Обучение и жизнь. Каждый человек учится сам и обучает других. Такова его природа и сущность. Даже маленький ребенок уже не только учится, но и пытается учить других: объясняет своему сверстнику правила игры или предлагает взрослым ситуации, которые обучают их управлять его воспитанием.
Обучением занимаются не только учителя, вузовские педагоги, но и родители, а также специалисты, не имеющие педагогического образования. Например, ученый, делающий на конференции научный доклад, в определенной мере занимается обучением своих коллег — знакомит их с содержанием и результатами исследований, выносит на обсуждение проблемы, предлагая найти методы их решения.
Дискуссия.Известно, что у Александра Македонского наставником был Аристотель. Должно ли целенаправленное обучение деятелей государства стать одной из государственных задач? Если да, то каким об разом ее необходимо решать? |
Обучение кадров — одна из главных задач руководителя любого предприятия или организации независимо от ее специфики, поскольку от уровня подготовки его сотрудников зависит эффективность выполняемой ими профессиональной деятельности.
Государственные и политические деятели осуществляют и организуют обучение людей с помощью законодательных актов, телевидения, газет и
других средств массовой информации. Это происходит даже в том случае, если сами деятели не предполагают обучение в качестве своей не посредственной задачи.
Обучающую роль в жизни человека играет его окружение: природа, люди, книги, театр, кино, выставки, праздники, традиции, весь социальный уклад общества. Обучение имеет универсальное общечеловеческое значение, оно необходимо человеку так же, как дыхание, питание, продолжение рода.
|
Таким образом, с практикой обучения мы сталкиваемся повсюду, но в достаточной ли мере знакомы с теорией обучения? Между тем от знания и владения теорией обучения зависит его практический успех. Вопросы теории и практики обучения относятся к дидактике — педагогической науке, исследующей закономерности, пути и средства обучения, воспитания и развития учащихся.
Дискуссия.Является ли дидактикой теория самообразования, где виде отсутствует? Существует ли дидактика «дворового обучения»? |
Понятие «дидактика». Обучение может происходить систематически и планомерно, например, в школе, вузе, на курсах или кружках, а может быть и случайным, стихийным. Дидактика исследует прежде всего процесс обучения, который организуется сознательно, систематически и планомерно, как в самом учебном заведении, так и вне его. Предметом дидактики является не только процесс обучения, но и условия, необходимые для его протекания (содержание, средства методы обучения, коммуникации между педагогом и учениками и др.), а также получаемые результаты, их диагностика и оценка.
В дидактике, как в научной теории, на основе концептуальных положений строится модель обучения. Моделирование педагогических явлений и процессов — ведущий метод любого теоретического исследования.
Дидактика исследует особенности обучения применительно к ученикам и педагогам, учебным предметам и педагогическим системам, отдельным образовательным учреждениям и целым социальным общностям.
В дидактике как науке выявляются закономерности обучения, определяются ключевые понятия, устанавливаются принципы обучения, формируется его содержание, предлагаются технологии, формы и методы, позволяющие осуществлять образовательный процесс в целом и в конкретных условиях, контролировать и оценивать его результаты.
|
Дидактика решает следующие задачи:
♦ отвечает на вопросы «зачем», «чему» и «как» необходимо обучать;
♦ описывает и объясняет процесс и условия обучения;
♦ исследует сущность, закономерности и принципы обучения в связи с воспитанием и образованием учащихся, их творческой самореализацией и развитием способностей;
♦ определяет педагогические основы содержания образования;
♦ разрабатывает новые обучающие системы, образовательные технологии, формы, методы и приемы обучения;
♦ конструирует системы диагностики, контроля и оценки образовательных результатов;
♦ предсказывает и прогнозирует результаты обучения на основе разных концепций образования.
Как возникла дидактика? Рассмотрим историю данного вопроса.
«Великая дидактика». Термин «дидактика» происходит от греческих слов didactios — поучающий и didasko — изучающий. Считается, что этот термин был введен в употреблениев 1613 г. немецким языковедом и педагогом Вольфгангом Ратке (1571-1635), сторонником природосообразного обучения, хотя и недооценивающим роль активности учащихся; например, он считал возможным строить обучение в школах почти исключительно на лекционных формах, следуя от абстрактного к конкретному с использованием наглядности и руководствуясь другими сформулированными им правилами обучения.
|
Первой фундаментальной работой по теории обучения является «Великая дидактика» педагога и философа-гуманиста Яна Амоса Коменского (1592-1670), написанная им в 1632 г. и опубликованная в 1657 г. Приведем непривычно длинный для современного читателя заголовок этого труда, отражающий вместе с тем его специфику и содержание:
ВЕЛИКАЯ ДИДАКТИКА,
содержащая универсальное искусство учить всех всему,
или
верный и тщательно обдуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того и другого пола, без всякого, где бы то ни было, исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей
жизни,
КРАТКО, ПРИЯТНО, ОСНОВАТЕЛЬНО,
где для всего, что предлагается,
ОСНОВАНИЯ почерпаются из самой природы вещей;
ИСТИННОСТЬ подтверждается параллельными примерами из области механических искусств;
ПОРЯДОК распределяется по годам, месяцам, дням и часам, наконец, указывается
ЛЕГКИЙ И ВЕРНЫЙ ПУТЬ для удачного осуществления этого на практике<...>.
Заметим, что Я. А. Коменский под дидактикой понимал искусство не только обучения, но и воспитания. В настоящее время область воспитания в большей мере закреплена за педагогикой, чем за дидактикой, хотя определить точные границы, где кончается обучение и начинается воспитание, пожалуй, невозможно. Например, иногда говорят о воспитывающем обучении.
Я. А. Коменский в своем труде кропотливо, с использованием многочисленных разделов и пунктов, рассматривает особенности обучения, формулирует принципы и «основоположения» обучения, опираясь прежде всего на природу вещей. Приведем пример принципа, обозначенного им как «Все из собственных корней». Этот принцип взят автором «из природы», а также «из человеческого ремесла» и выражен соответствующим образом: «Ибо, сколько на дереве ни появляется древесины, коры, листьев, цветов, плодов — все это рождается только от корня <...> От корня у дерева является вбе, и нет необходимости приносить со стороны и прививать ему листья и ветви. Точно так же оперение птицы не составляется из перьев, которые побросали другие птицы, но происходит из самых внутренних ее частей <...> Так и предусмотрительный строитель все устраивает таким образом, чтобы здание опиралось исключительно на свой фундамент и поддерживалось своими связями, без подпорок со стороны»1.
Отсюда великий педагог делает вывод, что «правильно обучать юношество — это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит — раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки, подобно тому как из почек деревьев вырастают листья, плоды, а на следующий год из каждой почки вырастет целая новая ветка со своими листьями, цветами и плодами».
Написанное Я. А. Коменским более трех веков тому назад актуально и сегодня. В подтверждение приведем отрывок, озаглавленный им «Огромное отклонение в школах»: «На самом деле до сих пор школы не достигли того, чтобы приучать умы, точно молодые деревца, развиваться из собственного корня, но приучали учащихся только к тому, чтобы, сорвав ветки в других местах, навешивать их на себя и, подобно эзоповской вороне, одеваться чужими перьями. В школах прилагали старание не столько к тому, чтобы открыть скрывающиеся в создании источники познания, сколько к тому, чтобы орошать этот источник чужими ручьями. Это значит, что школа не показывала самые вещи, как они происходят из самих себя и каковы они в себе, но сообщала, что о том и другом предмете думает и пишет один, другой, третий и десятый автор. И величайшей ученостью казалось знать о многом противоречивые мнения многих. Поэтому и получилось то, что весьма многие занимаются тем, что, копаясь в авторах, извлекают фразы, сентенции, мнения, составляя науку наподобие лоскутного платья. К ним с упреком обращается Гораций: «О, подражатели, рабский скот!» И действительно, рабский скот, привыкший к тасканию чужих тяжестей».
Я. А. Коменский критиковал школы своего времени за то, что они учат детей чужим знаниям, вместо развития собственного взгляда на мир. Причиной этого он называл применение ошибочного метода: «Метод преподавания всех предметов показывает, что школы стремятся к тому, чтобы научить смотреть чужими глазами, мыслить чужим умом. Школы учат не тому, чтобы открывать источники и выводить оттуда различные ручейки, но только показывают ручейки, выведенные из авторов, и согласно с ними предлагают идти по ним к источникам назад».
Решение этой проблемы пытаются найти в современных дидактических теориях: определить способы и технологии обучения, позволяющие детям вырастать «из собственных корней», исследуя своим личностным взором источники главных течений окружающего мира. Однако эту задачу пытаются решить не во всех современных дидактических теориях, о чем позже речь будет идти более подробно.
Дидактика Гербарта. Понимание дидактики как искусства обучения сохранялось до XIX в. В начале века немецкий философ, психолог и педагог Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) приступил к разработке теории обучения, целью которой стало прежде всего умственное развитие учащихся, формирование их интеллектуальных умений. Основная роль в обучении отводилась учителю и таким методам преподавания, которые предусматривали систематическую передачу учащимся знаний. Деятельность ученика состояла в углублении и осмысливании получаемых от учителя знаний. Передаваемые знания увязывались с развитием чувств и воли учащихся, что выражалось в воспитывающем характере обучения, чему Гербарт придавал особое значение.
Активным в такой школе являлся учитель, ученики же должны были «сидеть тихо, быть внимательными и выполнять распоряжения учителей». Большая роль в обучении отводилась внешнему порядку, дисциплине, в частности, таким средствам управления, как надзор, приказание, запрещение, наказания, в том числе и телесные, а также умениям учителя занять ребенка.
Для усвоения учениками преподаваемого материала Гербарт предложил четыре ступени обучения: ясность (первоначальное наглядное ознакомление учеников с материалом), ассоциация (усвоение связи новых представлений со старыми в процессе беседы), система (связное изложение учителем материала), метод (выполнение упражнений, применение новых знаний на практике).
Дидактика Гербарта имела сильные стороны, особенно в отношении разработки принципов конструирования содержания обучения, использования воспитательных возможностей учебных предметов, методов развития произвольного внимания учеников. Впоследствии его дидактика и педагогика была развита его учениками и широко распространилась во многих странах.
До сих пор принципы Гербарта действует в школах, которые придерживаются авторитарной модели обучения, ставшей, по сути, традиционной. Эта модель и заданные общие формальные принципы организации обучения позволяет получать высокие, хотя и единообразные результаты по усвоению учениками изучаемого материала. Главным недостатком данной системы обучения является пренебрежение индивидуальными особенностями учащихся, их интересами и потребностями, отсутствием самостоятельности и творчества в обучении.
Дидактика прогрессивистов. В начале XX века действующая в школах традиционная дидактическая система была подвергнута повсеместной массированной критике за авторитарность, односторонний интеллектуализм и отрыв от жизни. Наиболее радикальным и последовательным сторонником обновления школы в направлении активизации деятельности учащихся выступил американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи (1859-1952). Он предложил реформу школьной системы, главной дидактической целью которой должна стать не передача знаний, а создание условий для развития врожденныхспособностей детей, обучение на основе их личного опыта.
В 1895 г. Дьюи основал в г. Чикаго экспериментальную школу, особенностью которой были практические занятия, воплощавшие концепцию «учения через деятельность». Основными принципами его дидактической системы стали:
♦ учет интересов учащихся;
♦ учение через деятельность (обучение мысли и действию);
♦ познание и знание — следствие преодоления трудностей;
♦ свободная творческая работа и сотрудничество.
Традиционной дидактической системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, Дьюи противопоставил обучение «путем делания», то есть такое обучение, при котором все знания извлекались из практической самодеятельности и личного опыта ребенка. Внешнюю учебную информацию ученик получал лишь тогда, когда она была ему необходима для решения практических задач. Цель обучения по Дьюи — не подготовка к профессии или усвоение определенных знаний, а развитие деятельной активности ученика; информацию он получает лишь тогда, когда она ему становится необходима.
Элементы учебной системы Дьюи:
♦ ощущение трудности;
♦ обнаружение и определение трудности;
♦ формулировка гипотезы;
♦ формулировка выводов (проверка гипотезы);
♦ наблюдения и эксперименты.
В школе, работающей по системе Дьюи, не было постоянной программы с последовательной системой изучаемых предметов, а культивировались только те знания, которые были необходимы для жизненного опыта учащихся. Роль учителя сводилась к руководству самодеятельностью учащихся и пробуждению их любознательности.
Средоточием всей учебно-воспитательной работы в школе Дьюи являлся труд. Выполняя разнообразные виды труда и приобретая необходимые для трудовой деятельности навыки, дети тем самым готовились к предстоящей жизни.
Наряду с трудовыми процессами в данной методике большое место занимали игры, импровизации, экскурсии, художественная самодеятельность, домоводство. Большое значение Дьюи придавал семейному воспитанию и вовлечению родителей в решение педагогических задач.
Недостатки данной системы: пренебрежение аксиоматическими методами наук, отсутствие системности образования, отсутствие закрепления и повторения, переоценка спонтанности в деятельности детей.
Концепция, которую вместе со своими сторонниками разработал Дьюи, в противоположность традиционной системе обучения стала называться «прогрессивистской». Дидактика прогрессивистов во многом опиралась на идеи свободного природо-сообразного воспитания, выдвинутые французским философом-просветителем Жан-Жаком Руссо (1712-1778), немецким педагогом Ф. А. Дистервергом (1790-1866), и сопрягалась с идеями других прогрессивных педагогов того времени, к числу которых относится русский писатель, мыслитель и педагог Л. Н. Толстой (1828-1910), реализовавший идеи свободного развития детей в Яснополянской школе.
Свобода и заданность в обучении. Соотношение между свободой и заданностыо в обучении в разных моделях обучения проявляется по-разному. Обучение, ориентированное на внешний заказ (социальный, государственный, родительский) требует от учителя формирующих действий по отношению к ученику. Обучение же, ориентированное на выявление и реализацию внутренней сущности ученика, предполагает создание учителем такой среды, которая была бы наиболее благоприятна для развития способностей ребенка. Такое образование невозможно «дать», его можно лишь обеспечить тем или иным способом.
Обучение, ориентированное на создание гармоничной естественной среды, обеспечивает самореализацию личностного потенциала ребенка и побуждает его к поиску собственных результатов в образовательных областях. Такая модель обучения опирается на активную антропологическую позицию: ученик — не просто «семя» неизвестного для педагога растения, но семя, способное обеспечивать и корректировать свой рост.
В соответствии с законами диалектики свобода немыслима без заданности. Свобода самовыражения ученика предполагает заданность методологии его деятельности. Свобода ученика в образовании означает самостоятельность его деятельности. Школьник получает качественный творческий продукт тогда, когда с помощью учителя овладевает основами творческой деятельности. Поэтому мало свободу детям дать, надо научить их действовать. Именно эту задачу и реализует дидактика личностно-ориентированного обучения.
Сколько существует дидактик? Исторический путь развития дидактических идей привелк тому, что сегодня имеются дидактики, различающиеся не только по философским или педагогическим основам, но и по степени общности и сферам применимости.
Различают теорию обучения «всех всему» (общая дидактика) и теорию обучения отдельным учебным предметам или в определенных типах учебных заведений (частные дидактики). Общая дидактика — теория обучения и образования, отрасль педагогики. Общая дидактика не является единой и универсальной. Ее принципы и другие элементы зависят от философско-педагогической концепции, которая принята за основу. Например, дидактика личностно-ориентированного обучения существенно отличается от социально-ориентированной дидактики или религиозной системы обучения. В то же время в разных дидактиках могут применяться одинаковые элементы теории, например, принцип наглядности, метод беседы или семинарская форма обучения.
Как и любая наука, общая дидактика изменяется и развивается. Например, телекоммуникационные технологии и Интернет-ресурсы оказывают влияние на изменение не только форм и содержания обучения, но и на принципы, цели и смысл образования; в результате на стыке педагогики и современных компьютерных технологий развивается дидактика дистанционного обучения.
Частные дидактики математики, литературы, физкультуры и т. п. рассматривают вопросы обучения применительно к соответствующим учебным предметам, причем на разных уровнях — от детского сада до средней и высшей школы. В связи с этим идея непрерывного образования требует создания различных частных дидактик обучения одному и тому же предмету в зависимости от возраста и уровня образования человека. При этом вузовское обучение осуществляется на основе дидактики высшей школы.
Блок самоопределения Знания и развитие Сравните высказывания в первых двух столбцах таблицы и предложите свои суждения в третьем столбце. | ||
Обучение — это преподавание и учение. | Обучение — это учение и преподавание. | Обучение — это... |
«Чтобы обучать Петра мате матике, нужно хорошо знать математику». | «Чтобы обучать Петра математике, нужно знать математику и Петра». | «Чтобы обучать Петра математике...» |
Каков учитель, таковы и ученики. У «сильного» учителя всегда «сильные» ученики. | Если есть ученик, для него найдется и учитель. Источник познания — в ученике, учитель лишь помогает ему реализовать себя. | Роль ученика в обучении... Роль учителя в обучении... |
Строгое следование научно-обоснованному подохду к изложению, закреплению и применению на практике учебного материала гарантирует его полноценное усвоение учениками. | Учение ерез исследование неэкономично по времени и неэффективно по результатам, поскольку ученики не могут гарантированно получать качественных результатов. В таком обучении отсутствует фундаментальность и систематичность. | Чтобы обучение было эффективным… |
Основной творческой деятельности ученика являются прочно усвоенные им базовые знания. Научившись применить их на практике, ученик способен пройти дальше в своем творчестве и при необходимости создавать новое, опираясь на имеющийся у него багаж. | Прочно усвоенные знания являютя помехой творчеству ученика, поскольку формируют стереотипы в его мышлении и последующей деятельности. Незнание общепринтых сведений помогает ученику создавать действительно новое. Творчество ученика необходимо уже до приобретения знаний. | Соотношение знаний и творчества в обучении может быть следующим… |
Главный планируемый результат обучения в школе – вооружение ученика базовыми знаниями для его последующей жизни и професииональной деятельности. Задача школы – дать ученикам качественнон образование, основанное на фундаментальных знаниях. | Задача школы – развить способности ученика и научить его действовать в окружающем среде. Вместо «суммы знаний» ученик овладевает совокупностью способов деятельности. При необходимости он всегда сумеет найти недостающие знания или воссоздать для решения возникающей проблемы. | Основная задача школьного обучения состоит в… |
Частные дидактики называют еще методиками обучения, например, методикой обучения физике или методикой начального обучения. Их цель — исследовать закономерности, пути и средства обучения, воспитания и развития учащихся в процессе изучения соответствующей учебной дисциплины или группы дисциплин.
Обучение в разных типах учебных заведений имеет свои дидактические особенности. Например, система обучения в лицеях или гимназиях отличается от дидактики, применяемой в воскресных школах, спортивных клубах, в домашнем образовании, форме экстерната или тьюторства; методика, используемая репетиторами для подготовки абитуриентов к поступлению в вузы иная, чем методика ТРИЗа (теории решения изобретательских задач).
Дискуссия. Может ли отдельное учебное заведение, например, авторская школа, разработать и применять свою дидактику? |
Имеются дидактики, построенные для определенных обучающих систем или авторских методик. В авторских педагогических системах всегда есть соответствующие данным концепциям дидактики. Например, система Л. В. Занкова(1901-1977) включает дидактику развивающего обучения в начальной школе; система развития одаренности школьников опирается на дидактическую эвристику; теория самообучения также имеет различные воплощения в зависимости от принципов, положенных в основу ее авторами.
Дидактика как система. Дидактика как наука описывается взаимосвязанными понятиями: смысл, цели, принципы, закономерности обучения, содержание, технологии, формы, методы, средства обучения, система контроля и оценки результатов обучения, рефлексия (самосознание) деятель ности и др.
Смысл - внутренняя глубина основа любой вещи или явления, его суть, ядро. «Смысловой единицей жизни»(А.Н.Леонтьев) может быть цель, позиция, мотив, потребность и др. |
Связь этих понятий строится на определенных философских, методологических и психолого-педагогических основаниях. В зависимости от выбранных оснований конструируются различные дидактические системы, обеспечивающие достижение именно тех смысловых целей, которые задаются на глобальном мировоззренческом уровне. Вопросами такого уровня могут быть следующие: Кто есть человек? Что такое мир? Какова миссия человека в мире? Ответы на подобные вопросы задают смысловую ориентацию дидактической системы, разворачивающуюся затем в соответствующих целях и способах их достижения.
Различные дидактические системы предлагают разные цели и способы их достижения. Например, по Гербарту цель обучения — формирование интеллектуальных умений ученика через следующую последовательность действий при ведущей роли педагога: изложение материала, понимание, обобщение, применение. У Дьюи цель обучения иная — развитие общих и умственных способностей ученика через его собственную практическую деятельность.
Рис. 1.1. Дидактическая система
Главные вопросы дидактики: Зачем учить? Чему учить? Как учить? Первый вопрос относится к смыслу обучения, второй — к его содержанию, третий — к формам и методам обучения, составляющим определенные образовательные технологии.
Дидактические системы могут иметь общие инструментальные элементы, например, одни и те же методы или средства обучения. Однако общую результативность обучения будет определять вся дидактическая система в целом (рис. 1.1).
Поясним взаимодействие учителя и ученика на данной схеме. Обучение предполагает их совместную образовательную деятельность. Обычно эту деятельность разделяют на две составляющие: деятельность учителя (преподавание) и деятельность ученика (учение). Однако данное деление весьма условно, поскольку учитель может находиться в позиции ученика и наоборот. Кроме того, во многих прогрессивных системах обучения функция преподавания сведена к минимуму, вместо «передачи знаний» учитель занимается организацией учения или самообучения учащихся, созданиемобразовательных ситуаций, совместным с детьми их решением.
В ходе образовательного взаимодействия учителя и ученика (учеников) реализуются все элементы дидактической системы. Определяющим среди них является смысл образования, то есть понимание учителем и учеником того, зачем и для чего происходит для них образовательный процесс.
Суть дидактической системы определяется той ролью, которую она отводит учителю и ученику в определении смысла и целей обучения. Чем большую степень влияния ученика на образовательный процесс допускает дидактическая система, тем в большей степени она личностно-ориентированна и природосообразна. И наоборот, если смысл, цели, содержание и другие компоненты системы не зависят ни от ученика, ни от учителя, то это авторитарная жесткозаданная система с преобладающим влиянием внешних, например, социальных рамок для развития природной сущности ребенка.
В завершение сделаем замечание о дидактической системе самообучения. Выше утверждалось, что практически все люди обучают других, делая это явно или косвенно. Но каждый человек обучает и себя. По мнению некоторых ученых, обучать вообще можно только себя, но не других. Педагог в этом случае не отвергается, но его функции ограничиваются созданием образовательной среды для деятельности ученика и помощью в его самообучении. В такой дидактической системе центр управления образованием передается учащемуся, педагог заботится лишь о выявлении и развитии механизмов его самообразования. По мнению В. И. Андреева, смысл образования состоит в создании условий каждому ученику для перехода обучения в самообучение, воспитания в самовоспитание, а развития — в творческое саморазвитие личности1.
Самообучающими дидактическими системами являются также и те, которые предполагают взаимодействие ученика со специальным образом сконструированными средствами обучения — интерактивными учебниками, видео- и аудиокурсами, записанными на CD-Rom учебными программами, вебквестами в сети Интернет и др. Эти системы могут быть дополнительными к некоторой общей системе обучения, например, занимая 20% времени от всего объема занятий ученика, а могут охватывать значительно большую, почти 100-процентную часть обучения; это относится, например, к детям или взрослым, не имеющим возможности посещать учебные заведения, т. е. те, кто находится на стационарном лечении, в местах заключения или же по ряду причин обучается дома.
Итак, системность в дидактике характеризует связь с философскими и методологическими основаниями, определяющими смысл образования и систему ключевых общедидактических понятий и компонентов (цели, содержание, формы, методы, средства, система контроля результатов). Основные компоненты дидактических систем играют роль методологических ориентиров для построения и сопоставления различных теорий обучения.
Резюме
Обучение необходимо для жизни человека так же, как дыхание, питание, продолжение рода. Теорией обучения и образования является дидактика — наука, исследующая законы, закономерности и принципы обучения, определяющая его содержание, технологии, формы и методы организации образовательного процесса. «Великая дидактика» Я. А. Коменского — первый фундаментальный труд по теории обучения, посвященный учению об «универсальном искусстве учить всех всему».
История дидактики свидетельствует о наличии по крайней мере двух различных подходов к обучению. В основе различий лежит понимание роли ученика и учителя в обучении. Авторитарная дидактика (И. Ф. Гербарт) основное внимание уделяет деятельности учителя по передаче ученикам систематизированных знаний, возлагая на учащихся необходимость их усвоения, закрепления и применения. Природосообразная личностно-ориентированная дидактика (Дж. Дьюи, Л. Н. Толстой и др.), наоборот, выдвигает на первый план активность ученика, развитие его природной сущности и освоение способов деятельности в изучаемых областях.
Различают общую дидактику — универсальную науку, которая соответствует философским позициям соответствующей педагогической системы, и частные дидактики — методики обучения отдельным учебным предметам. Существуют авторские дидактики, дидактика высшей школы, методика начального обучения, системы обучения, которые применяются в разных типах учебных заведений, в разных формах образования.
Дидактика есть система, включающая такие элементы, как смысл, цели, принципы, закономерности обучения, содержание, технологии, формы, методы, средства обучения, контроль, осознание и оценка результатов обучения.
Вопросы и упражнения
1. Назовите наиболее яркие впечатления, мысли или суждения, возникшие у вас при знакомстве с темой данного параграфа.
2. Приведите из собственного опыта примеры случайного и систематического обучения. Проанализируйте их отличия с дидактической точки зрения.
3. Перечислите связанные с обучением проблемы, которые вы считаете наиболее значимыми для рассмотрения и решения. Предложите свой путь решения одной из поставленных вами проблем.
4. Предложите варианты решения указанных вами проблем с позиций авторитарной и прогрессивистской дидактик.
5. Постройте классификацию различных дидактик, изобразите ее в виде графической схемы.
Дидактический практикум