Нормативно-правовая база управления муниципальным общеобразовательным учреждением




К нормативно-правовым документам, регламентирующим деятельность муниципального общеобразовательного учреждения, относятся:

1. Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании».

2. Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей».

. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ.

. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ.

. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ.

. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ.

. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ.

. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 №197-ФЗ.

. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 №95-ФЗ.

10. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 №223-ФЗ.

11. Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта общего образования (начальное общее образование, основное общее образование)».

. Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».

. Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 №1123 «Об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования».

14. Приказ Минобразования РФ от 23.03.2004 №14-51-70/13 «Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения».

15. Постановление Правительства РФ от 04.04.2003 №197 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры».

. Постановление Правительства РФ от 03.04.2003 №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений».

17. Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 №505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг».

18. Постановление Правительства РФ от 10.12.1999 №1379 «Об утверждении примерного положения о попечительском совете общеобразовательного учреждения».

. Распоряжение Правительства РФ от 09.06.1992 №1037-Р «О возможности формирования фонда для выплаты надбавок за сложность, напряженность и высокое качество работы организациям и учреждениям образования».

. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 21.05.1999 №120 ФЗ.

. Закон РФ от 25.12.2000 №1-ФКЗ «О Государственном флаге РФ».

. Закон РФ от 30.06.2003 №2-ФКЗ «О Государственном гербе РФ».

. Закон РФ от 22.03.2001 №2-ФКЗ «О Государственном гимне РФ».

24. Закон РФ в редакции от 23.12.2003 №186-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

25. Закон РФ от 29.06.2001 №87-ФЗ «Об ограничении курения и табака».

. Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.11.2002 №44 «Федеральные санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждений» СанПиН».

Следует отметить, что реализация приоритетного национального проекта «Образование» регулируется Указами и Распоряжениями Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства и приказами министра образования и науки РФ, в которых говорится о порядке и условиях проведения каждого конкурса, и определяются объемы финансирования, а также Законом о бюджете, в котором обозначены размеры квотирования регионов.

Перечень основных нормативных документов включает:

· Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Сетевого плана по реализации приоритетного национального проекта «Образование».

· Порядок конкурсного отбора лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование.

· Порядок и критерии конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы.

· Указ Президента Российской Федерации «О денежном поощрении лучших учителей общеобразовательных учреждений».

Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке предоставления в 2006 году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на денежное поощрение лучших учителей общеобразовательных учреждений». - Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы».

На уровне региона принимается ряд документов, дополняющих эту нормативно-правовую базу. Минобрнауки России жестко не регламентирует полный набор документации такого типа.

В последние годы органы управления образованием субъектов Российской Федерации провели значительную работу по подготовке законодательных, нормативно-правовых актов, обеспечивающих функционирование региональных систем в новых условиях. Органы местного самоуправления и образовательные учреждения, находящиеся в их ведении, разработали необходимые нормативные правовые документы для реализации своей компетенции, определенной законодательством Российской Федерации в области образования и документами Минобразования России.

Законодательство субъектов Российской Федерации в области образования в основном обеспечивает разграничение полномочий в сфере образования, но требует существенных изменений для приведения его в соответствие с законодательством Российской Федерации, например:

на региональном уровне проводится разграничение компетенции структур местного самоуправления, что противоречит основным принципам регулирования деятельности этих органов, так как этот вопрос может быть решен только местным самоуправлением самостоятельно;

· происходит дублирование прав органов представительной и исполнительной власти местного самоуправления, а поэтому четкое определение ответственности за решение вопросов, отнесенных к компетенции местного самоуправления, затруднительно;

· содержатся нормы, обязывающие выпускника учреждения профессионального образования, поступившего по квоте исполнительной власти субъекта Российской Федерации, возвратиться на работу по месту жительства, что противоречит конституционным правам граждан Российской Федерации.

Нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации утверждается федеральный компонент базисного учебного плана. Ввиду того, что утверждение федерального компонента является компетенцией Российской Федерации в лице органов ее исполнительной власти, переутверждение данного компонента не требуется.

Органы управления образованием субъектов Российской Федерации принимают участие в разработке законодательных нормативно-правовых актов, издаваемых государственными органами законодательной и исполнительной власти регионов. Как правило, законодательные и нормативные акты, изданные органами государственной власти, действующие в региональных системах образования, были или разработаны, или проходили экспертизу в региональных органах управления образованием. При этом следует отметить, что в некоторых документах допускаются нарушения законодательных норм федерального законодательства. Например, в территориальных положениях об аттестации педагогических и руководящих кадров назначение на должность руководителя образовательного учреждения допускается без прохождения соответствующей аттестации, подтверждающей уровень теоретической и практической подготовки соискателя на данную должность.

Разработка нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность местного самоуправления в области образования и образовательных учреждений, осуществляется по схемам, установленным региональными нормативно-правовыми актами, и, в основном, реализуются решения, принятые вышестоящими органами государственной власти.

Планирование деятельности органов управления образованием субъектов Российской Федерации и местного самоуправления проводится в соответствии с требованиями, установленными для соответствующих органов исполнительной власти. Планы работ и их реализация удовлетворительны.

Значительных изучений спроса населения на образовательные услуги как на региональном, так и местном уровнях не проводилось. При этом сеть образовательных учреждений качественно изменяется за счет увеличения количества образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы повышенного уровня и различной направленности.

Информационное обеспечение региональных систем образования проводится с учетом финансовых средств, выделяемых на эти цели.

Анализ справок и информации региональных и муниципальных органов управления образованием по результатам проверок показал, что инспектирование и контроль направлены на повышение качества образования и соблюдение установленных норм, обеспечивающих регулирование деятельности органов управления образованием и образовательных учреждений в рамках законодательства. Но при этом документы по результатам проверки содержат недостаточно аналитического материала.

Разработка нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность муниципальных систем образования, происходит на основании актов вышестоящих государственных органов управления образованием.

В настоящее время в большинстве муниципальных образований:

· не разработаны местные нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений. Причиной этого является финансирование системы образования только по «защищенным» статьям 110100 «Оплата труда», 110200 «Начисления на оплату труда»;

· нет ежегодных публикаций среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях.

Деятельность муниципальных органов управления образованием регулируется положениями о них, утвержденными главами местного самоуправления. Анализ положений показал, что данные нормативно-правовые акты (положения) издаются в нарушение гражданского законодательства Российской Федерации. Так, многие муниципальные органы управления образованием в своих положениях заявляются юридическими лицами, но не проходят государственную регистрацию, а также не имеют всех атрибутов юридического лица. Нормативно-правовые акты, изданные муниципальными органами управления образованием и регламентирующие деятельность подведомственных образовательных учреждений, дублируют основные положения документов, изданных вышестоящими органами государственной власти. В основном разрабатываются только нормативно-правовые документы, когда на это есть указания в них. Как правило, приказы муниципальных органов управления образованием издаются для организации и проведения массовых мероприятий для обучающихся, воспитанников или решения вопросов финансово-хозяйственной деятельности.

Информационное обеспечение образовательных учреждений муниципальными органами управления образованием заключается в пересылке (раздаче) приказов, методических писем государственных органов исполнительной власти без соблюдения соответствующего порядка информирования и уточнения, как реализовать данные документы в деятельности образовательных учреждений. Отсутствует система разработки нормативно-правовых актов для подведомственных образовательных учреждений и, как следствие, низкий уровень документов, издаваемых образовательными учреждениями.

Система соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования муниципальными образовательными учреждениями осуществляется муниципальными органами управления образованием только в виде проверок документов на соответствие законодательству, при этом проверки проводятся крайне редко.

Анализ документации показал следующее. По-прежнему в уставах общеобразовательных учреждений не указаны:

организационно-правовая форма образовательного учреждения;

· формы получения образования. Часто они ограничены только семейным образованием, самообразованием, экстернатом;

· органы управления образовательным учреждением (педагогический совет);

· основания отчисления обучающихся, воспитанников;

· порядок приема на обучение, воспитание;

· формы и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся;

· порядок комплектования работников и условия оплаты их труда;

· виды локальных актов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения (вместо этого указан перечень локальных актов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения).

Имеются случаи, когда в уставах зафиксировано требование возмещения родителями ущерба, причиненного школе их детьми.

В ряде посещенных образовательных учреждений на момент проверки либо не было должностных инструкций работников, либо они были разработаны без соблюдения требований, установленных для данного документа.

Многие образовательные учреждения предъявили лицензии на право ведения образовательной деятельности, но при этом к данным лицензиям иногда не было приложений, что в соответствии с п. 19 Положения о порядке лицензирования образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобразования России от 17.11.1994 №442, определяет их как недействительные.

Указанные нарушения законодательства Российской Федерации в области образования и требований нормативно-правовых документов Министерства образования Российской Федерации, произошли вследствие:

· недостаточного уровня квалификации работников органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений;

· отсутствия механизма реализации законодательных, нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность системы образования.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: