В чем состоит главная цель гурукулы? Какое обучение она дает для достижения этой цели?




Обратно к гурукуле Шрилы Прабхупады

 

 

I) Введение

 

Благодаря всемирной проповеди Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады в самых разных странах появились миллионы преданных, которые следуют наставлениям Господа Чайтаньи, как они даны Шрилой Прабхупадой.

 

Во всем мире есть множество преданных-домохозяев, которые сталкиваются со следующими проблемами:

 

1) Как защитить своих детей от натиска материализма, который проник во все сферы деятельности современного общества?

 

2) Как дать детям образование в духе сознания Кришны, чтобы они смогли стать преданными Кришны, обладающими всеми хорошими качествами, а также обрели экономическую самодостаточность?

 

Широкое распространение современных технологий в виде телевидения, интернета, мобильных телефонов и т. д. сделало невыполнимой задачу уберечь детей от просмотра недозволенных половых актов, принятия одурманивающих веществ, употребления в пищу мяса и участия в азартных играх. Даже современные школы не защищают от этих опасностей, поскольку другие ученики и даже преподаватели не относятся к ним с должной серьезностью. Однако родителям, направляющим свое сознание на Кришну, известно, какую опасность представляет контакт ребенка со всей этой греховной деятельностью в очень раннем возрасте. Даже если мы решим воспитывать своих детей дома, что в наше время называется домашним образованием, то увидим, что это сложновыполнимая задача, поскольку детям необходимо общество других детей, родители не могут уделять им всё свое внимание, и очень трудно предоставить им полную атмосферу сознания Кришны, в которой они смогут практиковать шамо (контроль своего ума), дамо (контроль чувств), титикшу (терпение), брахмачарью (полный целибат), преданное служение Кришне и т. д.

 

Порой также можно наблюдать, что несмотря на отправление детей в «так называемую гурукулу», которая должна функционировать в соответствии с наставлениями Шрилы Прабхупады, ребенок развивает в себе плохие качества, становится обыкновенным домохозяином, погруженным в удовлетворение чувств, и в конечном итоге начинает работать на какого-нибудь карми, чтобы заработать себе на жизнь.

 

Что делать? Где мы сошли с верного пути?

 

Шрила Прабхупада пишет в письме Сатьябхаме (от 23 марта 1973): «Я не хочу, чтобы наша энергия тратилась на то, чтобы развивать школу в Нью-Вриндаване. Вместо этого всех наших детей по достижении четырех лет следует привозить в Даллас и начинать там программу их обучения. В Далласе созданы все условия, одобренные мной...

 

Родители привязаны к своим детям, и это нормально. Однако наша привязанность — не просто сантименты. Мы даем своим детям величайшую возможность — с самого раннего возраста пройти обучение в духе сознания Кришны, чтобы достичь успеха в этой жизни — наверняка вернуться домой, к Богу. Помочь своему ребенку вернуться к Богу — проявление истинной любви и родительской ответственности. Я лично увидел, что гурукула предоставляет эту возможность в большей степени, чем какое-либо другое заведение или место где-либо».

 

Вот что сказал Шрила Прабхупада в ходе беседы, состоявшейся 9 июля 1973 г. в Великобритании:

 

Прабхупада: Они не отправляют, потому что все знают: отправить мальчиков в школу — значит, испортить их. Вот и всё. Я видел разумных мальчиков, они начинают ходить в школу и становятся испорченными. Да, испорченными. Он учится, как курить, как заниматься сексом, как говорить всякую ерунду, как использовать нож, как драться, перенимает всё это. По крайней мере, в наше время. Да. Просто бойня. Эта так называемая школа называется бойней. Да, она убивает.

 

Как мы видим из приведенных выше цитат, задача воспитания детей в сознании Кришны явно не может быть решена, если отправлять детей в кармические школы. Ее также нельзя в полной мере выполнить с помощью домашнего обучения или отправлением детей в так называемую гурукулу, которая не соответствует наставлениям Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады.

 

Единственный выход — ВЕРНУТЬСЯ «ОБРАТНО К ГУРУКУЛЕ ШРИЛЫПРАБХУПАДЫ».

 

Мы в Международной гурукуле Бхактиведанты (Bhaktivedanta International Gurukula, BIG) и Международном колледже варнашрамы Бхактиведанты (Bhaktivedanta International Varnasrama College, BIVC), расположенных в округе Тонк близ Джайпура (Индия), прилагаем все силы к тому, чтобы гурукула и колледж варнашрамы функционировали в соответствии с наставлениями Шрилы Прабхупады, и по его милости получаем хорошие результаты.

 

Обратите внимание: когда в этой книге говорится о брахмане, кшатрии, вайшье или шудре, эти термины указывает на социальное положение, определяемое качествами, а не рождением. Точно так же, как сын судьи, рассматривающего дела в Высоком суде, не может считаться судьей, если он не приобрел квалификацию судьи. Об этом также сказано в 13-й шлоке 4-ой главы «Гиты»: «Эти четыре варны были созданы Мной (Господом Кришной) в соответствии с гуной (качествами) и кармой (деятельностью)».

 

Таким образом, благодаря обучению каждый может стать брахманом, если разовьет в себе качества брахмана, описанные в 42-й шлоке 18-ой главы «Гиты»: шамо (контроль над своим умом), дамо (контроль над своими чувствами), тапо (совершение аскез), шаучам (чистоплотность), гйанам (знание Вед), вигйанам (применение знания на практике) и т. д. Поэтому мы даем истинное знание каждому независимо от так называемой касты, национальности и т. п. Это создаст лучших граждан брахманического типа, чистоплотных, честных, послушных закону, здоровых и энергичных.

 

Данная книга поможет:

 

1) всем разумным, здравомыслящим людям понять важность этого образования в духе сознания Кришны и ложность так называемого образования в сегодняшнем мире.

 

2) родителям осознать важность отправления своих детей в гурукулу для получения образования в сознании Кришны. Она также поможет им укрепить веру в то, что если всё делается в соответствии с наставлениями Шрилы Прабхупады, то будущее их детей будет ярким как в духовном, так и в материальном смысле.

 

3) преподавателям и руководителям гурукулы улучшить свое понимание наставлений Шрилы Прабхупады, чтобы они могли обеспечить функционирование гурукулы на их основе и тем самым гарантировать ее успех. Она также будет полезной преданным, желающим открыть новые «гурукулы Шрилы Прабхупады» в любой части мира.

 

4) учащимся BIV и BIVC, а также вообще всем преданным узнать наставления Шрилы Прабхупады и воплотить их на практике в образовательной системе гурукулы.

 

Мы будем рассматривать каждый вопрос, который обычно возникает в умах родителей, преподавателей, учащихся и сообщества преданных, следующим образом:

 

Вначале будет приводиться вопрос, ответы на который помогут преподавателям и учащимся гурукулы, родителям и сообществу преданных понять, как Шрила Прабхупада хотел организовать соответствующий аспект деятельности гурукулы и колледжа варнашрамы.

 

Затем будут процитированы высказывания Шрилы Прабхупады, относящиеся к рассматриваемому вопросу. Важнейшие фразы, связанные с обсуждаемым вопросом, будут выделяться жирным шрифтом и подчеркиванием.

 

После этого будут приводиться комментарии преданных-прабхупадануг из BIG и BIVC.

 

Наш адрес: Международная гурукула и колледж варнашрамы Бхактиведанты, деревня Харе Кришна, округ Тонк близ Джайпура, штат Раджастан, Индия.

 

Контактный тел.: +919829134512, E-mail: dayalunitai108@gmail.com

Сайты: www.bigvc.org и www.harekrishnacommunity.org

 

Мы приглашаем всех вдумчивых людей во всем мире забыть о разногласиях и объединиться на платформе обеспечения светлого будущего наших детей в сознании Кришны. Мы будем рады комментариям и предложениям со стороны всех вайшнавов, переданным нам по e-mail или по телефону.

 

Даялу Нитай дас,

директор Международной гурукулы и колледжа варнашрамы Бхактиведанты

 

 

 

II) Некоторые частые вопросы

 

Почему следует отправлять детей в гурукулу для обучения в сознании Кришны? Разве нельзя их отправлять в кармическую школу для получения образования или обучать дома?

 

Цитаты Шрилы Прабхупады, связанные с данным вопросом:

 

Письмо Сатьябхаме, Хайдарабад, 23 марта 1973 г.

«Родители привязаны к своим детям, и это нормально. Однако наша привязанность — не просто сантименты. Мы даем своим детям величайшую возможность — с самого раннего возраста пройти обучение в духе сознания Кришны, чтобы достичь успеха в этой жизни — гарантированно вернуться домой, к Богу. Помочь своему ребенку вернуться к Богу — проявление истинной любви и родительской ответственности. Я лично увидел, что гурукула предоставляет эту возможность в большей степени, чем какое-либо другое заведение или место где-либо».

 

«Шримад-Бхагаватам» 1.1.22 (глава «Вопросы мудрецов»), комментарий

«Система образования направлена на удовлетворение чувств, и если разумный человек задумается над этим, он поймет, что детей нынешнего века намеренно отправляют на бойню так называемого образования. Поэтому просвещенным людям в эту эпоху надлежит быть осторожными, и если они хотят пересечь опасный океан Кали, то должны последовать примеру мудрецов Наймишараньи и принять Шри Суту Госвами или его истинного представителя в качестве капитана корабля. Этот корабль — послание Господа Шри Кришны в форме «Бхагавад-гиты» и «Шримад-Бхагаватам».

 

Беседа в комнате, 9 июля 1973 г., Лондон

Прабхупада: Нет, они говорят, что просто дают начальное образование (неразличимо), они умеют читать, вот и всё. И (неразличимо). Они не отправляют, потому что все знают: отправить мальчиков в школу — значит, испортить их. Вот и всё. Я видел разумных мальчиков, они начинают ходить в школу и становятся испорченными. Да, испорченными. Он учится, как курить, как заниматься сексом, как говорить всякую ерунду, как использовать нож, как драться, перенимает всё это. По крайней мере, в наше время. Да. Просто бойня. Эта так называемая школа называется бойней. Да, она убивает.

 

Лекция по «Бхагавад-гите» 16.10, Гавайи, 6 февраля 1975 г.

«Поэтому шастра говорит: пита на са сйат джанани на са сйат, на мочайед, йах самупетйа-мртйум. Мужчине не подобает стремиться стать отцом, а женщине не следует желать стать матерью, если оба они не приняли обет: «Я зачну ребенка и остановлю его цикл рождения и смерти». Такова обязанность родителей. Не должно быть умонастроения: «Я буду зачинать детей, как кошки и собаки». Должен быть некий смысл жизни. Где этот университет? Где колледж, в котором дают такое образование: «Мы — вечные души. Это тело временно. А вечной душе необходимо заниматься вот этим, чтобы она смогла очиститься и больше не получать материальное тело»? Где это образование? Поэтому алпа-буддхайах — разума не хватает. Они просто погружены в удовлетворение телесных потребностей. У них нет образования об истинной жизненной силе. Это образование можно получить здесь, в Движении сознания Кришны. Поэтому оно уникально. Это образование, которое позволяет освободить человечество от невежества, свойственного животным».

 

Лекция по «Бхагавад-гите» 8.20-22, Нью-Йорк, 18 ноября 1966 г.

«Человеческая цивилизация, человеческое общество должны быть устроены так, чтобы у них имелась возможность. Человеческая форма жизни — это возможность воспользоваться этим преимуществом. Поэтому обязанность государства, родителей, старших, опекунов, мужа, отца, всех — возвысить живое существо, которому выпала удача получить человеческую форму жизни, до осознания парамам гатим — высшего совершенства жизни».

 

Лекция по «Бхагавад-гите» 16.2-7, Бомбей, 8 апреля 1971 г.

 

«Так что обязанность каждого — обучать других. Например, родители. Им следует обучать своих детей тому, как посвятить свое сознание Кришне. Государству тоже следует поощрять людей обретать сознание Кришны. Тогда автоматически появятся все хорошие качества».

 

Лекция по «Шримад-Бхагаватам» 6.1.19, Гонолулу, 19 мая 1976 г.

«Таков долг гуру, родителей и правительства — обучать людей так, чтобы они могли становиться благочестивыми, безгрешными. Но они не верят даже в следующую жизнь: «Если мы будем действовать неблагочестиво, то в следующей жизни будем вынуждены страдать». Они избегают веры в то, что наступит следующая жизнь. Но она существует».

 

Письмо Моханананде, Ахмедабад, 11 декабря 1972 г.

«Они могут быть уверены, что их дети получат истинное знание, которое создаст лучших граждан брахманического типа, чистоплотных, честных, послушных закону, здоровых и энергичных — у них появятся все хорошие качества».

 

Комментарий преданных-прабхупадануг из Международной гурукулы Бхактиведанты и Международного колледжа варнашрамы Бхактиведанты:

 

Из приведенных выше цитат видно, что долг родителей — научить детей тому, как обрести сознание Кришны и выбраться из цикла рождения и смерти. Если родители действительно любят своих детей, то им следует спасти своих чад от материалистического образа жизни и дать им возможность вернуться к Богу.

 

И, как сказал Шрила Прабхупада, «я лично увидел, что гурукула предоставляет эту возможность в большей степени, чем какое-либо другое заведение или место где-либо».

 

Общеизвестно, что отправить детей в кармическую школу — значит, испортить их характер и загубить их шанс вернуться к Богу в этой человеческой форме жизни.

 

Что касается домашнего образования, этот вариант может быть не настолько плохим, как отправление мальчика в кармическую школу, если родители сами направляют свое сознание на Кришну. Но если мы по-настоящему хотим, чтобы дети научились самоконтролю, глубоко постигли книги Шрилы Прабхупады, соблюдали целибат и т. д., для этого требуется всеобъемлющая атмосфера жизни вместе с другими детьми-преданными Господа, посещение стандартной программы сознания Кришны в храме, держаться подальше от телевизора, интернета и противоположного пола. Все эти возможности предлагает гурукула, если она функционирует в соответствии с наставлениями Шрилы Прабхупады.

 

Чтобы стать стойким брахмачари или идеальным преданным-грихастхой, проповедником, который предан миссии Шрилы Прабхупады, необходимо тщательное обучение под руководством опытных преданных в атмосфере сознания Кришны.

 

Мы в Международной школе Бхактиведанты и Международном колледже варнашрамы Бхактиведанты посвятили себя обучению детей в соответствии с наставлениями Шрилы Прабхупады, чтобы они могли научиться тому, как вести безгрешную, благочестивую жизнь, стать преданными Кришны, обладающими всеми хорошими качествами, вести жизнь, посвященную служению Кришне, и благодаря этому вернуться к Богу, вырвавшись их этого ужасного цикла рождения и смерти.

 

 

Кто является гуру, в соответствии с видением/желаниями и наставлениями которого будут действовать учащиеся? Какова роль и задача других преподавателей гурукулы?

 

Цитаты Шрилы Прабхупады, связанные с данным вопросом:

 

Лекция в Кришна-Никетане, Горакхпур, 16 февраля 1971 г.

Прабхупада: Гуру не может быть обусловленной душой. Гуру должен быть освобожденным...

 

Письмо Мадхудвише, Детройт, 4 августа 1975 г.

«Все члены GBC должны быть наставляющими гуру. Я — инициирующий гуру, а вы должны быть наставляющими гуру, обучая тому, чему я учу, и делая то, что я делаю. Это не просто титул, вы должны действительно подняться на этот уровень. Вот чего я хочу».

 

Если эти наставляющиеся гуру отклоняются, то можно обратиться к следующему наставлению Шрилы Прабхупады:

 

Лекция по «Бхагавад-гите» 17.1-3, Гонолулу, 4 июля 1974 г.:

Прабхупада: Шикша-гуру не означает, что он учит чему-нибудь вразрез с наставлениями дикша-гуру. Он не шикша-гуру. Он негодяй.

 

Лекция по «Бхагавад-гите» 13.3, Бомбей, 26 сентября 1973 г.

«Итак, Кришна говорит: «Я пребываю в сердце каждого». Вы можете получить совет от Кришны. Он готов. Одно из имен Кришны — Чайтья-гуру. Оно означает «гуру, находящийся в вашем сердце». Внешне Кришна предстает перед нами как наставляющий или инициирующий гуру, в сердце он пребывает в качестве чайтья-гуру. Кришна готов помочь — вам, нам, каждому из нас — двумя способами: как внешний гуру и внутренний гуру. Внутренний гуру — это Сам Кришна, а внешний гуру — Его проявление, духовный учитель. Итак, нам следует воспользоваться благом, которое дают нам двое гуру, и сделать нашу жизнь успешной. Таково Движение сознания Кришны.

 

Интервью на радио, Сан-Франциско, 12 марта 1968 г.

Прабхупада: Да. Я — духовный учитель этой организации и всех членов этого общества, они должны быть моими учениками. Они следуют правилам и предписаниям, которым я прошу, чтобы они следовали, и они инициированы мною духовно. Поэтому духовный учитель называется гуру, это на санскрите.

 

Лекция по «Шримад-Бхагаватам» 2.1.1, Дели, 4 ноября 1973 г.

«Такова миссия Чайтаньи Махапрабху:

 

— Я даю вам указание. Вы, каждый из вас становитесь духовным учителем.

— О, у меня нет квалификации. Как я могу стать духовным учителем? Для этого требуются обширные познания, понимание санскрита.

— Нет, тебе ничего не требуется. Просто передавай кришна-упадешу.

— Что это за кришна-упадеша?

— Кришна говорит: сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа [Б.-г., 18.66]. Просто иди от двери к двери и говори: «Пожалуйста, предайтесь Кришне». Тогда ты становишься духовным учителем».

 

«Кришна. Верховная Личность Бога», глава 80 «Встреча Господа Кришны с брахманом Судамой»

«Дорогой друг, наш первый учитель — это отец, по милости которого мы получили тело. Поэтому отец по праву считается нашим духовным наставником. Наш следующий духовный наставник тот, кто посвящает нас в тайны духовного знания, и его следует почитать как Бога. У человека может быть несколько духовных учителей. Духовного учителя, который наставляет ученика в духовной науке, называют шикша-гуру, а духовного учителя, который дает ученику духовное посвящение, именуют дикша-гуру. Оба они — Мои представители. У человека может быть много духовных учителей, дающих наставления, но давать духовное посвящение может только один. Если человек извлек пользу из наставлений духовных учителей, получил с их помощью необходимые знания и сумел пересечь океан материального бытия, значит, он достиг цели человеческой жизни».

 

Письмо Хасьякари (Говарду Бернду), Ратхангапани (Рэнди Бушеру)

«Вот ключевой момент, который нужно запомнить: какими бы ни были обстоятельства, вам следует всегда стараться порадовать своего духовного учителя. Это означает очень тщательно следовать его указаниям и наставлениям. Мое первое наставление всем моим ученикам: всегда следует помогать мне распространять это Движение сознания Кришны по всему миру, используя свою энергию наилучшим образом в соответствии с вашими способностями. Так, всегда оставаясь занятыми в служении делу Кришны 24 часа в сутки, по Его милости вы сможете освободиться от всех привязанностей к майе. Это подобно встрече тьмы и света — тьма не может устоять перед светом, и точно так же майя не может оставаться в присутствии Кришны. Поэтому никогда не забывайте повторять Харе Кришна, и это вне всякого сомнения спасет вас при любых обстоятельствах».

 

Обратите внимание: Более подробно данный вопрос освещен в книге «Последний приказ», написанной Кришнакантом.

 

Комментарий преданных-прабхупадануг из Международной гурукулы Бхактиведанты и Международного колледжа варнашрамы Бхактиведанты:

 

Как видно из приведенных выше цитат, Шрила Прабхупада является инициирующим (дикша-) и наставляющим (шикша-) гуру для всех членов нашего Общества, если они следуют правилам и предписаниям, которые он дал.

 

Другие преподаватели — тоже наставляющие гуру, если они учат тому, чему учит Шрила Прабхупада, и делают то, что делает Шрила Прабхупада. Мы в BIG и BIVC нацелены на то, чтобы преданные, которые будут преподавать в гурукуле, являлись стойкими инициированными учениками Шрилы Прабхупады, обладающими глубокой любовью и почтением к нему, и следовали всем правилами и предписаниям. Задача преподавателей — действовать в качестве старших духовных братьев и обучать студентов тому, как стать привязанными к Шриле Прабхупаде — к его вани, вапу, желаниям, миссии и деяниям.

 

Для этого в гурукуле установлено божество Шрилы Прабхупады, рядом с которым все учащиеся приносят свои поклоны Его Божественной Милости ранним утром после пробуждения и перед тем, как отправиться спать. Каждый день учащиеся лично одевают Шрилу Прабхупаду и проводят поклонение ему, делают гирлянды для предложения ему, и таким образом занимаются служением — вапу-севой.

 

Еще важнее то, что ученики слушают аудиозаписи только лекций Шрилы Прабхупады, смотрят его видеозаписи, читают изначальные версии его книг и становятся кришнаизированными так, как учит Шрила Прабхупада. Изучение курса «Бхакти-шастри» обязательно для всех студентов Колледжа варнашрамы. В данном курсе они изучают десять базовых книг Шрилы Прабхупады («По ту сторону рождения и смерти», «Совершенство йоги», «Легкое путешествие на другие планеты», «Раджа-видья», «Шри Ишопанишад», «Бхагавад-гита как она есть», «Нектар наставлений», «Нектар преданности», «Учение Господа Чайтаньи», книга о поклонении Божествам).

 

Брахманы и кшатрии должны сдать экзамен по курсу «Бхактиведанта», в котором они изучают десять песней «Шримад-Бхагаватам», переведенные Шрилой Прабхупадой, а затем брахманы могут приступить к изучению «Чайтанья-чаритамриты» и получить титул «Бхакти-сарвабхаума».

 

Эти студенты станут хранителями и распространителями изначальных наставлений Шрилы Прабхупады по всему миру и смогут сразу же определять отклонения от его подлинных наставлений. Благодаря этому их не введут в заблуждение.

 

Наша главная политика в BIG & BIVC: преподаватели должны действовать от имени Шрилы Прабхупады, чтобы помогать ученикам всё больше привязываться к двоим гуру — Внутреннему гуру (Самому Кришне) и Внешнему гуру (Его проявлению, духовному учителю, Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде) — и зависеть от них. В результате этого учащиеся гурукулы и колледжа варнашрамы будут проповедовать послание Господа Чайтаньи, куда бы они ни отправились, и, как подтверждает Шрила Прабхупада, их жизнь увенчается успехом.

 

 

В чем состоит главная цель гурукулы? Какое обучение она дает для достижения этой цели?

 

Цитаты Шрилы Прабхупады, связанные с данным вопросом:

 

Утренняя прогулка, Бомбей, 14 августа 1976 г.

Прабхупада: [запись прерывается] С помощью практики. Мы обучаем их, как на практике становиться преданными. Поверхностный взгляд на деяния Кришны — это не то... Нужно практиковать. Вот как, например, мы собираемся открыть... Смысл гурукулы в практике. Брахмачари гуру-куле васан дантах [Ш.-Б., 7.12.1]. Как обрести самоконтроль, данту. Вот что... Наша миссия — пробудить изначальное сознание, а сделать это можно благодаря практике. Без практики достичь этого невозможно.

 

Вечерний даршан, Майяпура, 26 февраля 1977 г.

Прабхупада: Васан данто гурор хитам. Здесь используется слово «данта». Данта означает воздержанный. Как правило, дети непоседливы, и смысл брахмачари-ашрама в том, чтобы научить его стать умиротворенным. Это первое, чему нужно научить, а не делать из него вышколенного знатока грамматики. Об этом здесь не сказано. Этому следует учить позднее. Первая задача — сделать его сдержанным, трезвомыслящим.

 

Лекция по «Шримад-Бхагаватам» 7.12.2, Бомбей, 13 апреля 1976 г.

«Данта» означает контролирующий себя. Вот что такое настоящее обучение. Грихастха также живет... Если грихастха живет, даже если у него есть жена, он не... С одной стороны, согласно нормам ведической цивилизации, не дозволяется никакой половой жизни кроме зачатия хорошего ребенка, и это тоже сопровождается гарбхадхана-самскарой. Иначе говоря, своевольная половая жизнь полностью останавливается в ведической цивилизации. В ней всё подчиняется предписаниям. Поэтому брахмачари означает, как контролировать свои чувства, удерживать под своим контролем, а не так, что: «Мне сейчас захотелось секса. Я должен немедленно этим заняться». Нет. Данта. Вот чему обучают. Вот как, например, в нашем Обществе даже на грихастху налагается ограничение, а что же говорить о брахмачари. Поэтому брахмачари означает жить под руководством гуру, «гурор хитам»... Как он может думать только о том, чтобы принести пользу духовному учителю? Не достигнув этого положения, никто не может служить гуру. Это не что-то искусственное. Брахмачари, ученик, должен обладать искренней любовью к гуру. Тогда он сможет оставаться под его контролем. Иначе по какой причине одной личности следует подчиняться кому-то другому? Поэтому сказано: ачарам дасават. Даса. «Даса» — это слуга. И не просто слуга, а слуга, который не гнушается выполнить любую черную работу. Чернорабочий — это дворник, сапожник и т. п. Их называют чернорабочими».

 

Лекция по «Шримад-Бхагаватам» 6.1.13-14, Нью-Йорк, 27 июля 1971 г.

«Таковы различные ступени, идя по которым, человек может стать цивилизованным. Первое правило — тапаса. Тапаса брахмачарйена [Ш.-Б., 6.1.13], аскезы. Поэтому в ведической цивилизации детей с самого начала обучают брахмачарье. Тапаса брахмачарйа. Маленький мальчик, пятилетний мальчик... Вот что такое гурукула — брахмачари гуру-куле васан данто гурор хитам [Ш.-Б., 7.12.1]. Таков путь жизни — следует обучать брахмачарье. Брахмачарье, целибату, воздерживаться от половой жизни. Вот что такое брахмачарья».

 

Лекция по «Шримад-Бхагаватам» 5.5.18, Вриндавана, 6 ноября 1976 г.

«Поэтому смысл нашего скромного начинания — обучать некоторых мальчиков формировать первоклассный характер. Шамо дамо титикша. В обществе есть потребность в этом. Если все люди будут четвертого класса, пятого класса, как ситуация в обществе будет улучшаться? Это невозможно... Без контроля чувств никто, находясь в человеческой форме жизни, не может совершать никакого прогресса. Тапасья. Это называется тапасьей. Йога — тоже тапасья, другого типа. Тапо. Тапаса брахмачарйена [Ш.-Б., 6.1.13]. Какой бы путь мы не рассматривали, первое правило — брахмачарйена. Без брахмачарьи не может быть и речи о тапасье. Тапаса брахмачарйена, шамена, дамена ва тйагена сатйа-шаучабхйам, йамена нийамена ва [Ш.-Б., 6.1.13]».

 

Лекция по «Шримад-Бхагаватам», Вриндавана, 25.11.1976

«Это положение, брахма-бхуту, можно достичь. Если мы будем строго следовать правилам и предписаниям брахмачари или брахмана, тогда это возможно. В противном случае это будет всего лишь формальностью. Практическая жизнь, брахма-бхутах. Как мне узнать, что он достиг стадии брахма-бхутах? Прасаннатма [Бг. 18.54]. Нет больше угрюмости. Всегда радость в любых условиях жизни. Не так, что «он страдает, поскольку ему не хватает этого». Нет потребности. Это умонастроение, это отношение следует усиливать, а когда оно усилится в полной мере, тогда он становится полностью удовлетворен, атмарама. Это называется атмарама».

 

Письмо Джаятиртхе, Майяпур, 20 января 1976 г.

«Гурукула должна основываться на принципе отрешенности. Ваирагйа-видйа-ниджа-бхакти-йога [Ч.-ч., Мадхья, 6.254]. Бхакти основано на принципе отречения от материальных желаний с самого раннего детства: каумара-ачарет праджно, дхарман бхагаватан иха [Ш.-Б., 7.6.1]. С раннего детства мальчика нужно учить совершать служение Верховной Личности Бога и не иметь привязанностей, как те, кто трудятся ради плодов своего труда, карми, к так называемым, ненадежным воинам: дехапатйа-калатрадишв, атма-саинйешв асатсв апи, тешам праматто нидханам пашйанн апи на пашйати [Ш.-Б., 2.14].

<...>

Поэтому нашу молодежь следует с самого раннего детства обучать не привязываться ко множеству вещей: дому, семье, дружбе, обществу и нации. Учить невинного ребенка удовлетворять свои чувства, причем учить его этому в раннем возрасте, когда дети довольны практически любыми условиями и при любых обстоятельствах — есть величайшее насилие. Поэтому брахмачари гуру-куле васан данто гурор хитам [Ш.-Б., 7.12.1]. Брахмачари живет в доме своего духовного учителя, питаясь подаянием, убирая дом, изучая принципы сознания Кришны и посвящая свое время бхагавата-дхарме. Так его жизнь приобретает прочное, здоровое основание, стоя на котором он преодолеет все силы майи, получив с самого начала сильное воспитание».

 

Лекция по «Шримад-Бхагаватам» 6.1.22, Гонолулу, 22 мая 1976 г.

«До двадцати пяти лет вы остаетесь брахмачари, учитесь у гуру тому, как стать брахмачари. Гурукула. Брахмачари гурукуле васан данта — как практиковать самоконтроль, контроль чувств. Брахмачари запрещается даже смотреть на молодую девушку, даже если жена духовного учителя молодая...

 

К каждой, любой женщине за исключением своей жены, к любой женщине следует относиться как к матери. Вот что такое образование. И этому (неразличимо) образованию дал определение Чанакья Пандит — определение того, кто является пандитом, образованным человеком.

 

Итак, брахмачари обучают тому, как ему следует вести себя в обществе, какова цель жизни. Вот кто такой брахмачари. Матрават пара-дарешу пара-дравйешу лострават. На чужую собственность нужно смотреть как на мусор... Матрават пара-дарешу пара дравйешу лострават атмават сарва-бхутешу. Все остальные живые существа думают так же, как и вы. Это значит, что боль и удовольствие, которое вы ощущаете, следует понимать, что и другие чувствуют то же самое. Защищать себя ото всех опасностей и в то же время перерезать горло бедным животным под предлогом того, что у них дескать нет души, — так поступать не следует. Это не является образованием».

 

Беседа в комнате, Бомбей, 8 января 1977 г.

Прабхупада:...И постарайтесь организовать эту гурукулу так, чтобы она привлекала людей со всего мира. Это будет вашим успехом. Просто как следует учите их английскому языку и санскриту, и у нас есть наши книги. Помимо этого обучайте привычкам: ходить с процессией к Ямуне, вовремя вставать рано утром, посещать лекцию, стирать одежду, держать в чистоте спальное место, делать уборку в комнате. Шикха-сутра. Ваманадева дал описание. Где эта книга?

 

Джагадиша: Я не знаю. Может, Прадьюмна взял ее.

 

Прабхупада: Чистота — первая необходимость. Это гигиенично, духовно, а также способствует спокойствию и тишине. Индия обладает особой возможностью для того, чтобы люди могли оставаться чистыми. В других странах... Там это легко. В вашей стране есть горячая вода. Нет сложностей, если человек делает это на практике. Полагаю, у наших людей есть такая практика. Но чистота подразумевает принимать омовение, как минимум, дважды в день. Это позволяет человеку оставаться очень чистым.

 

Письмо Анируддхе, Калькутта, 7 марта 1972 г.

«Я очень рад, что ты полон вдохновения учить детей. На бόльшую часть твоих вопросов я уже отвечал Сатсварупе. Просто поддерживайте распорядок дня взрослых, и пусть дети как можно больше принимают участие в ежедневной программе сознания Кришны, а когда другие идут на работу или занимаются делами, детям можно давать уроки, как ты описываешь. Они могут изучать метод сознания Кришны так: рано вставать, мыть всё, а кроме того, приобретать знание санскрита, английского, немного математики, истории и географии».

 

Утренняя прогулка, Бомбей, 17 ноября 1975 г.

Прабхупада: Фарс, да. Нет образования. Среди марвари, уважаемых джентльменов, не принято отправлять. Они приглашают частных преподавателей, пандитов, для обучения санскриту, английскому языку. Они знают: «Моему мальчику нет необходимости зарабатывать деньги. Ему следует сидеть здесь. Вот и всё. Почему я должен портить его?» Они очень хорошо знают: «Мы можем купить этих технологов».

 

Письмо Моханананде, Ахмедабад, 11 декабря 1972 г.

«Они могут быть уверены, что их дети получат истинное знание, которое создаст лучших граждан брахманического типа, чистоплотных, честных, послушных закону, здоровых и энергичных — у них появятся все хорошие качества».

 

Комментарий преданных-прабхупадануг из Международной гурукулы Бхактиведанты и Международного колледжа варнашрамы Бхактиведанты:

 

Как мы можем увидеть из приведенных выше цитат, главная цель гурукулы — обучить детей контролированию своего ума и чувств, соблюдению целибата, обретению умиротворенности, трезвомыслия, непривязанности к так называемым обществу, дружбе, любви, а также развитию привязанности к служению Кришне в соответствии с наставлениями, данными нашим духовным учителем Шрилой Прабхупадой.

 

Как же мы достигнем этой цели? Шрила Прабхупада говорит: «Просто поддерживайте распорядок дня взрослых, и пусть дети как можно больше принимают участие в ежедневной программе сознания Кришны, а когда другие идут на работу или занимаются делами, детям можно давать уроки, как ты описываешь». Как просто!!!

 

Результатом такого обучения должно быть то, что ребенок освободится от угрюмости, станет радостным (брахма бхута прасаннатма), умиротворенным, сдержанным, учтивым, послушным, постоянно занимающимся служением Кришне, следуя наставлениям нашего духовного учителя. Шрила Прабхупада заверяет родителей в том, что если их ребенок получит такое обучение, он обретет истинное знание, которое создаст лучших граждан брахманического типа, чистоплотных, честных, послушных закону, здоровых и энергичных — у них появятся все хорошие качества.

 

Кому не захочется, чтобы его ребенок стал таким?

 

Кроме того, следует отметить, что Шрила Прабхупада даже считает базовые навыки чтения и письма на хинди, английском языке и т. д. вторичными по отношению к описанному выше обучению!!! Таким образом, настоящее образование и обучение заключаются в том, чтобы научить ребенка самоконтролю, соблюдению целибата, послушанию — в общем, стать хорошим преданным Кришны.

 

Мы в BIG & BIVC настроены обучать ребенка так, чтобы он развивал в себе все эти замечательные качества и становился преданным Кришны, следуя наставлениям Шрилы Прабхупады: вставать рано утром, посещать мангала-арати, воспевать, декламировать шлоки, принимать омовение, как минимум, дважды в день, быть послушным родителям, старшим, гуру и Кришне и т. д.

 

Кто-то может подумать, что мы не собираемся преподавать материальные предметы, такие как английский язык, математика, естествознание и другие. Этому вопросу посвящен следующий раздел.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: