Своевременно выявлять проблемы и удовлетворять жизненные потребности ребенка с поражением ЦНС.
Возможные проблемы ребенка:
• нарушение дыхания и других жизненно важных функций вследствие гипоксии;
• нарушение питания вследствие расстройства глотательного и сосательного рефлексов;
• нарушение процессов терморегуляции;
• нарушение двигательной активности;
• нарушение формулы сна;
• высокий риск развития иммунодефицитных состояний, присоединения госпитальной инфекции;
• развитие психоневрологических заболеваний (олигофрении, эпилепсии, гидроцефалии и др.);
• поражение опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич, парезы, параличи);
• нарушение полового развития, репродуктивной функции;
• высокий риск инвалидизации;
• угроза для жизни.
Возможные проблемы родителей:
• тревога за ребенка при получении информации о родовой травме у ребенка;
• трудность осознания и адекватной оценки случившегося;
• страх за ребенка, неуверенность в благополучном исходе заболевания;
• чувство вины перед ребенком;
• преждевременное горевание;
• ситуационный кризис в семье.
Сестринское вмешательство.
Помочь родителям восполнить дефицит знаний о факторах риска развития родовой травмы, особенностях течения, возможном прогнозе.
Создать комфортные условия для ребенка в палате интенсивной терапии, поддерживать оптимальный температурный режим, создать возвышенное головное положение в кроватке (под углом 30°), использовать теплое стерильное белье, соблюдать асептику и антисептику с целью профилактики внутрибольничной инфекции. Обращаться с ребенком с большой осторожностью, как можно меньше тревожить, все процедуры выполнять бережно, по возможности, не вынимая из кроватки.
Проводить мониторирование состояния: регистрировать характер дыхания, ЧСС, АД, отмечать наличие возбуждения или сонливости, судорог, срыгиваний, рвоты, анорексии, появление патологических рефлексов и неврологических симптомов.
Осуществлять специализированный уход за ребенком, постоянно вести учет объема и состава получаемой жидкости (питание, инфузионная терапия), контролировать массу тела, измерять температуру каждые 2 часа; проводить смену положений, ревизию и туалет кожных покровов, слизистых оболочек.
Своевременно оказывать доврачебную помощь при возникновении первых признаков неотложных состояний (судороги, гипертермия и др.), выполнять назначения врача. Оценивать эффективность проводимой терапии, вносить изменения в план ухода при присоединении осложнений. Взаимодействовать в бригаде с лечащим врачом и другими специалистами.
Обеспечить ребенка адекватным его состоянию питанием и подобрать соответствующий способ кормления (грудью матери или грудным сцеженным молоком из ложечки или из бутылочки, а при тяжелом состоянии - парентеральный или зондовый). Кормить нужно медленно, малыми порциями, делать частые перерывы, выбрать правильное положение при кормлении (возвышенное положение).
Обучить родителей уходу за проблемным ребенком в домашних условиях. Они должны знать первые признаки обезвоживания, повышения внутричерепного давления и уметь оказывать самостоятельно доврачебную помощь при рвоте, судорогах.
Рекомендовать регулярно проводить гигиенические и лечебные ванны (чередовать хвойные или соленые, с настоем валерианы или пустырника, температура воды - 38-37,5° С, понижать ее на 0,5-1°С каждые 2-3 недели), ввести курсы гимнастики и массажа (по возможности обучить родителей основным приемам).
Убедить родителей постоянно проводить ребенку курсы восстановительной терапии, контролировать уровень интеллектуального развития, правильно оценивать его способности и возможности. В период бодрствования стимулировать психическую и двигательную активность ребенка, поощрять
игровую деятельность, в соответствии с возрастом и состоянием подбирать игры и игрушки.
Дальнейшее лечение ребенка с тяжелой внутричерепной родовой травмой должно быть комплексным, длительным и этапным. Нужно как можно раньше заняться социальной адаптацией ребенка, по возможности развивать его увлечения, хобби.
Проконсультировать родителей по вопросам прохождения врачебно-экспертной комиссии с целью оформления документов для получения пособия по инвалидности.
Помочь семьям, имеющим таких детей, объединиться в группу родительской поддержки для решения вопросов их воспитания, обучения, реабилитации и пр.
Убедить родителей в необходимости динамического наблюдения за ребенком врачами - педиатром, невропатологом, психоневрологом и другими по показаниям.
Неонатальная желтуха – появление видимого желтушного окрашивания кожных покровов и слизистых новорожденного вследствие повышения уровня общего билирубина в сыворотке крови.
Желтуха становится видимой, когда уровень общего билирубина сыворотки (ОБС) достигает ³ 80 мкмоль/л. У маловесных новорожденных желтушное окрашивание кожи появляется при более низких уровнях билирубина в сыворотке крови, что зависит от толщины слоя подкожного жира.