектика, риторика, грамматика. Эти науки скорее всего были доступны Ярославу Мудрому, его детям и ближайшему окружению. Именно к этим людям об­ращался митрополит Иларион в своем знаменитом «Слове о законе и благодати», не уступающем в риторике произведениям прославленных византийских ораторов.

Основная цель обучения в то время на Руси — воспитание христианина. Поэтому и содержание обучения предполагало изучение основ христианского вероучения. Набор книг для начального обучения царских детей и знати представлял собой Азбу­ку, Прописи, Часовник, Псалтырь учебную, Апостол, Октоих, гравированные печат-ныелисты с картинками зверей, трав, «потешных» сцен. Прием, который употреблялся для усвоения содержания книг, вопросно-ответная форма изложения текста.

Основной метод книжного обучения долгое время являлся начетческим, сводив­шимся к многократному прочитыванию предложенных учителем религиозных текстов.

Первым восточнославянским учебником в 1574 году стала «Азбука» книгопечатни­ка Ивана Федорова. После появления жанра учебной книги — азбуковника, начал раз­виваться аналитический путь обучения языку. Азбуковником стали называть не только букварь, азбуку или алфавит, но и всякий учебник или руководство для обучения.

 

«Следует дважды слушать, а один раз сказать». Древнерусский афоризм

Арифметика. Обучение арифметике в Древней Руси состояло в овладении нумера­цией и счетом на абаке — механическом приспособлении для выполнения подсчетов, состоящем из вычислительного поля и счетных элементов. В число арифметических действий входили: запись чисел в древнерусской нумерации, удвоение, раздвоение, сложение, вычитание, умножение, деление. Неприменяемые в современ­ной школе удвоение и раздвоение играли тогда роль базовых действий, на основе которых выполнялось умножение и деле­ние.

Усвоив структуру поединичного счета, постигнув связь между счетными пятерка­ми и изучив десятеричный принцип, ученики переходили к выполнению арифмети­ческих действий.

О фактах обучения счету на абаке в системе монастырского образования свиде­тельствует математическо-астрономический трактат, написанный в 1136 г. двадцати­шестилетним иеродиаконом новгородского Автониева монастыря Кириком на тему «Учение им же ведати человеку числа всех лет» (Златоструй, с. 296-300). В этом трак­тате, например, приводится подсчет количества дней за 6644 года, прошедших от Ада­ма (2426721 день) и путем умножения на 12 определяется число «дневных» часов за эти годы. Полученное в результате число (29120652) Кирик мог получить с помощью абака — предшественника известных нам счетов.

 

Профессиональное обучение. К концу X в. в Древней Руси существовало несколько систем обучения профессиям. Издревле действовало домашнее обучение и занятия в рамках сельской общины; затем появилась государственная форма обучения ремес­лам, связанная с необходимостью удовлетворения потребностей общества, а к конце XI в. была привнесена монастырская система профессионального обучения, уже сто­летиями существовавшая в христианском мире.

В XII в. произошли существенные изменения, связанные с влиянием развития ре­месел на повышение общей грамотности ремесленников. Грамотность требовалась мастеровым, чтобы подписать свою продукцию или снабдить этикеткой товар (вино, масло, мень), пометить инвентарь (литейные формы, аршин, поплавки), проставить имя заказчика, пронумеровать бревна сруба и т. п.

В средневековом профессиональном обучении получает распространение метод, который сегодня условно можно назвать модульным. Суть этого метода выражена средневековой дидактической идеей: «максимум знаний — из минимума знаний»1.

Например, для получения сплава металлов ремесленнику нужно знать правила соединения исходных материалов в виде ряда цифр: 1:1,1:2,2:3 и т. д. Такие соотноше­ния можно было знать наизусть и научить им другого, даже не записывая их. Эти пе­редаваемые единицы знания имели характер модуля, являлись своеобразной дидак­тической единицей. Например, для расчета фигурок святых в качестве модуля при­нимался диаметр нимба.

Рецепт колокольного сплава и секреты «колокольной геометрии» также имели методы расчетов, в основе которых лежал определенный модуль; знания о нем масте­ра передавали ученикам изустно. Модуль, который использовали русские мастера-колоколыцики XVII в. неизвестен до сих пор. В XIX в. в качестве такого модуля ли­тейщики принимали 1/16 наибольшего диаметра колокола.

Народная педагогика. Усвоение детьми устной народной культуры и миропонимания, сведений об истории, географии реализовывалось в семье через традиции народной педагогики. Основную «учительную» роль в этом играли старейшие члены семьи и рода.

Педагогический опыт закреплялся в обрядах, ритуалах, традициях, а также в уст­ном народном творчестве, например, в пословицах: «Умел дитя родить, умей и начить», «Красна птица перьем, а человек ученьем», «Не учись до старости, а учись до верти», «Век жить — век учиться».

«Бчела на звон летить, а мудрыи на полезная словеста течет(спешит)». Древнерусский афоризм

Эфективным учебным средством был и остается детский фольклор: колыбельные песни («О буке»), сказки («Колобок», «Репка», «Теремок»), скороговорки («У быка губа тупа»), небылицы («Ехала деревня мимо мужика»). Такой фольклор отражает потребность ребенка в смехе и весе­ли, склонность к игре, интерес к животным, учитывает особенности детского мышления (преобладание существительных иглаголов).

Обучающая роль фольклора реализуется через его многочисленные жанры — байки, пестушки, потешки, прибаутки, поговорки, песенки-перевертыши, поддевки, дразнилки, загадки, заклички, считалки, хороводы, календарный фольклор, исторический эпос. Фольклорное образование кто по содержанию и подходит для разных жизненных ситуаций и возрастных периода ребенка.

Древние народные методы обучения рассчитаны на передачу знаний в устной форме, специалыю приспособленной для лучшего запоминания (загадки, обрядовые песни, атакже через активную деятельность ребенка (считалки, игры, потешки, обряды). Восходящая к язычеству система устной передачи традиционных представлений о мире,природе, космосе, человеке, хотя и подавлялась церковью, продолжала существовать в народной педагогике. Иногда языческие и христианские представления и обряды тесно переплетались (например, колядки и святки). Возник феномен двоеверия, продолжающийся до сих пор.

 

Домострой. Практическим пособием о том, что делать и как жить, своеобразным «обрядником », регламентирующим поведение человека, является Домострой — свод подучений средневековой эпохи на Руси, выраженный в основном в афористичной фор-В|состоящий из 67 глав. Моральные нормы и предписания Домостроя во многом Вктвованы из предыдущих религиозно-дидактических сборников: «Пчела», «Зластоут». «Златая цепь», «Стослов».

В центре внимания Домостроя — отдельное хозяйство зажиточного горожанина, Втливого хозяина и главы дома, у которого есть домочадцы и слуги. В Домострое Втрнотдельные главы, посвященные проблемам воспитания: глава 15 «Како детей воспитати во всяком наказании и страсе божий», глава 16 «Како чад воспитати, с наделком замуж выдати», глава 17 «Како дети учити и страхом спасати».

Домашнее обучение и воспитание, описанное в Домострое, обязывает отца и мать учить своих детей знаниям («вежеству») и рукоделию, уважению к старшим, страху перед Богом и родителями. За нарушения рекомендуется принять телесные наказания, что характерно для всей средневековой педагогики. Обучение строго регламентировано и почти исключает самодеятельность, хотя родителям и предлагается «учить по детям смотря и по возрасту, <...> какие кому Бог способности даст».

 

Древнерусские формы обучения. Формы организации обучения в Древней Руси Веделялись сословными, религиозными, торговыми, бытовыми и иными условиями и потребностями. В разные исторические периоды преобладали те или иные формы обучения.

«Кормилъство» — форма домашнего обучения и воспитания детей феодальной знати. Князья отдавали своих 5-7-летних детей кормильцу — воеводе или знатному боярину, который был не только наставником его сыну, но и распоряжался от его име­ни в отдельной волости. Кормилец отвечал за умственное, нравственное, военно-фи­зическое воспитание княжича, приобщал его к государственным делам.

«Дядьки» — система обучения детей у брата их матери — родного дяди. Отец ре­бенка также брал на воспитание детей родной сестры. Таким образом, «дядьки» зани­мались обучением своих племянников и племянниц.

«Кумовство» — институт обучения детей, когда «дядьки» вместо воспитания пле­мянников в своей семье становились духовными наставниками детей в семье их ро­дителей. После принятия христианства кум и кума трансформировались в крестных отца и мать.

«Мастера грамоты». В ХШ-ХУ вв. Русь выдержала более 160 войн с татарами, литовцами, немцами, шведами, представителями других народов, что заметно ослаби­ло государственное внимание к образованию. Традиции обучения профессиональным навыкам тогда имели сословный характер, а грамотность не входила в состав общеоб­разовательного воспитания. Школьного обучения почти не существовало. Под шко­лой того времени можно было понимать одного учителя и не более 10 учеников без деления на классы. По прошествии некоторого времени курс наук считался пройден­ным, и школа на этом кончала свое существование. Обучение велось также одиноч­ными мастерами грамоты, которые либо учили у себя на дому, либо ходили по дво­рам, нанимаясь в домашние учителя.

Систематические формы занятий долгое время действовали в монастырях и учи­лищах. Многие будущие церковные деятели учились в

Помни старину, кто при ней жил – тебя помянет. Народная мудрость

городских, приходских и «мастеровых» училищах. В XVII веке церковь стала терять моно­полию на начальное обучение. Появились московские школы повышенного типа, содержание образования в которых вклю­чало изучение классических языков (греческого и латыни), а также предметов тривиума (грамматики, риторики, диалектики). Эти школы подготовили создание Славяно-греко-латинской академии, превра­тившейся затем в Московскую духовную академию.

Всего в Древней Руси выделяется 8 разновидностей практической педагогической деятельности: училищная, профессиональная, церковноприходская, монастырская, сословная, групповая, бытовая, индивидуальная.

Из анализа дидактических идей древности можно сделать вывод об их универсальности. В современных дидактических системах и методиках обучения прослеживаются отголоски подходов, методов и приемов обучения, используемых нашими предка­ми сотни и тысячи лет назад.

 

Резюме

Педагогический опыт в древности закреплялся в обрядах, ритуалах, традициях, а так­же в мифах и устном народном творчестве. Народные методы обучения основывались на устной передаче детям традиционных представлений о мире, природе, космосе, человеке с помощью системы, приспособленной для лучшего запоминания: колыбель­ные песни, сказки, загадки, небылицы, скороговорки, байки, потешки, песенки-пере­вертыши, обрядовые песни, исторический эпос. Обучающая роль детского фолькло­ра остается значимой и сегодня.

Языческая система обучения построена на органичном вплетении мифологии в повседневную жизнь и деятельность человека. Мифические персонажи и их действия являются своеобразным учебником, по которому развивается ребенок, проходя соот­ветствующие этапы взросления.

Введение христинства на Руси сопряжено с появлением летописей, которые несли в себе дидактическую функцию сохранения и передачи информации о событиях. Ве­дущую роль в развитии образования играли монастыри. Формы обучения в них бази­ровались на чтении и переписывании книг религиозного содержания.

Древнерусское учебное средство — поучения, то есть наказы и заветы имени­тых людей своим детям и внукам. «Поучение» Владимира Мономаха — не только исторический, но и педагогический документ. Дидактизм — один из главных прин­ципов средневековой «учительной» литературы, цель которой — воспитание хри­стианина.

Берестяные грамоты и церы — дощечки с углублением для воска, используются в XI-XV вв. для обучения грамоте как детей духовенства и администрации, так и городского населения. Более высокая ступень образования — «книжное учение», до­ступное только для знати. В 1574 году книгопечатник Иван Федоров издает «Азбуку» - первый восточнославянский учебник.

Обучение арифметике в Древней Руси состояло в овладении нумерацией и счетом на абаке. Изучались следующие арифметические действия: запись чисел в древнерусской нумерации, удвоение, раздвоение, сложение, вычитание, умножение, де­ление. Развитие ремесел в XII в. повлияло на повышение общей грамотности ремесленников. Домострой — свод поучений средневековой эпохи на Руси.

Всего в Древней Руси выделяется 8 разновидностей педагогической деятельности: училищная, профессиональная, церковноприходская, монастырская, сословная, групповая, бытовая, индивидуальная.

В современных дидактических системах и методиках можно найти отголоски и продолжения старинных подходов, методов и приемов обучения.

Вопросы и упражнения

1. Проанализируйте выбранный вами языческий ритуал, обряд или миф с точкизрения содержащихся в нем методов обучения. Перечислите найденные вами

методы и охарактеризуйте эффективность каждого из них.

2. Прочитайте древнерусский афоризм: «Наказание корение имееть горко, а плод сладок». Что обозначает в нем слово «наказание»? Почему именно этим терми­ном раньше обозначали данное дидактическое понятие?

3. Каким образом соотносятся регламентация и самодеятельность в древнерус­ском обучении? В современном обучении? В будущей школе?

4. Составьте перечень методов и приемов обучения, наиболее типичных для Древ­ней Руси. Сравните их с современным дидактическим инструментарием, от­метьте те методы и приемы, которые прошли испытание временем и вошли в арсенал современного педагога.

5. Предложите пример использования в традиционных школьных предметах мо­дульного метода, выражаемого средневековой дидактической идеей «максимум знаний — из минимума знаний».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь