Общий анализ сферы общего образования в Зарайском муниципальном районе




 

В 2012-2013 учебном году в районе функционировало 18 общеобразовательных учреждений, из которых 4 - начальная школа-детский сад, 4 - основные общеобразовательные школы, 2 учреждения повышенного статуса - лицей и гимназия, остальные - 8 - средние общеобразовательные школы. Территориальное расположение учреждений неравномерное: из 18 общеобразовательных учреждений 5 располагаются на территории города Зарайска, 13 - в сельских населенных пунктах.

Учреждения общего образования Зарайского муниципального района: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Н.Л. Мещерякова;

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 2;

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 5;

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6;

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Авдеевская средняя общеобразовательная школа;

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Алферьевская основная общеобразовательная школа;

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ерновская основная общеобразовательная школа;

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Журавенская средняя общеобразовательная школа;

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Летуновская средняя общеобразовательная школа;

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Макеевская средняя общеобразовательная школа;

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Масловская основная общеобразовательная школа;

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Мендюкинская средняя общеобразовательная школа;

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Октябрьская средняя общеобразовательная школа;

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Чулковская основная общеобразовательная школа;

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Летуновская начальная школа - детский сад;

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Новоселковская начальная школа - детский сад;

Муниципальное БОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Протекинская начальная школа - детский сад;

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста школа - детский сад № 14.

Демографическая ситуация в районе в течение последних трех лет является относительно стабильной и контингент учащихся и воспитанников сильно не меняется. На 2010-2011 учебный год количество детей составило 3243 чел., из них в городе - 2272 чел., в селе - 972 чел.; на 2011-2012 учебный год количество детей составило 3312 чел., из них в городе - 2349 чел., в селе - 963 чел.; на 2012-2013 учебный год количество детей составило 3239 чел., из них в городе - 2322 чел., в селе - 917.

В целях модернизации системы общего образования Зарайского муниципального района стала реализовываться национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", в рамках которой были определены цели и задачи работы муниципальной системы образования, которые были положены в основу муниципальных целевых программ:

· "Развитие образования в Зарайском муниципальном районе Московской области на период 2011 - 2013 годов";

· "Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание граждан Зарайского района";

· "Программа здорового питания детей в образовательных учреждениях Зарайского муниципального района";

· "Программа "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и молодёжи в Зарайском муниципальном районе в период летних каникул 2011 - 2012 года".

Основными направлениями деятельности стали:

. Реализация государственных программ общего образования, осуществление поэтапного перехода на федеральные государственные образовательные.

. Развитие кадрового потенциала общеобразовательных учреждений, повышение квалификации педагогов в условиях новой кредитно-модульной системы повышения квалификации и новой формы аттестации.

. Повышение эффективности гражданского и духовно-нравственного воспитания детей, развитие взаимодействия с общественностью по вопросам предупреждения негативных явлений в детской и подростковой среде.

. Внедрение комплексного подхода к оздоровлению детей и формированию привычек здорового образа жизни, развитие детского спортивно - массового движения.

. Создание условий для безопасного и комфортного пребывания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, повышение эффективности профилактической работы по предупреждению детского травматизма.

. Развитие практики публичной отчетности общеобразовательных учреждений, обеспечение соблюдения принципа государственно - общественного управления в деятельности учреждения.

В 2012-2013 учебном году в районе функционировало 18 общеобразовательных учреждений, в которых открыто 184 класса - комплекта. Численность обучающихся на начало года составляла 3242 человека, из них 47 обучающихся коррекционных классов средней школы № 1,20 - заочных классов средней школы №6, на конец года - 3207 человек. Средняя наполняемость классов по городу составила 24,6, по селу - 10,1, по району - 17,4.

В районе созданы условия для получения образования в различных формах.

Кроме классов очного обучения в дневных общеобразовательных учреждениях в МБОУ средней общеобразовательной школе № 6 открыты классы очно-заочного обучения. В 2012-2013 учебном году в них обучалось 20 человек.

На семейном обучении находилось два ребенка.

детей-инвалидов обучались с применением элементов дистанционного обучения, используя цифровые ресурсы, интернет-ресурсы, интерактивные уроки и другие технологии, что позволило мотивировать детей на учебу. В 2013-2014 учебном году в данный проект будут включены еще 2 ребенка-инвалида.

К сожалению, увеличивается количество больных детей, занимающихся на дому по индивидуальным учебным планам: в 2012 - 2013 учебном году на 1 сентября - 65 человек, к концу года возросло до 71.

Положительная динамика количества обучающихся индивидуально требует поиска новых подходов в их обучении, т.к. качество их обучения остается низким и составляет 33,8%, но выше прошлого года (25,4%) на 8,4%.

В 2012-2013 учебном году обучающиеся 1, 2 классов осваивали содержание обучения в соответствии с ФГОС начального общего образования.

На конец учебного года 731 учащийся 1-2 классов успешно освоил образовательную программу. В 15 классах из 20 (75%) реализовывался учебно-методический комплекс "Школа России", в 3 классах (14,5%) учебно-методический комплекс Занкова, в 2 (10%) - учебно-методический комплекс "Школа 2100" и в 1 классе (0,5%) - учебно-методический комплекс "Планета знаний". В рамках ФГОС организована внеурочная деятельность за счет ресурсов учреждений.

На второй и третьей ступени обучения 8 общеобразовательных учреждений работали по программам повышенного уровня (углубленное, расширенное, профильное обучение), в 11 школах организована предпрофильная подготовка.

Качество обучения в школах определяется долей учащихся, закончивших учебный год на "четыре" и "пять". В 2012-2013 учебном году удалось добиться прекращения спада качества обученности в 1-4 классах, увеличения - в 5-8 классах, 10-11 классах. Однако этот показатель резко снизился в 9-х классах. В результате общий уровень качества обученности оказался несколько ниже, чем в прошлом году на 0,3%.

Уровень обученности, то есть доля учащихся, окончивших учебный год без двоек, уменьшился на 1 ступени на 0,1%, в 9 классах на 0,4%, вырос в 5-8 классах на 0,2% и остается стабильным в 10-11 классах. В целом уровень обученности уменьшился на 0,1%.

На фоне незначительного снижения показателей качества по результатам внутренней оценки достижений учащихся, независимая оценка качества освоения программ основного и среднего полного образования выпускниками 9-х, 11-х классов в процессе государственной итоговой аттестации показывает в целом положительную динамику результатов.

В 2012-2013 учебном году по результатам экзаменов в новой форме по математике качество знаний выросло на 22,34%, средний балл также увеличился на 3,53, доля не справившихся увеличилась на 0,1%. По русскому языку результаты хуже прошлого года: уменьшилось и качество и средний бал соответственно на 9,13% и 2,55 балла, но доля не справившихся уменьшилась на 1,5%. По предметам по выбору качество знаний более 70%.

Результаты выпускников 11-х классов в том же году также значительно улучшились. Вырос районный средний бал по всем сдаваемым предметам.

По результатам 2012-2013 учебного года и государственной итоговой аттестации аттестат с отличием получили лишь 10 выпускников 9-х классов, аттестаты с золотым тиснением и золотые медали получили 12 выпускников 11 - классов, награждены серебряной медалью - 8 выпускников 11 - классов (см. Приложение 2).

Показателем качества знаний выпускников общеобразовательных школ служит и статистика их дальнейшего трудоустройства. По-прежнему высоким остается процент поступления выпускников в высшие и средние учебные заведения профессионального образования (см. Приложение 3).

В соответствии с указом Президента РФ "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" от 7 мая 2012 г. № 597 в июне 2012 г. был разработан комплекс мер, направленных на выявление и поддержку одаренных детей и молодежи.

В каждом общеобразовательном учреждении района сформирована и совершенствуется собственная система работы по выявлению и поддержке одаренных детей, созданы условия для развития интеллектуальных, творческих и физических способностей детей и подростков, для формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению.

В муниципальных образовательных учреждениях Зарайского района наиболее распространены следующие формы поддержки и работы с одаренными детьми:

· Проведение предметных олимпиад, конкурсов, фестивалей, конференций.

· Поддержка участия детей во всероссийских, международных конкурсах, фестивалях и конференциях.

· Организация лицейских и гимназических классов.

· Поддержка научных обществ учащихся; вовлечение вузов в систематическую работу с одаренными детьми.

· Выделение стипендий (премий) одаренным детям.

· Издание творческих работ учащихся-победителей конкурсов юных техников и изобретателей, исследователей, поэтов, художников, музыкантов и др.

В 2012-2013 году 10 человек стали Лауреатами именной стипендии Губернатора Московской области, 15 человек получили именную стипендию Главы Зарайского муниципального района. Ежегодно в районе проводится муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам, организуется участие наших школьников в региональном этапе. Количество участников олимпиады растет из года в год и за 4 года увеличилось в 2 раза.

В новом столетии воспитательная функция школы стала едва ли не важнее, чем образовательная. Стандарты второго поколения называют стандартами воспитания: привычное образование выходит за рамки урочной системы.

Воспитательные функции образовательного учреждения в отношении детей реализуются через сферу их учебной и внеучебной деятельности, через систему дополнительного образования, организацию их развивающего досуга и социально полезной деятельности в свободное время, а также через социально - педагогическую работу с семьей.

Направления, в рамках которых в этом учебном году выстраивалась воспитательная система района, продиктованы государственными требованиями и программами: патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, формирование здорового образа жизни, основ безопасности жизнедеятельности, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.

Одним из немаловажных факторов повышения качества образования является активизация инновационной деятельности. Инновация трактуется как новшество, нововведение, повышающее эффективность чего-либо. Применительно к образовательным учреждениям можно говорить о новой деятельности, которая дает толчок развитию детей, педагогов, в целом учреждению. Современный учитель, руководитель сегодня как никогда ранее нуждается в профессиональном сопровождении. Инновационная программа модернизации, ориентированная на компетентностное и профильное образование, изменение его содержания, активное встраивание информационных технологий никогда не выйдет на этап практической реализации без педагога, без его понимания сущности проводимых реформ и принятия идей современного образования. Поэтому очень важно для учреждения обеспечить собственную динамику развития.

Один из вариантов осознания перемен и применения инноваций - проведение семинаров муниципального уровня и выше. Это возможность показать, поделиться опытом, систематизировать определенный материал.

В текущем учебном году прошло 29 семинаров, что на 5 семинаров больше, чем в прошлом году. Из них: 7 семинаров для молодых специалистов, 7 семинаров для учителей, 3 семинара для заместителей руководителей по учебно-воспитательной работе, 2 - для руководителей, остальные - для разных категорий педагогических работников образовательных учреждений. Тематика семинаров разнообразна, освещает современные вопросы развития образования. Вырос статус семинаров - 27% составляют зональные и региональные, что на 6% больше прошлогоднего показателя. На высоком уровне прошла ежегодная конференция классных руководителей "Учительство Подмосковья - воспитанию будущего поколения России", которая стала традиционной и является основным муниципальным мероприятием передачи опыта классных руководителей района.

Своим педагогическим опытом педагоги района делятся в Интернет - сети, направляя статьи в печатные издания, участвуя в конкурсах.

Другой вариант инновационной работы - площадка по наработке и распространению опыта по определенной тематике. Наиболее в этом направлении продвинулись следующие общеобразовательные учреждения:

· МБОУ средняя общеобразовательная школа № 1 не первый год активно сотрудничает с Федеральным научно-методическим центром им. Л.В. Занкова и Объединением профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В. Занкова; с ГАОУ ВПО МГОСГИ по темам "Социальная адаптация детей с проблемами в развитии", "Актуальные проблемы лингвометодики";

· МБОУ гимназия № 2 является Кафедральным базовым образовательным учреждением Педагогической академии последипломного образования, Региональной инновационной площадкой по направлению "Распространение лучших образовательных практик" муниципальных общеобразовательных учреждений Московской области на период 2012 - 2013 годов, Ресурсным центром Московской области по введению ФГОС основного общего образования в 2013-2014 учебном году";

· МБОУ Лицей № 5 - Муниципальная базовая школа по дистанционному обучению детей-инвалидов, Муниципальная стажерская площадка по теме "Применение интерактивного учебно-лабораторного оборудования в учебном процессе и внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС в общеобразовательных учреждения Зарайского муниципального района", Региональная площадка по разработке и внедрению инновационных образовательных программ, Ресурсный центр Московской области по введению ФГОС ООО в 2013-2014 учебном году, Экспериментальная площадка по "Мониторингу состояния взаимодействия института семьи ОУ по формированию гражданской идентичности учащихся в системе общего образования и программу внедрения в массовую педагогическую практику УМК и программ психологической подготовки родителей и работников системы образования по формированию гражданской идентичности;

· МБОУ средняя общеобразовательная школа № 6 - участник областного эксперимента по апробации модельной методики формирования системы оплаты труда в рамках реализации РКПМО;

· МБОУ Октябрьская средняя общеобразовательная школа - участник Общероссийского проекта "Школа цифрового века 2012-2013 учебный год"

· МБОУ Мендюкинская средняя общеобразовательная школа - Базовая школа по дистанционному обучении детей инвалидов; участник областного эксперимента по апробации модельной методики формирования системы оплаты труда в рамках реализации РКПМО;

· МБОУ начальная школа - детский сад № 14 - Федеральная экспериментальная площадка ФИРО по апробации учебно-методических материалов по теме "Формирование гражданской идентичности обучающихся".

Образовательные учреждения активное участие приняли в конкурсных отборах на получение грантов для дальнейшего развития учреждения (см. Приложение 4).

Победителем конкурсного отбора общеобразовательных учреждений Московской области, разрабатывающих и внедряющих инновационные образовательные проекты стал Лицей № 5, который за победу в конкурсе получил инновационное оборудование - 3D - студия, и им же поступило оборудование для столовой, как победителям областного конкурсного отбора муниципальных проектов совершенствования организации питания обучающихся.

В 2013 году победителями Областного конкурсного отбора муниципальных проектов совершенствования организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях стали 5 зарайских школ: МБОУ гимназия № 2, Журавенская средняя общеобразовательная школа, Масловская основная общеобразовательная школа, Октябрьская средняя общеобразовательная школа и Чулковская основная общеобразовательная школа.

МБОУ Авдеевская средняя общеобразовательная школа - победитель областного конкурса образовательных учреждений Московской области на присвоение статуса Региональной инновационной площадки Московской области.

В центре процессов модернизации сегодня стоят вопросы ресурсного обновления системы образования, обеспеченности его материально - технического состояния, уровня кадрового потенциала образовательных учреждений.

Из года в год растет объем финансирования по разделу "Образование" как областного, так и местного бюджета (см. Приложение 5).

Расходы на одного обучающегося общеобразовательных школ составляют в 2011 г. - 83,21 тыс. рублей, 2012-96,35 тыс. рублей, 2013 г. - 99, 86 тыс. рублей.

Продолжается закупка школьных автобусов. К новому учебному году приобретен автобус для замены неисправного в Летуновскую среднюю общеобразовательную школу.

Увеличено количество выделяемых средств из областного и муниципального бюджета на организацию подвоза учащихся школьными автобусами от 3 млн. 919 т. рублей до 7 млн. 325 т. рублей

Кроме того, на оплату проезда детей в учреждения, не имеющих школьные автобусы, выделено в 2012 году 225 т. рублей, 2013 г. - 505 т. рублей.

Значительно увеличилось количество средств, выделяемых на приобретение учебного и компьютерного, спортивного и игрового, технологического и медицинского оборудования, мебели. В 2010-11 учебном году приобретено оборудования на сумму 399 тыс. рублей, в прошедшем году 2011-2012 учебном году - на сумму более 7 млн., в 2012-2013 учебном году в школы поступило учебное и компьютерное оборудование на сумму 12 млн. 129 тыс., спортивное оборудование на сумму 378 т. рублей.

В 2010-2011 учебном году общеобразовательные учреждения получили 3 013 комплектов учебников на сумму 588 598,61 рублей, в 2011-2012 учебный год заказано - 6857 комплектов, что в 2 раза больше, чем в предыдущем году, на сумму почти 1,5 млн. рублей, то на 2012-2013 учебный год поступило 13 108 комплектов учебников на сумму более 3 млн. рублей. К началу 2013-2014 учебного года в школы поступит более 20 000 учебников на сумму 5 млн. 337 т. р. (см. Приложение 6).

Для реализации ФГОС начального общего образования в этом учебном году в учреждения Зарайского муниципального района поставлено 14 комплектов учебно-лабораторного оборудования, которые распределены в 5 городские общеобразовательные учреждения и 4 сельские школы. В остальные школы закуплены интерактивные доски и мультимедийные проекторы. В результате скомплектованы 19 интерактивных кабинетов начальной школы, 2 мультимедийных автоматизированных рабочих мест и 4 мультимедийных комплекта начальной школы. В трех школах (МБОУ Лицей № 5, МБОУ Летуновская СОШ и МБОУ Мендюкинская СОШ) материально-технические условия созданы для 1 и 2 классов. 19 педагогов начальной школы за два года прошли обучение работе с полученным интерактивным оборудованием. Дополнительно для обучения педагогов на базе МБОУ Лицей № 5 была организована муниципальная стажерская площадка, в рамках которой прошло за 1,5 года (с февраля 2012 г.) 5 различных мероприятий: открытые уроки, мастер-классы, районные методические секции учителей начальных классов.

Большая работа проделана по дальнейшей компьютеризации образовательных учреждений. Реализация национальных проектов позволила существенно изменить оснащение школ и создать базу для применения информационных технологий. За последние 5 лет почти в семь раз увеличился парк компьютерной и мультимедийной техники, расширился перечень используемого высокотехнологичного оборудования, развивались школьные локальные сети. Все общеобразовательные учреждения имеют лицензионное программное обеспечение. Активно ведется работа по созданию электронной базы данных обучающихся, ведения школьного электронного документооборота и электронных дневников и журналов.

Для создания условий детям с ограниченными возможностями здоровья две базовые школы (Мендюкинская СОШ и Лицей № 5) были включены в проект "Дистанционное обучение детей-инвалидов". В них оборудованы рабочие места для преподавателей (проведение уроков в режиме on-line), установлена дополнительная точка доступа к сети Интернет. Рабочие места также оборудованы и у детей на дому, подключены к Интернет. В мероприятие включены 10 детей-инвалидов: 1 в Мендюкинской СОШ, 9 в Лицее № 5.

Сравнительный анализ показывает положительную динамику в укреплении материально-технической базы в части цифровой техники, количество обучающихся на 1 персональный компьютер приходится 4,8 учащихся, однако 182 ПК года выпуска до 2008 г., а это говорит о том, что эта техника физически и морально устарела и использовать ее в работе практически не возможно. Значит, фактически можно рассчитывать на 481 ПК, а это уже 6,8 обучающихся на 1 ПК. Низкий процент включенности учебных кабинетов в локальную сеть создает напряженность в работе учителя по заполнению электронного журнала

Многое сделано для компьютеризации и интернетизации учреждений дошкольного и дополнительного образования. В настоящее время 100% этих учреждений подключено к сети интернет, ведется активная работа по созданию и совершенствованию сайтов.

В образовательных учреждениях Зарайского муниципального района работают 379 работников. Молодых специалистов среди них очень мало.

Молодые педагоги, пришедшие работать в образовательные учреждения в год окончания учреждения профессионального образования получают единовременное пособие и в течение 3-х лет доплату в размере 1000 рублей в составе зарплаты.

С целью методической поддержки этой категории педагогов функционирует "Школа молодого специалиста", организованы и проведены семинары - практикумы. Одной из форм работы с молодыми учителями является наставничество.

Особое внимание уделяется постоянному совершенствованию мастерства педагогических кадров. Повышение квалификации должно носить опережающий характер, обеспечивать профессионально-личностное развитие педагога, непрерывно улучшать его профессиональные качества и способности. Главная задача в текущем учебном году - своевременная подготовка учителей к переходу на ФГОС НОО и ФГОС ООО, выполнение муниципальных обязательств. С поставленной задачей к началу учебного года справились: все педагоги МБОУ Лицея № 5 и МБОУ Гимназии № 2, которые приступят к работе по ФГОС в 5-х классах с 01 сентября 2013 года, завершили обучение в августе 2013 года. Учителя начальных классов обучены на 100%. Нарастающим эффектом на конец III квартала в районе по ФГОС обучено 249 человек. Это 64% от общего количества руководителей и педагогических работников общеобразовательных учреждений. Четвертый учебный год повышение квалификации осуществлялось в соответствии с персонифицированной системой региональной модели ПК, в рамках которой в этом учебном году обучено 510 педагогов, из них 93 человека обучались дважды (603), что составляет 73% от общего количества педагогов района. Причем количество педагогов, осознающих необходимость постоянного непрерывного повышения знаний, растет из года в год. Что не менее важно есть возможность эту потребность удовлетворить.

Анализ состояния муниципальной системы образования позволяет определить основные проблемы всех общеобразовательных учреждений и наметить ключевые направления для дальнейшего развития:

. Недостаточность финансовых средств для развития образовательных учреждений в условиях нормативно-подушевого финансирования.

2. Острая необходимость в осуществлении капитальных ремонтов образовательных учреждений.

. Отсутствие систем видеонаблюдения.

. Проблема омоложения и обновления кадров.

. Необходимость увеличения скорости подключения к сети Интернет.

. Проблема обновления компьютерного парка образовательных учреждений.


4.2 Анализ ситуации в сфере общего образования в МБОУ "Лицей №5"

 

Организационной основой реализации государственной политики в сфере образования для лицея является Программа развития, обеспечивающая модернизацию лицейского, а значит и Российского образования, реализация которой позволит обеспечить качественное образование, устранить разрыв между содержанием образования, образовательными технологиями, уровнем кадрового потенциала и задачами новой экономики, когда трансляция "готовых" знаний перестаёт быть главной задачей учебного процесса.

Основные направления инновационной деятельности:

. Совершенствование инновационной модели управления лицеем на основе программно-технологического комплекса ПараГраф "Школа 21 века". В рамках работы по данному направлению осуществлялось совершенствование системы мониторинга достижений лицеистов и деятельности образовательного учреждения в целом на основе электронного анализа результатов обучения, апробация и частичное внедрения системы "Электронный журнал" и "Электронный дневник" лицеиста на основе ПТК "ПараГраф школа 21 века".

. Использование новых технологий (выбор информационных коммуникационных технологий как ведущих), направленных на развитие способностей и личностных компетенций обучающихся. Решался вопрос по апробации и разработки методики внедрения ИКТ в учебный процесс и во внеурочную деятельность педагогов и обучающихся.

. Совершенствование системы здоровьесбережения обучающихся. Внедрялась система автоматизированного учета основных компонентов здоровьесберегающей среды образовательного учреждения и показателей физического и психического здоровья лицеистов за счет автоматизации работы медицинского кабинета на основе программно-методического комплекса ПараГраф "Школа 21 века"; формирование у лицеистов мотивации к сохранению здоровья, занятиям спортом и негативного отношения к вредным привычкам.

. Разработка медиакомплекса для эффективного формирования системной образовательной среды лицея. Продолжена автоматизация работы лицейской библиотеки, предполагалось создание дидактических образовательных компьютерных сред и медиакомплекса для эффективного формирования системы дополнительного образования.

. Совершенствование воспитательной системы лицея. В рамках данной деятельности предполагалось конструирование модели воспитательных систем классов, разработка модели взаимодействия органов педагогического, ученического, родительского самоуправления в образовательной системе лицея.

. Оптимизация формирования системы лицейского (в том числе предпрофильного и профильного) образования в условиях компетентностного подхода.

В решении этой задачи было запланировано участие в социально-значимых проектах, изменение системы деятельности педагогов в условиях воспитательной системы; разработка концепции содержания предметных областей с учетом профиля, освоение индивидуально-личностных образовательных технологий (через создание индивидуальных траекторий обучающихся), совершенствование системы стимулирования педагогов, формирование нравственно ценностного взаимодействия педагогов с лицеистами в процессе учебной и воспитательной деятельности.

Педагогический коллектив тесно сотрудничает с историко-краеведческим музеем "Зарайский кремль", Детской школой искусств, Центром детского творчества, Зарайским учебно-педагогическим колледжем им. Виноградова, Педагогической академией последипломного образования (ПАПО) г. Москвы, Академией социального управления Московской области (АСОУ), Центром новых педагогических технологий (ЦНПТ) г. Троицк, Культурно-досуговым центром "Победа", Детской спортивно-юношеской школой, Зарайской детской библиотекой.

В лицее обучаются дети в возрасте от 6,5 до 17 лет.93% детей обучаются по микро-участку, 7 % из других территорий (см. Приложение 7; Приложение 8).

Финансирование образовательной и хозяйственной деятельности лицея осуществляется из двух источников: бюджет (по средствам субсидии) и внешние источники (спонсорская помощь).

Согласно заключенному между МБОУ Лицей № 5 и Администрацией Зарайского муниципального района соглашению предельные объемы финансирования субсидии составляют на 2013 финансовый год - 17 598 977,47 рублей.

Также дополнительно из бюджета выделяются денежные средства на подготовку Лицея к новому 2012 - 2013 учебному году в размере 3322, 10475 тысяч руб., которые будут потрачены на проведение ремонтных работ.

В лицее № 5 работают 53 педагога. 97% педагогов имеют высшее образование.

Стаж работы:

· От 2 до 5 лет - 2;

· От 5 до 10 лет - 3;

· От 10 и до 20 лет - 17;

· Свыше 20 лет - 24.

Сегодня в лицее более 92% педагогов имеют квалификационную категорию (см. Приложение 9).

Педагоги стремятся повышать свой профессиональный уровень. В 2011-2012 учебном году на курсах разного уровня прошли обучение 48 человек.

Состав педагогов стабилен, средний возраст 49 лет.

Лицей обеспечен необходимыми информационными и материально-техническими ресурсами. Материально-техническая база соответствует требованиям учебно-воспитательного процесса. Соответствует требованиям для введения ФГОС в ООО.

Лицей располагает 41 учебным кабинетом, 3 компьютерными классами, спортивным залом, спортивной площадкой, футбольным полем с искусственным покрытием, медицинским кабинетом, кабинетом психолога, библиотекой с общим фондом 18600 ед.

% учащихся обеспечены учебниками из библиотечного фонда.

Для повышения качества образовательного процесса в лицее регулярно проводится реконструкция и оснащение кабинетов современными средствами обучения. Кабинеты начальной школы лицея (6 кабинетов) в 2012/2013 учебном году оснащены современным учебно-лабораторным оборудованием.

В учебном процессе используются 186 компьютера, 15 интерактивных досок.

Информационные ресурсы лицея:

· компьютерные классы на 32 посадочных места;

· локальная школьная сеть с выходом в Интернет;

· интернет-сайт https://zar-lyceum5.ru;

· электронная почта lyceum5@mail.ru;

· компьютеры, используемые в управлении - 8, 2 - в библиотеке.

На школьных компьютерах установлено лицензионное программное обеспечение.

В лицее работает психолого-педагогическая служба (психолог, социолог), медицинский работник, педагог - организатор.

В лицее работает столовая на 120 мест. В наличии хорошая материально-техническая база пищевых блоков, холодильного и технологического оборудования, современный обеденный зал.

В 2012-2013 учебном году психологическая служба лицея работала над проблемой качества образования и её психологических составляющих. Основная деятельность психологической службы осуществлялась через следующие направления:

психологическое сопровождение детей на разных возрастных этапах;

- адаптация учащихся 1,5,10 классов;

диагностика различных психологических процессов, состояний;

психологическое консультирование учащихся, педагогов, родителей;

психологическое просвещение;

профориентационное направление;

"Школа будущего первоклассника".

В рамках психологического просвещения работа психологической службы проводилась среди учителей, родителей и учащихся. Были проведены родительские собрания:

· "Готов ли ребенок к школе" ("Школа будущего первоклассника") - выступление;

· "Что такое адаптация" (выступление 1класс);

· "Возрастные особенности и адаптация пятиклассников" (родительский лекторий) - выступление;

· "Мотивация учения" - (выступление 9 класс);

· "Особенности психологического развития младшего школьника" - подбор материалов к собранию;

· Консультирование учителей по теме семинара "Социальные аспекты системы нравственного воспитания в лицее", запись видеоролика.

Образовательный процесс в лицее строился по учебным планам в соответствии с "Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для общеобразовательных учреждений РФ" от 09.03.2004 № 1312. Уровень недельной нагрузки на ученика не превышал предельно допустимого.

В лицее реализуются программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в очной форме обучения, а также в форме индивидуального обучения на дому учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Согласно Уставу учреждения, возможны такие формы получения образования, как экстернат и семейное образование.

В учреждении соблюдается преемственность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности. Учебный план состоит из 3-х компонентов, ориентирован на работу с учащимися разного уровня запросов, склонностей и интересов, составлен с учетом санитарных правил и норм согласно допустимой максимальной учебной нагрузке. Учебный план на 2012-2013 учебный год выполнен, учебные программы пройдены.

По данным мониторинговых исследований 25% учащихся лицея охвачены предпрофильным и профильным обучением, 30% учащихся (5-7 классы) обучаются по программам повышенного уровня. <https://licey-15.narod.ru/KPMO/2012_app8.doc>

Руководство методической работой педагогического коллектива осуществлял совет руководителей кафедр лицея: педагогические советы, Методический совет, школьные методические объединения (ШМО) и кафедры.

Педагогические советы лицея были направлены на улучшение качества учебно-воспитательного процесса в лицее и все носили тематический характер.

Педагоги лицея принимали активное участие в проведении педагогических советов, работая в творческих группах, делились секретами своего мастерства; использовались как традиционные, так и нетрадиционные формы проведения педсоветов. В 2011-2012 учебном году наряду с методическими вопросами, вопросами учебно-воспитательного процесса, рассматривались вопросы организации безопасности учащихся лицея, чуткого внимательного отношения к проблемам детей и их семей. Педагогические советы определили приоритеты в организации методической работы, наметили пути решений определенных проблем учебно-воспитательного процесса.

Учитель лицея, занимаясь научной работой, систематически делятся опытом. Их статьи с обобщением опыта работы и новыми разработками были опубликованы в педагогических изданиях, материалах научно-практических конференций, сети Интернет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: