Из жития преподобного Амфилохия Почаевского




 

После утренних и вечерних молитв он реко­мендовал Псалтирь. «Псалтирь — это духовно-бла­годатное море. Кто может — вычитывать по 3 ка­физмы в день, согласно устава. Большую помощь оказывает ежедневное чтение канонов с акафиста­ми Спасителю и Матери Божией».

О молитве старец говорил:

«Где молитва — там и место святое»;

«Молитва — огонь, пожирающий все грехи»;

«Молитва — исцеление, она сильнее всех ле­карств»;

«Молитва избавит от смерти!»

«Как нужно молиться, показал Сам Христос. Когда Он молился, Его пот был, как капли крови!»

Батюшка очень высоко ценил церковную мо­литву. Поэтому не благословлял записывать цер­ковного песнопения и проповеди, объясняя тем, что все это направлено на то, чтобы отвлечь от мо­литвы и чтобы люди в церковь не ходили.

Радио и мирскую литературу полностью от­рицал, — называл все это бесовским. У батюшки, кроме Св. Евангелия, следованной Псалтири и Бо­гослужебных книг, ничего не было. О. Амфилохий благословлял на приобретение и чтение книг ду­ховного содержания.

«Читайте Псалтирь днем и ночью, и Господь вот столько всего пошлет!», — при этом показывал рукою выше головы.

Когда между послушницами случались недо­вольства и гнев, о. Амфилохий говорил: «Кто мол­чал, тот и победил», и наказывал всю ночь читать в молельне Палтирь «от корки до корки, иначе уте­шение не получите: ночная Псалтирь беса огнем печет!» И правда, после ночного чтения всей Псал­тири послушницы умиротворялись - обиды как не бывало. Конечно, не мог старец говорить о пользе ночной молитвы, не испытав сам лично на своем опыте.

Прп. Амфилохий Почаевский

 

ВАЖНЕЙШИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСАЛТИРИ

 

1) Псалтирь - составная часть Библии, книга Ветхого Завета. Все Священное Писание богодухновенно.

2) Псалтирь - включает сильнейшие молит­венные прошения, написанные по действию Духа Святаго. В Псалтири собраны различные проше­ния, можно сказать, на все случаи жизни.

3) Псалмы не только укрощают страсти, но и помогают покаяться в наших согрешениях.

4) Помимо покаяния, обязательно нужно бла­годарение. Псалмы учат нас благодарить Бога, как должно.

5) Псалмы содержат различные поучения, на­ставления, утешающие и веселящие душу.

6) В псалмах очень много пророчеств о Крест­ных Страданиях Спасителя.

7) Псалмы - это жизнь подвижников, жизнь монахов и просто благочестивых людей.

8) Когда говорится о необходимости чтения Нового Завета, а затем Ветхого, здесь не имеется в виду, что должно быть оставление чтения псалмов.

9) Из псалмов составлены некоторые молит­вы, которые мы читаем каждодневно, составлены службы.

10) Псалмы - великое изобретение Создателя. Они специально составлены таким образом, чтобы они заменили нам грязные песни и стали нашими неразлучными духовными песнопениями.

11) Псалмы защитят нас на мытарствах.

12) Псалтирь - щедрой рукой милостыня за усопших и скорая помощь при молитве о здравии.

13) Псалтирь - молитва за весь мир.

14) Само Священное Писание учит нас мо­литься и поучаться псаломскими словами.

15) Необыкновенная красота образов, поэтика Псалтири.

 

Кто должен особо усердно читать Псалтирь - монахи, священники или миряне?

 

Вообще, конечно, может показаться, что это только монашеское делание и что читать Псалтирь призваны только монахи. Но, мне кажется, непра­вильно было бы ассоциировать чтение Псалтирь лишь только по внешнему признаку. Ведь важно состояние нашего сердца. Т.е. не должно получать­ся, что те, кто в монастыре — они только должны этим заниматься, а миряне пусть только работой и семьей, думая что им это как бы не дано. Это не вер­ный подход.

Святитель Иоанн Златоуст: «Кто из вас, здесь присутствующих, скажите мне, если спросить, мо­жет прочитать хотя один псалом или какое-нибудь другое место из Священного Писания? Ни один! И не это только удивительно, а и то, что вы, буду­чи так ленивы на дела духовные, на дела сатанин­ские оказываетесь быстрее огня. Если кто вздума­ет спросить вас о песнях дьявольских, о напевах распутных и сладострастных, то найдет, что мно­гие знают их прекрасно и пропоют с полным удо­вольствием. И чем оправдываются, если станешь в том обвинять? Я, говорят, не монах, а имею жену и детей, хлопочу о доме. От этого-то именно и проис­ходит весь вред, что вы думаете, будто чтение бо­жественного Писания подобает одним только мо­нахам, тогда как сами вы нуждаетесь в нем гораздо более их. Кто живет в мире и каждый день получа­ет новые раны, для того особенно и нужно врачевство. Поэтому считать излишним чтение Писания гораздо хуже, чем не читать его. Такая мысль — сатанинское внушение».

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНО О ПСАЛТИРИ

 

Надписание псалмов

 

Перед началом каждого псалма есть особое так называемое надписание, выделенное красным цветом.

Надписания псалмов означают:

а) их свойства — например, песнь, молитва, псалом и т. д.;

б) имена лиц, к которым были отсылаемы псал­мы для употребления в храме, например, Идифуму, сынам Кореовым, Ефаму, Еманну;

в) назначения псалмов, например, в разум (для вразумления) - пс. 41, в научение - пс. 59 и т. д.;

г) случай к написанию псалма, например, внег- да отбегаша от лица Авессалома (по случаю бег­ства от Авессалома) - пс. 3.

В надписаниях псалмов также употребляется слово разума, что переводится как «учение» - пс. 31,51-54, 73, 77,87, 88, 141.

Часто встречается надписание в конец - псал­мы 4, 6, 8-14, 17-19, 21, 30, 35, 38-41, 43-46, 48, 50- 61, 63-69, 74-76, 79, 80, 83, 84, 87, 108, 138, 139. Это выражение означает, как толкует блаженный Фео- дорит, что пророчество исполнится после, в отда­ленные времена.

Надписание о осмом толкуется как «о будущем веке» — пс. 6, 11. Настоящий век называется седь­мым, как состоящий из седмиц, а будущий — вось­мым, как следующий за настоящим.

Слова не надписан у еврей означают, что в ев­рейском тексте надписание отсутствует.

 

«Кафизма»

 

Что такое кафизма? Кафизма — это услов­но 1/20 часть Псалтири. Псалтирь состоит из 151 псалма. 20 кафизм включают 150 псалмов и отдель­но еще выделяют 151-ый псалом. Также отдельно выделяют еще Песни Священного Писания. Кроме того, существует еще чин 12 избранных псалмов, в него также включены еще молитва Манасии и мо­литва святого Евстратия.

Безусловно, чтение всех кафизм особенно важ­но. У каждого, естественно, могут быть свои особо любимые псалмы или кафизмы. Вместе с тем, ста­рец схиигумен Савва особо советовал обратить вни­мание на кафизмы 1,9,17 и 18. О. Савва очень радо­вался, когда его духовные чада организовывали со­вместное чтение Псалтири, так что распределялась равномерная нагрузка и вся Псалтирь вычитыва­лась за день. Если у участников совместного чтения Псалтири оставалось время, он благословлял читать 9,17,18 и 1-ю кафизмы повторно. Конечно же, дру­гие кафизмы тоже очень и очень важны и ни в коем случае это не означает, что другие кафизмы тоже должны быть в пренебрежении или как-то хуже. Дадим совсем краткую характеристику упомяну­тым кафизмам.

Кафизма 1 и Кафизма 18 - очень небольшие по размеру, они читаются сравнительно легко и там относительно мало трудных для понимания слов также, но какая глубина! Какие глубины сокрыты вообще в каждой кафизме!

Кафизма 18 - наиважнейшая в деле спасения, так как ее добросовестное чтение позволит нам укрепиться в добродетелях. В самой 18 кафизме 15 псалмов, каждый из которых посвящен отдельной добродетели. Это очень душеполезно!!!

Кафизма 9 отличительна тем, что в нее вклю­чен 67 псалом, очень многим известный по началу «Да воскреснет Бог». Также в девятой кафизме свя­тые и старцы особое внимание уделяли 69 псалму. И не без основания. Сразу станет ясно почему, как только посмотришь на него. Такой небольшой по размеру, но очень содержательный и очень помога­ет при всяких вражьих нападениях!

Кафизма 17 известна многим. Эта кафизма содержит единственный псалом, но этот псалом — солнце псалмов, как говорил блаженный Авгу­стин.

 

«Слава». Что такое Слава?

 

Что такое Слава? — очень часто встречаешь этот вопрос, когда речь идет о Псалтири. Слава — это условно 1/3 кафизмы, другими словами, при­близительно третья часть. Где видно, что Слава — это именно этот объем? Вообще псалмы находят­ся в Библии, но там нет разделения по кафизмам и Славам. Данное разделение легко увидеть, если купить отдельную книгу Псалтири. Там очень наглядно видно, что представляет собой Слава. Вообще, такая отдельная книга Псалтирь должна быть настольной, как было в обычае у наших благо­честивых предков.

Для чего идет такое выделение на Славы? Обычно просто после каждой Славы поминают о здравии или упокоении (есть определенные пра­вила). Благочестивое поминовение о здравии и о упокоении на Псалтири — очень благочестивый обычай, имеющий глубокие корни. Сила молит­вы на Псалтири особенно велика. Если мы мо­лимся за кого-то на Псалтири, то мы не просто их поминаем, но предпринимаем еще дополнитель­ный молитвенный труд и наша молитва особо слышится. Неудивительно, что у благочестивых христиан была такая особая любовь к Псалтири. Слава — это важно также особенно там, где идет чтение по установленным правилам (например, при чине Неусыпаемой Псалтири). В то же время поминовение келейное может отличаться. Здесь можно или просто читать псалмы и кафизмы, или поминать кого-то в дополнение. Необязательно это делать по каждой Славе, можно это делать также и после каждой кафизмы или даже после каждо­го псалма, если нужна особо усиленная молитва. Просто традиционно поминают именно на Славах.

 

Псалмопение

 

Под именем псалмопения, о котором упоми­нается в житиях и писаниях их, должно разуметь крайне неспешное, протяжное чтение псалмов и других молитв. Протяжное чтение необходимо для сохранения строгого внимания и избежания рассе­янности. По протяжности и сходству с пением та­кое чтение названо псалмопением.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: