Существует множество документов об образовании, но наиболее актуальным является "Закон об образовании Российской Федерации". Подготовка нового федерального закона, который бы комплексно регулировал отношения в сфере образования по всем уровням (дошкольное, общее и профессиональное образование), была запланирована как одно из завершающих (итоговых) мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года, одобренных Правительством Российской Федерации в декабре 2004 года.
На международном уровне образование регулируется Конвенцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры от 14 декабря 1960 г. № б/н "Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования".
По данной Конвенции дискриминация в области образования является нарушением прав, изложенных в этой декларации, принимая во внимание, что в силу своего Устава Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры стремится установить сотрудничество между нациями для того, чтобы обеспечить повсеместно соблюдение прав человека и равный для всех доступ к образованию, признавая, следовательно, что Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, исходя из многообразия систем образования, принятых в отдельных странах, должна не только устранять всякую дискриминацию в области образования, но и поощрять всеобщее равенство возможностей и равное ко всем отношение в этой области.
В целях ликвидации или предупреждения дискриминации, подпадающей под определение, данное в настоящей Конвенции, государства, являющиеся сторонниками этой последней, обязуются:
|
· Отменить все законодательные постановления и административные распоряжения и прекратить административную практику дискриминационного характера в области образования;
· Принять, если нужно, в законодательном порядке меры, необходимые для того, чтобы устранить всякую дискриминацию при приеме учащихся в учебные заведения;
· Не допускать в том, что касается платы за обучение, предоставления стипендий и любой другой помощи учащимся, а также разрешений и льгот, которые могут быть необходимы для продолжения образования за границей, никаких различий в отношении к учащимся - гражданам данной страны со стороны государственных органов, кроме различий, основанных на их успехах или потребностях;
· Не допускать - в случаях, когда государственные органы предоставляют учебным заведениям те или иные виды помощи - никаких предпочтений или ограничений, основанных исключительно на принадлежности учащихся к какой-либо определенной группе;
· Предоставлять иностранным гражданам, проживающим на их территории, такой же доступ к образованию, что и своим гражданам.
Государства, являющиеся сторонами настоящей Конвенции, обязуются, кроме того, разрабатывать, развивать и проводить в жизнь общегосударственную политику, использующую соответствующие национальным условиям и обычаям методы для осуществления равенства возможностей и отношения в области образования, и, в частности:
· Сделать начальное образование обязательным и бесплатным; сделать среднее образование в различных его формах всеобщим достоянием и обеспечить его общедоступность; сделать высшее образование доступным для всех на основе полного равенства и в зависимости от способностей каждого; обеспечить соблюдение предусмотренной законом обязательности обучения;
|
· Обеспечить во всех государственных учебных заведениях равной ступени одинаковый уровень образования и равные условия в отношении качества обучения;
· Поощрять и развивать подходящими методами образование лиц, не получивших начального образования или не закончивших его, и продолжение их образования в соответствии со способностями каждого;
· Обеспечить без дискриминации подготовку к преподавательской профессии.
Государства, являющиеся сторонами настоящей Конвенции, считают, что:
· Образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и на большее уважение прав человека и основных свобод; оно должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами и всеми расовыми или религиозными группами, а также развитию деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира;
· Родители и, в соответствующих случаях, законные опекуны должны иметь возможность, во-первых, в рамках, определенных законодательством каждого государства, свободно посылать своих детей не в государственные, а в другие учебные заведения, отвечающие минимальным требованиям, предписанным или утвержденным компетентными органами образования, и, во-вторых, обеспечивать религиозное и моральное воспитание детей в соответствии с их собственными убеждениями; никому в отдельности и ни одной группе лиц, взятой в целом, не следует навязывать религиозное воспитание, не совместимое с их убеждениями;
|
· За лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, следует признавать право вести собственную просветительную работу, включая руководство школами, и, в соответствии с политикой в области образования каждого государства, использовать или преподавать свой собственный язык.
На федеральном уровне образование регулируется такими основными правовыми актами как Конституция Российской федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а так же стоит принять во внимание Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" и Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования".
По Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии и обязан получить основное общее образование. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
По Семейному кодексу Российской Федерации родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего общего образования. Так же родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы <consultantplus://offline/ref=5E85F07DDD090F0AF82CE4792BCCCA20212404E22205035F1215EA6E38DD77D1680C1C5EDD955F16p52EL> получения образования детьми.
Сравним Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (старый) и Федеральном закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (новый).
Старый закон имеет 6 глав и 58 статей, а новый закон - 15 глав и 111 статей. Это говорит о том, что новый закон охватывает гораздо больше аспектов системы образования, чем предыдущий. Новый Закон об образовании - комплексный базовый акт, интегрирующий в себе как общие положения, так и нормы, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования. Он заменяет целый ряд законодательных актов. В их числе и Закон об образовании от 1992 года. Впервые на законодательном уровне определяются особенности получения образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, иностранцами и лицами без гражданства, осужденными. Особое внимание уделено условиям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Более подробно регламентированы права, обязанности и ответственность педагогов. Оплата труда учителей не может быть ниже уровня средней зарплаты в соответствующем регионе. Перераспределяются полномочия региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению гарантий прав граждан получить общедоступное и бесплатное дошкольное образование. Ряд вузов вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. От платы за проживание в студенческом общежитии освобождаются льготники, которым такие жилые помещения предоставляются в первоочередном порядке. Решение о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельской местности, должно приниматься с учетом мнения жителей поселения. Сохраняется право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
По Закону Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования, разработанная и утвержденная Правительством Российской Федерации. Государственная политика в области образования базируется здесь на следующих принципах:
1. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2. единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
. общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
. светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
. свобода и плюрализм в образовании;
. демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
По Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образование - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Здесь государственная политика в области образования базируется на таких принципах как:
) признание приоритетности образования;
2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
В новом законе их гораздо больше, так как они охватывают более узкие аспекты системы образования.
Система образования в Российской Федерации по закону 1992 года представляет собой совокупность взаимодействующих:
) преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;
2) сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;
) органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;
) объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.
По закону 2012 года система образования включает в себя:
. федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
2. организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
. федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
. организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
. объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
Образование в Российской Федерации по закону 2012 года подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
) основное общее образование;
) среднее общее образование.
В законе 1992 года отсутствуют федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, в отличие от закона 2012 года. Здесь федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:
) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ;
) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.
Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
) результатам освоения основных образовательных программ.
По закону 1992 года общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте. Общее образование является обязательным.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения. По решению органа управления образовательного учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования по закону 1992 года относятся:
) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
) организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования;
) финансовое обеспечение получения детьми дошкольного образования в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях в размере, необходимом для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами, установленными для муниципальных образовательных учреждений;
) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;
) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;
) учет детей, подлежащих обучению в образовательных учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы, закрепление определенной территории муниципальных районов, городских округов за конкретным муниципальным образовательным учреждением.
По закону 2012 года образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными. Общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования.
Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. Лица, находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, или в организациях, осуществляющих социальное обслуживание, получают начальное общее, основное общее, среднее общее образование в указанных организациях, если получение ими данного образования не может быть организовано в общеобразовательных организациях. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося.
При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают.
По Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" Правительство Российской федерации в целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области образования должно обеспечить разработку и утверждение в декабре 2013 года Концепции развития математического образования в Российской Федерации на основе аналитических данных о состоянии математического образования на различных уровнях образования, разработку и реализацию до конца декабря 2012 года мер, направленных на повышение эффективности единого государственного экзамена, разработку к июню 2012 г. комплекса мер, направленных на выявление и поддержку одаренных детей и молодежи, утверждение в июле 2012 года федеральных государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования, разработку и утверждение до конца октября 2012 года плана мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров и другое.
По Приказу Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" установлен государственный стандарт общего образования. Государственный стандарт общего образования - нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению). Основное общее образование - вторая ступень общего образования. В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным и общедоступным. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования направлен на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Федеральный компонент направлен на реализацию следующих основных целей:
формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
На уровне субъекта Российской Федерации, в качестве которого рассматривается Московская область, деятельность в сфере образования регламентируется теми же правовыми актами, что и деятельность Российской Федерации, а так же правовыми актами субъекта Российской Федерации, например, такими как Закон Московской области от 30.04.2009 № 41/2009-ОЗ "Об образовании" и Устав Московской области от 11 декабря 1996 года N 55/96-ОЗ, которые не должны противоречить федеральным правовым актам.
По Закону Московской области "Об образовании" система образования в Московской области является частью системы образования Российской Федерации и представляет собой совокупность взаимодействующих:
) преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;
2) сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;
) органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;
) объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования.
В сети образовательных учреждений в системе образования в Московской области действуют государственные бюджетные образовательные учреждения Московской области, муниципальные бюджетные образовательные учреждения в Московской области, государственные автономные образовательные учреждения Московской области, муниципальные автономные образовательные учреждения в Московской области, государственные казенные образовательные учреждения Московской области, муниципальные казенные образовательные учреждения в Московской области и негосударственные образовательные учреждения в Московской области.
По Уставу Московской области Московская область признает и поддерживает основополагающую роль воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта в развитии общества, нравственном, эстетическом воспитании человека и гражданина. Государственная политика в Московской области в сфере воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта строится на основе следующих принципов и целей:
· формирования морали, нравственности, патриотизма и взаимопонимания людей;
· поддержания и развития культурной самобытности;
· уважения убеждений и чувств граждан, в том числе религиозных;
· свободы творчества и всех форм и видов образования;
· раскрытия творческого потенциала граждан, обеспечения защиты творческой и интеллектуальной деятельности и ее результатов;
· обеспечения равенства прав граждан, социальных групп и организаций в создании, использовании и распространении научных, культурных и образовательных ценностей;
· поддержки и развития системы образования, приобщения граждан к ценностям национальной и мировой науки и культуры;
· исключения монополизма в сфере образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
· сочетания бюджетных, коммерческих и благотворительных начал финансирования.
В Московской области гражданам гарантируется получение общедоступного бесплатного дошкольного, начального и общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного среднего, высшего, послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, находящихся на финансировании бюджета Московской области и местных бюджетов, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня граждане получают впервые. Население области имеет право свободного выбора типов, видов, форм обучения, установленных законодательством Российской Федерации.
На муниципальном уровне, то есть в Зарайском муниципальном районе, деятельность в сфере образования регламентируется соответственно вышеперечисленными правовыми актами и местными документами, например, Целевая программа "Развитие образования в Зарайском муниципальном районе Московской области на период 2011 - 2013 годов", Доклад начальника управления образования Администрации Зарайского муниципального района Московской области Зайцева Ю.Н. Тема: "Задачи системы образования Зарайского муниципального района в связи с вступлением в силу Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", Публичный доклад управления образования администрации Зарайского муниципального района Московской области о деятельности системы образования в 2012-2013 учебном году, Приказ от 15.03.2011 № 78/1 "О реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", Решение Совета депутатов от 11.07.2007 г. № 47/8 "Об оплате труда работников муниципальных учреждений Зарайского района".
Вывод: Нормативно-правовую базу общего образования в Российской Федерации составляют различные акты федерального, регионального и местного уровней, основным из которых на данный момент является Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Нормативно - правовая база призвана обеспечить стабильность в области образования, а также позволить эффективно совершенствовать и развивать образовательное законодательство с учетом потребностей общества. Анализ результатов реализации "Федерального закона об образовании" систем общего образования позволит обеспечить своевременное информирование руководителей на федеральном уровне о текущей ситуации и необходимых оперативных мерах для повышения модернизации реализации образовательных программ. Также подобные инструменты и мониторинг будут способствовать быстрому реагированию на изменения руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования.