Архимандрит Тихон (Агриков)




 

 

ЧТО ГОВОРИЛИ О ПСАЛТИРИ СВЯТЫЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ?

 

Я думаю, что в словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояние души, все движение мысли, так что в человеке нель­зя найти ничего более. Нужно ли совершать покая­ние и исповедь? Угнетают ли тебя скорбь и искуше­ние? Гонят ли тебя или строят против тебя козни? Уныние ли овладело тобой? Или, видя себя счаст­ливым, а врага униженным, желаешь принести Го­споду благодарность и хвалу? Все могут найти себе наставление в божественных псалмах. Пусть чита­ют слова их о каждом из этих состояний и всякий человек будет возносить их Господу, как будто бы именно о нем они были написаны.

Афанасий Великий

 

Из книги «Беседы на псалмы» Василия Вели­кого:

 

Всяко писание богодухновенно и полезно есть (2 Тим. 3, 16), для того написано Духом Святым, чтобы в нем, как в общей врачебнице душ, все мы, человеки, находили врачевство — каждый от соб­ственного своего недуга. Ибо сказано: исцеление утолит грехи велики (Еккл. 10, 4). Но иному учат пророки, иному бытописатели, в одном наставляет закон, а в другом — предложенное в виде приточ­ного увещания; книга же псалмов объемлет в себе полезное из всех книг. Она пророчествует о бу­дущем, приводит на память события, дает законы для жизни, предлагает правила для деятельности. Короче сказать, она есть общая сокровищница до­брых учений и тщательно отыскивает, что каждому на пользу. Она врачует и застарелые раны души, и недавно уязвленному подает скорое исцеление, и болезненное восставляет, и неповрежденное под­держивает; вообще же, сколько можно, истребляет страсти, какие в жизни человеческой под разными видами господствуют над душами. И при сем про­изводит она в человеке какое-то тихое услаждение и удовольствие, которое делает рассудок целому­дренным.

Дух Святой знал, что трудно вести род чело­веческий к добродетели и что, по склонности к удовольствию, мы нерадеем о правом пути. Итак, что же делает? К учениям примешивает прият­ность сладкопения, чтобы вместе с усладительным и благозвучным для слуха принимали мы непри­метным образом и то, что есть полезного в слове. Так и мудрые врачи, давая пить горькое лекарство имеющим к нему отвращение, нередко обмазывают чашу медом. На сей-то конец изобретены для нас сии стройные песнопения псалмов, чтобы и дети возрастом или вообще не возмужавшие нравами, по-видимому, только пели их, а в действительно­сти обучали свои души. Едва ли кто из простолю­динов, особливо нерадивых, пойдет отсюда, удоб­но удержав в памяти апостольскую и пророческую заповедь, а стихи из псалмов и в домах поют, и на торжищах возглашают. И если бы кто, как зверь, рассвирепел от гнева, как скоро усладится слух его псалмом, пойдет прочь, немедленно укротив в себе свирепость души сладкопением.

Псалом — тишина душ, раздаятель мира; он утешает мятежные и волнующиеся помыслы; он смягчает раздражительность души и уцеломудри- вает невоздержанность.

Псалом — посредник дружбы, единение между далекими, примирение враждующих. Ибо кто мо­жет почитать еще врагом того, с кем возносил еди­ный глас к Богу? Посему псалмопение доставляет нам одно из величайших благ — любовь, изобретя совокупное пение вместо узла к единению и сводя людей в один согласный лик.

Псалом — убежище от демонов, вступление под защиту Ангелов, оружие в ночных страховани­ях, упокоение от дневных трудов, безопасность для младенцев, украшение в цветущем возрасте, утеше­ние старцам, самое приличное убранство для жен. Псалом населяет пустыни, уцеломудривает торжи­ща. Для нововступающих — это начатки учения, для преуспевающих — приращение ведения, для совер­шенных — утверждение; это глас Церкви. Он делает празднества светлыми, он производит печаль, яже по Бозе. Ибо псалом и из каменного сердца вынужда­ет слезы.

Псалом — занятие Ангелов, небесное сожи­тельство, духовный фимиам. Это — мудрое изо­бретение Учителя, устроившего, чтобы мы пели и вместе учились полезному. От сего и уроки лучше напечатлеваются в душах. Ибо с принуждением выучиваемое не остается в нас надолго, а что с удо­вольствием и приятностью принято, то в душах укореняется тверже.

Чему же не научишься из псалмов? Не позна­ешь ли отсюда величие мужества, строгость спра­ведливости, честность целомудрия, совершенство благоразумия, образ покаяния, меру терпения и всякое из благ, какое не наименуешь? Здесь есть совершенное богословие, предречение о прише­ствии Христовом во плоти, угроза судом, надежда воскресения, страх наказания, обетования славы, откровения Таинств. Все, как в великой и общей со­кровищнице, собрано в книге псалмов, которые из многих музыкальных орудий пророк приспособил к так называемому псалтирю, давая тем, как кажет­ся мне, разуметь, что в нем издает глас и благодать, подаваемая свыше от Духа, потому что в этом од­ном из музыкальных орудий источник звуков на­ходится вверху. В цитре и в литавре внизу звучит медь под смычком, а псалтирь источник гармони­ческих ладов имеет вверху, чтобы и мы заботились искать горнего, приятностью пения не увлекались в плотские страсти. Притом пророческое слово, как думаю, глубокомысленно и премудро, самим устройством сего орудия, показало нам, что люди с прекрасною и благонастроенною душою удобно могут восходить к горнему. Боговдохновенные пес­нопения Давида руководят всех к молитве, предан­ности к Богу, славословию и благодарению Бога за все; они просвещают, питают, услаждают и укрепля­ют души верующие; прогоняют невидимых врагов, врачуют страсти душевные, научают любить Бога и хранить Его заповеди, молиться за всех и непре­станно возноситься к Богу: и - сладость их, польза их для душ благочестивых неисчислима.

Свт. Василий Великий

 

Уне есть солнце престати от течения своего, нежели оставити Псалтирь: вельми бо есть полезно, еже поучатися псалмом, и прочитати прилежно Псалтирь. Вся бо нам книги на пользу суть, и пе­чаль творят бесовом, но не якоже Псалтирь, да не нерадим.

 

***

 

Кто поет псалмы, тот, хотя был крайне раз­вратным, стыдясь псалма, обуздывает силу сладо­страстия и, хотя обременен был безчисленными пороками и одержим унынием, — услаждаясь удо­вольствием, облегчает свои мысли, окрыляет ум и возвышает душу.

Если ты впал в искушение, то почерпнешь в псалмах обильное утешение; если согрешишь, най­дешь здесь тысячи готовых лекарств, впадешь ли в бедность или в какое несчастье, — (псалмы) укажут тебе многие пристани.

Всегда псалмопение является торжеством для радующихся, утешением для унывающих... Оно укрощает страсти, как диких зверей: обуздывает невоздержание, погашает несправедливость, под­держивает правду, низлагает хульные замыслы, убивает постыдные мысли, возвещает Божествен­ный закон, проповедует Бога, разъясняет веру, за­граждает уста еретиков, созидает Церковь.

Свт. Иоанн Златоуст

 

Псалом — отгнание демонов.

Псалом — оружие против страха ночнаго...

Псалом — безопасность для младенцев.

Псалом — утешение старцам.

Псалом — самое приличное убранство женщи­нам...

Псалом — дело Ангелов, Небесное жительство, духовное кадило.

Псалом — просвещает ум, он возводит на небе­са, он делает людей собеседниками Божиими.

Псалом — где с сокрушением, там Бог с Анге­лами.

Преп. Ефрем Сирин

 

Книга Псалтирь — возвышеннейшая духовная книга. В ней глубоко и подробно описан внутрен­ний подвиг воина Христова. Часто употреблены преобразовательные тени и иносказания, дающие книге таинственность и темноту (не без причины на ней завеса!). Не надо принимать ее буквально: буквальное разумение Писания убивает душу. Не­обходимо разумение духовное: оно оживотворяет, поставляет на стези правые, святые.

Войну и борьбу подвижника Христова со сво­им падением и с падшими духами превосходно изобразил Святой Дух в Псалтири. Иноки первых времен изучали Псалтирь напамять и словами Духа облекали свои молитвы об извлечении их из рова страстей, об избавлении из челюстей врага, диавола.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: