Понятие, сущность и цели оперативно-розыскной деятельности.




 

Значительная часть преступлений совершаются в условиях латентности, и поэтому их раскрытие и расследование – дело достаточно сложное и трудоемкое, требующее умелого сочетания процессуальных и оперативно-розыскных действий. Раскрыть такие преступления с помощью одних только предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством средств затруднительно, а иногда и невозможно, необходимо использовать оперативно-розыскные мероприятия.

В прежнем и действующем уголовно-процессуальном законодательстве об оперативно-розыскных мерах упоминалось и упоминается лишь в общем виде в статьях, регламентирующих деятельность органов дознания и предусматривающих принятие необходимых оперативно-розыскных мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших[14], проведение розыскных действий по поручению следователя, запрет на использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам. Упоминалось о них в Законе СССР «О внесении изменений и дополнений в Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик».

Долгие годы оперативно-розыскная деятельность осуществлялась при отсутствии какого бы то ни было законодательного регулирования, на основании лишь секретных ведомственных циркуляров. Известно, какую роль тайное осведомительства, тотальная слежка, провокации спецслужб сыграли в массовых репрессиях против ни в чем не повинных граждан.

Принятие в 1992 году Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» явилось несомненным достижением, поскольку впервые в России это острое оружие правоохранительных органов приобрело законодательное закрепление. Однако новизна этого Закона, отсутствие легальной практики предопределили многие его несовершенства, к тому же через год была принята Конституция РФ, в связи с чем законодательство нужно было привести в соответствии с ней.

Демократические преобразования, происходящие в нашем обществе, привели к принятию в 1995 году нового законодательства – ФЗ об ОРД. В соответствии с ним оперативно-розыскная деятельность осуществляется как гласно, так и не гласно в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст.1). Не гласность осуществления оперативно-розыскных мероприятий в связи с поступившей в орган дознания конфиденциальной информацией криминального характера предполагает ограничение отдельных прав граждан со стороны компетентных органов исполнительной власти. Однако позитивным является не то, что не гласность разрешена законом а то, что установленный механизм надзора и контроля за оперативно-розыскной деятельностью в целом соответствует международно-правовым стандартам.

Однако было бы самонадеянностью утверждать, что отныне решены все проблемы, возникающие в связи с осуществлением оперативно-розыскной деятельностью. Применение ФЗ об ОРД, проверка конституционности отдельных его положений Конституционным Судом РФ свидетельствует о том, что он требует совершенствования.

Возможности оперативно-розыскной деятельности достаточно велики, и поэтому игнорирование не гласных мер следует рассматривать как попустительство преступным посягательствам на права и свободы законопослушных граждан со стороны преступников.

Не вызывает сомнение и тот факт, что использование в борьбе с преступностью наряду с гласными и не гласных оперативно-розыскных средств является вынужденной, необходимой мерой. Конституционный Суд РФ в определении по делу о проверки конституционности отдельных положений ФЗ об ОРД по жалобе И.Г. Черновой, в частности указал, что «оперативно-розыскная деятельность… объективно не возможна без значительной степени секретности.

Нормы, обеспечивающие сохранение в тайне необходимых сведений, содержатся в ст. 5, 9, 14, 15, 17 и 21 ФЗ об ОРД.

Оперативно-розыскная деятельность, предназначение которой заключается в том, что бы способствовать органам дознания и предварительного следствия в успешном раскрытии и расследовании преступлений, а так же в розыске лиц скрывавшихся от следствия и суда, с принятием в начале 90-х гг. важных законодательных актов заняла присущая ей место в работе правоохранительных органов.

Одновременно оперативно-розыскная деятельность отличается от уголовно-процессуальной деятельности рядом существенных аспектов. Во-первых, она регламентируется ФЗ об ОРД и осуществляется оперативными подразделениями государственных органов, перечисленных в ст. 13 этого Закона, в то время как уголовно-процессуальная деятельность осуществляется исключительно субъектами, указанными в уголовно-процессуальном законе, т.е. органами предварительного расследование, прокуратуры и судами. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется в порядке, изложенном не только ФЗ об ОРД, но и в закрытых ведомственных нормативных правовых актах, а уголовно-процессуальная – исключительно в порядке предусмотренном УПК.

Во-вторых, оперативно-розыскная деятельность не имеет в своем значительном объеме действий уголовно-процессуального характера, в ней широко применяются не гласные методы и средства, в то время как в уголовно-процессуальной деятельности их применение недопустимо.

В-третьих, оперативно-розыскная деятельность осуществляется на стадии как возбуждения уголовного дела (для обнаружения совершенных и подготавливаемых преступлений и лиц, их совершивших), так и предварительного расследования.

В-четвертых, данные, полученные в результате оперативно-розыскной деятельности, могут использоваться в доказывании по уголовным делам только в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирания, проверку и оценку доказательств.

На территории России право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям следующих органов: МВД России, ФЗБ России, ФАПСИ при Президенте РФ, ФСНП России, ФСО России, ФПС России, ГТК России, СВР России, Минюста России и внешней разведки Минобороны России.

Столь представительный перечень органов является исчерпывающим. Многочисленный штат их оперативных сотрудников призван обеспечить широкое использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего собирание, проверку и оценку доказательств.

Понятие и цели оперативно-розыскной деятельности раскрываются в ст. 1 ФЗ об ОРД. Оперативно-розыскная деятельность – это вид деятельности, осуществляемой гласно и не гласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в приделах их полномочий посредством проведение оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Однако это формулировка не бесспорна и могла бы быть точнее и конкретнее. По мнению В.Л. Ильиных, оперативно-розыскная деятельность является не только одной из основных функций ОВД (наряду с производством предварительного расследования, дознания, административной деятельностью и др.), но и видом государственной деятельности. Она социально обусловлена и направлена на защиту интересов граждан, общества и государства от преступных посягательств. А.И. Александров и А.В. Федоров полагают, что оперативно-розыскная деятельность – это самостоятельный вид деятельности соответствующих государственных органов.

Но не только закон (ст.1 ФЗ об ОРД), но и многие следователи не конкретизируют, каким именно видом государственной деятельности является оперативно-розыскная деятельность. По их мнению недопустимо отождествлять оперативно-розыскную деятельность с правоохранительной деятельной деятельностью. В подтверждение данной позиции А.И. Александров и А.В. Федоров приводят следующие доводы:

Ø Ни в одном из законов нет определения, что же такое правоохранительная деятельность, соответственно рассматривать оперативно-розыскную деятельность, как часть неизвестно чего вряд ли правильно;

Ø Если исходить из того, что оперативно-розыскная деятельность – это часть или вид правоохранительной деятельности, то напрашивается вывод о том, что оперативно-розыскную деятельность осуществляют как правоохранительные органы; однако это не так (например, оперативно-розыскную деятельность в России осуществляют правоохранительные органы и спецслужбы). Кроме того, ни в законодательстве, ни в теории нет единого понимания правоохранительных органов. Полагаем, что нельзя законодательно закреплять не четкие, двусмысленные понятия, категории, термины.

С определенной уверенностью можно утверждать, что оперативно-розыскная деятельность – специфический вид деятельности, являющийся разновидностью опосредованной правовыми нормами государственно-властной деятельности компетентных государственных органов, нацеленной на выполнение социально-полезных задач и функций. Она опирается на законодательные и правовые нормы, но не является полностью юридической, ибо по ряду позиций имеет специфические объекты и содержит фактические отношения и действия.

Оперативно-розыскная деятельность непосредственно связана с деятельностью государства и его органов. Только в России в лице высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти (в пределах их компетенции) может наделять правом осуществления оперативно-розыскной деятельности какие-либо субъекты, возлагать на них определенные обязанности и осуществлять контроль за организацией норм.

В связи с этим оперативно-розыскная деятельность – это основанный на федеральном законе вид социально полезной юридической деятельности уполномоченных на то законодателем субъектов, представляющей собой совокупность поведенческих методов, а так же совершение оперативно-розыскных действий, и осуществляемый с целью защиты человека и общества от преступных посягательств при наличии объективного затруднения или невозможности достижения этой цели посредством реализации иных законных средств.

Система гарантии законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий заключается в правовом регулировании общественных отношений, возникающих в оперативно-розыскной деятельности и в связи с ней. Она проявляется в обеспечении, реализации уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законов; в охране указанных в ст.1 ФЗ об ОРД лиц от преступных посягательств; в предупреждении совершения преступления.

Таким образом оперативно-розыскная деятельность – это предусмотренный федеральным законом вид преимущественно в юридической деятельности осуществляемый в соответствии с системой гарантий законности, гласно и не гласно, оперативными подразделениями государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.

 

 

 


2.2. Задачи оперативно-розыскной деятельности и их роль в уголовном судопроизводстве.

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются требующие разрешения поручения (волеизъявление, наказ) законодателя, предусмотренные ФЗ об Оперативно-розыскной деятельности и другими законодательными актами, составляющими оперативно-розыскное законодательство, посредством выполнения которых достигается цель оперативно-розыскной деятельности (защита от преступных посягательств). Следовательно, задачи оперативно-розыскной деятельности есть определенный этап в достижении цели этой деятельности и одновременно способ такого достижения.

В соответствии со ст. 2 ФЗ об ОРД задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

· Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступления, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

· Осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших лиц;

· Добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России.

Как справедливо отмечается в юридической литературе, к сожалению, в ст. 2 ФЗ об ОРД не нашла своего отражения задача по установлению личности неопознанных трупов, что в определенной мере противоречит положению п.4 ст.7[15].

Объектом оперативно-розыскной деятельности являются (в основном) уголовные преступления, а также лица, их подготавливающие, совершающие или совершивши или же лица, скрывающиеся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющиеся от уголовного наказания. На основании данного обстоятельства очевидна объективная связь оперативно-розыскной деятельности и уголовного судопроизводства. Сведения, полученные оперативно-розыскным путем необходимы для более полного решения задач в интересах уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК РФ).

На ряду с этим в ФЗ об ОРД содержаться задачи иного рода. К ним относится собирание органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность в пределах своих полномочий, данных, необходимых для принятия решений:

1. О допуске к сведениям, к составляющим государственную тайну;

2. о допуске к работам связанным с эксплуатацией объектов, предоставляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды;

3. о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления;

4. об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий;

5. по обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

6. о выдаче разрешения на частную, детективную и охранную деятельность (ч.2 ст.7 ФЗ об ОРД).

Несмотря на то, что эти предписания ФЗ об ОРД содержаться в ст.7, предусматривающий основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а не в ст. 2 «задачи оперативно-розыскной деятельности», они все же остаются задачами данного вида деятельности.

В числе задач оперативно-розыскной деятельности закон называет еще одну, не связанную непосредственно с уголовным судопроизводством: добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической, или экологической безопасности России (п.3 ст.2 ФЗ об ОРД). Ставшие известными органам, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, сведения об этих обстоятельствах также служат основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий (п.2 ч.1 ст.7).

Наличие ФЗ об ОРД последней, достаточно глобальной задачи в известной мере меняет характер оперативно-розыскной деятельности, поскольку придает ей поисковую направленность. Ее решение в большей мере свойственно органам ФЗБ России, которые осуществляют в пределах своих полномочий контрразведывательной и иной деятельности спецслужб и организации иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности России (ч.1 ст.9 ФЗ от 12 апреля 1995 года № 40-ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации»).

Однако есть опасение, что попытка выполнить рассматриваемую, предельно широкую задачу может отвлекать органы осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, от решения их непосредственных задач. Задачу добывания информации о событиях или действиях создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России, как правильно пишет В.И. Зажитский целесообразно было бы сформулировать не в качестве самостоятельной, а виде, в каком она связанна с предыдущими задачами оперативно-розыскной деятельности (ч.2 и 3 ст.2 ФЗ об ОРД)[16].

Следует отметить важность закрепления в законе задачи выявления преступлений и лиц их подготавливающих, совершающих или совершивших, решение которой предполагает проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на поиск и установление признаков криминальных событий и противоправных действий отдельных лиц. Данное положение служит правовой основой для осуществления оперативными аппаратами ОВД поисковой работы, являющейся важнейшим направлением оперативно-розыскной деятельности, и устраняет не точность формулировки оснований для проведения этих мероприятий (ст.7 ФЗ об ОРД).

Зачастую понятия «Выявление» рассматривается, как составная часть раскрытие преступления. Этому способствовало недостаточно четкое определение законодателем задач уголовного судопроизводства, где в дефиниции «раскрытие преступления» объединяются самостоятельные задачи по обнаружению (выявлению) преступного деяния и установлению лиц, его совершивших[17].

Предупредить можно только общественно опасное деяние, которое еще не совершено. Предупредить преступление означает непосредственно воздействовать оперативно-розыскными средствами на лицо (лиц), вынашивающие намерения совершить преступления и предпринимающие для этого определенные действия, либо на причины и условия, позволяющие совершить преступления.

Цель предупреждения преступления состоит в том, чтобы предотвратить преступление общественно опасное поведения еще до того, как соответствующее лицо (лица) приступит к его непосредственному осуществлению. Основанием для предупреждения служат сведения о подготовке определенного лица (лиц) к совершению преступления. Предупреждение может быть осуществлено как в отношении конкретного лица (лиц), так и в отношении неопределенного круга лиц.

Большая роль в предупреждении преступлений отводится лицам, оказывающим органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, содействие на конфиденциальной основе или внедренным в организованные преступные группы[18].

Одно из действенных средств предупреждения преступлений предусмотрено также в ст.15 ФЗ об ОРД, в п. 1 в которой говориться, что при решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в ст.6 Закона, производить при их проведении изъятие предметов, материалов и сообщений, а так же прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а так же угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности России.

Пресечение преступлений означает принятие оперативно-розыскных мер конкретному лицу или группе лиц с целью лишить их реальной возможности продолжать совершение преступления. Эта задача относится к любым совершаемым преступлениям как «очевидным», так и «неочевидным». Способы ее решения могут быть различными: захват преступника с поличным, возбуждение уголовного дела и применение мер пресечения с целью воспрепятствовать совершения преступления и др[19].

Под раскрытием преступлений в рамках оперативно-розыскной деятельности ОВД понимается выявление и сбор фактических данных, позволяющих понять механизм совершения преступления, установить лицо, его совершившее, создать предпосылки к полному возмещению материального ущерба, причиненного преступлением. Для оперативно-розыскной деятельности характерно применение специальных сил, средств и методов, а сама она в отличие от других видов деятельности ОВД протекает в своеобразном режиме - как правило, негласно, в условиях строгого соблюдения конспирации, хотя ее конечные результаты не редко становятся известны обществу. При этом субъекты оперативно-розыскной деятельности непосредственно рискуют своей жизнью, безопасностью и здоровьем.

Применительно к нынешним условиям оперативно-розыскной деятельности неразрывно связанна с потребностью борьбы с преступностью и необходимостью обеспечения неотвратимости ответственности за содеянное. Оперативно розыскная деятельность как легитимную и государственную форму борьбы с преступностью сотрудники, должностные лица оперативных аппаратов осуществляют, руководствуясь предписанием законов и подзаконных актов, обеспечивая при этом соблюдения прав граждан.

В регламентации работы оперативных подразделений значительную долю составляют нормативные правовые акты МВД России, ФСБ России, которые определяют оперативно-розыскные силы, средства и методы, их назначение и условия применения. Как ФЗ об ОРД, так и ведомственные нормативные акты четко обозначают, что оперативно-розыскные меры допустимы только в целях борьбы с преступностью, для обнаружения конкретных преступных деяний и лиц, участвующих в его совершении, при условии строгого соблюдения законности.

По своей сущности разведывательная направленность оперативно-розыскной деятельности в целях борьбы преступностью обусловлена многочисленными ухищрениями преступников, старающихся скрыть факт преступления либо избежать ответственности. Постоянная направленность оперативных органов на поиск и обнаружение не известных для них фактов и обстоятельств, указывающих на возможную подготовку или совершения преступления, на наличие у того или иного лица сведений о месте нахождения разыскиваемого преступника, использование главным образом негласных сил, средств и методов есть проявление одного из важнейших свойств оперативно- розыскной деятельности, однако не исключается применение и гласных мер при ее проведении.

Тем не менее, оперативно-розыскные мероприятия из сугубо карательного инструмента государства преобразуются в средства защиты граждан от противоправных посягательств. Более того, смысл воли законодателя, выраженный в ст. 1 ФЗ об ОРД, определяется с учетом гуманистического характера оперативно-розыскной деятельности как средство защиты, жизни, здоровья, прав и свобод человека гражданина.

Специфической задачей оперативно-розыскной деятельности является розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда. Эта задача направлена на установление места нахождения скрывающегося лица, в отношении которого в определенном уголовно-процессуальным законом порядке вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого; подсудимого, в отношении которого должно состоятся судебное разбирательства; осужденного, в отношении которого судом вынесен обвинительный приговор, не вступивший в законную силу.

Правовым основанием для формулирования следователем задачи розыска обвиняемого служит его постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого. Правовым же основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на осуществление розыска обвиняемого, служит постановление следователя об объявлении розыска (ст.210 УПК РФ). В нем излагаются обстоятельства расследуемого преступления, основания, по которым объявляется розыск, указываются, кому поручается розыск, применение избранной в отношении обвиняемого меры пресечения и куда следует направить его в случае обнаружения. Такое постановление вместе со справкой о личности разыскиваемого обвиняемого, его фотокарточкой или подробным описанием внешности и постановлением об избрании меры пресечения (об аресте) следователь направляет в соответствующий орган, осуществляющий подобную деятельность.

Особую категорию лиц, подлежащих розыску, составляют граждане, уклоняющиеся от уголовного наказания. К ним относятся осужденные, отбывающие наказание по приговору суда, в исправительных учреждениях и совершившие из них побег, а также уклоняющиеся от отбывания наказания осужденные, которым разрешен краткосрочный выезд из мест лишения свободы.

Администрация исправительных учреждений может ставить перед органами, осуществляющими ОРД, задачу розыска конкретных осужденных в случае совершения или побега из мест лишения свободы или с предписанного места жительства. При этом должны быть представлены соответствующие документы, необходимые для организации и проведения розыска. Розыск лиц, пропавших без вести, осуществляется по заявлениям граждан (родственников) и администрации соответствующих учреждений не в связи с совершенным преступлением и без возбуждения уголовного дела. Мотивы заинтересованных сторон получить сведения о без вести пропавшем лице состоят, прежде всего, в желании удостовериться в том, жив ли данный гражданин. Полученные в результате розыска без вести пропавшего гражданина сведения могут быть представлены в суд для принятия его безвестно отсутствующим или объявлением его умершим. В случае установления судом одного из этих юридических фактов заинтересованные лица могут разрешить соответствующие вопросы, вытекающие из гражданско-правовых отношений.

Для успешного поиска без вести пропавшего лица органу, осуществляющему ОРД, важно получить от заинтересованного гражданина как можно больше сведений, характеризующих пропавшего, а также и об обстоятельствах, предшествовавших его исчезновению и последовавших за этим, появляется необходимость изучить и соответствующие документы, которые находятся в государственных органах (учеты задержанных, доставленных в медицинские вытрезвители, приемники распределители, лечебные учреждения, морги и т.п.), а иногда и соответствующие материальные предметы.

Иные задачи, не связанные с уголовным процессом, вытекают из п. 1-6 ст. 7 ФЗ об ОРД. Несмотря на то, что задачи содержаться не в ст. 2 данного закона, их, тем не менее следует рассматривать как задачи ОРД. Особенность последних заключается в том, что принятие на основании данных, полученных оперативно-розыскным путем, соответствующих решений затрагивает права граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч.1 ст. 37 Конституции РФ). Поэтому такие данные должны быть всесторонними, в конечном счете, они были достоверными.

Эти задачи являются побочными, второстепенными по отношению к другим задачам ОРД. Они могут решаться лишь по инициативе соответствующих должностных лиц, а не органов осуществляющих ОРД.

Большое число общественно опасных деяний совершается в условиях неочевидности, с предварительной подготовкой и сокрытием следов преступления, что вызывает на практике затруднения в их раскрытии и расследования. В тех случаях, когда следственным путем раскрыть преступление не представляется возможным, ОВД применяют оперативно-розыскные меры. Они могут также применяться до возбуждения уголовного дела, если в органы милиции поступает информация о совершаемом преступлении, например, хищении. В этом случае необходимо, прежде всего, установить сам факт совершения данного преступления, поэтому ОРД предшествует возбуждению уголовного дела, и вопрос о возбуждении может решаться на основании оперативных материалов (ст. 11 ФЗ об ОРД). Чем раньше будут обнаружены факты замышляемых преступлений, тем больше гарантий, что сотрудники ОВД смогут принять меры профилактического характера для своевременного предупреждения нарушений уголовного закона, либо активными действиями пресечь преступную деятельность.

Оперативно розыскная информация нуждается во всесторонней проверке. Для этого прилагаются усилия для получения сведений о том, какое именно преступление совершенно, какие носители доказательственной информации можно обнаружить и использовать для подтверждения: об очевидцах преступления; об объектах, имеющих отношение к совершенному преступлению; о документах, отражающих незаконные операции с товарно-материальными ценностями и денежными средствами, местах их хранения, и т.д.

Проведение оперативно-розыскной работы не является самоцелью, она проводится одновременно с необходимыми следственными действиями и способствует быстрейшему установлению объективной истины по каждому уголовному делу[20].

Посредством ОРМ устанавливаются лица, совершившие преступление, обнаруживаются вещественные доказательства, разыскиваются свидетели. Оперативно-розыскные действия осуществляются для установления участников, сообщников организаторов совершения преступления, выявление различных установленных законом источников доказательств если обнаружение их следственным путем невозможно или крайне затруднительно.

Одни сведения, полученные в результате проведения оперативно-розыскных действий, передаются следователю и могут быть приобщены к уголовному делу, другие могут служить указаниями на определенные обстоятельства, и дают возможность правильно выбирать направление расследования.

Что касается использования собственной оперативно-розыскной информации, полученной негласным путем, то здесь существуют значительные трудности при определении форм и пределов ознакомления следователей с материалами ОРД, приема и способа ввода негласных предметов и документов в процесс расследования. Сложность проблемы заключается еще в том, что разрешение вопросов использования следователем оперативных материалов непосредственно связанно с проблемой уголовно-процессуального доказывания[21].

Известны два взгляда на значение ОРМ и полученной в ходе их проведения информации для расследования уголовного дела и применения этой информации в процессе доказывания.

Первый из них заключается в том, что ОРМ по обнаружению носителя информации, оказывая существенную помощь в собирании доказательств, все же лежат за пределами уголовно-процессуального доказывания.

Второго взгляда придерживаются те, кто считает, что фактически стирается грань между доказыванием и ОРД. Так, Ф.В. Робозеров утверждает, что оперативно-розыскные меры… правомерно считать одной из составных частей процесса доказывания». Кроме того, предлагается узаконить фактически сложившийся порядок, при котором «раскрывают преступление оперативно-розыскные органы, а следователи «процессуально оформляют» собранные доказательства и проверяют их». То есть проведение тех или иных следственных действий диктуется результатами ОРД, они дополняют оперативно-розыскную работу и являются ее продолжением.

Предметы, материалы и сообщения, связанные с преступлением, являются его следами. Следы преступления, вовлеченные в процесс доказывания по уголовному делу, нередко становится содержанием соответствующих видов доказательств. В принципе это возможно и в случае их изъятия при проведении ОРМ, когда орган осуществляющий ОРД, направит эти материальные предметы и документы следователю или суду, в производстве которых находится конкретное уголовное дела. Но существенная сложность состоит в том, что для придания представленным оперативным материалам статуса соответствующих видов доказательств должен быть указан источник их получения. Однако это может быть сопряжено с разглашением конспиративных сил и средств ОРД, а также других сведений, составляющих государственную тайну.

Таким образом, все оперативно розыскные материалы при разрешении вопроса об их использовании по характеру носителя и содержанию информации можно разделить на две группы: 1) указывающие на место нахождения носителя доказательственной информации и тактику следственных действий; 2) могущие быть доказательствами при соответствующих условиях интерпретации.

2.3. Понятие результатов оперативно-розыскной деятельности и основные формы их использования в уголовном судопроизводстве.

В соответствии с п. 36[22] ст. 5 УПК результаты оперативно-розыскной деятельности – это сведения полученные в соответствии с ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления и скрывавшихся от органов дознания, следствия или суда.

Оперативно-розыскная деятельность и уголовное судопроизводство представляет собой единство процессуального и не процессуального. Это единство заключается не только в проведении следственных действий или оперативно розыскных мероприятиях, т.е. включают не только процедурные вопросы, но и предполагают наряду с добыванием информации ее использование, принятие решений как процессуального, так и оперативно-розыскного характера.

Например, результаты проверочной закупки могут служить основанием для принятия процессуальных решений (возбуждение уголовного дела) и (или) проведения следственных действий (обыск, выемка, осмотр места происшествия). Здесь результат оперативно-розыскной деятельности по существу отождествляется с результатом проведения отдельного оперативно-розыскного мероприятия, а не процессуальное получение информации служит основой для ее последующего использования в рамках уголовного судопроизводства.

В оперативно-розыскной деятельности может достигаться решение конкретной оперативно-розыскной задачи, например выявление признаков преступления. При этом результатом служит наличие конкретной и достоверной информации о преступлении, которой может быть достаточно для возбуждения уголовного дела, проведения отдельных следственных действий или их совокупности, хотя такая информация не обязательно должна быть использована в уголовно процессуальном порядке либо используется не сразу.

Так, принятие процессуальных решений, основанных на результатах оперативно-розыскной деятельности, либо проведение следственных действий может осуществляться лишь после проведения ряда (совокупности) оперативно-розыскных мероприятий, например наблюдения, оперативного внедрения, проверочной закупки, ПТП, контролируемой поставки, даже если результаты любого из них уже сами по себе могли служить основанием для процессуальных решений и действий. Результаты оперативно-розыскной деятельности могут рассматриваться как система проверенных и оцененных оперативных данных либо сведений о фактах, именно с этой целью заводятся ДОУ.

Вместе с тем результаты оперативно-розыскной деятельности имеют не только процессуальное, но и самостоятельное оперативно-розыскное значение, на что в ст. 11 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» прямо указывает законодатель. В ч. 1 этой статьи отмечается, что результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Процессуальное значение результатов оперативно-розыскной деятельности в этом случае имеет место лишь в перспективе.

Следует иметь в виду, что результаты оперативно-розыскной деятельности в силу ее специфики не всегда могут иметь процессуальное значение и официально использоваться в уголовном судопроизводстве. Чаще, наоборот, они выступают лишь в качестве информации, которая может быть легализована в официальных следственных действиях и представлена как их результат. Это может быть вызвана причинами, связанными с реализацией оперативно-розыскного принципа конспирации, преимущественно негласных начал этой деятельности.

Поскольку и в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и в УПК употребляется один и тот же термин «результаты оперативно-розыскной деятельности», важно определиться, чем в конечном счете являются результаты оперативно-розыскной деятельности, в чем сущность данного термина и какого содержание стоящего за ним понятия.

Межведомственная Инструкция о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю прокурору или в суд определяет результаты оперативно-розыскной деятельности несколько иначе, чем УПК; фактические данные, полученные оперативными подразделениями в установленном ФЗ об ОРД порядке, о признаках подготавливаемого, совершаемого, или совершенного п



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: