СЕРИЯ 1. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ




(оценка сформированности у умственно отсталых учеников I–II классов умений и навыков чтения, письма и счета в соответствии с

требованиями учебной программы)

 

Рекомендуются следующие приемы.

Ч Т Е Н И Е

1. Называние ребенком букв разрезной азбуки (Сер. 1, Протокол –1).

2. а) Чтение отдельных слов, односложных, двусложных, с открытыми и закрытыми слогами, со стечением согласных букв.

Примечание–1: слова составляются педагогом из разрезной азбуки или пишутся печатными буквами на отдельных карточках.

Примечание–2: примерный перечень слов приводится в «Приложении» (Сер.1, Протокол–2).

б) Соотнесение прочитанного слова с обозначаемым им предметом (ребенком должен показать нужный предмет в ряду других предлагаемых ему предметных картинок).

Инструкция: «Покажи предмет, о котором ты сейчас прочитал «это» слово». (Сер.1, Протокол –2).

3. а) Чтение отдельных предложений (из 2–х и 3–х слов), составленных из разрезной азбуки или написанных на отдельной карточке печатными буквами. (Сер.1. Протокол –3).

б) Соотнесение прочитанного предложения с сюжетным изображением (ребенок должен выбрать сюжет из ряда предлагаемых на отдельных сюжетных картинках).

Инструкция: «Ты прочитал предложение. Покажи картинку, про которую ты прочитал «это» (показ) предложение». (Сер.1, Протокол –3).

4. а) Чтение ребенком короткого текста из нескольких коротких предложений. Например: «Дети в лесу. Маша нашла большой гриб. Миша на сосне увидел белку». (Сер.1, Протокол –4).

б) Соотнесение прочитанного текста с сюжетным изображением, где есть и такие ситуации, которые к содержанию прочитанного текста не относятся.

Инструкция: «Ты прочитал маленький рассказ. Покажи, где нарисовано то, о чем ты сейчас прочитал». (Сер.1, Протокол –4).

 

П И С Ь М О

5. а) Составление ребенком из разрезной азбуки отдельных слов, воспринятых на слух (односложных, двусложных, с открытыми и закрытыми слогами, со стечением согласных.

Инструкция: «Послушай, какое я скажу тебе слово… Составь его из букв. (Сер.1, Протокол –5).

б) Соотнесение составленных ребенком слов с соответствующими предметными изображениями, представленными среди не относящихся к составленному слову.

Инструкция: «Покажи предмет, который называют «этим» (показ) словом». (Сер.1, Протокол –5).

6. а) Составление из разрезной азбуки отдельных коротких предложений. Например: «У Маши бант». «Миша держит шар». «Тома варит кашу».

Примечание: набор букв для составления каждого отдельного предложения должен содержать и 2–3 ненужные буквы.

б) Соотнесение составленного предложения с соответствующей его содержанию сюжетной картинкой, представленной в ряду не относящихся к составленному предложению.

Инструкция: «Покажи картинку, про которую ты составил «это» (показ) предложение. (Сер.1, Протокол –6).

 

С Ч Е Т

7. а) Знание цифр. Знание прямого и обратного числовых рядов в пределах 1–го десятка. Соотнесение цифр с предметными множествами (Сер.1, Протокол –7 (а)).

Задание 1. Называние ребенком цифр. Цифры предъявляются расположенными беспорядочно.

Инструкция: «Назови эти цифры».

Задание 2–3. Составление из цифр прямого и обратного числовых рядов.

Инструкция: «Разложи эти цифры по порядку: от 1–го до 10…, от 10–ти до 1–го…».

Задание 4. Соотнесение цифр с предметными множествами.

Инструкция: «Вот цифра… («5»)… («9»)… («7»)… Какая «это 2 цифра?.. Возьми себе (из лежащего перед ребенком набором счетного материала) «столько же» кубиков»….

7. б) Умение самостоятельно решать примеры и задачи в пределах 1–го десятка. (Сер.1, Протокол –7 (б)).

Задание и инструкция 1. «Запиши и реши примеры: 4+1= …

4+3= …

2+7= …

8–5= …

5–2= …

Задание и инструкция 2. «Реши задачу, запиши ее решение: «Вова нашел в лесу 3 грибка. Маша нашла 5 грибов. Сколько грибов дети принесли домой?»

Примечание: при чтении задачи не употреблять слов «всего», «вместе».

Задание и инструкция 3. При правильной записи решения попросить ребенка определить значение каждого записанного числа. «Что значит число 3?… число?.. число;?…».

 

СЕРИЯ 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

(оценка готовности ребенка к его обучению со стороны необходимых психологических предпосылок к овладению умениями и навыками

Чтения, письма и счета)

ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО

8. Выявление умений выделять в устно названном педагогом слове отдельный звук и соотносить слуховой образ звука с его буквенным обозначением.

Инструкция: «Давай поиграем с тобой в «звуки»… Вот, я называю тебе звук «а–а–а» … его надо услышать в словах … Когда ты услышишь в слове «а–а–а», то поднимешь «этот» кружок… (сделать из картона кружок на палочке). Слушай внимательно: –к–о–от… –лу–ук… –ма–а–ма…–у–уши…».

При правильных действиях ребенка просить его показать нужную букву, выделив ее из набора лежащих на столе нескольких букв.

Инструкция: «Какую ты покажешь нужную букву?» (Сер.2, Протокол–8)

Примечание: аналогично проделанному провести работу с другими знакомыми ребенку звуками и буквами.

9. Выявление умений определять в заданном устно слове «место» звуков в названных педагогом словах по отношению друг к другу: первый, последний, в середине, перед, после.

Примечание: предполагается, что понимание ребенком значения слов, обозначающих положение звуков, должно входить в обучение детей звуко–буквенному анализу и синтезу.

Инструкция: «Послушай, какое я назову тебе слово: лук… Какое слово я назвала?.. Давай обозначим это слово длинной полоской… (Приготовить полоски разной длины для наглядно–практического обозначения слов и звуков – по методике Д.Б. Эльконина). Теперь послушай, какой в слове «лук» первый звук: –л–лук.. Давай обозначим звук «л» квадратиком… Положи его «сюда» (первый под полоской)… Теперь послушай, какой в слове «лук» последний звук: –лук–к.. Давай обозначим его тоже квадратиком… положим его «сюда» (последним под полоской)… А теперь послушай, какой звук ты слышишь после звука «л»: –л–у–у–к… Куда ты положишь квадратик?.. (длина полоски должна быть равна ряду квадратиков). …Какое слово мы с тобой разбирали?..

При правильном ответе попросить ребенка показать предмет, обозначаемый словом «лук», расположенный среди нескольких предметных изображений.

Инструкция: «Покажи предмет, который называется таким словом» … (Сер.2, Протокол –9).

10. Выделение в устно названном предложении отдельных слов и определение места их расположения по отношению друг к другу. Соотнесение устного предложения с сюжетной картинкой.

Инструкция – 1: «Послушай, какое я скажу тебе предложение: «Маша нашла гриб»… Повтори это предложение… Какое «здесь» первое слово?… (Повторить предложение с акцентированием слова «Маша»)… Давай обозначим это слово длинной полоской… Какое слово ты слышишь после слова «Маша»?.. (Повторить предложение с акцентированием слова «нашла»)… Давай обозначим это слово другой длинной полоской… Какое слово ты слышишь последним?… (Повторить предложение с акцентированием слова «гриб»)… Давай обозначим это слово еще одной полоской»..

Инструкция – 2: «Какое мы составили предложение?… Давай его повторим… Покажи «про это» картинку… (Сер.2, Протокол–10).

 

С Ч Е Т

11. Понимание характера количественных отношений между предметными множествами (совокупностями) и умениями обозначать эти отношения знаковыми средствами (Сер.2, Протокол–11).

Задание 1. Отношения неравенства между предметными множествами. Обозначение отношений графическими средствами.

Инструкция–1. «Смотри; … «Это» – мои кубики… Сколько их?.. «Это – твои кубики… Сколько их?.. У кого кубиков больше?.. У кого меньше?.. Давай положим твои и мои кубики рядом друг с другом… (соблюдая между множествами некоторое расстояние)… Каким значком можно показать, что твоих кубиков больше, чем моих … Как его надо положить?.. Что говорит значок о моих кубиках?).

Задание–2. Отношения равенства между предметными множествами.

Инструкция–2. «Давай теперь сделаем так, чтобы у тебя и у меня кубиков стало поровну… Каким значком ты покажешь, что теперь у нас кубиков поровну?…

Задание–3. Преобразование предметных множеств: разделение (перед глазами ребенка находятся только два рассмотренных множества – других кубиков не должно быть).

Инструкция–3. «Теперь сделай так, чтобы кубиков стало больше чем у меня… Как ты покажешь значком, что кубиков стало больше у меня?.. Как ты положишь этот значок?..».

Задание–4. Преобразование предметных множеств: сложение.

Инструкция–4: «Теперь давай сложим твои и мои кубики… Каким значком ты покажешь, что мы сделали?...

Примечание: не употреблять слов «стало» и «вместе».

 

ОФОРМЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: