Дача Стечкиных. Яркое солнце. Синее небо.
Бескрайнее поле. Желтая рожь. Синие васильки.
Папа в джинсах, обнаженный по пояс, косит косой рожь на одной стороне поля. Мама в красном платье собирает васильки в букет на другой стороне.
М А М А. Бывают дни, когда я ничего не чувствую. Живу, как робот. Не вижу ничего нового, ничему не удивляюсь. Делаю, что должно, что можно, что нужно. И вот только, когда в ресторан приходит генерал Токарев, чувства начинают во мне просыпаться. Я вижу, как он умен, красив, спокоен. Я слушаю его голос, его ноты, мне нравится эти тембры и звуки. Я вижу, как идет дождь, как все правильно, справедливо, гармонично, разумно, счастливо, красиво, космически…
Но чем все это может обернуться… а может все так обернуться… и я говорю себе «будь, что будет».
П А П А. Я очень продолжительными периодами живу в любви. Это связанно с движением времени. Время менялось, я от него спасался, существуя внутри системы, существующем в другом времени. Сейчас, когда все рушится и падает, есть такое. Когда люди не любят друг друга. Я все время скрываюсь, как в периоде продления детства. В принципе это и есть жизнь. Воплощение наших иллюзий. Но иллюзия рухнула. Понимаешь, что все гораздо хуже, чем ты представляешь.
М А М А. Все дело в чувствительности. Чувствительность – она или есть или нет. С кем-то есть, а с кем-то никогда не будет. Может быть, секс с генералом Токаревым и был ошибкой в нашем случае, но без этого я навряд ли могла бы думать о чем-то другом. Я бы думала только об этом. В моем случае это было самое лучшее, что могло произойти.
П А П А. Любовь может закончится, а ты все еще живешь этой любовью. А она, может быть, умерла. А я стараюсь ее придумать. Что такое любовь в этом случае? Страсть, влюбленность – одно. Любовь – другое. Становится все более непонятней. Страсть, любовь, симпатия, уважение. Наступает старость, как отсутствие любви. Любовь заменяется желанием любви. Как формы воспоминания. Когда ты не влюблен, ты хочешь любви. Любовь – со всех сторон, основа всего… В результате – рождение человека. Но надо признать, что жизнь любого человека всегда проходит через крах.
|
Мама и папа расходятся с поля в разные стороны.
Квартира Стечкиных. Мама приносит на кухню большие пакеты с продуктами, выгружает на стол. Букет васильков в вазочку. В квартире Стечкиных новый холодильник и новая стиральная машина. Бабушка у стиральной машины. Нажимает на кнопки.
Б А Б У Ш К А. Надо же… надо же… вот красота-то какая.
Открывает и закрывает круглую стеклянную дверку.
Б А Б У Ш К А. И белье… уже сухое!
М А М А. Так она же с сушкой!
Б А Б У Ш К А. И, смотри ка, словно поглажено белье… Смотри ка, какое ровное, теплое, а пахнет-то как вкусно! Или это васильки так пахнут, не пойму!
М А М А. Это кондиционер с запахом полевых цветов.
Б А Б У Ш К А. Надо же.
М А М А. Садитесь, Вера Ивановна, давайте что-нибудь вкусненькое с вами поедим, вы что будете? Тут и нарезка и оливки и анчоусы и каперсы и пармезан я купила.
Б А Б У Ш К А. Что творится!
М А М А. Видите, все теперь у нас в стране есть, покупай, что хочешь.
Б А Б У Ш К А. Какие времена удивительные!
М А М А. Не все вам щи пустые есть.
Б А Б У Ш К А. А я, ты знаешь, как-то и привыкла уже, жить аскетично. Мне-то много и не надо.
|
М А М А. Ну да, хлеб да картошка.
Б А Б У Ш К А. Ну и капуста, лук, морковь.
М А М А. Ну да, я вас понимаю.
Мама открывает новый холодильник, он светится разноцветными лампочками.
Б А Б У Ш К А. Ах! А давай свет погасим, посидим, полюбуемся.
Бабушка садится перед стиральной машинкой и холодильником на стул, как в театре.
М А М А (перекладывает продукты в холодильник). Вот, в морозилке мясо трех сортов, и курица, и индейка, и телятина. Вот тут – рыба, и красная, и белая, и без костей все. Вот тут овощи, сельдерей, авокадо, манго и корнишоны.
Б А Б У Ш К А (словно выходя из забытья) Корнишоны? Мне кажется, это уже лишнее, в нашем-то случае. Я тебе этих корнишонов-то сама сколько хочешь, намариную!
М А М А. Мне жалко ваше время, вам уже можно и отдохнуть.
Б А Б У Ш К А. Не, отдохнем мы в Небесном Иерусалиме, если возьмут, а я пока лучше постираю.
М А М А. Может быть попозже? У меня так болит голова от звука стиральной машины.
Б А Б У Ш К А. Не хотелось бы тебя обидеть, Наташа, но для меня этот звук прямо успокаивает, как мне нравится его слушать, прям так целый день бы сидела, да слушала.
М А М А. Нужно еще купить вам на зиму сапоги, шубу, шапки, варежки.
Б А Б У Ш К А. Да у нас вроде у всех все есть. С прошлого года. Я все лавандой переложила.
М А М А. В магазинах всего столько нового, нужно все старое выкинуть, все новое вам купить.
Б А Б У Ш К А. Зачем же выкидывать?
М А М А. Старое уходит, новое приходит.
Б А Б У Ш К А. Не хочу тебя расстраивать, но иногда старое уходит, а новое не приходит.
М А М А. Это, Вера Ивановна, закон фен-шуй.
|
Б А Б У Ш К А. Чего-чего закон?
М А М А. Фен-шуй.
Б А Б У Ш К А. В Конституции что ль новая статья?
М А М А. В китайской. И ремонт надо сделать. Старую мебель выкинуть, а новую купить. И квартиру новую купить, эту продать, кредит возьмем, для Алеши новую квартиру купим и вообще, я улетаю на море.
Б А Б У Ш К А. И муж у тебя тоже, что ли, новый теперь?
М А М А (стоит с чемоданом, вся такая, по моде, при параде, на каблуках). Я улетаю в командировку в Сочи. Отдохну немного. Мне надо о многом подумать.
Б А Б У Ш К А. А что мне старому мужу твоему сказать?
М А М А. Скажите, что… пусть тоже пока подумает.
Уходит.
Б А Б У Ш К А. Интересное кино…
Бабушка подходит к окну, от подъезда отъезжает черная машина генерала Токарева.
Б А Б У Ш К А. Хорошо, что хоть в Сочи он не на танке-то поехал. А, может быть все и к лучшему. Скатертью дорога. Зачем же нам такая. Никогда Стечкины с Токаревыми не … (осекается) Позор на всю фамилию.
Бабушка загружает белье в машинку, нажимает на кнопку, любуется миганием лампочек, машина запускается, бабушка сидит, наблюдает. Потом подходит к шкафу с вещами Алеши, берет его джинсы, рубашки, чтобы постирать. Достает из шкафа ресторанный фрак. Открывается внутренний карман, перед бабушкой целая обойма героиновых шприцов.
Заходит папа. Садится за стол. Бабушка выкладывает все ЭТО перед ним.
Б А Б У Ш К А (в шоке). ЧТО ЭТО?!
П А П А (положа руку на сердце). Мама, честное слово, это
НЕ МОЕ!
Молчат. Внимательно смотрят друг другу в глаза.
МАКОВОЕ ПОЛЕ.
РАССТАВАНИЕ С ЛАРИСОЙ.
Синее небо. Маковое поле. Алеша и Лариса идут по полю, среди красных цветов, в голубых джинсах, за спиной Алеши рюкзачок, в руках гитара.
А Л Е Ш А. Наши дни бегут, один за другим, перелистываются календари, отмечаются дни рождения, люди летают на самолетах, в Африку, Индию, Америку, ездят на поездах в Питер, Астрахань, Харьков, плавают в лотосовых долинах, фотографируют русалок, отмечают приезд с Сейшельских островов.
Л А Р И С А. Чинят машины после аварий, любуются их пулевыми ранениями, оставляют пули себе на память, покупают все новое, теряют все за один день, мобильные, родственников, меняют номера, документы и место жительства.
А Л Е Ш А. Мужчины бегают по городу с топорами, дерутся бутылками, ругаются по телефону, мстят, проклинают женщин и бьют свои машины, бухают, накуриваются, обнюхиваются, обкалываются, обколбашиваются, спят с другими девушками, прыгают бейсджампинг, катаются на сноубордах, играют в футбол, карты, знакомятся по интернету.
Л А Р И С А. Сочиняют музыку, пишут тексты, зарабатывают деньги, снимают кино, квартиры, пропивают все и выбрасывают синтезаторы из окон.
А Л Е Ш А. В окна летят звуковые пульты, оргтехника, телевизоры
Л А Р И С А. Отчаявшиеся найти любовь девушки и женщины
А Л Е Ш А. За ними прыгают мужчины, чьи руки жжет стыд и чья душа больше не выдерживает земного существования
Л А Р И С А. Оставляют записки, видеоролики, демо, смс-переписку, несчастно влюбленных в себя
А Л Е Ш А. Мужчины выбрасывают свое прошлое на помойку и гастрабайтеры засыпают их прошлое картошкой, мужчины убегают в леса, ползают по осенним полянам и воют, воют, как волки.
Л А Р И С А. Разбивают палатки, устанавливают колонки и танцуют транс
А Л Е Ш А. Девушки крутят пои. Горят большие костры.
Л А Р И С А. Это девушки сжигают свои дневники, стирают компрометирующие их письма, раскаиваются в церкви, стоят на коленях и плачут, вяжут свитера любимым из флюрониток, уезжают на Эльбрус кататься на досках, знакомятся с другими, находят новых ди-джеев, курят кальяны и шьют себе платья из итальянского шелка с психоделическими воланами.
А Л Е Ш А. Мигают пээрка и стробоскопы, мониторы, лазеры, горят неоновые огни, мчатся машины, голубые ягуары-мустанг, черные мицубиси.
Л А Р И С А. Розовые пацифики, сердечки, оупэн-эйры, теплые пледы на рассвете, горячий чай, пепси, виски, адреналин и скорость
А Л Е Ш А. Одна автомобильная катастрофа и не одна
Л А Р И С А. И смерть, смерть, неминуемая и как всегда неожиданная, кто следующий? У кого родится ребенок? Кто кого встретит? Кто влюбится? Кому повезет? И когда? И что будет дальше? Никто не знает. Главное не думать, как это все объяснить.
А Л Е Ш А. Нам бы цифровую видеокамеру с тобой
Л А Р И С А. И гигантский эквалазер.
А Л Е Ш А. Мы увлекаемся идеями Тимоти Лири, читаем Кастанеду, нам кажется, что мы живем в то время, когда ВСЕ можно изменить
Л А Р И С А. Мы живем в совершенно отдельном мире и все находящиеся за его пределами совершенно в него не врубаются
А Л Е Ш А. Нам кажется, что это так интересно
Л А Р И С А. Такие приключения, мы как будто в кино, боремся за идею, в тесной, прокуренной и забитой людьми комнате
А Л Е Ш А. Но молиться на музыку долго просто невозможно.
Л А Р И С А. Танцы сквозь слезы, мясорубка из несбывшихся желаний и неосуществленных мечт. Эпоха Стразов.
АЛЕША. Как они красиво сверкают.
Танцуют среди маков.
А Л Е Ш А. Рейв-история уже испарилась, история с техно еще не появилась, тысячи две людей бродят ночью по Москве, все знают друг друга в лицо и общаются по выходным. Но постепенно все превращается в настоящую содомию. В настоящую вакханалию.
Л А Р И С А. Я не очень люблю транс-музыку. Она для меня слишком быстрая.
А Л Е Ш А. И слишком простая.
Л А Р И С А. Закачала музыку в плеер, так полюбила эту музыку, не пропиаренную совсем, задела все свои чакры, у меня сейчас из ушей розы вырастут.
А Л Е Ш А. Нужный эффект от музыки.
Л А Р И С А. Прямо трогает все точки моего тела, наука о пульсациях земли, попадание в биоритмы на тонком. Полный трип. Звуковой фон. Миллионы птиц. Миллионы насекомых.
А Л Е Ш А. Биоритм. Как бьется мое сердце. Как бьется сердце растений. Как играешь на барабане.
Л А Р И С А. Полный транс.
А Л Е Ш А. Сто сорок ударов в минуту.
Алеша и Лариса сливаются в одно целое, опускаются в красные цветы.
А Л Е Ш А. Когда ей стало хорошо, она расплакалась. Я испугался. На что она сказала «все хорошо». Проплакала она пол ночи.
Л А Р И С А. Понимаешь, Алеша. Я люблю тебя.
Молчит.
Но я в тебя не влюблена.
Молчит.
Я влюблена в другого.
Алеша тоже молчит.
Л А Р И С А. Любовь, она такая. Видишь этот палец? Ну так вот. Он сидел, держал меня за палец, мы просто смотрели друг другу в глаза. Но я не просто влюблена в него. Все мои мысли и действия подчинены теперь только этому. Словно внутри расцветает красный цветок мака. Как-то непредсказуемо. Незапланированно. Как-то прекрасно.
А Л Е Ш А. Так страшно.
Л А Р И С А. Как обычно.
А Л Е Ш А. Что-то отзеркалилось.
Л А Р И С А. Перевернулось из космоса.
А Л Е Ш А. Мне хочется убить тебя.
Л А Р И С А. Не надо.
А Л Е Ш А. Мне хочется сесть в лодку и уплыть с тобой.
Обнимаются, долго плачут.
А Л Е Ш А. Ревность. Я чувствую беспокойство. Когда я изменял тебе, я не задумывался о чувствах. Когда ты изменила мне, все эти мысли и ощущения навалились на меня. Чувство собственности. И зависти. Зависти к тому, что ты увлеклась.
Лариса пьет коньяк из бутылки. Алеша достает из рюкзака топор, Лариса убегает от Алеши. Он бегает за ней по полю с топором и криками «марафетчица».
Алеша приносит на поле сухое дерево, рубит топором его на куски, разжигает костер. Лариса крутит пои.
Л А Р И С А. Мы были вместе долго и счастливо, но сейчас расстаемся по независящим от нас причинам.
А Л Е Ш А. Как в море корабли.
Л А Р И С А. Мы расстаемся долго и мучительно.
А Л Е Ш А. Мы едем на море, пытаемся все склеить, наша любовь пытается превратиться в дружбу.
Л А Р И С А. Море, необитаемый остров, ялики, рыба на набережной, джим, бим, танцы, сердечные раны, секс, разочарованья, ножевые ранения, драки бутылками, топорами, ногами, кулаками.
А Л Е Ш А. Наша кровь забрызгивает стены.
Л А Р И С А. Синяки, расцарапанные лица и спины, бейсбольные биты, камуфляжные брюки, земные поклоны, аллергия, зима, холод.
А Л Е Ш А. Предательство, суицидальные мысли, чувство долга.
Л А Р И С А. Случайные связи.
А Л Е Ш А. Наркотические передозы.
Л А Р И С А. Случайные грехопадения.
А Л Е Ш А. Бесконечная вереница событий.
ЛАРИСА. Цены на нефть падают.
Пьяная Лариса отчаянно поет, рвет струны на гитаре.
Хоть да и солнце небо синее знать такая полоса
Хоть и умная и красивая а на сердце лишь тоска
Черная как смоль да тягучая сволочь
не отпускает сколько не пой
Тот кто меня любит вот он рядом
а любимый не со мной
Под потолком на кровати поваляться
али по бурьянам прогуляться
Али с Алешей на пару напиться
То ли на белье в горох удавиться
Одного люблю да другим любима
Знать такая моя судьба
Ох скуплю весь магазин я
В степь поеду спаивать цыган
Там тогда я громче всех буду
через слезы песни орать
а степные собаки округи
станут хором мне подвывать
пляски, палатки, и песня поется
под веселых цыганский хор
а из груди так сердце рвется
что хоть головою прямо в костер
пьяная вернусь я да зароюсь в подушку
а уж слез и нет реветь
чтобы не одной позову подружку
до утра с ней будем петь
одного люблю да другим любима
знать судьба моя така
хоть и умная и красивая
да на что мне красота ведь
одного люблю да другим любима
век мне маяться страдать
душу рассекла наполовину
от любви мне пропадать
от любви мне пропадать
Алеша стонет, катается, валяется по маковому полю, лежит на помятых маках. Белый конь дышит Алеше в лицо.
К О Н Ь. Держись, Алеша. Садись, вывезу тебя отсюда.
А Л Е Ш А. Поздно. Возвращаться уже нет смысла.
Л А Р И С А. Хочешь, можешь оставаться здесь.
А Л Е Ш А. Конечно. Прощай, любимая...
Лариса садится на коня, «уезжает».
Алеша погружается в цветы, до утра слышны его рыданья и обзывательства «Марафетчица! Марафетчица! Марафетчица!»
Засыпает.
Из цветов выходят папа и бабушка. Заворачивают Алешу в клетчатый плед, выносят на руках с поля, поют молодые ветра.
Гордость полными вагонами, золотыми погонами, С юга дуют молодые ветра. Разрывая в клочья облака, Не забыли, шлют издалека, С дома, мама и не последняя любовь А по небу бегут, видишь, чьи-то следы Это может быть я это может быть ты Это может нас ждут это может нам поют свои Нашла коса на камень Идёт война на память лет. Нашла коса на камень Идёт война на память лет Нашла коса на камень Идёт война на память лет Нашла коса на камень Идёт война на память лет Радость полными застольями Неземными поклонами Встанем, выпьем, и за всех помолчим Месяц полу мир шатается Язык, ноги заплетаются Вспомним, скажем брат брату нужные слова А по небу бегут, видишь, чьи-то следы Это может быть я это может быть ты Это может нас ждут это может нам поют свои Нашла коса на камень, Идёт война на память лет Нашла коса на камень Идёт война на память лет Нашла коса на камень Идёт война на память лет Нашла коса на камень Идёт война на память лет Нашла коса на камень Идёт война на память лет Нашла коса на камень Идёт война... С юга полными вагонами Золотыми погонами Гордо дуют молодые ветра |
ЧЕРНАЯ КОМНАТА.
Алеша в черной комнате, его рука пристегнута наручником к батарее. На полу гитара.
А Л Е Ш А. Меня привлекало женское внимание всю жизнь. У меня в голове – одни женщины. Женщины. Настоящие. Красивые. Женщины. Возможно, потому что у них нет волос на груди.
Даже когда я проходил тест на наркотики, врач заключил,
что я – сексоголик. Из-за этого все мои беды.
Когда я иду по улице и встречаю женщину, настоящую женщину, с моей точки зрения, я здороваюсь и говорю:
«На мой взгляд, вы – настоящая женщина», ну, кто что говорит. Увидел, остановился, подошел, сказал, что хотел.
Это путь настоящего мужчины. Я и сам парень симпатичный и поэтому у меня большие комплексы. Я не уверен, что женщина до конца согласится на мои эксперименты.
Я – мазохист. Мне надо довести ситуацию до предела. Как лыжник, чтобы открылось второе дыхание.
И секрет любви в том, что если чувства взаимны, у тебя образуется мост взаимных чувств, двух океанов, мужчины и женщины. Это любовь. Но мост этот не вечен. Броситься с моста в воду – это частый выход.
Любовь не может продлиться долго. С любовью не получается, как с костром. Любовь – это планета со спутником, любовь, как солнце. Сжигает душу сильно. Вопрос о бессмертии души уже не стоит, в любви она может сгореть до тла.
Любовь, это тот момент, когда ты, нежданно-негаданно, встречаешь идеал. Идеальная женщина – это девушка, светлая или рыжая, с фигурой гимнастки, с небольшой грудью и красивыми щиколотками ног. Фаталистка, немного сумасшедшая, любящая панк-рок, Секс-Пистолз и Ника Кейва.
Простая во всем, в решении совместных задач, проблем досуга. Мне хочется видеть союзника, я хочу иметь друга и верный тыл. Чтобы в наших взаимоотношениях с женщиной не было затаенной информации. Чтобы все были при делах. И подстав чтоб не было.
Я пытался считать, сколько у меня было женщин. С каждой женщиной я вкладываю в образ настоящей женщины заметную деталь. Каждая женщина, это как слой у дерева. После расставания с каждой женщиной ты становишься все дубовей и дубовей. Покрытый броней.
С тридцать третьей я понял, что все в моих руках.
Сейчас я представляю ее так – это высокая, загорелая девушка в неоновом купальнике, в босоножках для стриптиза, танцующая у шеста, только для меня, гоу-гоу.
Алеша берет одной рукой гитару, приспосабливается, играет
«Ай вил сервайв» группы Кейк. На звуки музыки к комнате подходит бабушка и Катя Лавинская, обе в черной одежде. У бабушки в руках стакан с водой.
Б А Б У Ш К А. Катя, переведи мне с английского, о чем он поет.
К А Т Я (переводит) Сначала я боялся, я был ошеломлен, я продолжал думать, что никогда не смогу жить без тебя, но когда я провел много ночей в раздумьях, вспоминая, как ты причинила мне боль, я становился сильным, я узнал, как прожить без тебя и теперь ты вернулась из космоса
Я просто вошел, чтобы найти тебя здесь, без взгляда на твое лицо, я должен был заменить свой замок, я заставил бы тебя оставить свой ключ, если бы я знал, что за одну секунду ты вернулась, чтобы задолбать меня. Теперь уходи и закрой за собой дверь, просто обернись, я тебя не преследую больше, не ты ли была той, кто пытался сломать меня через желание.
Б А Б У Ш К А. О, Господи…
К А Т Я. Если ты думаешь, что я рассыпался, если ты думаешь что я лег бы и умер, о нет, я выживу. Пока я знаю, как любить, я знаю, что я буду жить. У меня еще целая жизнь впереди, у меня еще так много любви, которую я могу подарить, я выживу, потребовалась вся сила, которая у меня была, чтобы просто не развалиться на части.
Б А Б У Ш К А. Хорошая песня. Значит, жить будет. Катя, я давно хочу спросить… скажи пожалуйста, а кто такая марафетчица?
К А Т Я. Марафетчицы – это девушки. Завсегдатаи ночных клубов, хот-баров, плавно перетекающих в стриптиз. На всем сидят и заканчивают жизнь в квартирах где-нибудь, в Чертаново. Как одна старушка беззубая, не одно поколение ее знает. Как только девушка начинает увлекаться танцевальной культурой, она переходит в опасную категорию ночной охотницы. Подсаживается, денег нет, попадает в сети криминальных услуг. Ну и… к армянам в номера.
Б А Б У Ш К А (в шоке). Как все поменялось. Изменилось, подменилось. Любовь стала похотью, храбрость превратилась в хамство, оригинальность стала пошлостью…
К А Т Я. Онлайн чувства, онлайн люди, онлайн жизнь. Все теперь можно скачать, все заказать.
Б А Б У Ш К А. Дай Бог всем здоровья.
Заходят в комнату к Алеше.
К А Т Я. Здравствуй, Алеша.
Б А Б У Ш К А. Выпей воды.
А Л Е Ш А. Катя, а почему ты в черном?
К А Т Я. Я с похорон.
А Л Е Ш А. Кого хоронила?
К А Т Я. Ларису.
Б А Б У Ш К А. Она бросилась в реку с моста. Связалась с наркоманом, сильно подсела, забеременела, родила, а он все торчал и торчал, она похудела до сорока килограмм, просто сидела на мосту, и ее ветром сдуло. Никому не верь. Она не самоубийца. Помолись за нее.
К А Т Я. Царство ей Небесное.
А Л Е Ш А. Бабушка, а ты почему в черном?
Б А Б У Ш К А. Так, Алеша… Ельцина сегодня хоронили. Выпей воды, это святая, тебе поможет.
Алеша пьет святую воду.
К А Т Я. А Токарев построил на том берегу небоскребы, на него увели уголовное дело, стали под него копать, оказалось что деньги с афганского нарко-трафика, сейчас он в Воркуте, пожизненно.
А Л Е Ш А. А ты как?
К А Т Я. А я… хорошо. Встретила Макарова, он влюбился, сделал предложение, я родила ему двух мальчиков, такие хорошенькие… Так что я теперь Макарова. Поздравь. Я всегда о нем мечтала.
А Л Е Ш А. А что с Ларисиным ребенком?
Б А Б У Ш К А. Наркоман разбился на мотоцикле, ребенка забрал Токарев, а когда его арестовали, ребенка записала на себя твоя мать.
А Л Е Ш А. И где она?
Б А Б У Ш К А. Здесь. Она вернулась к отцу. Он герой. Скосил все маковое поле. И читал молитвы. И нашел в себе силы простить ее, с Божьей помощью. Великая вещь, прощенье. И ты ее прости.
Заходит мама. Катя с бабушкой уходят, но стоят около, слушают.
А Л Е Ш А. Ты стала еще красивей.
М А М А. Алеша…
А Л Е Ш А. Хорошо, что вернулась.
М А М А. Прости…
А Л Е Ш А. И ты меня.
М А М А. Я привезла тебе таблетки, американские, 150 долларов за тюбик, один на десять дней, здесь много, и вот еще лекарство, 450 долларов, они помогут, я знаю, ты сможешь, лекарства хорошие.
А Л Е Ш А. Какие дорогие.
М А М А. Неважно. Почему ты бросил спорт? Почему ты больше
не катаешься на лыжах? На роликах? На скейтборде? На сноуборде?
А Л Е Ш А. Времени нет кататься.
М А М А. А куда уходит твое время?
А Л Е Ш А. А вот этого я тебе сказать не могу.
Алеша отворачивает лицо к стене.
М А М А (гладит его по спине, по голове, пытается обнять)
Алеша, скажи мне просто правду, мне надо знать, реальное положение вещей, реальную ситуацию, чтобы составить правильный план действий. Ты же всегда был смелым, ты никогда не был трусом, скажи просто все, как есть.
Алеша долго молчит.
А Л Е Ш А. Это была такая волна. Понимаешь… Волна.
Сначала это было модно. А потом все вляпались. И эта мода превратилась в рабство. Многие, достойные, очень достойные ребята… просто не справились с управлением.
Сначала понюхали, мне не понравилось, тошнило, потом решили выкурить, выкурили. И поехало. И понеслось.
Для того, чтобы чувствовать себя человеком, необходимо его все время принимать. Если с утра не принял, то все. Я езжу с утра в метро и так завидую этим людям. Тем, кто просто трезвый. Люди даже не подозревают, что может быть так фигово. И жить просто, обычной жизнью, такой кайф…
Все мои попытки отказаться от этого приводили к фиаско.
Я не могу отказаться от этого.
Каждое утро я шел и мутил. Не зная что и не зная с кем.
А с Ларисой мы расстались.
У Алеши из глаз брызгают слезы. У мамы из глаз брызгают слезы. Она обнимает его, плачут.
М А М А. Прости меня, прости, это я во всем виновата.
А Л Е Ш А. Только не надо меня гладить.
М А М А. Можно я только обниму тебя.
Плачут, обнявшись, мама вытирает слезы.
М А М А. Хочешь, я распилю наручники?
А Л Е Ш А. Нельзя. Иди, я хочу спать. Я не хочу жить. Погаси, пожалуйста, свет.
Мама уходит, гасит свет. Где-то издалека слышен плачь ребенка. Алеша спит, видит сон. Лариса, такая, как он увидел ее в первый раз, катается на роликах у Александровского сада. Алеша говорит ей «Тормози!» А она улыбается, отвечает ему «Вы знаете, Алексей, дело в том, что я совершенно не могу тормозить».
Играет музыка, катается Лариса, поет Валерий Ободзинский.
Любимая спи, спи, спи
Любимая спи, мою душу не мучай
Уже засыпают и горы и степь
И пес наш хромучий, лохмато-дремучий
Ложится и лижет соленую цепь
Любимая, любимая спи
Любимая, любимая спи
Любимая, спи, ничего не попишешь
Но знай, что невинен я в этой вине
Прости меня, слышишь, прости меня
Слышишь Хотя бы во сне
Хотя бы во сне
Любимая спи, спи, спи
Любимая, спи, что причина бессонницы?
Ревущее море, деревья в мольбах
Дурные предчувствия, чья-то бессовестность
А может не чья-то, а просто моя
Любимая, любимая спи
Любимая, любимая спи
Любимая, спи, ничего не попишешь
Но знай что невинен я в этой вине
Прости меня, слышишь, прости меня
Слышишь, хотя бы во сне
Хотя бы во сне
Любимая спи, спи, спи
Любимая спи, мы на шаре земном
Свирепо летящем, грозящем взорваться
И надо обняться, чтоб вниз не сорваться
А если сорваться – сорваться вдвоем
Любимая! Любимая!
И море всем топотом
И ветви всем ропотом
И всем своим опытом
Пес на цепи
А я тебе шепотом
Потом полушепотом
Потом уже молча
Любимая, спи
Любимая, любимая, спи
Любимая, любимая, спи
Любимая спи, ничего не попишешь
Но знай что невинен я в этой вине
Люби меня, слышишь, люби меня, слышишь
Хотя бы во сне
Хотя бы во сне
Б А Б У Ш К А (снится). А стихи это, Алеша, запомни, на всю жизнь запомни, Евгения Евтушенко.
Алеше снится, что он, как прежде, бежит утреннюю тренировку, двадцать пять километров, но на одном месте.
Макаров орет, бьет Алешу палкой по спине.
М А К А Р О В (орет, бьет палкой).
Отрекайся от кайфа! Отрекайся от кайфа! Отрекайся от кайфа!
А Л Е Ш А. Нет!
М А К А Р О В (бьет). Отрекайся от кайфа! Отрекайся от кайфа!
Отрекайся от кайфа! Отрекайся от кайфа! Отрекайся от кайфа!
А Л Е Ш А. Не могу. Я не могу.
М А К А Р О В. Отрекайся от кайфа!
А Л Е Ш А. Нет.
М А К А Р О В. Отрекайся от кайфа! Отрекайся! Отрекайся! Отрекайся!
А Л Е Ш А(плачет). Отрекаюсь.
М А К А Р О В. Жизнь – это не кайф. Жизнь – это путь в гору!
Б А Б У Ш К А. Плюнь три раза на сатану!
Алеша плюет три раза.
Просыпается.
Перед Алешей сидит папа. В черной одежде.
В руках его сноубордическая доска.
А Л Е Ш А. Почему ты в черном?
П А П А. Соложеницын умер. И Ростропович… тоже.
А Л Е Ш А. Ты катаешься на сноуборде?
П А П А. Да. И мама катается. И бабушка. Жалко, что ты не пошел со мной тогда, в 97-ом, на концерт «Продиджи».
А Л Е Ш А. А почему я не пошел?
П А П А. Не смог. А помнишь, как мы все вместе, ходили в кино, смотрели «На гребне волны».
А Л Е Ш А. Помню.
П А П А. Я тебе купил, в подарок. (протягивает доску) Поедем кататься. В горы. На Эльбрус.
А Л Е Ш А. Кто едет?
П А П А. Все.
А Л Е Ш А. У вас же теперь ребенок.
П А П А. На время путешествия малышку оставим Кате, она ее крестная мать, а они с Макаровым к нам прилетят. Как ты и хотел. На вертолете. Человеку надо ездить в горы. Чтобы у него было кислородное голодание. Это полезно. Вернешься здоровый. Легкие будут надуты и прочищены. Все клетки обновятся. Тонус вернется. Откроются запасники печени.
А Л Е Ш А. Спасибо тебе.
П А П А. Я счастлив.
ВОСХОЖДЕНИЕ.