Реализации учебного предмета
Материально-техническая база Учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Музыкальный инструмент (гитара)» оснащены инструментами, пультами для нот, подставками. Помещения имеют звукоизоляцию и своевременно ремонтируются. Созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов и учебного оборудования.
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Библиотечный фонд укомплектован и постоянно обновляется печатными, электронными изданиями, нотами, книгами, аудио и видеозаписями концертов и конкурсов.
Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.
В Учреждении существует концертный зал.
Структура программы учебного предмета
Программа содержит следующие разделы:
- Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета.
- Распределение учебного материала по годам обучения.
- Описание дидактических единиц учебного предмета.
- Требования к уровню подготовки учащихся.
- Формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация.
- Методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сведения о затратах учебного времени,
Предусмотренного на освоение учебного предмета
Таблица 2
Вид учебной работы | Затраты учебного времени | Всего часов | |||||||
Годы обучения | 1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | |||||
Полугодия | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | |
Количество недель | |||||||||
Количество часов на аудиторные занятия в неделю | |||||||||
Количество часов на самостоятельную работу в неделю | |||||||||
Максимальное количество часов занятий в неделю (аудиторные и самостоятельные) | |||||||||
Аудиторные занятия | |||||||||
Самостоятельная работа | |||||||||
Максимальная учебная нагрузка |
|
Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Музыкальный инструмент (гитара)» дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства распределяется по годам обучения с учетом примерных учебных планов, рекомендованных Министерством культуры Российской Федерации.
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебному предмету определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения обучающимися программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.
Учебный материал распределяется по годам обучения. Каждый год обучения имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
Требования по годам обучения
|
Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, а также возможность индивидуального подхода к каждому обучающемуся.
В распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет обучающимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Формирование у обучающихся умений и навыков происходит постепенно: от первого знакомства с инструментом и нотной грамотой до самостоятельного разбора и исполнения музыкального произведения.
Для продвинутых учащихся педагогом может разрабатываться и использоваться более высокий уровень сложности программных требований. В свою очередь для учащихся, которые не справляются с программными требованиями допускается их упрощение.
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных (переводных) исполнительских программ, количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях.
В работе над репертуаром преподаватель должен учитывать, что лишь часть произведений предназначается для публичного исполнения, а остальные же - для работы в классе или просто для ознакомления. Следовательно, преподаватель может устанавливать степень завершенности работы над каждым конкретным произведением. Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане обучающегося.
Учебно-тематический план
Первый год обучения
В течение первого года обучения необходимо освоить с учеником рациональную посадку и постановку игрового аппарата. Дать необходимый теоретический минимум для работы с нотным текстом. Заложить начальные элементы ритмического и аппликатурного мышления. Как можно раньше нужно начать работу по приобретению навыков чтения с листа и ансамблевого музицирования. В тоже время, обучать настройке инструмента следует не сразу, а только после приобретения хотя бы начальных навыков игры на инструменте (сначала осваивается настройка по тюнеру, позже по возможности, на слух по гитарному камертону). Арпеджио вводится в зависимости от готовности игрового аппарата на открытых струнах или в паре с левой рукой. Аккомпанемент следует вводить также исходя из физических возможностей учащегося либо с использование аккордов в полном виде, либо в упрощённом варианте (рекомендуется начинать в тональности a-moll на основных функциях лада: T-S-D). Гаммы исполняются в любой аппликатуре с открытыми струнами.
|
I полугодие
Таблица № 3
Календарные сроки | Темы и содержание занятий | Кол-во часов |
1 четверть | Знакомство с инструментом. Освоение базовых принципов работы игрового аппарата. Освоение основных способов звукоизвлечения на гитаре (тирандо и апояндо). Исполнение одноголосных мелодий как сольно, так и с аккомпанементом преподавателя. | |
2 четверть | Элементарная техника арпеджио. Исполнение простейшего двухголосия как сольно, так и с аккомпанементом преподавателя. Работа с этюдами. Чтение с листа. |
II полугодие
Таблица № 4
Календарные сроки | Темы и содержание занятий | Кол-во часов |
3 четверть | Игра двойных нот (одновременное звукоизвлечение нот верхнего и нижнего голоса). Игра в ансамбле с педагогом. Исполнение пьес современных авторов и народных песен. Работа с гаммами и этюдами. Чтение с листа. Настройка инструмента. | |
4 четверть | Начальные навыки аккомпанемента. Игра в ансамбле с педагогом. Чтение с листа. Подготовка к годовому академическому концерту. |
Второй год обучения
В течение второго года обучения закрепляются навыки полученные ранее и продолжается освоение основ гитарной техники. В виду усложнения гитарной фактуры, необходимо работать с учеником над слуховым анализом исполняемой музыки. Ученик должен понимать и разделять в своём исполнении мелодию, бас и аккомпанемент. Также можно знакомить ученика с базовыми принципами художественной интерпретации исполняемой музыки. На втором году обучения начинается работа над такими важными элементами гитарной техники, как легато и баррэ. Расширяется функциональная и по возможности тональная палитра аккомпанемента (и то, и другое, зависит от конкретного учебного материала, который подбирается исходя из возможностей и предпочтений ученика).
I полугодие
Таблица № 5
Календарные сроки | Темы и содержание занятий | Кол-во часов |
1 четверть | Продолжение работы над освоением техники арпеджио. Игра аккордов. Освоение динамических нюансов. Игра в ансамбле (в том числе, с педагогом). Исполнение пьес современных авторов, классических опусов и народных песен. Работа над гаммами, этюдами. Чтение с листа. | |
2 четверть | Начальное освоение технического легато. Начальное освоение баррэ. Работа над сменой позиций. Игра в ансамбле (в том числе, с педагогом). Чтение с листа. Практика аккомпанемента. Подготовка к полугодовому академическому концерту. |
II полугодие
Таблица № 6
Календарные сроки | Темы и содержание занятий | Кол-во часов |
3 четверть | Работа над динамическим разделением мелодии, баса и аккомпанемента. Работа над элементарной художественной трактовкой музыкального произведения. Игра в ансамбле (в том числе, с педагогом). Исполнение пьес современных авторов, классических пьес, народных песен. Работа с гаммами, этюдами. Чтение с листа. | |
4 четверть | Игра в ансамбле с педагогом. Чтение с листа. Практика аккомпанемента. Подготовка к полугодовому академическому концерту. |
Третий год обучения
В течение третьего года обучения ученик продолжает постигать азы гитарного исполнительства. Необходимо расширять палитру исполнительских приёмов и вводить в репертуар ученика пьесы с такими приёмами, как флажолеты, глиссандо, тамбурин и т. д. Рекомендуется уделять больше внимания качеству звука, вводить ногтевой способ звукоизвлечения (если позволяют физические данные ученика). Учеников также следует знакомить с принципами вибрато. В программу наиболее способных учеников можно включать пьесы с элементами полифонии, в том числе переложения старинной музыки.
I полугодие
Таблица № 7
Календарные сроки | Темы и содержание занятий | Кол-во часов |
1 четверть | Продолжение работы по усложнению гитарной фактуры. Совершенствование аккордовой техники и техники арпеджио (в том числе технике исполнения различных интервалов). Работа над свободой исполнения легато и баррэ, сменой позиций. Игра в ансамбле (в том числе с педагогом). Исполнение пьес современных авторов, классических опусов, народных песен. Работа с гаммами и этюдами. Чтение с листа. | |
2 четверть | Расширение палитры исполнительских приёмов. Игра в ансамбле (в том числе, с педагогом). Чтение с листа. Практика аккомпанемента. Подготовка к полугодовому академическому концерту. |
II полугодие
Таблица № 8
Календарные сроки | Темы и содержание занятий | Кол-во часов |
3 четверть | Работа над качеством звука. Вибрато. Игра в ансамбле (в том числе, с педагогом). Исполнение пьес современных авторов, классических опусов, народных песен. Работа с гаммами и этюдами. Чтение с листа. | |
4 четверть | Игра в ансамбле (в том числе, с педагогом). Чтение с листа. Практика аккомпанемента. Подготовка к полугодовому академическому концерту. |
Четвёртый год обучения
В течение четвёртого года обучения обобщается исполнительская база полученная в предыдущие годы. Кроме того, по возможности глубже прорабатываются вопросы художественной трактовки исполняемых произведений. Необходимо уделить внимание артикуляции, фразировке в исполняемых произведениях и агогическим приёмам. Наиболее способные ученики исполняют на итоговом академическом концерте произведения с элементами полифонии и крупную форму.
I полугодие
Таблица № 9
Календарные сроки | Темы и содержание занятий | Кол-во часов |
1 четверть | Обобщение полученной в предыдущие годы исполнительской базы. Игра в ансамбле (в том числе, с педагогом). Исполнение пьес современных авторов, классических опусов, народных мелодий. Работа с гаммами, этюдами. Чтение с листа. | |
2 четверть | Игра в ансамбле (в том числе, с педагогом). Чтение с листа. Практика аккомпанемента. Подготовка к прослушиванию выпускной программы. |
II полугодие
Таблица № 10
Календарные сроки | Темы и содержание занятий | Кол-во часов |
1 четверть | Работа с артикуляцией и фразировкой в музыкальном произведении. Работа с агогическими приёмами. Игра в ансамбле (в том числе, с педагогом). Исполнение пьес современных авторов, классических опусов, народных песен. Работа с гаммами и этюдами. Чтение с листа. | |
2 четверть | Игра в ансамбле (в том числе, с педагогом). Чтение с листа. Практика аккомпанемента. Подготовка к итоговой аттестации. |
Годовые требования
Таблица № 11
Год обучения | Учащийся прорабатывает в течение учебного года |
1 год | 15-20 разнохарактерных произведений (в том числе этюды) 1-2 гаммы |
2 год | 10-15 разнохарактерных произведений (в том числе этюды) 2-3 гаммы |
3 год | 10-15 разнохарактерных произведений (в том числе этюды) 2-3 гаммы |
4 год | 3 произведения на итоговую аттестацию. 6-7 разнохарактерных произведений (в том числе этюды) 2-3 гаммы. |
Примерные программы переводных академических концертов*
Первый год обучения
1. Ж. Жанон. «Багдад» [Р, 55, 23]**
2. В. Козлов. «Грустный напев» [М, 27, 59]
3. О. Копенков. «Ча-ча-ча» [Р, 62, 23]***
1. В. Бранд. «Качаясь в гамаке» [Р, 3, 23]
2. О. Гладков. «Песенка львёнка и черепахи» [Р, 47, 11]
1. В. Н. Парадизо. «Средневосточный аромат» [М, 33, 3]
2. Л. Иванова. «Звёздочки» [Р, 9, 34]
Второй год обучения
1. Ж. Вандерс. «Жар гитары» [Р, 13, 45]
2. М. Каркасси. Прелюд a-moll (из Школы)
3. Н. Кошкин. «Игра в классики» [Р, 37, 47]
1. М. Линнеманн. «Desire» [Р, 67, 34]
2. Ш. Рак. «Song from Disco» [Р, 70, 23]
_____________
* Список произведений составлен исключительно в качестве примера, произведения не являются обязательными для исполнения.
** Для удобства использования списка в квадратных скобках указывается ссылка на конкретное издание в списке рекомендованной литературы (стр. 32). Буква – раздела списка (М – методическая и дидактическая литература, Р – репертуарные сборники). Цифры – номер издания в списке и номер страницы в издании.
*** Третье произведение включать в программу не обязательно (см. параграф 4.1. стр. 21).
1. Ю. Смирнов. «Торжественный марш» [Р, 56, 26]
2. Е. Поплянова. «В гостях у Бабы-ёжки» [Р, 51, 40]
Третий год обучения
1. К. Камисасс. «Les mille et une nuits» («Тысяча и одна ночь») [Р, 65, 19]
2. Русская народная песня «То не ветер ветку клонит», обр. Г. Гарнишевской [Р, 9, 22]
3. Л. Лонкар. «Blues every Day» («Блюз каждый день») [Р, 66, 20]
1. Английская народная песня «Scarborough Fair» («Ярмарка в Скарборо»), обр. Н. Крафта [Р, 64, 10]
2. В. Бранд. «Возвращение с прогулки» [Р, 2, 39]
1. Из репертуара Дж. Дассена, «Es si ti nexis stais pas» [Р, 5, 13]
2. Б. Калатауд. Болеро [Р, 13, 20]
Четвёртый год обучения
(Итоговый академический концерт)
1. Г. Каурина. Инвенция [Р, 61, 49]
2. Н. Паганини. «Венецианский карнавал» [Р, 43, 20]
3. К. Нортон. The New Day («Новый день») [Р, 69, 12]
1. Русская народная песня «Ах, ты, душечка», обр. А. И. Иванова-Крамского [М, 7, 20]
2. В. Козлов. «Канатоходец без страховки» [Р, 33, 12]
3. И Шошин. «Танцуй, Айша» (босса-нова) [Р, 60, 68]
1. М. Джулиани. Прелюдия, op. 83, № 4
2. Русская народная песня «Я на камушке сижу» в обработке А.И. Иванова-Крамского [Р, 46, 28]
3. О. Кисилёв. «Нашествие» [Р, 21, 46]