Св. праведный Иоанн Кронштадтский




 

У каждой из книг Священного Писания свое собственное назначение, книга же псалмов, как го­ворит святитель Василий Великий, «объясняет все полезное из всех книг». Псалтирь стали разъяснять еще с первых веков христианства. Псалмы толкова­ли св. Ипполит мученик, Ориген, в четвертом веке появляются знаменитые толкования на псалмы святителей Афанасия Великого, Василия Велико­го, Иоанна Златоустого, Григория Нисского, Илария, блаженных Иеронима и Августина и многих других.

Эти отеческие толкования — голос святой Церкви, ее предание, драгоценное для всех право­славных христиан.

В Псалтири часто встречаются молитвы о ги­бели врагов. Свт. Афанасий Александрийский так объясняет это: «Поскольку Давид был пророком, его внутренние очи были отверсты, и он знал, что лукавые духи радуются о падении людей и скорбят, когда люди побеждают их. Без сомнения, против них вооружаясь мысленно, он молился об исправ­лении людей, относя к лукавым духам то, что ска­зано им о видимых врагах. Если же мы не так будем себе объяснять намерения пророков, то не только из сказанного ими не получим пользы и не научимся кротости, но наоборот — приобретем расположение духа, противное Евангелию, когда будем часто мо­литься о сокрушении врагов и не любить их. Пото­му что Давид тысячекратно говорит: да постыдятся и посрамятся все враги мои, и я да не постыжусь. Не будем же думать, что пророки и друзья Божии говорили это в ином смысле, а не как сказано выше. Тщательному исследователю прилично такое разу­мение, что как только находит, что пророк молится о гибели врагов, сказанное о врагах видимых дол­жен он применять к врагам невидимым. Сверх того, подвижнику должно стараться об уразумении каж­дого речения».

Богодухновенные песнопения Давида руково­дят всех к молитве, преданности к Богу, славосло­вию и благодарению Бога за все; они просвещают, питают, услаждают и укрепляют души верующие; прогоняют невидимых врагов, врачуют страсти ду­шевные, научают любить Бога и хранить Его запо­веди, молиться за всех и непрестанно возноситься к Богу; и сладость их, польза их для душ благочести­вых неисчислима...

Св. праведный Иоанн Кронштадтский

 

 

СЛУЧАИ ИЗ ЖИЗНИ ДРЕВНИХ ОТЦЕВ

 

Демон не хотел будить инока, ибо тот, вставая, попалял его молитвой и псалмопением

 

Некий отшельник увидел демона, побужда­ющего другого демона прийти и разбудить спяще­го монаха. И слышит такой ответ: «Не могу этого сделать, ибо, когда я его бужу, он встает и попаляет меня псалмами и молитвой».

Древний патерик

 

Постепенность в молитвенном подвиге

 

Поведали об авве Иоанне. Когда он возвра­щался с жатвы, то шел сперва к старцам для молит­вы назидания, потом упражнялся в псалмопении, после этого переходил уже к молитве. Такую посте­пенность в занятиях находил он нужной для приве­дения ума в то состояние, в котором он находился до выхода из кельи.

Отечник

 

Псалмы надо читать со вниманием

 

Поведал некий ученик о своем отце: «Однаж­ды мы совершали правило. Я читал псалмы и про­пустил одно слово, не обратив на это внимания. Когда мы окончили службу, старец сказал мне: «Я, совершая мое служение, представляю себе, что пе­редо мной горит огонь, потому ум мой не может уклониться направо или налево. Где же был твой ум, когда ты пропустил слово псалма? Разве ты не знаешь, что, молясь, ты стоишь перед Богом и гово­ришь Богу?»

Отечник

 

Интересен пример также прп. Спиридона, просфорника Печерского, происходившего не из города, но из одного селения, был совсем прост от­носительно хитрости книжной и невежда на сло­вах, но не разумом духовным и не делами богоугод­ными. Имея страх Божий в сердце своем, который есть начало премудрости, пришел он в Печерский монастырь и приступил к жестокой монашеской жизни. Не зная грамоты, он начал учиться читать книги, хотя был не молод летами. И выучил он наизусть всю Псалтирь, и крепко трудился о спа­сении души своей, непрестанно воспевая Псалтирь, и всякий день до конца. Он вел очень богоугодную жизнь, получил дар чудотворения.

О прп. Мине. Однажды настоятель захотел искусить Богодарованное его терпение, и когда он пришел в игуменскую келию и, положив вечерний поклон перед игуменом, по обыкновению, просил дать предание, то игумен оставил его лежать таким образом на земле даже до времени утреннего пра­вила, и тогда уже благословив его, а вместе с тем и укорив как человека, любящего выказываться и не­терпеливого, восставил его. Преподобный знал, что он перенесет сие мужественно, и потому сделал это, в назидание всем. Ученик же преп. Мины, утверж­дая истину сего происшествия, сказывал: «Я при­

лежно допытывался у него, не напал ли на него сон, когда он был оставлен игуменом в таком положе­нии? Преподобный отец открыл мне, что лежа на земле, он прочитал наизусть всю Псалтирь».

Из Лествицы

 

«Другой старец пришел к одному старцу: сей, сварив несколько чечевицы, сказал: совершим ма­лое молитвословие, — и один из них прочел всю Псалтирь, а другой наизусть прочел двух больших Пророков. Когда настало утро, пришедший старец удалился; они забыли и о пище».

Из Древнего Патерика

 

Многие великие святые старцы прочитывали всю Псалтирь ежедневно и даже знали наизусть. Особо можно выделить таких подвижников: прп. Симеон Столпник, прп. Симеон Дивногорец, прп. Парфений Киевский, прп. Серафим Саровский и др. Были и те, которые особо хорошо знали всю Библию: свт. Иоанн Златоуст, прп. Марк Подвижник, свт. Иосиф Волоцкий, свт. Макарий и др.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: