В начатках веры нашей немногие отличались именем монахов (аскетов), но это были избранней- шие личности. В Александрии таковые получили норму жизни от блаженной памяти Евангелиста Марка, первого первосвященника тамошняго; и они не только удерживали тот величественный чин, каким славилась первенствующая церковь верующих, как читаем в Деяниях, именно народу же веровавшу бе сердце и душа едина: и никтоже что от имений своих глаголаше свое быти, но бяху им вся обща. Елицы бо господие селом, или домовом бяху продающе приношаху цены продаваемых, и полагаху при ногах Апостол: даяшеся же коемуждо, его-же аще кто требоваше (Деян. 4,32.34. 35); но держали многое другое, что было гораздо выше сего. Так, удаляясь в сокровенныя подгородния места, они проводили жизнь свою в таком строгом воздержании, что даже тех, кои были другой веры, изумлял такой образ их жизни. С таким жаром прилежали они к чтению Божественных Писаний, молитве и рукоделию, что пища им и на память не приходила, и они принимали ее на другой или на третий день. Пищу и питие принимали они не желанныя, а необходимые, и это не прежде солнечного заката, чтобы светлое время сочетавать с духовными упражнениями, а попечение о теле — ночью. Совершали они и другая многая высокия дела, о которых желающий может узнать из церковной истории, если не случится ему узнать из рассказов туземцев. Итак, в те времена, когда совершенство первоначальной оной церкви преемников своих пребывало еще в свежей памяти ненарушимым, и пламенная вера немногих не охладела еще, разлившись кабы по множеству лиц, почтенные отцы в бодренной заботе о последующих родах собрались, чтобы, посовещавшись, определить, какую меру псалмопения в повседневном богослужении должно держать всему телу (всем всюду) братства; чтобы передать наследникам своим наследство благочестия и мира, безопасное от всякаго спора и разногласия; т. е. как бы какое либо разногласие и разность в повседневных службах, зародившись между мужами одного и того же звания когда-нибудь впоследствии, не дало из себя вреднаго произрастания заблуждения, или зависти, или разделения (схизмы). В этом собрании всякий по своей ревности, не помня о немощи других, полагал ввесть в закон то, что считал легко исполняемым, судя по своей вере и силе, мало рассуждая о том, что удобоисполнимо для всего братства, в котором необходимо всегда предполагать значительную часть и немощных, — всякий (судя по силе своей души) думал установить огромное число псалмов, кто пятьдесят, кто шестьдесят, а иные и этим числом не довольствуясь, полагали, что надо назначить еще больше того. Между тем, как таким образом было между ними святое разногласие благочестивого спора о богослужебном уставе, застало их за священнейшим исследованием этим время вечерней службы; на которой, когда они хотели совершать ее по заведенному порядку повседневных молитв, кто-то встал и вышедши на среду, начал петь пред Господом псалмы. Все сидя (как и доселе есть обычай в странах Египетских) слушали, углубляясь всем вниманием сердца в слова поюща- го; а он, пропевши одиннадцать псалмов ровным распевом без перерыва, стих за стихом, разделяя только каждый псалом промежуточною молитвою и закончив двенадцатым, произнося после каждаго стиха аллилуйя, внезапно, на глазах у всех сделался невидим, и тем положил конец богослужению, а равно и спору.
|
|
Указанный Ангелом чин молитвословия совет отцов обратил в закон; приложили чтения из В. и Н. Завета; в субботу же и в воскресенье оба чтения из Новаго Завета.
После сего достопочтеннейший совет отцов, уразумевая, что таким ангельским служением не без благоизволения Господня указан общий закон для псалмопения в собраниях братии, — определил соблюдать это число псалмопения в собраниях, как вечерних, так и нощных, присовокупляя к ним по два чтения, одно из Ветхаго, другое из Новаго. Это прибавил он как свое предание, как бы сверхдолжное, только для желающих, которые непрестанным поучением в Божественных Писаниях стараются удержать их в памяти. В субботу же и в воскресенье оба чтения берут из Новаго Завета, одно — из Апостола, или из Деяний Апостольских, а другое - из Евангелия; что и во все дни пятидесятницы делают те, у которых есть забота о чтении и запамятовании Писаний.
Древнеиноческие уставы
Неусыпаемая Псалтирь
Почему это так важно? По многим причинам.
1. Монахи имеют особую благодать вымаливать мирян. Монахи живут молитвой, они приняли
ангельский образ. И у настоящих монахов — молитва земных ангелов. Но если монахи слабее, все равно молитва имеет великую силу.
2. Псалтирь — молитва сильнейшей силы. Преподобный Амвросий Оптинский: «На самом опыте увидишь, как велика сила богодухновенных псаломских словес, которые опаляют и прогоняют врагов мысленных, как пламень. И молитва всегда сильнее псаломскими словами, нежели собственными нашими». Старец Иероним Санаксарский говорил, что где читают Неусыпаемую Псалтирь — это как огненный столп до неба.
|
3. Особенность Псалтирной молитвы заключается в том, что когда на этой молитве молятся за какого-то человека, это очень сильно ограждает его от лукавых демонов, помогает в борьбе со страстями. Как говорит прп. Парфений Киевский, Псалтирь укрощает страсти.
4. Также важнейшей особенностью чина Неусыпаемая Псалтирь является то, что вас будут поминать каждый день и обычно по несколько раз в день. Т.е. некоторые монастыри поминают не только 1 раз в день, а на каждой кафизме (В Псалтири 20 кафизм, 20 частей).
5. Неусыпаемую Псалтирь читают не только днем, но и ночью. Поэтому этот чин и называется неусыпаемым, т.к. не прекращается ни днем, ни ночью. Монахи сменяют друг друга после определенного количества времени.
6. Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаемой Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу.
7. Как говорил блаженный Августин, любовь к псалмопению породила монастыри. Монастырю крайне желательно иметь этот чин. Это оплот монастырей. Когда вы заказываете этот чин, вы поддерживаете этот монастырь. Это очень щедрая милостыня. Ведь польза не только тому, за кого заказали, но:
1) и вам, так как это дело милосердия;
2) монастырю, так как это поддержка монастыря в целом;
3) монахам, т.к. они участвуют в этом чине; они чувствуют, что этим приносят пользу миру;
4) вы своим примером также можете вдохновить кого-то из рядом стоящих, если такие вдруг оказались, или же в духовной беседе с кем-то (при этом не раскрывая свою милостыню и ее размеры);
5) когда вы увидите результат (а он обязательно будет), вы укрепитесь в вере.
Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка.
Учебная Псалтирь
Что такое учебная Псалтирь? Чем отличается учебная Псалтирь от обычной Псалтири?
Вполне очевидно, что уже многое понятно из названия. «Учебная Псалтирь» ведь означает именно такую Псалтирь, по которой учатся. В чем заключается это учение и что оно собой представляет?
Учебная Псалтирь имеется в продаже во многих православных магазинах. Важная особенность данной книги заключается в том, что дан церковно-славянский текст и параллельный перевод на русском. Это делает чтение очень удобным и более легким для понимания. Т.е. человек читает церковно-славянский текст и не продолжает дальше, если что-то непонятно, а смотрит параллельный перевод и уясняет смысл. А это так важно читать Псалтирь разумно! Этому способствует такая учебная Псалтирь, в которой есть параллельный русский перевод.
Вместе с тем, существуют и некоторые возможные проблемы данного чтения. Вкратце рассмотрим их.
1. Обычно церковно-славянский текст дан именно церковно-славянскими буквами, и не все его легко читают. Хорошо, думается, было бы, если параллельно к русскому тексту продавалась такая Псалтирь, в которой бы текст был бы на церковно-славянском, но русскими буквами.
2. Несмотря на русский перевод, все равно многое остается не совсем ясным. Учебная Псалтирь отвечает на вопрос перевода текста, что же касается его более глубинного понимания, то здесь все равно необходимо толкование.
В целом, учебная Псалтирь — замечательное подспорье для успешного чтения. Но в дополнение к этому также крайне желательно поставить правильное ударение и изучать святоотеческое толкование для более лучшего уяснения смысла псалмов и для более качественного чтения.