Репертуарная политика в классе гитары




В настоящее время в распоряжении педагога большое количество качественного педагогического репертуара. Рекомендуется выстраивать репертуарную политику в классе гитары с учётом современной нотной литературы, которая наиболее полно отвечает, как общему уровню подготовки учащихся, так и их вкусовым предпочтениям. Современная педагогическая нотная литература, как правило, написана композиторами-педагогами, которые имеют личный опыт работы с учащимися гитарных классов музыкальных школ, и знакомы с наиболее часто встречающимися проблемами, возникающими в течение учебного процесса. Кроме того, произведения современной гитарной педагогической литературы имеют в большинстве случаев яркие образные названия, оригинальные приёмы и эффекты, современный и созвучный слуховому опыту учащихся интонационный материал.

Рекомендуются авторские сборники Людмилы Ивановой, Галины Кауриной, Юрия Смирнова, Алексея Кофанова, Олега Малкова, Олега Кисилёва, Евгения Баева, Михаила Козлова, Виктора Козлова, Елены Попляновой, Игоря Рехина, Виталия Харисова, Александра Винницкого. Следует также обязательно включать в репертуар сочинения выдающегося отечественного гитариста и композитора Александруа Иваного-Крамского. Особое место в педагогическом репертуаре занимают авторские сборники Владимира Бранда с оригинальным оформлением и графикой.

Для знакомства с языком современной академической музыки рекомендуется включать в репертуар сочинения одного из ведущих отечественных композиторов пишущих для гитары — Никиты Кошкина.

Нельзя обойти стороной и иностранных авторов, создающих для гитары педагогический репертуар высокого художественного уровня: Марию Линнеманн, Карло Доменникони, Штепана Рака и др.

Большой интерес также представляют иностранные репертуарные сборники, представляющие богатую палитру мировой современной гитарной педагогики, например, Modern Times. 60 Original Contemporary Graded Works for Сlassroom or Сoncert. Chanterelle, 2007, La guitare dans tous ses etats. Repertoire progressif en 6 volumes. Les Productions d'OZ, 2000 и многие другие. Большой интерес вызывают сборники белорусского международного интернет-конкурса «Семь нот — шесть струн» на лучшее сочинение или обработку народной мелодии для детских музыкальных школ (в настоящее время издано уже около 10 сборников нового оригинального репертуара как начинающих, так и признанных уже авторов).

В репертуаре учащегося музыкальной школы должна быть также представлена и классическая музыка. Гитара располагает оригинальным классическим репертуаром, что ставит её в ряд классических академических инструментов. Рекомендуются опусы таких авторов, как Фердинандо Карулл и, Мауро Джулиани, Маттео Каркасси, Фернандо Сор, Дианисио Агуадо, Наполеон Кост, ИоганнКаспар Мертц и др. В силу того, что в нашей стране большинство опусов вышеназванных классических авторов не издано, или издано в ненадлежащем качестве, рекомендуется использовать ныне доступные официальные онлайн коллекции исторических изданий. В частности, наиболее известна «коллекция Бойе» ( https://musikverket.se/musikochteaterbiblioteket/ladda-ner-noter/boijes-samling ). Работа с историческими нотными изданиями даст возможность ученику почувствовать дух эпохи. Тем не менее, включать в учебный репертуар опусы классических композиторов имеет смысл только для хорошо подготовленных учеников, которые способны адекватно и качественно воспроизводить авторский текст.

Также репертуар хорошо подготовленных учеников должен по возможности включать в себя произведения крупной формы и произведения с элементами полифонии. В качестве полифонии рекомендуется исполнение не только барочной и ренессансной музыки, грамотно и доступно адаптированной для шестиструнной гитары, но и сочинения современных авторов. Тоже относится и к произведениям крупной формы, в избытке представленной в работах современных авторов и подчас более доступной технически и музыкально для исполнения слабо подготовленными учащимися, в отличии от опусов классических композиторов.

Педагог должен очень гибко подходить к составлению репертуара для учащегося. Имея ввиду некоторую вкусовую и художественную планку, тем не менее, необходимо всегда прислушиваться к мнению и вкусам ученика. Вполне допустимо включать в репертуар качественные эстрадные обработки (например, из сборника Игоря Варфоломеева «Курс игры на классической гитаре в стиле поп, рок, джаз»: https://www.lute.ru/course.htm), пьесы в жанрах широко востребованных стилей и направлений, пьесы из мультфильмов, художественных фильмов и т. д.

Педагог должен постоянно проводить работу по обновлению и улучшению качества педагогического репертуара.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: