Основные дидактические понятия




Понятийная система дидактики весьма богата и включает в себя философские категории (человек, познание, знание, смысл, культура, сущность и явление, общее и единич­ное и др.), общенаучные методологические понятия (система, структура, элемент, связь, способ, деятельность, функция и др.), понятия педагогики и психологии (воспитание, образование, развитие, мотивация, ощущение, восприятие, представление, усвоение, рефлексия, умение, навык и др.), а также собственно дидактические понятия (обуче­ние, преподавание, учение, изучение, образовательный процесс, содержание, формы, методы, средства обучения и др.).

Рассмотрим основные понятия теории обучения — «образование» и «обучение», а также их связь с другими понятиями.

Понятие «образование». Это фундаментальное понятие, имеющее отражение не только в дидактике, но и в педагогике, антропологии, философии и других науках о человеке.

Не существует единой трактовки понятие «образование». В каждом случае определение отражает какую-то одну или несколько граней этого понятия, среди которых выделяются следующие:

♦ Образование по отношению к различным субъектам: отдельному человеку (ученику, учителю), группе учеников, коллективу, личности, обществу, государству, человечеству и др.

♦ Образование как воздействие на личность (формирование), и образование как развитие личности (выращивание ее субъективных возможностей).

♦ Образование как образовывание ученика, то есть процесс и результат его самообразования.

♦ Образование в соотношении с воспитанием. Образование в соотношении с развитием. Образование в соотношении с обучением.

Дискуссия. Является ли образованиерезультатом воспитания или наоборот?

♦ Образование как процесс и образование как результат. Процесс образования характеризуется изменениями учащихся на протяжении определенного периода времени и предполагает наличие образовательных технологий, форм, методов для осуществления образования. Результат образования выражается как формально, например,сертификатом (начальное, полное среднее, высшее образование), так и содержательно (математическое или гуманитарное образование, углубленное или обзорное и т.д.).

♦ Образование как система образовательных структур — учебных заведений (лицей, гимназия, колледж), форм образования (домашнее образование, дополнительное образование), типов образования (государственное, муниципальное, частное) или их качественная характеристика (непрерывное образование).

По отношению к конкретному ученику образование есть процесс и результат его развития, воспитания, обучения. В содержании образования разделяются два аспекта — внешний (образовательная среда, учебные программы, учебники и иные средства) и внутренний (личностные изменения и приращения, уникальные для каждого ученика — знания, способы деятельности, способности и др.).

Тип образования. Понятие «тип образования» относится к фундаментальному философскому и педагогическому понятию. В его дефиниции обычно указывается доминирующий признак, отражающий социальные ориентиры. Так, общественно-ориентированный тип образования характеризуется признаком внешнего воздействия на учащихся: «Образование — это вызванный внешним воздействием процесс усвоения индивидуумом обобщенного, объективированного, общественного опыта <...> То, что представляет общественную важность, становится важным и для личности»1. С другой стороны, в педагогике имеется традиция ограничения воздействий социума наличность ученика и его будущее в пользу развития внутренних качеств ребенка. В 1917 году П. П. Блонский писал: «Мы не должны желать заранее определить грядущую жизнь ребенка: это и незаконное желание по отношению к чужой жизни, это и неосуществимо, ибо всякое живое существо развивается по своим внутренним законам из своих зачатков, да, наконец, кто мы сами с нашей уродливой, изломанной жизнью! Мы должны вместо этого воспитывать человека, способного создавать свою собственную жизнь, способного к самоопределению. Воспитываться — значит самоопределяться, и воспитание будущего творца новой человеческой жизни есть лишь рациональная организа­ция самовоспитания его»2.

В основе личностно-ориентированного типа образования лежит иной доминирующий признак: «Личностно-ориентированное образование — образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его инди-; видуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности»1. Таким образом, существуют два принципиально отличных подхода к образованию, каждый из которых базируется на определенном понимании человека:

1. «Человек — глина». Это образ формирующей педагогики. Человек в данном случае как бы не имеет своей изначальной сущности («чистый лист») и является материалом для педагогической работы с ним.

2. «Человек — семя», имеющее генетическую программу развития. Образование в этом случае есть образовывание человека, развитие его потенциальных качеств, заложенных в нем изначально и реализующихся в зависимости от создаваемой среды.

Вокруг двух данных типов образования и их различных сочетаний концентрируется и конструируется большинство различных дидактических систем и технологий.

Понятие «обучение». Чаще всего под обучением понимается «совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, ее образование и воспитание»2. Деятельность учителя и ученика в процессе обучения разделяются весьма условно, поскольку обучение — непрерывный процесс их совместной работы.

Традиционо в обучении выделяются две составляющие — преподавание и учение. Под преподаванием понимается деятельность учителя по передаче ученикам знаний, умений и навыков, способов деятельности, жизненного опыта и т.п. Учение здесь — процесс приобретения учащимся передаваемого учителем содержания обучения. Преподавание в традиционном обучении доминирует над учением, что находит отражение в названиях частных дидактик (например, «методика преподавания истории»). Основное внимание тогда уделяется преподаванию (передаванию) учебного материала, а не деятельности учеников.

Обучение — целенаправленный и организованный процесс взаимодействия учеников и учителей, направленный на решешение учебных задач, в результате которого учащийся овладевает знаниями, умениями, навыками, развивает личностные качества.

Парадигма обучения как преподавания и учения имеет длительную историю и сохраняется по сей день. Причина состоит в том, что долгое время учитель был основным источником информации, которую он сообщал ученикам, обучая их различным наукам. До сих пор используются термины «дать знания», «дать образование», а по отношению к взаимодействию учителей говорят «обменяться опытом». Понимание обучения как «передаточного» механизма некоторого содержания от учителя к ученикам предполагает формирующее воздействие педагога на ученика.

В то же время существуют иные понимания обучения, отрицающие возможность «передачи образования». Знания, умения и навыки — не вещественные предметы, которые можно передать. Они образуются в результате активности ученика, в ходе его собственной деятельности. Непередаваем также и опыт — эмпирическое познание действительности, осуществляемое тем, кому в конечном итоге и принадлежат результаты его деятельности.

 

Блок самоопределения Понятие образования Сравните различные дефиниции (определения) понятия образования,выделите в каждом случае существенные признаки, которые закрепляются заним. Составьте классификацию разных типов понимания образования.
«Главная социальная функция образования — передача опыта, накопленного предшествующими поколениями людей». Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина. — М.: Просвещение, 1982. С. 101. «Образование — это не только как бы передача знаний, научение этим знаниям. В слове образование скрыто слово «образ», т. е. формирование самого себя». Ремеэова И. И., Анишина Т. П. Проблема человека в философии образования // Философия образования для XXI иека. - М.: Логос, 1992. — С. 149.
«Образование — процесс и результатусвоения систематизированных знаний,умений и навыков; необходимое условие подготовки человека к жизни и труду». Краткий педагогический словарь пропагандиста. — М, 1984. — С. 157. «Образование есть не что иное, как культура индивида. <...> Сколько культурных ценностей, столько и видов образования». Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. — М.: Школа-Пресс, 1995. — С.35.
«Образование — это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мыш-ления, которыми овладел обу чаемый». Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений..- М.: Просвещение: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1996.-С.25. «<...> Овладение системой знаний основ наук и соответствующих им умений и навыков, формирование научного мировоззрения и развитие познавательных сил и способностей — это и есть образование, а основной путь получения его — обучение». Данилов М. А., Есипов Б. П. Дидактика. — М.:Иэд-во АПН, 1957.
«Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней(образовательных цензов)». Закон РФ «Об образовании» // Сборник законов Российской Федерации. — М.: Славянский дом книги, 1999. — С.224. «Образование (от русск. — создание образа) —духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей». Бондаревская Е. В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. заведений, слушателей ИПК и ФПК — Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. — С.36

Содержание образования возникает в процессе образовательной деятельности учащегося.

Процесс обучения сопровождается и характеризуется внутренними личностными изменениями ученика, его развитием. Обучение, имеющее основной целью развитие физических, познавательных, нравственных и иных способностей учащихся на основе их индивидуальных возможностей, называется развивающим обучением. Учитель в данном случае не столько передает детям знания, сколько организует их учебную деятельность по отношению к изучаемому предмету. Психолого-педагогическое обосно­вание развивающего обучения в нашей стране осуществлено Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным, Л. В. Занковым, Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым и реализуется на практике их последователями.

Парадигма приоритета целей и ценностей ученика, первичной роли его деятельности и вторичности деятельности учителя как организатора учебного процесса нашла отражение в различных типах личностно-ориентированного обучения. Обучение в этом случае понимается как совместная деятельность ученика и учителя, которая направлена на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе освоения изучаемых дисциплин. Вопросами разработки психолого-педагогических и дидактических основ личностно-ориентированного обучения занимаются современные отечественные ученые: Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.

Парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец) — исходная концептуальная схема или модель постановки и решения проблем, господствующая в течение определенного периода.

В основе личностно-ориентированной парадигмы обучения — признание уникальной сущности каждого ученика и индивидуальности его учебной траектории. Роль учителя заключается не в передаче знаний, умений и навыков, а в организации соответствующей образовательной среды, в которой ученик обу чается, опираясь на личностный потенциал и используя ветствующую технологию обучения.

В зависимости от применяемых образовательных технологий личностно-ориентированное обучение имеет разновидности: природосообразное, проблемное, эвристическое и др.

Личностно-ориентированный смысл образования может быть заложен в любом типе обучения. Например, программированное или дистанционное обучение могут иметь в своей основе личностную ориентацию, а могут и не иметь ее. Личностная ориентация — один из критериальных признаков обучения любого типа или вида. Если человек (ученик, учитель), его природные, личностные и индивидуальные особенности учитываются при проектировании, осуществлении и диагностике образовательного процесса и способны оказывать влияние на него, то говорят о гуманистическом личностно-ориенти-рованном обучении.

Таким образом, содержание понятия «обучение» зависит от того, какая педагогическая парадигма лежит в основе образования. Формирующее обучение «передаточного» типа отличается от развивающего или природосообразного тем, что имеет в сво­ей основе формулу «с предметом к детям», тогда как личностно-ориентированное обучение строится по принципу «с детьми к предмету».

Изучение и освоение. Казалось бы, гуманистическая ориентация на развитие учащихся должна преобладать в обществе, которое выдвигает человека в качестве первичной ценности. Почему же процесс обучения все еще понимается как вооружение ученика Знаниями и формирование у него соответствующих умений и навыков? Объясняется это многими причинами, например, тем, что данные параметры легко поддаются проверке с помощью общедоступных средств — тестов, контрольных работ, проверочных заданий. С их помощью легко и быстро проверяется уровень усвоения учениками «пе-

Дискуссия.Сторонники обучения как передачи знаний иногда тоже называют свой подход личностно-ориентированным, поскольку адаптируют предназначенный для усвоения учебный материал в соответствии с особенностями разных групп учеников, например, разделяют материал на три уровня сложности. Соответствует ли данный подход гуманистической системе личностного обучения?

реданного» им материала. Чтобы оценить результативность обучения индивидуально для каждого ученика, с учетом его начального уровня развития, степени сформированности его способностей, знаний, и навыков, требуется специальная система диагностики и контроля. Речь о ней пойдет в параграфе 2 главы 9.

Рассмотрим дидактические понятия, характеризующие личностный характер обучения.

Адекватной характеристикой личностно-ориентированного обучения является деятельность. Деятельность в педагогическом смысле более широкое понятие, чем знания, умения I и навыки, поскольку предполагает мотивацию, оценку и другие параметры обучения, отражающие его субъективно-личностный характер. Нас интересует деятельность, которая приводит к образовательным изменениям и личностным приращениям ученика по отношению к самому себе и к изучаемым дисциплинам.

Другой существенной характеристикой личностно-ориентированного обучения является его продуктивность, то есть создание учеником конкретного образовательного продукта — естественнонаучной версии, математической задачи, сочинения, поделки, картины и т.п.

Для характеристики образовательной деятельности ученика обычно применяются следующие понятия:

♦ изучение, означающее «постичь учением, усвоить в процессе обучения»;

♦ усвоение, трактуемое как «основной путь приобретения индивидом общественно-исторического опыта»;

♦ познание, то есть «процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания».

Понятия «изучение» и «усвоение» относятся, как правило, к внешним, не зависимым от ученика объектам — знаниям или информации, и не предполагают его деятельности по созданию собственного образовательного продукта. Если вести речь о продуктивном обучении, то его специфике более соответствуют понятия «познание», «исследование», «создание», «сочинение», «составление», «разработка» и т. п.

Продуктивная направленность обучения не означает, что оно лишено нетворческих видов деятельности. Изучая реальную действительность, ученик одновременно с созданием образовательного продукта выполняет и репродуктивную деятельность, например, постигает конкретные способы познания, знакомится с имеющимися культурными достижениями, то есть изучает их.

Одновременное создание собственного образовательного продукта и усвоение уже созданных человечеством достижений может быть выражено одним емким понятием — освоение. Понятие «освоение» в образовании имеет смысл активного созидательного проникновения ученика в образовательную область или учебный предмет. Освоению подлежит как сама действительность, так и знания о ней. Поэтому термин «освоение» наиболее полно отражает процесс личностно-ориентированного обучения и соответствующей образовательной деятельности.

Обучение и развитие. Под развитием ученика понимается процесс внутренних изменений его физических, психологических, духовных сил, обеспечивающих его самореализацию. Нервная система, психика, личностные качества ученика изменяются количественно и качественно на протяжении его жизни и определенным образом связаны с обучением.

Среди ученых — психологов и педагогов — выделяются три точки зрения на связь развития и обучения:

1) обучение и развитие — два независимых друг от друга процесса (3. Фрейд, Ж. Пиаже);

2) обучение тождественно развитию (У. Джеймс, Э. Трондайк);

3) обучение может следовать за развитием или опережать его (Л. С. Выготский).

В последнее время в отечественной школе утвердилось понятие «развивающее обучение», основанное на идее Л. С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие, опираясь не только на созревшие функции ребенка, но и на те, которые еще только созревают.

Развитие — процесс внутреннего изменения человека, обеспечивающии реализацию его жизненного потенциала и назначения.

Для объяснения своей модели Л. С. Выготский ввел понятия «зона актуального развития» — уже достигнутый ребенком уровень развития, при котором он может полностью самостоятельно, без помощи взрослого решать интеллектуальные задачи и «зона ближайшего развития» — уровень развития, обнаруживающийся не в самостоятельном, а в совместном со взрослым решении интеллектуальных задач определенной сложности. Согласно данной модели, то, что сегодня ребенок делает в сотрудничестве с учителем, завтра он сможет делать самостоятельно.

Данная модель послужила ядром для создания концепции развивающего обучения (Л. В. Занков; Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов). Одним из недостатков данного подхода является недооценка роли творчества ученика в обучении. Ученик, которому не предоставляется возможность решения возникающей задачи без помощи учителя, не вы­рабатывает в себе необходимых творческих качеств.

Умение ученика делать самостоятельный шаг в зоне своего ближайшего развития без помощи учителя является свидетельством перехода от развивающего обучения к саморазвивающему, эвристическому. Роль учителя в этом случае заключается уже не в совместном с учеником решении трудных для него задач, а в вооружении его инструментарием для самостоятельного их решения.

Обучение и воспитание. Воспитание чаще всего понимается как процесс и результат взаимодействия воспитателя с воспитанником с целью его личностного развития, усвоения социальных норм и культурных ценностей, подготовки к самореализации в том обществе, в котором он живет.

Воспитание – процесс взаймодействия человека с окружающей средой(в том числе и с воспитателем), обеспечивающий усвоение им определённых норм и способов поведения в обществе.

Связь обучения с воспитанием не менее очевидна, чем связь обучения с развитием. Многие педагоги, начиная с Гербарта, говорят о воспитывающем обучении, результатом которого является социализация ученика, формирование таких его личностных качеств, которые соответствуют определенным общественным потребностям.

Не всякая система обучения ставит воспитывающие задачи в качестве основных. Этот признак характерен прежде всего для гуманистических образовательных систем, таких, например, как школа Амонашвили, педагогика сотрудничества, Вальдорфская педагогика; а также для дидактических систем, имеющих в своей основе науки и виды деятельности социально-общественного характера: экологию, историю, философию.

Различные учебные предметы, как правило, играют ведущую роль в воспитании определенных личностных качеств ученика: математика способствует развитию аккуратности, логичности, последовательности и систематичности, естествознание — наблюдательности и познавательности, живопись — образности и художественности.

В то же время, закрепление за отдельными учебными предметами определенных воспитательных задач не является жестким. Так, математика может воспитывать не только систематичность или алгоритмизацию в действиях ученика, но и нести гуманитарную функцию, выполнять культурологические задачи, воспитывать в учениках чувство прекрасного.

Обучение и творчество. Обучение и развитие человека взаимосвязаны с его творчеством: развивается лишь тот, кто создает и творит новое (для себя или для других), кто выходит за рамки предопределенного, реализует потенциальные возможности своего внутреннего мира.

Но творчество возможно только в условиях свободы по крайней мере свободы выбора. Творческого результата можно ожидать только тогда, когда ученик обеспечен правом выбора смысла и целей своего образования, образовательной траектории, темы конкретной творческой работы, формы ее выполнения и защиты, когда поощряется собственный взгляд ученика на проблему. Свобода в образовании нужна ученику ради его развития и творчества.

Обучение как продуктивный процесс предполагает наличие у учеников творческих способностей. Под творческими способностями понимаются комплексные возможно­сти ученика в совершении деятельности и действий, направленных на создание им новых образовательных продуктов.

Исследуя природу творчества, ученые предложили называть способность, соответствующую творческой деятельности, креативностью. Креативность — это интегративная способность, вбирающая в себя системы взаимосвязанных способностей-элементов. Например, креативными способностями являются воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность.

Креативность — не единственная способность, обеспечивающая образовательную деятельность. Поскольку в результате творчества у ученика непременно происходит познание, то вместе с креативной деятельностью осуществляется и когнитивная. Для того чтобы креативные и когнитивные процессы выражались в общеобразовательных результатах ученика, необходима организационная деятельность, осуществляемая на базе его соответствующих способностей. К оргдеятельностным способностям ученика относятся целеполагание, целеустремленность, нормотворчество, самоопределение, рефлексия и др.

Таким образом, творческое обучение опирается по крайней мере на три интегративные способности ученика: креативную, когнитивную и оргдеятельностную. В совокупности они обеспечивают создание учеником образовательной продукции.

Обучение, ориентированное на творческую продуктивную деятельность учащихся, называется эвристическим (см. параграф 1 главы 6). Согласно эвристическому типу обучения, ученик участвует в создании не только образовательной продукции по изучаемым учебным курсам, но и в планировании и осуществлении индивидуальной траектории образования.

Резюме

В дидактике вводятся и используются философские категории, общенаучные, методологические, педагогические, психологические, физиологические и иные понятия. Фундаментальными дидактическими понятиями являются понятия «образование» и «обучение», которые раскрываются с помощью взаимосвязанных понятий: преподавание, учение, изучение, освоение и т. д.

Понятие «образование» характеризует различные стороны реальности. Оно может относиться к отдельному человеку или классу учеников, всей школе, обществу, государству. Образование отражает как процесс, так и результат обучения. Под образова­нием понимается также система образовательных структур — учебных заведений, различных форм и типов образования.

Среди различных пониманий образования выделяются два противоположных: образование — как процесс воздействия на ученика («дать образование») и образование как процесс образовывания ученика при организующей роли учителя («развива­ющее образование»).

Понятие «обучение» раскрывается в зависимости от выбранного смысла образо­вания. В формирующей педагогике обучение представляет собой два основных вида деятельности — преподавание и учение: учитель передает ученикам знания, умения и навыки, а ученики их усваивают.

В личностно-ориентированной педагогике обучение — это совместная деятельность ученика и учителя, которая направлена на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе освоения изучаемых предметов. Роль учителя - организация образовательной среды, в которой ученик образовывается, опираясь на собственный потенциал и используя соответствующую технологию обучения.

Личностную ориентацию обучения в большей степени отражает понятие «освоение», чем понятия «изучение» и «усвоение».

Дидактика как научная теория описывается системой понятий методологического уровня: смысл, цели, принципы, закономерности обучения, содержание, технологии, формы и методы, средства обучения, система контроля и оценки результатов обучения и др.

Вопросы и упражнения

1. Какие противоречия в понятийной структуре дидактики вами обнаружены? Сформулируйте чувства и ощущения, которые возникли у вас в результате изучения данной темы. Назовите свои главные результаты.

2. Приведите два-три варианта трактовок понятия «образование», сравните их между собой и отыщите общие признаки разных дефиниций.

3. Дайте определение понятию «образование», которое выходило бы за рамки педагогики и охватывало процессы, изучаемые в других науках, например, в истории (образование государства), географии (образование гор).

4. Первоклассник придумал математическую задачу на изученные действия сложения и вычитания. При составлении условия задачи он использовал уже известный ему принцип: «было... прилетело (улетело)... сколько всего стало?» Ученик заменил людей или зверей на птиц и получил новое условие задачи. Оцените область, уровень и специфику творчества ученика. Присутствует ли в данном образовательном продукте ученика математическое творчество?

5. Сформулируйте вопросы, предложения и пожелания себе на дальнейший период изучения курса дидактики.

Дидактический практикум



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: