Функции уголовно-процессуальной деятельности




 

Уголовно-процессуальная деятельность имеет определен­ные направления, связанные со специальным назначением и ролью в уголовном судопроизводстве каждого из его участ­ников. Такие виды, направления действий субъектов участников уголовного процесса, обусловленные их ролью, на­значением и целью участия в деле, называются уголовно-процессуальными функциями. Функции служат объектив­ным показателем непосредственной цели, назначения и предмета деятельности субъекта, определяют его правовой, статус, роль и место в уголовном процессе. Круг функций, формы и границы их осуществления установлены законом. Если субъект действует не согласно с предписанной законом функцией, то это свидетельствует не о свободе выбора фун­кции, а о нарушении функции.

Те функции, осуществление которых так или иначе свя­зано с достижением общих целей процесса или определен­ной их части, относятся к числу основных. Эти функции выполняют органы государства (в силу публично-правовых обязанностей), а также участники процесса и участники су­дебного разбирательства. Основные процессуальные функ­ции взаимно связаны, обусловлены друг другом и в своем единстве обеспечивают правильный ход и исход дела.

При производстве предварительного следствия (дозна­ния) следователь (орган дознания по делам, не требующим предварительного следствия) направляет свои усилия на об­наружение и раскрытие преступлений, их предупреждение, выявление причин и условий, способствовавших соверше­нию преступлений, исследование всех обстоятельств, связан­ных с общественно опасными деяниями, решает вопрос о дальнейшем движении дела и тем самым выполняет функ­цию предварительного расследования. Указанная функция в качестве составного элемента включает в себя обвинение. Следователь, формулируя и предъявляя обвинение обвиняе­мому, применяет к нему меры процессуального принужде­ния, составляет обвинительное заключение, в котором указывает, какое преступление совершил обвиняемый и по ка­кому обвинению может быть назначено судебное заседание.

Функция защиты состоит в действиях обвиняемого и его защитника, направленных на полное или частичное опро­вержение обвинения, выяснение обстоятельств, свидетель­ствующих о невиновности обвиняемого либо о меньшей сте­пени его вины. Для обвиняемого осуществление данной функции — право, для защитника — обязанность. Защит­ник обязан использовать все указанные в законе средства и способы защиты в- целях выявления обстоятельств, оправ­дывающих подозреваемого или обвиняемого, смягчающих их ответственность, оказывать им необходимую юридическую помощь.

В стадии расследования осуществляется также функция прокурорского надзора за точным и единообразным испол­нением законов, которая является одинаково важной для всех стадий уголовного процесса.

В судебном разбирательстве уголовно-процессуальные функции распределяются между его участниками и судом.

Прокурор поддерживает перед судом государственное обвинение. В качестве государственного обвинителя он изоб­личает подсудимого в совершении преступления, доказыва­ет его вину, добивается применения к нему справедливого наказания либо мер общественного или воспитательного воз­действия.

Государственное обвинение как особая форма и метод осуществления функции надзора за законностью занимает основное место среди других видов обвинения в судебном разбирательстве — общественного, поддерживаемого обще­ственными обвинителями, и личного (гражданского), под­держиваемого потерпевшим. Оно является наиболее острым способом реагирования прокурора на факты преступного нарушения закона и находит выражение по большинству уголовных дел.

Общественное обвинение, будучи каналом передачи све­дений об общественном мнении по поводу оценки преступ­ления и личности подсудимого, позволяет суду лучше разоб­раться в обстоятельствах совершенного деяния и назначить по делу справедливое наказание. Личное обвинение дает возможность гражданам, пострадавшим от преступления, более полно защитить свои права и законные интересы.

Обвинение — обязательный момент правосудия по уго­ловным делам. Без него не возникают функции не только защиты, но и правосудия. Правосудие осуществляется не иначе как в отношении лиц, обвиняемых в совершении пре­ступления. Таким образом, функция обвинения в судебном разбирательстве выполняется государственным обвинителем, общественным обвинителем и потерпевшим.

Дело по существу разрешает суд, осуществляющий функ­цию правосудия. Только суд, который ни от кого не зависим и не связан выводами участников судебного разбиратель­ства, может объективно разрешить уголовное дело и вынес­ти по нему законный и обоснованный приговор. Всесторон­нее, полное и объективное исследование судом всех обстоятельств дела и его разрешение определяют основное содержание функций правосудия.

Указанная функция отделена от остальных процессуаль­ных функций, прежде всего от обвинения и защиты. Уго­ловный процесс должен быть построен на началах подлин­ной состязательности. Тем самым предполагаются не только разделение и персонификация функций обвинения, защиты и разрешения дела, не только равноправие сторон обвине­ния и защиты, но и предоставление им в состязательном процессе равных возможностей по воздействию на оконча­тельное решение суда.

Таким образом, ключевыми положениями судебной ре­формы являются:

1) дифференциация форм уголовного судопроизводства;

2) судебный контроль за законностью и обоснованностью производства на ранних стадиях процесса;

3) всемерное развитие принципа состязательности на до­судебных стадиях процесса и в судебном разбирательстве;

4) лишение правосудия обвинительных черт;

5) определение жестких критериев допустимости доказа­тельств и введение практики правил своевременного исклю­чения недопустимых доказательств;

6) расширение прав сторон по собиранию и приобщению доказательств.

Судебный контроль за соблюдением конституционных прав и свобод граждан на предварительном следствии состо­ит в том, что только по решению суда возможны арест, зак­лючение под стражу, обыск, выемка почтово-телеграфной корреспонденции, прослушивание телефонных разговоров. В дальнейшем суд должен получить право рассматривать жалобы на действие должностных лиц, если их решения препятствуют осуществлению правосудия (например, реше­ние прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела; прекращение' производства по делу может быть при опреде­ленных в законе условиях обжаловано потерпевшим и обви­няемым в суде).

Основное преобразование судопроизводства в концепции судебной реформы связано с введением суда с участием присяжных заседателей. Судебное разбирательство с учас­тием присяжных заседателей существенно отличается от об­щих условий и порядка судебного разбирательства, установ­ленного ранее в гл. IX УПК.

Очевидно, что новые нормы разд. X УПК «Производство в суде присяжных», в которых последовательно проведены на­чала состязательности, по-новому выражены права председа­тельствующего судьи, порядок исключения недопустимых до­казательств и др. и изменено содержание кассационного производства, должны оказать влияние на регламентацию по­рядка судебного разбирательства в любом составе суда и на другие институты уголовного процесса.

Важную роль в обеспечении прав и свобод человека и гражданина в уголовном процессе имеют постановления Кон­ституционного Суда РФ. Эти постановления оказывают воз­действие и на правоприменительную практику, и на совер­шенствование законодательства.


Глава 2 Оперативно-розыскная деятельность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: