Понятие и сущность модернизации общего образования в Российской Федерации




 

Проблема модернизации отечественного образования была обозначена в августе 1999 г. на заседании Государственного Совета РФ. Начиная с 2000 г., на основе Закона РФ "Об образовании" от 1992 г. был принят ряд важнейших документов, по сути определяющих стратегию развития российского образования в первой четверти XXI в.

Основополагающий документ, устанавливающий стратегию и основные направления развития образования, - Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Она определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.

Таким образом, модернизация образования - это масштабная программа государства, в рамках которой разработан и уже реализуется план конкретных мероприятий. Среди них выделим те, которые относятся к общеобразовательной школе:

) обновление содержания образования и совершенствование механизмов контроля за его качеством;

2) разработка и принятие государственных стандартов общего образования; разгрузка содержания образования;

) введение единого государственного экзамена;

) введение профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы.

Модернизация имеет судьбоносное значение для выживания России в современном мире. Полномасштабное решение этой задачи равноценно формированию конкурентоспособного общества, которое будет в состоянии выйти на передовые позиции в мире и обеспечить высокие показатели благосостояния граждан. Для этого должна быть перестроена основа основ эффективного функционирования общества, а именно, создана социально-экономическая система, способная к саморазвитию и качественному росту. Предстоит пройти через глубокую трансформацию сложившегося за многие десятилетия социального уклада, осуществить переход на новую модель развития, создать эффективную и, что очень важно, диверсифицированную экономику.

Главная специфика России здесь заключается в необходимости осуществления не одноотраслевой, а системной модернизации. Она должна охватывать и все сферы жизнедеятельности, и все уровни организации государственной и общественной жизни. Системная модернизация, определяя судьбу страны, определяет жизненные перспективы всех субъектов РФ и регионов, всех социальных и демографических групп, обеспечивает достойный уровень благополучия семьи и личности.

В результате модернизации российская система образования как один из важнейших элементов социально-экономического развития страны должна превратиться в сферу привлекательную и открытую для инвестиций. Инвестиционная привлекательность должна быть обеспечена эффективностью деятельности, прозрачностью финансовых потоков, участием общественности в управлении образованием, независимой оценкой качества образования на всех уровнях образовательной системы. Инвестиции общества в образование будут обусловлены в первую очередь эффективностью бюджетного финансирования данной сферы. Без внедрения новых финансовых механизмов нельзя обеспечить приток в образование дополнительных внебюджетных средств. Главным условием инвестирования общества в образование должно стать повышение его кадрового потенциала, обеспечивающего высокое качество образования и внедрение инновационных образовательных технологий. Приток в образование молодых перспективных кадров возможен только тогда, когда заработная плата в этой сфере будет конкурентоспособна по отношению к другим отраслям. Инвестиционная привлекательность образования будет напрямую зависеть от инновационного характера развития образовательной сферы, интеграции научной, образовательной и практической деятельности, включенности образования в национальную инновационную систему.

Центром социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ в 2013 году было проведено исследование, где анализируется связь различий в образовательных результатах между российскими школами с их различиями по характеристикам 1) социального состава учащихся, 2) самих образовательных учреждений и 3) территорий, на которых они расположены.

Объективная и прозрачная оценка достижений школ - один из наиболее актуальных вопросов для системы оценки качества и управления образованием в России. Возможным подходом к его решению является анализ результатов стандартизованных тестов, таких как ГИА и ЕГЭ. Он, однако, не учитывает того факта, что школы работают в разных социальных условиях. Уже в течение ряда лет в зарубежных системах образования качество обучения оценивается с учетом внешних, не зависящих от школы факторов, влияющих на результаты учащихся. Политики, работающие в области образования, понимают, что разумная интерпретация качества работы школы невозможна без учета того, кого и в каких условиях она обучает. Связь между образовательными достижениями учащихся и социальными и экономическими характеристиками их семей - общепризнанный факт, подтвержденный результатами международных сравнительных исследований.

К внешним, или контекстным, факторам, которые учитываются при оценке школ и принятии управленческих решений (в том числе по определению объема финансирования, оплаты труда педагогов, реализации адресных программ поддержки), относятся, прежде всего, социально-экономические характеристики учеников школы.

По данным некоторых международных сравнительных исследований, Россия относится к странам, в которых образовательное неравенство и зависимость достижений учащихся от их социально-экономического бэкграунда выражены не очень сильно. Однако достаточно очевидно, что в России существует выраженная дифференциация образовательных учреждений по социально-экономическим характеристикам учащихся, а также кадровым и материальным ресурсам школ.

Обосновав необходимость при оценке эффективности образовательных учреждений принимать во внимание обстоятельства их функционирования, Центром социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ провёл исследование с целью установить, как различия в образовательных результатах между российскими школами связаны с их различиями по характеристикам 1) контингента, 2) самих образовательных учреждений и 3) территорий, на которых они расположены.

Вывод: Сущность общего образования - развитие общих способностей личности. Целью общего образования является создание условий для формирования у человека способностей нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества. Общество меняется, и сфера общего образования требует модернизации. Модернизация имеет судьбоносное значение для выживания России в современном мире. Полномасштабное решение этой задачи равноценно формированию конкурентоспособного общества, которое будет в состоянии выйти на передовые позиции в мире и обеспечить высокие показатели благосостояния граждан. В результате модернизации российская система образования как один из важнейших элементов социально-экономического развития страны должна превратиться в сферу привлекательную и открытую для инвестиций.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: