Основы устойчивого развития России




1.1. Глобальные проблемы человечества [1,2]

Глобальные проблемы проявляют себя все острее. С тревогой мы наблюдаем динамику происходящих изменений.

С начала XVII в. население Земли возросло примерно в восемь раз, а средняя продолжительность жизни увеличилась вдвое. В ХХ в. мировое промышленное производство выросло более чем в 100 раз, а с середины ХХ в. использование энергии удвоилось. Ежегодное потребление невосполнимых энергоресурсов уже сейчас превышает то их количество, на создание которого природе потребовались миллионы лет. Из 70 тысяч химических веществ, используемых промышленностью, значительная часть крайне вредна для человека и окружающей среды. В пахотные угодья превращено 9 млн. км2 земли. С начала XVII века потеряны 6 млн. км2 леса. [1]. Меняется состав атмосферы, меняется климат.

Меняется, естественно, и сам человек. Специалисты по демографии утверждают, что в течение сотен тысяч лет скорость роста численности населения на планете была прямо пропорциональна квадрату его численности. В течение ближайших десятилетий произойдет радикальное изменение этого закона - глобальный демографический переход: в XXI в. прогнозируется стабилизация численности людей на уровне 10-14 млр. чел. Существенно изменилось качество жизни: возросли благосостояние, уровень здравоохранения, образования, социальной обеспеченности, культуры. Вместе с тем на планете сохраняются нищета, болезни, неграмотность, а в отдельных регионах бедность и голод превалируют над всем остальным.

Чтобы выжить, человечеству сегодня придется совершить важнейший поворот в своей истории, значение которого можно сравнить с неолитической революцией (тогда произошел переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству). В течение ближайших десятилетий должен произойти переворот в сознании людей. Должны измениться источники экономического, социального развития, социальные и информационные структуры.

Совершенно очевидно, что закончилась эра интенсивного, количественного роста. Главной целью становится повышение качества жизни с одновременным сохранением природных основ существования человечества. Обеспечить прохождение этого крутого поворота в историческом развитии - одна из ключевых задач современной науки, национальных и международных систем по противодействию ЧС.

Несомненно, одно из главных прав человека - это право на жизнь, и в случае природных и техногенных бедствий общество должно быть готово направить значительную часть своих ресурсов, чтобы помочь каждому человеку, попавшему в беду. Ежегодно растет ущерб от стихийных бедствий и крупных аварий, т.е. мы либо не знаем, как эффективно предупредить беду, либо не готовы оказать помощь. Роль науки, в т.ч. в прогнозировании рисков и предотвращении ЧС очень важна. Несмотря на это, признаемся - и в России, и в целом на планете большинство людей пока не готово платить необходимую цену за безопасное и устойчивое развитие своего общества.

Прогресс науки, техносферы создал ряд серьезных угроз человеку и среде его обитания.

Анализ угроз позволяет выделить две ключевые тенденции.

Первая – взрыв человеческой активности, изменившей мир.

Вторую условно можно назвать глобализацией проблем. Экономические, информационные и многие другие границы становятся все более “прозрачными”. Растет понимание того, что мы все находимся в одной лодке. Стратегия выживания и развития одних стран и регионов за счет других не имеет исторической перспективы. Если раньше можно было говорить о прямой зависимости экономического роста и расширенного воспроизводства в масштабе национальных экономик, то теперь возник клубок сложных взаимосвязей между сельским хозяйством, потреблением энергии, стратегией развития стран и транснациональных корпораций.

Глобальные проблемы ‒ это результат неконтролируемого развития общества.

Под глобальными проблемами человечества условимся понимать всеобщие, имеющие планетарный масштаб угрозы, создающие затруднения и противоречия во взаимоотношениях природы и человечества, а также внутри общества; они в неявном виде существовали и ранее, но на современном этапе развития цивилизации, в ходе естественных процессов и деятельности людей крайне обострились.

Глобальные проблемы имеют проявления в разных районах Земли и зависят от местных особенностей. Как правило, они не могут быть полностью или частично решены усилиями отдельных стран, а требуют усилий мирового сообщества.

Из-за взаимовлияния, классификация глобальных проблем достаточно затруднительна; очень условно и приблизительно они могут быть подразделены на демографические, экономические, экологические, социально-биологические, социально-политические, социально-экономические, культурно- и этико-моральные.

Демографические проблемы (перенаселение, миграция, старение людей) ‒ одна из первопричин ряда других глобальных проблем: экологических, в том числе с глобальным изменением климата; проблемы войны и мира; природных катастроф и техногенной безопасности; энергетики, истощения невозобновляемых ресурсов; бедности, занятости, нехватки продовольствия; межэтнического противостояния; религиозной нетерпимости; организованной преступности; терроризма; информационной безопасности; здравоохранения, появления новых болезней; генетической безопасности; наркомании; образования; деградации духовно-нравственной сферы; космические и др.

Каждая нерешенная, непреодоленная глобальная проблема порождает угрозы в соответствующих областях человеческой жизнедеятельности. Знание этих угроз позволяет принимать превентивные меры, снизить потенциальную опасность ‒ путем решения проблемы в целом (чего иногда невозможно или очень трудно достичь) или ослабления негативного влияния отдельных ее составляющих, предотвращения конкретного бедствия, возникающего как следствие нерешенной проблемы.

Конечно, механизмы возникновения конкретных ЧС соответствуют природе проблем их порождающих. ЧС часто выступают в качестве опасного и неприятного признака болезни. Для того чтобы бороться с ним, надо знать саму болезнь и предлагать обществу меры по ее лечению или недопущению появления ее причин.

ХХ в. не только принес новые угрозы и риски человечеству, но и позволил наметить несколько общих путей противостояния глобальным угрозам.

Главное ‒ идея устойчивого развития. В 1992 г. Международная комиссия по охране окружающей среды и развитию (WCED), которую возглавляла премьер-министр Норвегии Гро Харлем Брундтланд, охарактеризовала ее как путь социального, экономического и политического прогресса, позволяющий “удовлетворить нужды настоящего, не подрывая способности будущих поколений удовлетворять их нужды”.

Важным сегодня представляется и стратегическое управление рисками.

В самом деле, мы не можем сразу отказаться от многих опасных технологий, поэтому и эксперты, и политики должны уметь отвечать обществу на вопрос: как сделать более безопасными и надежными существующие технологии; как застраховать риски.

Поиску ответа на него уделяется большое внимание и в России. Ведется большая законодательная работа, связанная с декларированием и страхованием промышленных рисков.

Более того, средства, которые затрачиваются на решение глобальных проблем, на уменьшение числа ЧС, сами могут рассматриваться как своеобразная страховка человечества. Дивиденды в виде повышения производительности труда, улучшения здоровья людей и стабилизации экономики здесь также могут быть очень велики.

Но если мы всерьез хотим следовать идее устойчивого развития и сделать наш мир максимально безопасным, наше сознание должно быть в корне изменено. Анализ многих ЧС, включая крупнейшие, показывает, что зачастую их источником является не только стихия или техника, но и человек. Значительная часть опасностей и риска находится внутри нас. В изменении отношения каждого человека к себе и другим людям - огромный ресурс и для решения глобальных проблем, и для повышения устойчивости нашего развития.

Угрозы, естественно, существуют и в России. При этом они, повторим, как и в большинстве стран, проявляются с некоторыми особенностями нашей страны. В качестве таковых можно назвать российскую ментальность, историю национальных традиций, своеобразие процессов демократизации и перехода к рынку, демилитаризацию и конверсию, многонациональный состав населения и федеративное устройство государства, масштаб территории и евразийское положение, в среднем относительно низкую плотность населения и другие общественно-политические и территориально-природные реалии.

В России противодействие глобальным угрозам, как и в некоторых промышленно развитых странах, не определяется демографическими приоритетами. Демографический фактор, играющий для планеты в целом и для развивающихся стран, возможно, решающую роль, не является пока достаточно существенным для России, поскольку плотность ее населения в среднем невелика и в настоящее время имеет место тревожная тенденция к ее сокращению.

По мнению многих экспертов, общие темпы и масштабы деградации окружающей среды в нашей стране находятся на среднемировом уровне. При этом по характеру деградации земель и лесов Россия ближе к развивающимся странам, а по выбросам загрязнений в воздушную и водную среду, их массе и разнообразию - к развитым в промышленном отношении. К «особенностям» России следует отнести самую высокую в мире радиационную загрязненность и более высокий по сравнению с другими развитыми странами уровень загрязнения токсичными тяжелыми металлами, пестицидами, органическими соединениями. Это негативно влияет на экономику, придает ее развитию экстенсивный характер, сопровождающийся одноцелевым использованием многих видов природных ресурсов многоцелевого назначения, огромными объемами добычи природного сырья, концентрацией производств в немногих регионах и центрах без учета хозяйственной емкости соответствующих экосистем; отсутствием мощностей по переработке бытовых и производственных отходов. К этому следует добавить наличие на большинстве предприятий устаревших технологий, ненадежность технологического оборудования, обусловленную старением ОПФ и т.д.

Среди важнейших факторов, определяющих устойчивость развития экономики ‒ природные катастрофы, уносящие ежегодно тысячи человеческих жизней, материальных ценностей. Несмотря на развитие научных знаний и технологий, ущерб ежегодно возрастает.

До недавнего времени усилия многих стран по уменьшению опасности стихийных бедствий были направлены на ликвидацию их последствий, на оказание помощи в виде материальных, технических и медицинских услуг, поставку продуктов питания и т.д.

Однако необратимый рост числа природных ЧС и связанного с ними ущерба делает эти усилия все менее эффективными и выдвигает в качестве приоритетной новую задачу ‒ прогнозирование и предупреждение. В итоговом документе Всемирной конференции по природным катастрофам, состоявшейся в мае 1994 г. в Иокогаме (Япония), записано: “Лучше предупредить стихийные бедствия, чем устранять их последствия”. Нельзя считать, что человеческое общество находится в состоянии безысходности, полной обреченности перед лицом стихий. Имеющиеся научные знания, накопленный опыт позволяют говорить о путях управления возникающими опасностями прежде всего природно-техногенными, развитие которых связано с деятельностью человека, благодаря чему они контролируются и прогнозируются (по сравнению с ЧС исключительно природного характера).

К сожалению, во многих странах, в том числе и России, к прогнозированию и предупреждению природных катастроф до сих пор относятся как к расточительной и не оправдывающей себя цели, не вписывающейся в повседневные экономические, социальные и политические проблемы.

Затраты на прогнозирование и обеспечение готовности к стихийным бедствиям примерно в 15 раз меньше по сравнению с величиной предотвращенного ущерба.

Развитие техногенной сферы в ХХ в. имело исключительно высокие темпы в сравнении с предыдущими столетиями и привело как в каждой из индустриально развитых стран, так и во всем мире к двум диаметрально противоположным последствиям:

· выдающиеся достижения в электронной, атомной, космической, авиационной, энергетической и химической технике, в биологии, генной инженерии, продвинувшие человечество на принципиально новые рубежи во всех сферах жизнедеятельности;

· невиданные ранее потенциальные и реальные угрозы человеку, созданным им объектам, локальной и глобальной среде обитания не только в военное, но и в мирное время.

Анализ и обобщение многочисленных данных (измеряемых тысячами и десятками тысяч в наиболее развитых странах) позволили провести классификацию природных и техногенных ЧС:

по масштабам охваченных ими стран и территорий, по числу жертв и пострадавших, по экономическому и экологическому ущербу ‒ федеральные, межрегиональные, региональные, межмуниципальные, муниципальные и локальные ЧС;

по степени потенциальной опасности на объектах: объекты ядерной, химической, металлургической и горнодобывающей промышленности; уникальные инженерные сооружения (плотины, эстакады, нефтехранилища); транспортные системы (аэрокосмические, надводные и подводные, наземные и подземные), перевозящие опасные грузы и большие массы людей; магистральные газо- и нефтепродуктопроводы; объекты оборонного комплекса: ракетно-космические и самолетные системы с ядерными и обычными зарядами, атомные подводные лодки и морские суда, крупные склады обычных и химических вооружений.

Аварии и катастрофы могут инициироваться опасными природными явлениями - землетрясениями, ураганами, штормами ‒ сопровождаться радиационными и химическими повреждениями и заражениями, взрывами, пожарами, обрушениями. Типы и параметры поражающих факторов при этом могут изменяться в весьма широких пределах.

Тревога за судьбы человечества и всей биосферы охватила целые слои населения, затронула государственные структуры, стала элементом внутренней и внешней политики: возникла необходимость определить дальнейшую траекторию мирового развития, для преодоления угроз требуются согласованные и радикальные меры всех государств, всего мирового сообщества ‒ целенаправленный крутой поворот в своем развитии, сравнимый по значению с промышленной и научно-технической революциями.

 

1.2. Основы безопасности и устойчивого развития России

Развитие общества может быть устойчивым, если характеризуется необратимым, направленным и закономерным увеличением эффективности и масштабов общественного производства, повышением уровня жизни людей, ‒ плюс саморегуляция взаимоотношений человека с окружающей средой и обеспечение удовлетворения потребностей нынешнего поколения без ущерба для будущих.

Непременным условием устойчивого развития общества, напомним, является безопасность человека и окружающей среды, их защищенность от воздействия вредных природно-техногенных и социальных факторов (военные конфликты, политические кризисы и т.п.). Безопасность и устойчивость развития общества - два взаимосвязанных понятия, имеющих важное значение при выборе ориентиров и достижения определенного материального и духовного уровней жизни людей.

Сейчас наша страна, разработав государственную стратегию устойчивого развития, готовится к ее реализации. Однако, отдавая должное эколого-экономическому императиву, следует иметь в виду, что общество не сможет развиваться устойчиво, не решив, например, проблем войны и мира, межэтнических противоречий, религиозной нетерпимости, транснациональной организованной преступности, природных и техногенных катастроф. Поэтому каждая национальная стратегия должна предусматривать необходимые меры в области безопасности. В декабре 1997 г. Президентом Российской Федерации утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Она определила национальные интересы страны в области экономики, во внешнеэкономической и внутриполитической сферах, в сфере борьбы с преступностью и коррупцией, в области духовной жизни, культуры и науки, в международной, оборонной, информационной сферах. Национальные интересы России носят долгосрочный характер и определяют ее основные цели, формируют стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики, сочетают в себе основные интересы личности, общества, государства и полностью соответствуют необходимости радикального решения глобальных проблем.

Экономический кризис, высокий уровень инфляции, продолжающееся снижение производства, рост безработицы, ухудшение материального положения трудящихся приводят к падению уровня независимости, экономической безопасности России.

Показатели устойчивости развития общественной системы:

качественные:

· стабильность в реализации социальных, технологических и организационных возможностей; устойчивость условий существования;

· способность к самоусовершенствованию; гибкость в установлении взаимодействия элементов в их пространственно-временной организованности;

· социально-политическая целостность (внутренний престиж);

· роль и место в мировом хозяйстве и мировой политике (внешний престиж);

количественные:

· производство и потребление национального дохода;

· абсолютные и относительные размеры прибавочного продукта;

· использование трудовых, временных и материальных ресурсов;

· производительности труда, новой техники и технологий.

Промышленное производство, сконцентрировав в себе колоссальные запасы различных видов энергии, вредных веществ и материалов, стало постоянным источником серьезной техногенной опасности, аварий, сопровождающихся ЧС.

Вся повседневная деятельность людей направлена на удовлетворение физиологических, социальных и духовных потребностей, включая обеспечение жизни и здоровья личности.

Федеральный закон “О безопасности”, принятый Госдумой, определяет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства. “Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз” [3].

Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. Общая теория безопасности определяет основные объекты безопасности: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Ключевые категории безопасности: «интересы», «угрозы», «защита» («защищенность»). От их конкретного содержательного наполнения в значительной степени зависят формы, методы, средства обеспечения безопасности, а также государственных органов или структур, которые выступают субъектами по отношению к тому или иному виду безопасности.

Основные функции системы безопасности:

· выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

· создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

· управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при ЧС;

· осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших от ЧС;

· участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) стала неотъемлемым компонентом общей системы безопасности личности, общества и государства с учетом потенциальных угроз, а реализация ее целей – составной частью всеобъемлющей безопасности Российской Федерации.

Согласно возложенным на РСЧС, ГО, МЧС России задачам они участвуют в обеспечении основных видов безопасности государства:

· оборонной (войска ГО, в перспективе мобильные центры);

· экономической;

· экологической;

· промышленной;

· безопасности населения в ЧС.

Такой подход обусловлен тем, что угроза природно-техногенных катастроф постоянно возрастает. За последние 30 лет число разрушительных природно-техногенных катастроф с ущербом более 1% ВНП возросло более чем в четыре раза, с числом погибших более 100 чел. - в два раза [1].

Основные цели системы природно-техногенной безопасности:

· защита жизненно важных интересов личности, общества и государства от природных и техногенных опасностей и угроз;

· эффективное противодействие внутренним и внешним природно-техногенным угрозам;

· обеспечение безопасности жизнедеятельности населения в ЧС.

Цели достигаются решением задач:

· снижение риска возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий;

· защита населения, попавшего в зоны ЧС и пострадавшего от ЧС;

· экстренное реагирование, ликвидация ЧС;

· восстановление безопасности жизнедеятельности населения на территориях, пострадавших от ЧС.

Все необходимые системные признаки для определенной самостоятельной сферы безопасности имеются, которые у РСЧС и МЧС России несут ответственность за проведение единой государственной политики предупреждения и ликвидации ЧС и имеют целью обеспечение безопасности населения, защиты жизни, здоровья, труда, окружающей среды, жизненных средств, материальных и духовных ценностей общества от потенциальных угроз и опасностей ЧС мирного и военного времени. Иными словами, конечная цель состоит в поддержании и восстановлении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства с учетом потенциальных угроз и последствий ЧС различного масштаба и характера.

Логично теперь сделать следующий шаг и определить одним собирательным понятием эту сферу “гражданская безопасность”, объекты которой ‒ человек, общество и государство в условиях ЧС мирного и военного времени.

Гражданская безопасность (гражданская защита) есть составной элемент системы федеральной безопасности, а ее обеспечение – важнейшая функция государства как субъекта безопасности в целом.

Учитывая единство задач мирного и военного времени, можно кратко резюмировать, что гражданская защита есть защита от катастроф и бедствий в мирное время плюс ведение ГО при воздействии противника в военное время.

Гражданская защита достигается: проведением единой государственной политики в области безопасности; своевременным предотвращением или предупреждением ЧС, повышением устойчивости функционирования объектов, их защитой от поражающих воздействий и последствий ЧС; заблаговременной подготовкой, оперативным реагированием и управлением при возникновении ЧС; восстановлением безопасности жизнедеятельности в зоне бедствия.

Для обеспечения безопасности необходимо устойчивое функционирование территориальных и отраслевых звеньев экономики, в том числе и при ЧС.

Устойчивость в широком смысле является составной частью безопасности, прежде всего экономической, экологической, промышленной. Уровень безопасности, соответствующий тому или иному состоянию общества, его научно-техническим и экономическим возможностям, имеет стохастическую природу и определяется целым рядом случайных явлений для возложенных на РСЧС, ГО, МЧС видов безопасности:

· опасных природных явлений, техногенных аварий, катастроф; возможный ущерб при этих событиях;

· степень негативного воздействия на человека и окружающую среду вяло протекающих природных и техногенных процессов при сохранении на макроуровне равновесного состояния экосистем;

· вероятность перерастания неблагоприятной экологической обстановки в кризисную и катастрофическую и возникновения ЧС.

Эти вероятностные характеристики по сути выражают риск определенных событий:

· экологические ЧС;

· опасные природные явления, техногенные аварии, катастрофы;

· ухудшение здоровья человека, негативные изменения в окружающей среде и т.п. при неэкстремальных условиях.

Уровень безопасности, удовлетворяющий общество, выбор стратегии ее обеспечения, с учетом путей развития экономики, инвестиционных намерений на тех или иных территориях и в регионах, осуществляется исходя из определенных принципов.

Закон “О безопасности” определяет следующие принципы обеспечения безопасности:

· законность;

· соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;

· взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;

· интеграция с международными системами безопасности.

Кроме того, на основе анализа международной и отечественной практики можно назвать еще несколько таких принципов:

· безусловный примат безопасности ‒ важнейшего качества жизни и социального прогресса;

· приемлемый приоритет, в соответствии с которым устанавливается нижний (допустимый) и верхний (желаемый) уровни опасности, и в этом интервале, с учетом социально-экономических и других соображений, выбирается приемлемый уровень опасности;

· минимальный уровень риска устанавливается настолько низким, насколько это реально допустимо исходя из того, что любые затраты на защиту человека и окружающей среды являются оправданными;

· последовательность приближения к абсолютной безопасности, т.е. к нулевому риску;

· несоизмеримость экономического ущерба от ЧС ‒ и социального, и обсусловленный приоритет последнего;

· компромисс между поколениями (безопасность детей и внуков дороже сегодняшних благ);

· другие принципы (сочетание или развитие вышеприведенных).

При установлении целесообразного и приемлемого для общества уровней опасности возникает необходимость анализа условий и путей устойчивого развития общества, с учетом материальных и духовных стимулов и приоритетов.

Проведение количественного анализа возможно лишь при наличии адекватных критериев выбора оптимального уровня опасности в рамках тех требований, которые предъявляются к нему обществом, например:

· валовой национальный продукт (ВНП);

· качество жизни (КЖ);

· ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ);

· стоимость увеличения ОПЖ.

Валовой национальный продукт – это все материальные ценности, создаваемые обществом за определенный период (обычно за год), в денежном выражении.

Исчисленный в деньгах и отнесенный к общему количеству людей, он составляет средний доход на душу населения. Величина ВНП непосредственно влияет на такие важные показатели уровня жизни, как КЖ и ОПЖ.

Качество жизни обычно характеризуется наличием возможностей для отдыха, занятий спортом, искусством, получения образования и т.п. С КЖ принято связывать возможность приобретения предметов не первой необходимости и роскоши, избыток услуг. КЖ как критерий безопасности не является самостоятельным критерием в силу недостаточной представительности. Он может использоваться в совокупности с другими критериями.

Ожидаемая продолжительность жизни в настоящее время считается наиболее приемлемым критерием для оптимизации уровня безопасности. Этот критерий обладает достаточной представительностью, поскольку именно на нем сказываются техногенные и природные воздействия. С другой стороны,ОПЖ зависит от среднего дохода на душу населения, а следовательно от ВНП.

Устойчивое развитие общества характеризуется постоянным ростом ОПЖ. При этом оптимизация темпов роста ОПЖ предусматривается исходя из интересов как настоящего, так и будущего поколений и проводится с учетом прогнозируемых техногенных, экологических и других нагрузок на объекты биосферы, а также с учетом социально-экономических соображений.

Стоимость увеличения ОПЖ, так же, как и КЖ, может использоваться в виде дополнительного критерия при оптимизации уровня безопасности.

Уровень безопасности существенно зависит от структурной и инвестиционной политики государства и является индикатором социально-экономического благополучия региона и государства. В связи с этим важное значение имеет принятая за основу концепция территориального размещения производственных и других ПОО, являющихся источниками техногенной опасности. Как известно, концентрация производства влечет за собой экономию текущих и капитальных затрат, что обусловлено ростом производства. Однако при высокой концентрации производства вступает в силу другой фактор - увеличивающийся ущерб при крупных авариях в случае землетрясения, акта терроризма или попадания в ОЭ боевого средства. Это касается прежде всего ОПО.

При размещении ОЭ необходимо учитывать и социальные аспекты: промышленность тяготеет к городам и поселкам с хорошо развитой инфраструктурой, увеличивая риск крупных социальных потерь при авариях, катастрофах и других ЧС.

Уровень безопасности в значительной мере зависит от эффективности проектно-конструкторских решений по созданию ОЭ, особенно ПОО и ОПО. Поиск эффективных решений проводится с учетом затрат на повышение надежности, безопасности технических систем, качества выпускаемой продукции, с учетом временного и социальных факторов.

Новые сложные проблемы не решить без глубокой научной, конструкторской проработки, анализа и использования накопленного опыта.

Создание и освоение новых поколений технологий, материалов, машин, инженерных сооружений с использованием законодательных основ и критериев безопасности позволяет перейти к осуществлению крупнейших национальных и международных проектов по предотвращению национальных и международных катастроф.

Обеспечение безопасного, устойчивого развития общества, противодействие ЧС в мирное и военное время является крайне сложным делом. Для его осуществления необходимы прочная нормативно-правовая база, совершенные методы работ, современная техника. Требуется привлечение значительных трудовых, материальных, финансовых и других ресурсов, умелое и рациональное их использование. Организаторы таких работ должны обладать широким диапазоном знаний как в области комплексных подходов, так и в специфических узкопрофессиональных вопросах, умением анализировать быстроменяющуюся обстановку.

 

1.3. Основы устойчивости функционирования экономики

Человечество сегодня имеет возможность уничтожить не только себя, но и все живое на Земле. При этом речь идет не только о разрушительных видах современных средств поражения, но и об авариях и катастрофах: авария на ЧАЭС (1986), катастрофа под Уфой (1989), авария на Саяно-Шушенской станции (2010), Бхопал в Индии (1984), терракт в США (2001), кораблекрушения нефтеналивных танкеров и т.д.

Статистика МЧС России, обширный справочный материал по проблемам безопасности высвечивают влияние промышленных аварий и катастроф на экологию страны. В частности констатируется, что состояние технической безопасности и противоаварийной устойчивости ОЭ - при снижении объемов и темпов производства - продолжает ухудшаться, а уровень аварийности возрастает.

Пожары, взрывы, выбросы радиоактивных, взрывопожароопасных и токсичных продуктов, другие инциденты все чаще становятся причиной травматизма и гибели людей, оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Этот негатив в ближайшие годы будет расти и вызовет увеличение ежегодных затрат на ликвидацию последствий с 1–2% ВНП в настоящее время до 4–5% в будущем, что больше, чем ныне расходует Россия на здравоохранение и охрану окружающей среды.

По данным РАН, смерть и увечья ежегодно настигают более 300 тыс. чел. Прямые материальные потери – 3–5% ВНП, а косвенные ‒ в среднем вдвое больше. В последние годы материальные потери возрастают ежегодно на

10-30% и в несколько раз превосходят потери в промышленно развитых странах (несмотря на резкий спад производства в России).

По прогнозу, даже после стабилизационного периода в развитии России возможный прирост ВНП будет не в состоянии компенсировать ежегодные 10–12% его потери от аварий и катастроф [1].

1.3.1. Основные причины роста количества чрезвычайных ситуаций

Изношенность и старение значительной части ОПФ

Например, на предприятиях химического комплекса ОПФ со сроком эксплуатации 20 лет составляют 70 – 75 %, а на ряде ОЭ оборудование эксплуатируется свыше 30 лет [4].

Ежегодно растет число ненадежных трубопроводов (срок службы более 30 лет). Особенно тревожная ситуация в Москве и Санкт-Петербурге, где сотни километров газопроводов эксплуатируются более 40 лет.

 

Падение технологической и производственной дисциплины

Среди причин возникновения аварий доминирует человеческий фактор. В связи с отменой ряда ведомственных документов о порядке организационной работы по безопасности, а также затянувшейся структурной перестройкой резко ослаблено управление безопасностью на производстве. Новые экономические структуры (корпорации, концерны, ассоциации и т.п.) мало занимаются вопросами обеспечения безопасности промышленного производства.

 

Распад техносферы СССР

В СССР техносфера формировалась как единое целое. Нарушение прежних хозяйственных связей привело к ухудшению материального снабжения производства запчастями, срыву сроков профилактических и ремонтных работ, а следовательно, к снижению противоаварийной устойчивости. Прекращение выпуска весьма дефицитной продукции (для промышленности, строительства и АПК) приводит к огромным материальным потерям.

 

Отсутствие экономического стимулирования безопасного производства, слабая нормативная база

 

Отсталость и несоответствие применяемых технологий

современным требованиям

Анализ причин и последствий крупных аварий показал, что сложные ОЭ, наиболее опасные для людей и природы, проектируются с использованием традиционных правил. Сегодня на трубопроводном транспорте эксплуатируются десятки тысяч ненадежных и негерметичных насосов, что является причиной около 30% аварий [4].

Не соответствующий современным требованиям уровень научных исследований по промышленной безопасности тормозит конструкторскую и проектную работу, организационную перестройку системы обеспечения безопасности и противоаварийной устойчивости промышленных производств. С целью повышения уровня промышленной безопасности принят ряд постановлений Правительства. В качестве фундаментальных и прикладных научных исследований можно привести пример ГНТП (Государственная научно-техническая программа) "Безопасность населения и народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф". Основные направления этой программы координируют Министерство образования и науки РФ, РАН, МЧС России, Ростехнадзор и другие Федеральные министерства и ведомства.

 

Ослабление деятельности органов государственного надзора

прежде всего связано с уходом из них наиболее квалифицированных кадров (низкая оплата труда). Требуется дальнейшее совершенствование системы госнадзора, повышение статуса надзорных органов: они порой организуют ненужную опеку предприятий и подменяют функции ведомственного контроля.

 

1.3.2. Общие требования по повышению устойчивости отраслевых и территориальных звеньев экономики

Проблемы повышения устойчивости функционирования экономики в экстремальных условиях, главным образом, в военное время привлекают внимание исследователей уже не один десяток лет. И в предвоенные годы, и впоследствии, когда всесторонне осмысливается опыт работы промышленности и сельского хозяйства в Великую Отечественную войну, было приложено много усилий для определения н



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: