Правовые основы деятельности по обеспечению устойчивости ОЭ




 

Важное социальное и экономическое значение имеет планирование и осуществление в муниципальных образованиях (городах, городских округах, муниципальных районах) и на ОЭ мероприятий по предупреждению и ликвидации возможных ЧС, а в идеале − по существенному сокращению количества ЧС. Такая система мероприятий должна охватывать все уровни управления государством и все системы и подсистемы экономики.

Накопленный опыт показывает необходимость и актуальность дальнейшего развития нормативной правовой базы в области предупреждения ЧС на ОЭ. Эта деятельность в основном направлена на создание правового поля для успешного выполнения задач по предупреждению ЧС на ОЭ в мирное и военное время.

В условиях динамичного развития федерального законодательства и разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления эта работа особо актуальна.

Система нормативных правовых документов, регулирующих вопросы в области планирования предупреждения ЧС на ОЭ представлена на рис.8.

В обязанности ОЭ, напомним, независимо от их организационно-правовой формы, входят планирование и проведение мероприятий по предупреждению ЧС, повышению устойчивости функционирования и обеспечению жизнедеятельности РиС в ЧС.

Основные документы в области планирования и предупреждения ЧС на ОЭ:

- Паспорт безопасности опасного объекта (Паспорт безопасности);

- Декларация промышленной безопасности ОПО (декларация безопасности);

- План действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера (План действий);

- План ГО и защиты населения.

В этот перечень может быть добавлен «План повышения защищенности критически важных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов», что в значительной степени увеличивает административную нагрузку по планированию на организации, включенные в «Перечень критически важных объектов Российской Федерации».

Анализ нормативных правовых актов в области планирования мероприятий по предупреждению ЧС на ОЭ показал, что основным разрабатываемым документом является План действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Тем не менее, типовой План действий нормативными правовыми актами (табл.1) не утвержден.

 

Правовые документы

 

 

 
 

 

 


Рис. 8. Структура нормативных правовых документов

Очевидно, что в зависимости от классификации ОЭ (по предназначению, видам деятельности, выпускаемой продукции, наличию опасных производств, расположению на местности, численности наибольшей работающей смены и т.п.) мероприятия по предупреждению ЧС, отражаемые в Плане действий, должны отличаться в определенной степени.

Систематизированные данные о составе документальной базы по проблеме предупреждения ЧС на ОЭ представлены в табл. 2.

Анализ нормативных правовых актов показывает, что административная нагрузка на ОЭ в области планирования предупреждения ЧС довольно значительна. Опасные производства, согласно федеральным законам, постановлениям Правительства, нормативным актам обязаны составлять 11–13 документов (планов, деклараций, паспортов), в той или иной степени направленных на предупреждение ЧС и в значительной степени дублирующих друг друга.

Предложен макет Плана действий:

1. Краткая географическая и социально-экономическая характеристика ОЭ и оценка возможной обстановки на его территории при возникновении ЧС.

2. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий и катастроф:

2.1. Мероприятия, выполняемые в режиме повседневной деятельности;

2.2. Мероприятия при угрозе ЧС;

2.3. Мероприятия при возникновении ЧС).

В составе Плана действий целесообразно иметь пять приложений:

Приложение 1. «Возможная обстановка при возникновении ЧС»

Приложение 2. «Календарный план основных мероприятий объекта при угрозе и возникновении ЧС».

Приложение 3. «Решение председателя объектовой комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности подсистемы РСЧС по ликвидации ЧС».

Приложение 4. «Расчет сил и средств объектовой подсистемы РСЧС, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении ЧС».

Приложение 5. «Организация управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении ЧС».

 

 

Таблица 1

Состав нормативной базы планирования мероприятий

по предупреждению ЧС на ОЭ

 

Название документа Основание для разработки Область применения
     
1. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций 1.Федеральный закон от 21.12.1994 г., №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» 2.Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 г., №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» 3.Постановление правительства Москвы от 01.08.2001 г., №692-РП «О переработке Плана действий города Москвы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» 4.Приказ МЧС РФ от 28.02.2003 г., №105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения» На ПОО и объектах жизнеобеспечения
2. План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов 1.Постановление Правительства РФ от 15.04.2002 г., №240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ» 2.Приказ МЧС от 28.12.2004 г., №621 «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов»     В организациях, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и использование нефти и нефтепродуктов (включая администрацию портов)
     
3. План локализации и ликвидации аварийных ситуаций Федеральный закон от 21.07.1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» Во всех организациях, эксплуатирующих взрывопожароопасные и химически опасные производственные объекты, на которых возможны аварии, сопровождающиеся залповыми выбросами взрывопожароопасных и токсичных веществ, взрывами в аппаратуре, производственных помещениях и наружных установках, которые могут привести к разрушению зданий, сооружений, технологического оборудования, поражению людей.
4. План ликвидации аварий Постановление Госгортехнадзора РФ от 19.07.2003 г. №96 «Об утверждении Инструкции по составлению планов ликвидации аварий и защиты персонала на взрывопожароопасных производственных объектах хранения, переработки и использования растительного сырья» В поднадзорных органам Ростехнадзора организациях по хранению, переработке и использованию растительного сырья (для всех участков, цехов, отделений, где возможны аварийные ситуации, связанные со взрывами и пожарами в оборудовании, силовых, производственных помещениях и сооружениях, которые способны привести к разрушению технологического оборудования, зданий, сооружений, к травмированию и гибели людей)
5. План мероприятий по обеспечению промышленной безопасности Постановление Правительства РФ от 10.03.1999 г. №263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» Всеми юридическими лицами, осуществляющими эксплуатацию ОПО
6. Планы (карточки) тушения пожара Федеральный закон от 21.12.1994 г., №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изменениями от 22.08.1995; 18.04.1996; 24.01.1998; 07.11, 27.12.2000; 06.08.2001; 25.07.2002; 10.01.2003; 10.05, 29.06, 22.08, 29.12.2004; 01.04, 09.05.2005; 02.02, 25.10, 18.12.2006; 26.04, 18.10.2007; 22.07.2008 В организациях, включенных в приложение к Методическим рекомендациям по разработке плана (карточек) тушения пожара, утвержденных зам. Министра МЧС России Е.А.Серебренниковым
     
7. План повышения защищенности критически важного объекта от угроз техногенного, природного характера и террористических актов В организациях, включенных в Перечень критически важных объектов РФ, утвержденный Правительством РФ 23.03.2006 г., №411-рс
8. План гражданской обороны и защиты населения Федеральный закон от 12.02.1998 г., №28−ФЗ «О гражданской обороне» Методические рекомендации по планированию действий по предупреждению и ликвидации ЧС и мероприятий ГО. Департамент гражданской защиты МЧС, 2004

 

Таблица 2

Состав нормативной базы по предупреждению ЧС на ОЭ

 

Название документа Основание для разработки Область применения
     
1. Декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта (Декларация безопасности)   Федеральный закон от 21.07.1997 г., №116−ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов (с изменениями от 7.08.2000; 10.01.2003; 22.08.2004; 9.05.2005; 18.12.2006) ОПО, на которых хранятся, получаются, используются, перерабатываются, образуются, транспортируются, уничтожаются вещества (воспламеняющиеся газы, горючие жидкости; токсичные, высокотоксичные, окисляющие вещества, вещества, представляющие опасность для окружающей среды), − в количествах, указанных в Приложении 2 федерального закона от 21.07.1997г., №116-ФЗ
2. Паспорт безопасности опасного объекта Приказ МЧС России от 04.11.2004 г., №506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта» На ОЭ, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих радиоактивные, пожаровзрывоопасные, АХОВ, БС
3. Положение о производственном контроле Постановление Правительства РФ от 10.03.1999 г., №263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» На ОПО
     
4. Паспорт взрывобезопасности Постановление Правительства РФ от 10.03.1999 г., №263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» На ОПО, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся и транспортируются опасные вещества (растительное сырье и продукты его переработки), способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также способные образовывать взрывоопасные пылевоздушные смеси
5. Паспорт антитеррористической защищенности Федеральные законы РФ от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму»; от 25.07.2002 г., №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»   На объектах розничной торговли, общественного питания и рынках, объектах образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры и спорта, коллективного размещения (гостиницы, гостиничные предприятия)    
6. Раздел «Инженерно- технические мероприятии ГО. Мероприятия по предупреждению ЧС» Федеральный закон от 29.12.2004 г., №190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации»; СНиП 2.01.51−90 На ПОО

 

В составе Плана действий целесообразно иметь приложения:

1. Возможная обстановка при возникновении ЧС

2. Календарный план основных мероприятий ОЭ при угрозе и возникновении ЧС

3. Решение председателя объектовой комиссии по ЧС и пожарной безопасности подсистемы РСЧС по ликвидации ЧС

4. Расчет сил и средств объектовой подсистемы РСЧС, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении ЧС

5. Организация управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении ЧС

 

Контрольные вопросы

1. Основные правовые документы в области планирования и предупреждения ЧС на ОЭ

2. Структура Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС

3. Область применения Плана действий..

4. Структура Декларации промышленной безопасности

5. Структура паспорта безопасности опасного объекта

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: