2.1. Классификация ОЭ
В структурах управления МЧС России промышленные предприятия рассматриваются как ОЭ. "Объект экономики" понимается как государственное, арендное или иное предприятие, учреждение или организация сферы материального производства либо непроизводственной сферы хозяйства, объединенное единой системой управления и расположенное на единой площадке.
Классифицируются ОЭ по основным признакам, имеющим определяющее значение в вопросах взаимодействия территориальных ОУ по обеспечению безопасности населения и территорий [5]:
· опасность, которую несет в себе объект, ее виды;
· этап эксплуатации;
· важность в народном хозяйстве;
· порядок функционирования в ЧС;
· ведомственная принадлежность;
· форма собственности.
Главным критерием является, как видно, опасность ОЭ. В соответствии с ГОСТ Р 22.0.02–94 потенциально опасным (ПОО) называется объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества (материалы), создающие реальную угрозу возникновения источника ЧС, либо применяют опасные технологические процессы.
В соответствии с законом РФ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” (1997) к категории опасных производственных объектов (ОПО) относятся те, на которых:
- получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества: воспламеняющиеся; окисляющие; горючие; взрывчатые; токсичные; высокотоксичные; представляющие опасность для окружающей природной среды в количествах, превышающих нормы, установленные этим законом;
|
- используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 0С;
- используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;
- получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на их основе;
- ведутся горные выработки по обогащению полезных ископаемых и работы в подземных условиях [6].
Основные ПОО:
· радиационно опасные (РОО);
· ядерно опасные;
· химически опасные (ХОО);
· пожаровзрывоопасные;
· имеющие гидротехнические сооружения;
· биологически опасные;
· транспортные;
· объекты - источники электромагнитных излучений;
· объекты полигенной опасности.
РОО − объекты, на которых хранят, используют, перерабатывают или транспортируют радиоактивные вещества; при аварии или разрушении которых может произойти облучение ионизирующим излучением или радиоактивное загрязнение людей, сельскохозяйственных животных и растений, окружающей природной среды.
Отнесение к РОО и ядерно опасным объектам производится компетентными органами в соответствии с законодательством РФ. В частности, постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. №238 утвержден перечень из более ста особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов.
ХОО объекты, на которых хранят, перерабатывают, используют или транспортируют ОХВ; при аварии на которых или при разрушении которых может произойти гибель или химическое заражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также химическое заражение окружающей природной среды. На территории РФ более 3 тысяч ХОО.
|
Пожаровзрывоопасные − объекты, на которых производят, используют, перерабатывают, хранят или транспортируют легковоспламеняющиеся и пожаровзрывоопасные вещества, создающие реальную угрозу возникновения ЧС.
Гидротехнические сооружения, представляющие опасность для населения, определены законом РФ “О безопасности гидротехнических сооружений” от 23 июня 1997 г.
Биологически опасные – объекты, на которых возможна авария, сопровождающаяся распространением опасных биологических веществ в количествах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, сельскохозяйственных животных и растений, приводящая к ущербу окружающей природной среды.
Особое место в классификации ПОО занимают объекты полигенной опасности, т.е. обладающие различными источниками опасности и характеризующиеся более чем одним видом опасности.
Объекты полигенной опасности, одной из характеристик которых является пожаровзрывоопасность, в ЧС склонны к реализации «эффекта домино» и поэтому наиболее опасны и сложны с точки зрения локализации аварии и проведения спасательных работ.
В зависимости от этапа существования ОЭ параметры, характеризующие его опасность, прежде всего, по отношению к населению, а также виды опасности и их количество могут изменяться. Каждый из этапов характеризуется, как это было отмечено выше, своим набором опасностей − и соответственно мероприятий ОУ РСЧС по предупреждению ЧС. В связи с этим практически оправдана классификация по этапам существования ОЭ:
· проектируемые;
|
· строящиеся;
· вводимые в эксплуатацию и производящие пусконаладочные работы;
· нормально функционирующие;
· реконструируемые и расширяющиеся;
· законсервированные;
· выводимые из эксплуатации;
· аварийные, на любом этапе их функционирования.
В системе ГО РФ в интересах обеспечения устойчивого функционирования ОЭ в чрезвычайных условиях (ЧУ); под термином "чрезвычайные условия" здесь и далее понимаются условия военного времени) промышленные предприятия как объекты ГО, в зависимости от важности их в обеспечении устойчивости экономики государства в целом, подразделяются:
- особой важности;
- 1-й категории;
- 2-й категории;
- некатегорированные.
Категория зависит от вида выпускаемой продукции (работ, услуг), ее объема, от численности работающего персонала и важности этой продукции в сфере обеспечения безопасности государства. Порядок отнесения к категориям по ГО утвержден постановлением Правительства РФ в 1998 г.
Как правило, категорированные ОЭ имеют особые обязательства перед государством по выпуску важнейших для экономики страны видов продукции и выполнению работ либо услуг. В зависимости от организации функционирования в ЧУ разделяются на ОЭ:
▫ прекращающие свою деятельность на определенной территории, подверженной воздействию опасных факторов в ЧС либо ЧУ;
▫ переносящие свою деятельность на территорию вне опасных зон;
▫ продолжающие работу в опасных зонах.
Уточняя особенности функционирования в ЧС, территориальные органы исполнительной власти тем самым определяют перечень ОЭ, устойчивость деятельности которых в зоне ЧС необходимо обеспечить. Очевидно, что нет смысла тратить силы и средства на те объекты, деятельность которых можно прекратить уже при угрозе возникновения ЧС либо в ЧУ.
В зависимости от рассматриваемого периода (мирное время, военное время) перечень ОЭ может быть различным.
В системах РСЧС и ГО особое место занимают ОЭ жизнеобеспечения, устойчивость функционирования которых важна в ЧС и ЧУ, − т.е. ОЭ сферы:
· ТЭК;
· управления;
· связи;
· зравоохранения;
· транспорта;
· пищевой промышленности;
· коммунального хозяйства и бытового обслуживания;
· строительные по производству строительных материалов;
· производители средств спасения;
· ремонтные и др.
Перечень ОЭ жизнеобеспечения для каждой конкретной территории определяется комиссией по ЧС и ПБ АТЕ. Проект перечня готовит отдел, управление (главное управление) по делам ГОЧС и после утверждения контролирует выполнение мероприятий по устойчивому функционированию ОЭ определенных перечнем. Одновременно территориальные ОУ РСЧС должны обратить внимание на ОЭ, безаварийная остановка которых сама по себе может привести к ЧС на подконтрольной территории (например, остановка работы теплоцентрали в холодное время года).
На совместном заседании 13.11.2003 г. Совета безопасности РФ и Президиума Госсовета РФ было принято постановление "О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений".
Критически важные – объекты, нарушение (или прекращение) функционирования которых приводит к потере управления, разрушению инфраструктуры, необратимому негативному изменению (или разрушению) экономики страны, субъекта или АТЕ или к существенному ухудшению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях, на длительный период времени.
Критически важные ОЭ классифицируются:
по значимости ОЭ:
◦ федеральные;
◦ в которых размещены или могут быть размещены при определенных обстоятельствах аппараты высших органов государственной власти и управления;
◦ которые могут использоваться террористами или террористическими организациями в целях нарушения государственной безопасности, в целях дестабилизации государственного строя либо оказания воздействия на принятие решений высшими органами государственной власти для побуждения их к совершению действия в интересах террористов;
◦ уничтожение или прекращение действия которых представляет угрозу для национальной (информационной, экономической, военной, внешнеполитической, экологической) безопасности РФ;
◦ региональные (субъектовые);
◦ в которых размещены или могут быть размещены при определенных обстоятельствах аппараты органов власти и управления субъектов РФ;
◦ уничтожение или прекращение действия которых представляет угрозу для экономической, экологической безопасности субъекта РФ;
по видам угроз:
◦ ядерно- и/или радиационно опасные;
◦ химически опасные;
◦ биологически опасные;
◦ пожаровзрывоопасные;
◦ техногенно опасные;
◦ государственного управления, финансово-кредитной, информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и др.;
по уровням угроз:
◦ 1-й класс – критически важные ОЭ, аварии на которых или прекращение функционирования которых могут являться источниками возникновения федеральных ЧС;
◦ 2-й класс − критически важные ОЭ, аварии на которых или прекращение функционирования которых может являться источниками возникновения региональных ЧС.
Рассматривая в целом всю экономику страны, можно классифицировать ОЭ по ведомственной принадлежности, например: местной обороны, имеющие подчинение МО РФ; МВД РФ; ФСБ; МПС и др., сохранившие вертикальную ведомственную систему управления.
Организация работы территориальных ОУ РСЧС с этой категорией имеет свою специфику − сложность доступа специалистов РСЧС на территорию ОЭ или целых закрытых территориальных образований − для оценки состояния безопасности территорий и степени защиты рабочих, служащих и населения. Работа осуществляется через соответствующее министерство (ведомство), а также непосредственно "ОЭ – территория" на договорной основе с учетом требований Закона РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности", Положения "О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС". В то же время именно из-за ведомственных преград территориальные ОУ не всегда могут иметь исчерпывающую информацию о степени опасности ОЭ ведомственного подчинения, которые могут являться непредвиденным источником опасности.
Вопросы обеспечения безопасности ПОО и ОПО подлежат экспертизе уже на этапе проектирования и рассматриваются в разделах “ИТМ ГО и мероприятия по предупреждению ЧС” проектов строительства. Перечень определен письмом Минстроя России от 20 апреля 1995 г. № БЕ-19-9/24:
· ядерно и/или РОО (АЭС, исследовательские реакторы, предприятия ядерного технологического цикла, хранилища временного и долговременного хранения ядерного топлива и радиоактивных отходов);
· объекты уничтожения и захоронения химических и других опасных отходов;
· гидротехнические сооружения 1-го и 2-го классов;
· объекты обустройства нефтяных месторождений на шельфах морей;
· магистральные газо-, нефте- и продуктопроводы с давлением 6 мПа;
· крупные склады для хранения нефти и нефтепродуктов (свыше 20 тыс т) и изотермические хранилища сжиженных газов;
· объекты, связанные с производством, получением или переработкой жидкофазных и твердых продуктов, обладающих взрывчатыми свойствами и склонных к спонтанному разложению;
· предприятия по подземной (глубже 150 м) и открытой добыче и переработке (обогащению) твердых полезных ископаемых;
· тепловые электростанции мощностью свыше 600 мВт;
· морские порты, аэропорты с длиной взлетно-посадочной полосы 1800 м и более, мосты и тоннели длиной более 500 м, метрополитены;
· крупные ОЭ с численностью занятых более 10 тыс чел.
Таким образом, все многообразие ОЭ в интересах обеспечения их устойчивого функционирования и обеспечения защиты населения, РиС можно характеризовать по основаниям:
· организационно-правовые формы;
· виды опасности для РиС, населения;
· этапы развития (функционирования);
· значимость в экономике государства;
· порядок функционирования в ЧС и ЧУ;
· значимость в жизнеобеспечении населения;
· ведомственная принадлежность.
В зависимости от вида организационно-правовых форм управление в пределах ОЭ, а также взаимодействие территориальных ОУ РСЧС с ними в каждом конкретном случае имеет свои особенности, не учитывать которые при решении задач устойчивого функционирования ОЭ невозможно.
2.2. Требования по повышению устойчивости функционирования ПОО
Опасность техносферы для населения и окружающей среды обусловливается наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве большого количества радиационных, химических, биологических, пожароопасных и взрывоопасных производств и технологий. Таких в России насчитывается около 45 тысяч.
В условиях роста количества аварий проблема обеспечения устойчивого функционирования ПОО и производств приобретает особую актуальность − наряду с общими требованиями повышения устойчивости функционирования отраслей промышленности существуют и особые требования.
2.2.1.Требования к РОО
В настоящее время к источникам радиоактивного загрязнения (заражения) внешней среды можно отнести следующие:
· урановая промышленность;
· ядерные реакторы разных типов;
· радиохимическая промышленность;
· места переработки и захоронения радиоактивных отходов;
· использование радионуклидов в народном хозяйстве;
· ядерные взрывы.
В России имеется 31 энергоблок на десяти АЭС, 113 исследовательских ядерных установок, 13 промышленных предприятий топливного цикла; 8 научно-исследовательских организаций, выполняющих технологические разработки и материаловедческие исследования с использованием ядерных материалов; 9 атомных судов с объектами их обеспечения, а также около 13 тысяч других ОЭ, осуществляющих деятельность с использованием радиоактивных веществ и изделий на их основе [7,8].
Повысился уровень безопасности АЭС и исследовательских ядерных установок, имеется положительная тенденция к снижению количества нарушений в их работе. Эксплуатация АЭС России, если оценивать по количеству нарушений на один энергоблок, находится на среднемировом уровне.
Неблагоприятная ситуация в области обращения с отработанным ядерным топливом сложилась на АЭС, которгого на площадках и бассейнах хранения накопилось сверх количеств, определенных проектами, что вызвано его невывозом с АЭС.
Тенденция к накоплению отработанного ядерного топлива в хранилищах, расположенных на территории научно-исследовательских ядерных центров, сохраняется. Требует скорейшего решения вывоз отработанного ядерного топлива из плавучих хранилищ российского транспортного предприятия "Атомфлот".
Серьезную озабоченность вызывает положение дел с выведенными из эксплуатации атомными подводными лодками ВМФ России и их утилизация.
Остро стоит вопрос транспортирования ядерных материалов и изделий на их основе, особенно транзитных перевозок через территорию России.
Возможных причин возникновения повышенной радиационной опасности может быть названо достаточно много. Они обычно связываются с нарушениями технологических режимов, невыполнением тех или иных нормативов и т.п. К числу основных причин радиационного риска объектов ядерного топливного цикла относят:
· неправильное хранение высокоактивных ядерных отходов;
· катастрофические аварии в основном на ядерных реакторах;
· низкоактивные радиоактивные выбросы при нормальной эксплуатации объектов (в основном ядерных реакторов);
· вероятные аварии на заводах по переработке облученного топлива;
· нарушение технологической дисциплины.
В целях повышения устойчивости РОО необходимо осуществлять комплекс инженерно-технических и организационных мероприятий:
· обеспечение производственного персонала защитными сооружениями; СИЗ;
· защита водоисточников, систем водоснабжения от радиоактивных веществ, обеспечение информацией о возможных зонах загрязнения;
· обеспечение постоянного контроля за радиационной обстановкой на территории объектов и в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения;
· подготовка к санобработке производственного персонала;
· обучение персонала способам действий при возникновении (угрозе возникновения) аварии с выбросом (утечкой) радиоактивных веществ;
· регулярный медицинский контроль и соблюдение санитарно-гигиенического режима на объектах и в близлежащих жилых районах;
· установление оптимальных расстояний между потенциально опасными элементами РОО;
· запрещение взрывных работ вблизи объекта;
· защита систем безопасности от разрушения при запроектных авариях.
2.2.2. Требования к химически опасным объектам
Объекты с химической технологией − это прежде всего промышленные предприятия и другие объекты, в технологических процессах которых предусматривается использование тех или иных химических веществ и химических превращений, химические, нефтехимические и подобные им заводы и предприятия, близкие к химическим производствам. Типовой современный нефтеперерабатывающий завод мощностью 10–15 млн т/год сосредоточивает на своей промышленной площадке от 300 до 500 тыс т углеводородного топлива, энергосодержание которого эквивалентно 3–5 Мт тротила. Номенклатура продукции, выпускаемой химическим заводом с передовой технологией, обеспечивающей комплексную переработку сырья, включает тысячи различных материалов и веществ, многие из которых чрезвычайно ядовиты. Опасность химических заводов, особенно при возникновении аварий, очевидна.
Всего в РФ функционирует 3658 ОЭ, располагающих значительными запасами ОХВ. Более 50% имеет запас аммиака, 36% хлора, 5% – соляной кислоты; суммарный запас достигает около 1 млн т (10–12 смертельных токсодоз на человека). Причем на промышленных предприятиях нередко одновременно хранится от нескольких сот до нескольких тысяч тонн ОХВ. В крупных городах (с населением свыше 100 тыс чел.) и вблизи них сосредоточено свыше 70% предприятий химической промышленности, промышленности по производству минеральных удобрений и почти все предприятия нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности [2].
ПОО являются и военно-химические объекты по хранению химического оружия.
В РФ площадь территории, на которой может возникнуть очаг химического заражения, составляет около 300 тыс км2, с населением около 54 млн чел.
Техногенная безопасность обеспечивается комплексом конструктивных и организационно-технических мероприятий, а также установлением и поддержанием режима химической безопасности на ОЭ и в санитарно-защитной зоне вокруг него:
· обеспечение персонала защитными сооружениями, СИЗ;
· защита водоисточников и систем водоснабжения ОЭ;
· подготовка верхних этажей зданий и возвышенностей − к использованию для защиты от тяжелых паров и газов;
· регулярный медицинский контроль и соблюдение санитарно-гигиенического режима на ОЭ и в близлежащих жилых районах;
· размещение ОЭ с подветренной стороны (для ветров преобладающего направления) по отношению к населенным пунктам и к другим ОЭ;
· размещение складов сильнодействующих ядовитых веществ − с подветренной стороны основных цехов, где работает наибольшее число персонала;
· создание вокруг ОЭ санитарно-защитных зон и зон наблюдения;
· внедрение резервного (дублирующего) газоочистного и пылеулавливающего оборудования с автоматическим его включением при выходе из строя основного оборудования;
· разработка мер по усилению контроля за заражением территорий объекта и прилегающей территории при возникновении ЧС;
· обеспечение возможности автоматического (автоматизированного) управления оборудованием в случае аварии с выбросом опасных веществ.
2.2.3. Требования к взрывопожароопасным объектам
В стране имеются тысячи взрыво– и пожароопасных объектов в различных отраслях промышленности. Наиболее часто аварии, сопровождаемые взрывами и пожарами, происходят на предприятиях химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности, аварии приводят к серьезным последствиям: разрушению промышленных объектов и зданий жилой застройки, поражению людей, воздействию на производственный персонал и население продуктов горения, нанесению значительного ущерба. Прогностические расчеты показывают, что число эвакуированных при крупной аварии на подобных объектах, сопровождаемой взрывами и пожарами, может составить свыше 20 тыс чел.
На предприятиях Госкомоборонпрома России, производящих пороха, ракетное твердое топливо, взрывчатые вещества, пиротехнические средства и составы, средства инициирования и изделия военной техники на их основе, возможны более серьезные аварии с массовыми поражениями работников предприятий и населения близлежащих населенных пунктов, разрушением промышленных объектов, складов и арсеналов. Вместе с тем безопасность производства и хранения продукции на данных предприятиях, обеспечиваемая строжайшим соблюдением норм строительства и реконструкции, специальных правил, позволяет во многих случаях предотвратить возможные катастрофы. Большое значение имеет и выполнение особых требований − по повышению устойчивости:
· обеспечение персонала защитными сооружениями, СИЗ;
· изоляция взрывоопасных зон прочными стенами;
· использование рельефа и других особенностей местности для изоляции рабочих помещений от взрывопожароопасных зон;
· размещение объектов и их элементов с учетом рельефа и других особенностей местности;
· создание во взрывопожаропасных зонах инертной среды с содержанием кислорода, недостаточным для поддержания горения;
· запрещение взрывных работ вблизи объектов;
· устройство огнезащитных преград, в том числе противопожарных, теплосодержащих и поглощающих экранов, использование установок для постановки водяных завес;
· подготовка технологического оборудования и создание запасов взрывчатых веществ для тушения пожаров на нефтяных (газовых) скважинах направленным взрывом.
2.2.4.Требования к ОЭ, расположенным в зонах опасных природных явлений
Территория России подвержена воздействию практически всего спектра опасных природных явлений ‒ геологического, гидрологического и метеорологического происхождения.
Наибольшую опасность представляют наводнения, оползни и обвалы, землетрясения, смерчи, лавины, сели, цунами, а также природные пожары. Именно с ними часто связан огромный социально-экономический ущерб. Для ОЭ, расположенных в зонах ОЯ, разработаны особые требования по повышению устойчивости и по функционированию в целях исключения (снижения) потерь производственного персонала и населения близлежащих поселков (жилых кварталов), для снижения экономического ущерба. Комплекс инженерно-технических и организационных мероприятий:
· создание необходимой физической стойкости к поражающим факторам опасных природных явлений зданий и сооружений, в которых работает производственный персонал, а также элементов ОЭ, являющихся возможными источниками вторичных поражающих факторов;
· создание укрытий для производственного персонала ОЭ, расположенных в опасной близости от вулканов, а также ОЭ, расположенных в районах, подверженных воздействию бурь, ураганов, смерчей;
· утепление рабочих помещений, зданий, сооружений и тепловых сетей на ОЭ, расположенных в районах, подверженных сильным морозам;
· обеспечение производственного персонала ОЭ, расположенных в районах, подверженных воздействию опасных метеорологических явлений, специальной одеждой с учетом специфики опасностей;
· создание минимально необходимого фонда спасательных плавсредств на ОЭ, расположенных в зонах опасных гидрологических явлений;
· размещение на возвышенностях рабочих помещений ОЭ в зонах опасных гидрологических явлений;
· установление режима поведения производственного персонала при получении информации об угрозе возникновения ОЯ;
· запрещение строительства крупных водохранилищ, опасных объектов и добывающих предприятий в сейсмоопасных зонах;
· запрещение размещения ОЭ и их элементов в зонах возможного затопления;
· размещение объектов и их элементов с учетом возможностей предотвращения (снижения эффекта) воздействия неблагополучных погодных факторов;
· проведение агротехнических и лесомелиоративных защитных мероприятий на горных склонах, прилегающих к объектам;
· применение в зонах ОЯ бесшовных труб для транспортировки нефти и газа;
· регулирование стока воды из водохранилища, устройство искусственных и использование естественных регулирующих водохранилищ;
· обеспечение предварительной сработки верхнего бьефа водохранилища (в случае угрозы прорыва);
· создание запасов материалов для укрепления дамб (в случае угрозы прорыва);
· использование устьевой арматуры повышенной стойкости на нефтегазодобывающих объектах, расположенных в зонах сейсмической опасности;
· запрещение горных работ вблизи участков местности, прилегающих к объектам и подверженных воздействию опасных геологических явлений;
· регулирование режима снегоотложения в зонах зарождения лавин и удержание снежного покрова на склонах, прилегающих к объектам;
· предупредительный спуск лавин и предотвращение градобития;
· постоянное наблюдение за ОЭ в зонах геофизически и геологически опасных явлений;
· увеличение физической стойкости недостаточно стойких к воздействию поражающих факторов ОЯ, зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций;
· применение специальных устройств (козырьков и др.) для защиты уникального и особо ценного оборудования при землетрясениях, ураганах и других опасных явлениях;
· создание запасов дефицитных материалов для проведения аварийно-восстановительных работ при ликвидации последствий возможных землетрясений, ураганов и других опасных явлений (в первую очередь на объектах жизнеобеспечения населения);
· подготовка к расчистке завалов, обрушению или закреплению зависших и нависающих грунтовых масс, горных пород, конструкций и элементов зданий и сооружений, к прокладке путей движения для автотранспорта и техники;
· проведение берегоукрепительных работ для предотвращения оползней и обрушений;
· подготовка к отводу лавовых и грязевых потоков, образующихся при извержении вулканов, с помощью желобов и возведение предохранительных дамб на их пути;
· строительство на пути движения селевых потоков селерегулирующих, селеделительных, селезадерживающих, селетрансформирующих гидротехнических сооружений;
· строительство сооружений, регулирующих и задерживающих движение лавин;
· укрепление отдельных элементов зданий, сооружений, а также оборудования и коммуникаций при получении предупреждения о приближении сильной бури (урагана);
· локальная защита объектов и небольших участков территории с помощью дамб, обвалований и подсыпки территории в зонах опасных гидрологических явлений;
· проведение работ по предотвращению прорыва плотин, дамб и оградительных валов;
· упрочение слабых грунтов, устройство дренажа;
· эксплуатация в условиях ЧС наиболее стойких к воздействию поражающих факторов ОЯ зданий и сооружений и размещенного в них оборудования;
· расчистка лавинных завалов немедленно после их образования;
· создание искусственных водохранилищ для использования в случае засухи и при нарушении работы систем водоснабжения;
· обеспечение оборудованием для бурения артезианских скважин в засушливых районах;
· оснащение крупных предприятий, расположенных в северных и восточных районах, а также в средней полосе страны, снегоочистительной техникой;
· обеспечение возможности подачи электроэнергии к шлюзам на магистральных водных путях от передвижных источников питания (корабельных установок).
Реализация требований к объектам, расположенным в зонах опасных явлений, способствует исключению или снижению потерь производственного персонала, населения, снижению экономического ущерба при возникновении ЧС природного характера.
2.3. Организационная структура промышленного предприятия
Промышленное предприятие – сложный многофункциональный организм, требующий постоянного и четкого управления. С целью выполнения производственных и иных задач на предприятии существуют определенные штатом, а также создаются дополнительно ОУ:
совет (правление) предприятия;
совет трудового коллектива (либо профсоюзный комитет);
общественные организации.
Типовой вариант организационной структуры:
‒ руководитель ОЭ;
‒ главный инженер
(второе лицо на ОЭ после руководителя):
- отдел главного конструктора;
- отдел главного технолога;
- отдел главного механика;
- отдел главного энергетика;
- отдел техники безопасности;
- вычислительный центр;
- отдел технического обучения и подготовки кадров;
- инструментальный цех;
- энергетический цех;
- ремонтно-механический цех;
‒ заместители руководителя:
‒ по производству:
- отдел производственно-диспетчерский;
- цехи основного производства;
‒ по коммерческим вопросам:
- отдел МТС;
- отдел сбыта;
- отдел внешней кооперации;
- транспортный цех;
- тарный цех;
‒ по экономическим вопросам:
- отдел планово-экономический;
- отдел финансовый;
- отдел труда и заработной платы;
- отдел научной организации труда;
- лаборатория технико-экономических исследований;
‒ по кадрам и быту:
- отдел кадров;
- отдел жилищно-коммунальный;
- отдел административно-хозяйственный;
- охрана военизированная и пожарная охрана;
- медицинский пункт;
- клуб и культурно-бытовые учреждения;
- дом отдыха;
- детские учреждения;
- лагеря отдыха детей.
‒ по капитальному строительству:
- отдел капитального строительства;
- строительные участки;
- склады строительных материалов.
‒ Заместитель (помощник) руководителя по ГО – начальник штаба ГО:
- отдел или штаб ГО;
‒ Помощник руководителя по военно-мобилизационной работе (на категорированных ОЭ).
‒ Отдел технического контроля.
‒ Юридический отдел.
ОУ на ОЭ могут быть постоянными или временными (в том числе нештатными). Например: комиссия по ЧС; комиссия по повышению устойчивости ОЭ; постоянная техническая комиссия; эвакокомиссия; комиссия по расследованию причин аварии (временная); комиссия по аттестации рабочих мест (временная), исследовательская группа (внештатная)
и другие.
На категорированных объектах формируются нештатные службы ГО: служба убежищ и укрытий; инженерная; связи и оповещения; охраны общественного порядка; противопожарная; медицинская; служба маскировки и другие. В зависимости от профиля объекта количество и состав служб могут быть различны. Все они призваны обеспечить устойчивость функционирования ОЭ, персонала от внешних и внутренних угроз.
Следует отметить жизненно важные для функционирования структурные подразделения и системы, т.е. те функциональные звенья, которые непосредственно обеспечивают устойчивость ОЭ.
1. ОУ ОЭ и система управления
главный инженер и подчиненные ему отделы:
- отдел главного конструктора;
- отдел главного технолога;
- отдел главного механика;
- отдел главного энергетика;
- отдел техники безопасности;
- отдел (штаб) ГО;
- вычислительный центр;
- отдел капитального строительства.
2. Системы:
- газоснабжения;
- водоснабжения;
- электроснабжения;
- ГСМ;
- теплоснабжения;
- контроля за параметрами технологического процесса;
- канализации;
- уникальное оборудование;
- защиты ОПФ, РиС;
Рассмотрим более подробно задачи основных производственных подразделений и служб промышленного ОЭ и их роль в обеспечении устойчивого функционирования в ЧС и ЧУ. В качестве примера рассматривается крупное промышленное предприятие типа машиностроительного завода.
К производственным подразделениям относятся:
производственно-диспетчерский отдел, цехи основного производства и производственные бригады. Производственные подразделения подчиняются непосредственно руководителю ОЭ или его заместителю по производству.
Производственно-диспетчерский отдел
Является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю ОЭ или его заместителю по производству.
Отдел организует ритмичную работу цехов и предприятия в целом, осуществляет оперативный контроль за ходом производства, переводом его на особый режим работы, за безаварийной остановкой производства. При отсутствии руководства предприятия дежурный диспетчер осуществляет оперативное руководство предприятием.
В состав отдела входят подразделения (бюро, группы, отдельные специалисты) оперативно-календарного планирования, учета, внешней кооперации и др.
На отдел возложены:
- разработка и доведение производственных программ до цехов предприятия;
- разработка оперативных графиков выпуска продукции и выдача их цехам-исполнителям, контроль за их выполнением;
- оперативный контроль за ходом производства, за обеспечением его материалами, инструментом, за выполнением работ по внутренней кооперации;
- повседневный контроль за состоянием и комплектностью незавершенного производства;
- осуществление контроля и анализ планирования производственных мощностей, выявление узких мест и подготовка предложений по их устранению; участие в исследовательской работе по вопросам устойчивости; разработка графиков безаварийной остановки производства;
- принятие мер к ликвидации задержек в ходе производства, неполадок, аварий;
- проведение анализа производственной деятельности.
При угрозе возникновения ЧС отдел участвует в корректировке планов предупреждения и ликвидации ЧС, ГО, уточняет графики безаварийной остановки производства, осуществляет контроль за переводом на особый режим работы, за выполнением мероприятий по повышению устойчивости функционирования предприятия.