Исследование современных проблем развития стран третьего мира указывает на значительные изменения, происходящие как внутри этого блока стран, так и в его отношениях с остальным миром. Традиционная инерционность территориальной структуры их хозяйства сменилась динамизмом отдельных ее частей, что ведет к значительному расслоению как по «горизонтали» (усиливается хозяйственная дифференциация между странами), так и по «вертикали» (в пределах государственной территории каждой страны).
Процессы дифференциации, протекающие во всех подсистемах мировой экономики, следовательно, и в развивающемся мире привели к выделению особой группы стран и территорий, которые получили название «новые индустриальные страны» (НИС), или «новые индустриальные экономики» (НИЭ). Эти государства отличаются в настоящее время более высоким экономическим ростом, чем промышленно развитые страны, и существенно более высоким уровнем развития хозяйства по сравнению с основной группой развивающихся стран.
К НИС относят такие страны и территории, как Республика (Южная) Корея, Тайвань, Гонконг (Сянган), Сингапур, Малайзия, Таиланд, Аргентина, Бразилия, Мексика.
В отношении некоторых НИС вместо слова «страна» часто применяется термин «территория». Так, Тайвань - часть Китая; Гонконг сохранял до середины 1997 г. статус колонии, которая перешла под юрисдикцию КНР; Республика Корея появилась в результате разделения единого государства на две части.
Все более подвижными становятся ядра экономических районов и их границы, «экономические линии», образующие инфраструктуру их территории. Специализация хозяйства освободившихся стран, определяемая природными ресурсами, а также избыточностью трудовых ресурсов, начинает испытывать на себе воздействие других факторов, и, в первую очередь, — транспортно-инфраструктурного. Ведь именно транспортная составляющая служит реализации новых зарождающихся в недрах мирового хозяйственного развития процессов. Здесь и изменения внешнеэкономической ориентации развивающихся стран, и структурные сдвиги хозяйства в национальных рамках, и ускоряющиеся интеграционные тенденции, и диверсификация импортных потребностей, и резко изменившаяся за последние годы внешнеполитическая ситуация.
И все же роль ресурсопользования в развитии освободившихся стран очень значительна. Несмотря на все новейшие структурные сдвиги, она продолжает доминировать. Повышение роли транспортно-географического положения ряда развивающихся стран привело к усилению дифференциации, выделению из блока так называемых новых индустриальных стран (НИС).
Классификация развивающихся стран и территорий позволяет выделить 3 группы:
• Наименее развитые государства.
• Страны со средним уровнем развития.
• Страны, имеющие особо благоприятный режим экономического развития НИС.
Провести четкую границу между принадлежностью стран к той или иной группе представляется достаточно сложным, т.к. каждая страна имеет свои индивидуальные особенности.
В соответствии с социально-экономической дифференциацией развивающихся стран к первой группе относятся НИС и страны экспортеры нефти. К НИС относят такие страны и территории, как Республика (Южная) Корея, Тайвань, Гонконг (Сянган), Сингапур, Малайзия, Таиланд, Аргентина, Бразилия, Мексика. В сентябре 1960 г. 13 государств, располагающих крупными запасами нефти (в том числе Алжир, Эквадор, Габон, Венесуэла, Индонезия, Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ), создали ОПЕК-Организацию стран-экспортеров нефти, чтобы противостоять власти крупных нефтяных монополий и увеличить свои доходы.
На совещании глав развитых государств в Торонто (1988) было отмечено, что само название НИС не отражает их содержания, т.к. первоначально имелись в виду азиатские «драконы» (Южная Корея Тайвань, Гонконг, Сингапур). Было предложено использовать термин НИС, выделяя не отдельные страны, а целую систему в мировой экономике.
Появление феномена НИС отражает экстенсивный рост мировой рыночной подсистемы за счет подключения к ней субсистем. По многочисленным прогнозам специалистов, XXI век станет именно периодом азиатско-тихоокеанской мощи. Если понимать термин «Азиатско-тихоокеанский регион» (АТР) несколько более узко, то становится ясно, что наиболее динамичной становится группа государств Восточной и Юго-Восточной Азии, которую возглавляет Япония и следующие за ней Республика Корея, Сингапур, Тайвань, позднее присоединившиеся Малайзия, Таиланд и Филиппины, а также Индонезия. Именно в этом субрегионе и формируется обширное азиатское «технологическое пространство». Стратегии экономического развития азиатских НИС опирались на экспортноориентированное производство, прежде всего готовых изделий. Поэтому эти страны превратились в крупнейших поставщиков на мировой рынок обуви, одежды, текстильных изделий, бытовой электронной аппаратуры, персональных компьютеров, легковых автомобилей и других видов высокотехнологичной продукции.
Начиная с 1980-х гг. постепенно меняется место НИС не только в мирохозяйственных связях, где им удалось найти свои «ниши», но и в современной мировой экономике. Признанием их возросшей роли в мировом хозяйстве стало принятие в конце 1996 г. Республики Корея в члены престижного элитарного клуба промышленно развитых стран - Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Отмечается все ярче проявляющееся их воздействие на мировое хозяйственное развитие, на процесс интернационализации, на тенденцию формирования многополярной (вместо существовавшей до последнего времени биполярной) системы мирового хозяйства.
К НИС «первой волны» относятся четыре «азиатских тигра» — Республика Корея, Сингапур, Гонконг и Тайвань. Страны «второй волны» включают Малайзию, Таиланд, Филиппины, Индонезию. Начав 30 лет назад с производства и завоевания рынка текстильными изделиями и товарами широкого потребления, эти страны очень быстро утвердились сначала в сборке, а потом и в полном производстве электронного и электрического оборудования, станков, морских судов (Южная Корея вышла на второе место в мире после Японии), автомобилей.
НИС в своем становлении как бы повторяли путь послевоенной Японии, которая, по сути, на определенном этапе передала им выпуск массовых образцов промышленных изделий. В основе скачка НИС лежат широкомасштабные реформы образования в сочетании с традиционной дисциплинированностью и высокой организованностью населения этих стран, приоритеты финансирования научных и прикладных исследований, создание свободных экономических зон для привлечения иностранного капитала.
В последнее десятилетие усилились структурные сдвиги в экономике НИС, что ведет к постепенному сближению их с передовыми промышленно развитыми государствами и вместе с тем к быстрому расширению экономической пропасти между ними и основным массивом развивающихся стран. Хотя в НИС проживает менее 1/8 всего населения развивающихся стран, там создается свыше 2/5 его совокупной промышленной и валовой продукции.
Развивающиеся страны начали процесс независимого экономического развития, не обремененные большим внешним долгом (2 млрд. долл. в 1950г); до 1970-х гг. они привлекали преимущественно средства из официальных источников, в том числе безвозвратные субсидии. Поэтому их внешний долг рос медленно и увеличился в 1950-1970 гг. на 64 млрд. долл. Однако в 1970-1980 гг. долг увеличился почти на 700 млрд. долл., поскольку многие развивающиеся страны вышли на мировой рынок ссудных капиталов.
Поскольку основным критерием при распределении официальной помощи развитию является уровень экономического развития страны- получателя, то наибольшие средства в расчете на душу населения получают страны Африки южнее Сахары. На них приходится около 1/10 населения развивающихся стран и примерно 1/3 суммы официальной помощи развитию.
В условиях долгового кризиса, различных методов списания долга, увеличения платежей по его погашению рост внешнего долга несколько замедлился. Самый высокий уровень задолженности в странах Азии объясняется широким доступом стран региона к кредитам. Небольшому числу развивающихся стран удалось преодолеть кризис задолженности, а для большинства он остается острейшей проблемой. Крупнейшим должником является Бразилия (310800 млн. долл. на 2011 г.). Несколько отстают от нее Индия (237100 млн. долл.), Мексика (221 500 млн. долл.), Индонезия (155900 млн. долл.), Аргентина (128 600 млн. долл.).