У каждой из книг Священного Писания свое собственное назначение, книга же псалмов, как говорит святитель Василий Великий, «объясняет все полезное из всех книг». Псалтирь стали разъяснять еще с первых веков христианства. Псалмы толковали св. Ипполит мученик, Ориген, в четвертом веке появляются знаменитые толкования на псалмы святителей Афанасия Великого, Василия Великого, Иоанна Златоустого, Григория Нисского, Илария, блаженных Иеронима и Августина и многих других.
Эти отеческие толкования — голос святой Церкви, ее предание, драгоценное для всех православных христиан.
В Псалтири часто встречаются молитвы о гибели врагов. Свт. Афанасий Александрийский так объясняет это: «Поскольку Давид был пророком, его внутренние очи были отверсты, и он знал, что лукавые духи радуются о падении людей и скорбят, когда люди побеждают их. Без сомнения, против них вооружаясь мысленно, он молился об исправлении людей, относя к лукавым духам то, что сказано им о видимых врагах. Если же мы не так будем себе объяснять намерения пророков, то не только из сказанного ими не получим пользы и не научимся кротости, но наоборот — приобретем расположение духа, противное Евангелию, когда будем часто молиться о сокрушении врагов и не любить их. Потому что Давид тысячекратно говорит: да постыдятся и посрамятся все враги мои, и я да не постыжусь. Не будем же думать, что пророки и друзья Божии говорили это в ином смысле, а не как сказано выше. Тщательному исследователю прилично такое разумение, что как только находит, что пророк молится о гибели врагов, сказанное о врагах видимых должен он применять к врагам невидимым. Сверх того, подвижнику должно стараться об уразумении каждого речения».
|
Богодухновенные песнопения Давида руководят всех к молитве, преданности к Богу, славословию и благодарению Бога за все; они просвещают, питают, услаждают и укрепляют души верующие; прогоняют невидимых врагов, врачуют страсти душевные, научают любить Бога и хранить Его заповеди, молиться за всех и непрестанно возноситься к Богу; и сладость их, польза их для душ благочестивых неисчислима...
Св. праведный Иоанн Кронштадтский
СЛУЧАИ ИЗ ЖИЗНИ ДРЕВНИХ ОТЦЕВ
Демон не хотел будить инока, ибо тот, вставая, попалял его молитвой и псалмопением
Некий отшельник увидел демона, побуждающего другого демона прийти и разбудить спящего монаха. И слышит такой ответ: «Не могу этого сделать, ибо, когда я его бужу, он встает и попаляет меня псалмами и молитвой».
Древний патерик
Постепенность в молитвенном подвиге
Поведали об авве Иоанне. Когда он возвращался с жатвы, то шел сперва к старцам для молитвы назидания, потом упражнялся в псалмопении, после этого переходил уже к молитве. Такую постепенность в занятиях находил он нужной для приведения ума в то состояние, в котором он находился до выхода из кельи.
Отечник
Псалмы надо читать со вниманием
Поведал некий ученик о своем отце: «Однажды мы совершали правило. Я читал псалмы и пропустил одно слово, не обратив на это внимания. Когда мы окончили службу, старец сказал мне: «Я, совершая мое служение, представляю себе, что передо мной горит огонь, потому ум мой не может уклониться направо или налево. Где же был твой ум, когда ты пропустил слово псалма? Разве ты не знаешь, что, молясь, ты стоишь перед Богом и говоришь Богу?»
|
Отечник
Интересен пример также прп. Спиридона, просфорника Печерского, происходившего не из города, но из одного селения, был совсем прост относительно хитрости книжной и невежда на словах, но не разумом духовным и не делами богоугодными. Имея страх Божий в сердце своем, который есть начало премудрости, пришел он в Печерский монастырь и приступил к жестокой монашеской жизни. Не зная грамоты, он начал учиться читать книги, хотя был не молод летами. И выучил он наизусть всю Псалтирь, и крепко трудился о спасении души своей, непрестанно воспевая Псалтирь, и всякий день до конца. Он вел очень богоугодную жизнь, получил дар чудотворения.
О прп. Мине. Однажды настоятель захотел искусить Богодарованное его терпение, и когда он пришел в игуменскую келию и, положив вечерний поклон перед игуменом, по обыкновению, просил дать предание, то игумен оставил его лежать таким образом на земле даже до времени утреннего правила, и тогда уже благословив его, а вместе с тем и укорив как человека, любящего выказываться и нетерпеливого, восставил его. Преподобный знал, что он перенесет сие мужественно, и потому сделал это, в назидание всем. Ученик же преп. Мины, утверждая истину сего происшествия, сказывал: «Я при
лежно допытывался у него, не напал ли на него сон, когда он был оставлен игуменом в таком положении? Преподобный отец открыл мне, что лежа на земле, он прочитал наизусть всю Псалтирь».
Из Лествицы
«Другой старец пришел к одному старцу: сей, сварив несколько чечевицы, сказал: совершим малое молитвословие, — и один из них прочел всю Псалтирь, а другой наизусть прочел двух больших Пророков. Когда настало утро, пришедший старец удалился; они забыли и о пище».
Из Древнего Патерика
Многие великие святые старцы прочитывали всю Псалтирь ежедневно и даже знали наизусть. Особо можно выделить таких подвижников: прп. Симеон Столпник, прп. Симеон Дивногорец, прп. Парфений Киевский, прп. Серафим Саровский и др. Были и те, которые особо хорошо знали всю Библию: свт. Иоанн Златоуст, прп. Марк Подвижник, свт. Иосиф Волоцкий, свт. Макарий и др.