Сущность управления муниципальным общеобразовательным учреждением




Теоретические и нормативно-правовые основы управления муниципальным образовательным учреждением

 

Сущность управления муниципальным общеобразовательным учреждением

общеобразовательный школа управление муниципальный

Согласно ст. 8 Закона Российской Федерации «Об образовании», система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих (см. рис. 1.1):

· преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

· сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

· органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

 

 

Рис. 1.1. Составляющие системы образования в Российской Федерации

 

Рассмотрим и дадим характеристику каждой из составляющих системы образования в Российской Федерации:

. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

· общеобразовательные (основные и дополнительные) - направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К общеобразовательным относятся программы: 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования.

· профессиональные (основные и дополнительные) - направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы: 1) начального профессионального образования; 2) среднего профессионального образования; 3) высшего профессионального образования; 4) после вузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт. Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, в части компетенции Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

. Государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является юридическим лицом. Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)).

Федеральное государственное образовательное учреждение - образовательное учреждение, находящееся в федеральной собственности и финансируемое за счет средств федерального бюджета. Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

К образовательным относятся учреждения следующих типов: 1) дошкольные; 2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); 3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и после вузовского профессионального образования; 4) учреждения дополнительного образования взрослых; 5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; 6) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); 7) учреждения дополнительного образования детей; 8) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

. Учредителем образовательного учреждения могут быть:

) органы государственной власти, органы местного самоуправления;

) отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы);

) отечественные и иностранные общественные и частные фонды;

) общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации;

) граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

Допускается совместное учредительство негосударственных образовательных учреждений. В случае реорганизации органов государственной власти, органов управления образованием и (или) органов местного самоуправления права учредителя переходят к соответствующим правопреемникам. Учредителем образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих военные профессиональные образовательные программы, может быть только Правительство Российской Федерации. Учредителем специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением могут быть только федеральные органы исполнительной власти и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании», содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового государства. Содержание образования должно обеспечивать:

· адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

· формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

· интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

· формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

· воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ.

Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ. Военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях может проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) за счет средств и силами заинтересованного ведомства. Образовательное учреждение при реализации образовательных программ использует возможности учреждений культуры.

Следует отметить, что согласно ст. 24 Закона Российской Федерации «Об образовании», высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Высшее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях). Лица, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам. Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.

Управление муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.

Непосредственное управление муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель (администратор) соответствующего образовательного учреждения.

Руководитель муниципального образовательного учреждения в соответствии с уставом соответствующего образовательного учреждения может быть:

) избран коллективом образовательного учреждения;

) избран коллективом образовательного учреждения при предварительном согласовании кандидатуры (кандидатур) с учредителем;

) избран коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем;

) назначен учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения права вето;

) назначен учредителем;

) нанят учредителем.

Разграничение полномочий между советом образовательного учреждения и руководителем образовательного учреждения определяется уставом образовательного учреждения.

Руководителям муниципальных образовательных учреждений совмещение их должностей с другими руководящими должностями (кроме научного и научно-методического руководства) внутри или вне образовательных учреждений не разрешается.

Должностные обязанности руководителей и муниципальных образовательных учреждений, их филиалов (отделений) не могут исполняться по совместительству.

Заметим, что деятельность по управлению муниципальным обще общеобразовательным учреждением, в частности школой, значительно отличается от работы руководителей учреждений или промышленных предприятий. Она приобретает конкретный смысл только тогда, когда наполняется реальным педагогическим содержанием и направлена на совершенствование учебно-воспитательного процесса и конечный результат - развитие личности школьника. Деятельность руководителей и сущность управления школой мы определили термином «педагогическое управление».

Рассмотрение сущности педагогического управления (его объекта и предмета, задач, средств и методов), а также педагогического аспекта труда директора и управленческого труда учителя позволяет, как мы полагаем, создать теорию управления учебно-воспитательным процессом в школе.

Основное внимание органов управления народным образованием направлено на школу - главное звено всей системы просвещения. Поэтому именно школа рассматривается в подавляющем большинстве исследований как объект управления.

На первый взгляд на практике так и должно происходить. Однако недостатки, имеющиеся в работе школы, свидетельствуют о том, что важные особенности ее как объекта управления учитываются не всегда или не полностью.

В практике работы школы имеют место различные виды управления: социальное, правовое, экономическое, административное и др. Все они связаны между собой, проникают друг в друга, и их порой трудно дифференцировать. Однако главное, что определяет их назначение в школе, - это то, что все они, в конечном счете, должны быть направлены на осуществление ее ведущей общественной функции, на решение ею задач воспитания и образования. Вероятно, поэтому школоведение - сложившаяся область знаний - рассматривает управление школой как интегративный процесс.

Другая особенность школы как объекта управления заключается в том, что все виды управления, осуществляемые в школе, не являются рядоположенными. Согласно основной социальной задаче школы доминировать в ее работе должно воспитание и обучение; отсюда следует, что среди других видов управления в школе должно доминировать управление воспитанием и обучением, создание условий для развития личности школьника.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: