Наиболее развитые и самостоятельные получатели социальных услуг работают в интернате и за его пределами, учатся в колледжах, имеют пропуск для свободного выхода на территорию интерната или даже за его пределы. Но численность этих граждан невелика, и многие из них, возможно, могли бы проживать вне стен интерната.
В значительно худшем положении находятся менее самостоятельные граждане, нуждающиеся в большем объеме помощи со стороны других людей. Подход к стационарному обслуживанию в ПНИ №30 таков: чем больше помощи человеку нужно для нормального качества жизни, тем меньше он ее получает.
Наихудшее положение оказывается у получателей социальных услуг, живущих в отделениях милосердия и не посещаемых родственниками. Обращает на себя внимание отсутствие у большинства маломобильных граждан индивидуальных технических средств реабилитации (далее – ТСР). Несмотря на то, что включение ТСР в ИПР относится к компетенции МСЭ, от опекуна или учреждения, исполняющего обязанности опекуна, зависит защита прав своих подопечных на получение ТСР и, в конечном счете, обеспечение их этими средствами в соответствии с нуждаемостью. Между тем, персонал отделений милосердия не проявляет обеспокоенности тем, что вверенные им получатели социальных услуг не покидают постели в дневное время, ничем не заняты и не перемещаются в пространстве, находясь постоянно в одной и той же сенсорной среде в ночных сорочках. Напротив, персонал широко использует выражения «лежачий больной», как будто лежание – это свойство самого получателя социальных услуг, а не характеристика качества социального обслуживания. В беседах с жителями отделений милосердия выяснилось, что гуляли они последний раз летом и что они ничем не заняты. Многие хотели бы чем-то заниматься, где-нибудь побывать. Например, одна из жительниц отделения милосердия сообщила, что очень благодарна персоналу за то, что могла съездить «на могилку к дочери». Но последний раз она была там летом, и до наступления следующего лета поехать не сможет, потому что она плотной комплекции, и колготки, которые есть в интернате, на нее не налезают. Она не жаловалась, но ее рассказ свидетельствует о том, что интернат не подстраивается под нужды получателя соцуслуг. Зимние вещи в этом отделении представлены несколькими пальто и немногочисленной обувью, которые являются «общими».
|
Личные денежные средства многим проживающим в интернате гражданам на руки не выдаются, даже если они дееспособны. Социальные работники покупают им продукты – по свидетельствам одних граждан, это происходит 1 раз в 2 недели, по свидетельствам других – 1 раз в месяц. Такая периодичность покупок вряд ли позволяет удовлетворять нужды жителей интерната. Осмотр холодильников в одних отделениях показал, что они совершенно пусты и там нет никаких продуктов (фотографии прилагаются), а в других отделениях в холодильниках находились полиэтиленовые пакеты в количестве 10-15 штук при численности отделения 78 человек (по списку 87, в наличии 78).
У многих получателей социальных услуг нет зубов, и нет зубных протезов, в результате чего они могут есть только протертую пищу. Они хотели бы иметь протезы, но им их не делают. Старшая медсестра отделения объяснила такое положение противопоказаниями, но не смогла объяснить, в чем они заключаются.
|
Свет в комнатах психосоматического отделения выключается с пульта медицинской сестры. Большинство живущих здесь людей физически активны и вполне могли бы выключать свет сами. Выключателей в их комнатах нет. По словам проживающих здесь граждан, им не нравится, что свет просто выключают в 9 вечера, а в 7 утра включают, не считаясь с их потребностями. Удивительно, что лишенных многих свобод людей лишают еще и права выбора, когда ложиться спать и когда просыпаться.
Проблемой для многих получателей социальных услуг является отсутствие средств связи с внешним миром. У некоторых проживающих (в основном, у молодых) есть мобильные телефоны. Они сами ходят пополнять баланс в ближайший магазин, если им позволяют выйти из ПНИ. На территории ПНИ терминала нет. Отдельным маломобильным гражданам баланс пополняют родственники. На первом этаже первого корпуса и на улице возле проходной есть таксофоны, с которых можно позвонить бесплатно. Однако маломобильным гражданам туда не добраться. Трое жителей интерната говорили о том, что имеют только низкоскоростной дорогостоящий интернет, который оплачивают сами, и не смогли получить от учреждения доступ к качественному wi-fi, который есть в ПНИ, что их очень огорчает. Нужно отметить, что в соответствии с ФЗ 442, предоставление получателям возможности пользоваться интернетом и телефоном относится к обязанностям поставщика социальных услуг в стационарной форме.
Выявленные в ходе проверки нарушения в деятельности ПНИ свидетельствуют о том, что эта деятельность не соответствует целям удовлетворения потребностей населения в доступном и качественном социальном обслуживании и оказании услуг стационарного социального обслуживания (п. 2.2 Устава), что не обеспечивает реализацию предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий города Москвы в сфере социальной защиты населения (п. 2.1 Устава).
|
Не созданы в полном объеме условия для комфортного проживания, беспрепятственного передвижения по учреждению (п. 2.3.1.1 «Социально-бытовые услуги»);
Не обеспечен необходимый уход с учетом состояния здоровья (п.2.3.1.3 «Социально-медицинские услуги»);
В ходе знакомства с личными делами проживающих граждан юристы ПНИ пояснили участникам проверки, что всем людям, поступившим в интернат до 2015 года (по выражению администрации – «старозаконникам»), ИППСУ составлялись одинаковые. Во время проверки сотрудники не смогли предоставить копии ИППСУ получателей социальных услуг или пояснить, где они находятся. Копии ИППСУ были направлены позже по электронной почте. На основании присланных ИППСУ можно сделать вывод, что все ИППСУ «старозаконников» оформлены формально, без учета реальных потребностей получателей услуг, на первой странице не указан уполномоченный на составление ИППСУ орган.
Пункт Устава 2.3.7 «Внедрение в практику новых форм и методов социального обслуживания в зависимости от потребностей получателя услуг» практически не может быть реализован, так как в ПНИ не реализуется Федеральный закон № 442-ФЗ, а именно: проживающие в ПНИ получатели социальных услуг, поступившие до вступления в силу этого ФЗ, не имеют ИППСУ, отражающих эти потребности проживающего в конкретных услугах или помощи.
Была высказана позиция юристов интерната о том, что требования Федерального закона № 442-ФЗ, касающиеся ИППСУ, не распространяются на граждан, которые поступили в ПНИ до его вступления в силу («В 442-ФЗ такого указания нет…»).
Вместе с тем, отсутствие ИППСУ, разработанных и принятых исходя из индивидуальных потребностей каждого получателя социальных услуг, независимо от времени поступления в ПНИ, является прямым нарушением прав получателей социальных услуг, а разделение проживающих на поступивших «до» и «после»является не только нарушением закона, но и прямой дискриминацией по признаку времени поступления в ПНИ.