Ситников Р.В.
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ
В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ
Методические рекомендации
по выполнению лабораторных работ
Ростов-на-Дону
Печатается по решению кафедры менеджмента РГЭУ (РИНХ).
Автор составитель – доцент, к.т.н. Ситников Р.В.
Рецензенты: Рудский А.А., к.э.н., профессор,
Кравцова Т.И., ст. преподаватель
В методическом пособии приведены цель и задачи лабораторного практикума по учебным дисциплинам «Системы организационного управления» (специальность 075300 - Организация и технология защиты информации) и «Системный анализ в управлении фирмой» (специальность 061100 – «Менеджмент организации» и магистратура по направлению 521500 "Менеджмент"), общие требования по подготовке и выполнению лабораторных работ, перечислены задания по каждой работе, особенности отчета и индивидуальные задания.
Методическое пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения, удовлетворяет требованиям Государственных образовательных стандартов к знаниям и навыкам указанных специалистов.
.
© - Ростовский государственный экономический университет, 2004
Содержание
Введение............................................. | |
Лабораторная работа 1. Системное представление автоматизированного рабочего места менеджера (АРМ-М)................... | |
Лабораторная работа 2. Анализ распределения ресурсов организации.................................................... | |
Лабораторная работа 3.Анализ транспортной системы......... | |
Лабораторная работа 4.Выбор оптимальной системы по разнонаправленным критериям...................................... | |
Лабораторная работа 5.Расчёт и анализ изменения характеристик системы обработки управленческих задач..................... | |
Приложения. |
|
Введение
Лабораторные занятия служат связующим звеном теории и практики. Они позволяют углублять и закреплять теоретические знания, полученные студентами на лекциях, и практические навыки, приобретенные на практических занятиях, а также знакомиться с вычислительной техникой, требованиями по ее эксплуатации, анализировать технические характеристики.
Лабораторный практикум является одной из форм обязательных учебных занятий, где определяющее значение имеет самостоятельная работа студентов. Значимость этих занятий возрастает с переходом от информативной системы обучения к проблемной, когда делается упор на самостоятельный поиск ответов на практические вопросы в условиях неполной информации. При этом должно обеспечиваться в максимальной мере индивидуальное выполнение студентом каждой лабораторной работы. Выполнение лабораторной работы включает три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительный этап – внеаудиторная самостоятельная работа по повторению сведений из теории (лекции, учебник) и практических занятий по теме работы, подготовка исходных материалов. Основной этап – выполнение заданий и демонстрация результатов работы преподавателю. На заключительном этапе оформляется отчет и проводится его защита.
Лабораторные работы выполняются фронтальным методом; понедельный график выполнения работ объявляется заблаговременно. Отчет представляется в конце данного лабораторного занятия (в исключительных случаях – неподготовленность, отказ оборудования, болезнь студента и т.п. – в начале следующего лабораторного занятия). Эти требования дают возможность с минимальной затратой времени дополнить и углубить изучение лекционного материала.
|
При подготовке к лабораторным работам, их выполнении и оформлении отчетов рекомендуется использовать учебный материал лекций, практических занятий и рекомендованную учебно-методическую литературу:
1. Долятовский В.А., Ситников Р.В. Системный анализ в управлении фирмой: Практикум. – Ростов н/Д: РГЭУ, 2001.
2. Ситников Р.В. Системы и средства технического обеспечения переработки информации: Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ. - Ростов н/Д: РГЭУ (РИНХ), 2004.
3. Афанасьев М.Ю., Суворов Б.П. Исследование операций в экономике: модели, задачи, решения: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003.
4. Курицкий Б.Я. Поиск оптимальных решений средствами Excel 7.0. – СПб.: BHV-Санкт-Петербург, 1997.
5. Конюховский П.В. Математические методы исследования операций в экономике: Учеб. пособие. – СПб.: «Питер», 2001.
6. Рыжиков Ю.И. Теория очередей и управление запасами: Учебник. – СПб.: «Питер», 2001.
7. Аронович А.Б., Афанасьев М.Ю., Суворов Б.П. Сборник задач по исследованию операций. – М.: Изд-во МГУ, 1997.
8. Гультяев А.К. MATLAB 5.2. Имитационное моделирование в среде Windows: Практ. пособие. – СПБ., 1999.
9. Шебеко Ю. А. Имитационное моделирование и ситуационный анализбизнес-прцессов принятия управленческих решений. – М.: ТОРА-ИнфоЦентр, 2000.
Лабораторная работа 1
|
Системное представление автоматизированного рабочего места менеджера (АРМ-М)
Цель работы: формирование системного мышления при анализе реальных объектов.
Исходные данные: оборудование учебного рабочего места студента.
Последовательность выполнения работы:
1. Внешний осмотр рабочего места и выделение основных и вспомогательных элементов в структуре системы С=<S, F>. Зарисовать план выделенных элементов в условных обозначениях для трёх уровней декомпозиции.
2. Выделить связи между элементами. Для АРМ выделить несколько связей: электрические, информационные, механические и т.д. Внешним осмотром определить кабели питания 220 В, кабели передачи информации, связи с другими АРМ и сформировать схему внешних соединений.
3. При анализе функционирования системы зафиксировать:
Þ последовательность включения устройств в работу и загрузку системы (элементы управления, индикации, служебная информация – имя пользователя GUEST, наличие пароля для доступа);
Þ формирование файлов произвольного вида в текстовом и табличном редакторах, определение места их хранения, занимаемый объём памяти при пяти – шести вариантах набранной информации, порядок и виды доступа к информации;
Þ параметры элементов и устройств системы:
а) системный блок: тип корпуса, тип процессора и его рабочая частота, ёмкость оперативной памяти и вид модулей, тип системной шины, наличие и характеристика дисководов, свободная и занятая ёмкость НЖМД;
b) дисплей: наименование, размер диагонали, цветность, информационная ёмкость, частота кадровой вертикали, зернистость;
с) клавиатура, мышь, звуковые колонки: наименование, год и страна изготовления.
Для получения сведений о параметрах элементов и устройств системы нужно выбрать пункты меню: Пуск® Программы ® Стандартные ® Служебные ® Сведения о системе.
При выборе пункта меню «Сведения о системе», открывается соответствующее окно. Все характеристики элементов и устройств системы содержатся в категориях списка «Компоненты» (смотри рисунок 1.1).
Информацию о режиме работы элементов и устройств системы можно получить, открыв окна: Мой компьютер ® Панель управления и выбрав нужный элемент или устройство. В окне настроек выбранного элемента панели управления также задаются его параметры работы, соответствующие индивидуальным требованиям пользователя.
Рисунок 1.1 - Сведения о системе
4. Провести расчёт примерной цены оборудования АРМ по элементам первого-третьего уровней декомпозиции и составить относительный график.
5. Определить личный уровень оператора при работе с компьютером путем набора и сохранения заданного текста. Фиксируется норма времени Нвр – время для набора стандартной строки текста (50 символов). Объём заданного текста – около одной страницы А4 (примерно 30 - 40 строк). Расчетная формула: Нвр=Тн / (Nc/50),
где Тн – время набора в минутах (за каждую ошибку добавляется 10 сек),
Nc – количество набранных символов с учётом пробелов.
Оценка для первого курса: “отлично” при Нвр<0,7, “хорошо” при Нвр=0,7–0,9, “удовлетворительно” при Нвр = 0,9-1,2.
Для студентов второго и четвёртого курсов границы снижаются на 0,1 и 0,2 соответственно.
В отчёте представить:
a) схему внешних соединений, параметры элементов системы и расчёт уровня оператора,
б) сохранённый файл контрольного задания по набору текста с указанием фамилии студента, времени набора текста и общего числа набранных символов, расчёт оценки;
в) результаты внешнего осмотра и функционирования ПЭВМ.
Лабораторная работа 2