Начальное обучение в классе гитары
Поскольку данная программа рассчитана на учащихся в возрасте от 7 до 13 лет, перед педагогом встаёт ряд вопросов о соответствия уровня развития и готовности игрового аппарата ученика к программным требованиям. Один из первых вопросов – это подбор инструмента.
Некоторые современные методики предлагают начинать обучение детей с недостаточно развитым игровым аппаратом (маленькие руки, короткие пальцы и т.д.) с начальных упражнений в V позиции. Однако, наиболее предпочтительным является вариант подбора соответствующего размеру рук учащегося инструмента, так как гитара стандартного размера не позволяет соблюсти рациональные принципы посадки, а кроме того может привести при длительных занятиях к патологиям опорно-двигательного аппарата. В настоящее время, на рынке музыкальных инструментов известны следующие размеры инструментов: 2/4, 3/4, 4/4 (стандартный размер).
Следующий вопрос – рациональная посадка и постановка рук. Основные принципы посадки и постановки рук гитариста многократно описаны во множестве учебных пособий. Обобщая современную русскоязычную методическую литературу, можно выделить несколько ключевых принципов рациональной посадки и постановки рук:
Посадка, постановка игрового аппарата
ü Педагогу следует наблюдать за развитием ученика и при необходимости корректировать посадку и постановку игрового аппарата в силу того, что все учащиеся имеют разную комплекцию и разное анатомическое строение рук. То есть, педагогу следует руководствоваться не заученными правилами, а здравым смыслом.
ü При корректировке посадки следует помнить, что как строго вертикальное положение инструмента, так и излишне наклонное, осложняет игру на инструменте.
|
ü Для уменьшения нагрузки на позвоночник учащегося при игре на гитаре, рекомендуется применять современные виды подставок под инструмент (при соответствующей комплекции ученика для пользования этими подставками).
Правая рука
ü Плечо, предплечье, кисть и пальцы – это единый игровой комплекс, и их движения не изолированы друг от друга.
ü Следует помнить, что предплечье хотя и располагается на обечайке гитары, но не нажимает полным весом на инструмент. Ученик должен ощущать вес руки во время игры, предплечье свободно перемещается по корпусу.
ü Не следует располагать правую руку на ребре инструмента плечом (на внутренней стороне локтевого сгиба).
ü Современная постановка правой руки предполагает единую (прямую) линию предплечья и кисти, в отличие от старых школ.
ü Не следует излишне, как прогибать запястье в сторону деки, так и излишне выгибать его в противоположную сторону. Как правило, положение запястье близко к прямой линии.
ü В рабочем положении кисть правой руки находится в состоянии пронации.
Левая рука
ü Наиболее рациональной постановкой левой руки является не строго параллельное положение ладони по отношению к струнам, а немного с наклоном в сторону грифа, то есть не супинация, а так называемая «полупронация». Однако, в то же время следует помнить, что выбор супинации или «полупронации» может зависеть от решения конкретных исполнительских задач.
ü Большой палец левой руки располагается примерно между 1 и 2 пальцами, но кроме того, может немного отводиться влево от остальных пальцев.
|
Звукоизвлечение
ü Современный взгляд на звукоизвлечение имеет множество нюансов в зависимости от разных школ и методик. Однако следует выделить наиболее общий принцип начального обучения – своеобразное гитарное «туше». То есть, палец сначала устанавливается на струну, затем оттягивает струну. Полноценный и качественный звук возможен при оттягивании струны, а затем её освобождения.
Движение пальца правой руки при звукоизвлечении начинается от первой фаланги.*
Тирандо/апояндо
ü Большинство современных методик предлагает начинать процесс обучения со способа звукоизвлечения – тирандо, как наиболее универсальном способе и близком природному «хватательному» рефлексу.
ü Тирандо и апояндо следует рассматривать не как гитарные штрихи или приёмы, но как способы звукоизвлечения на основании которых формируются прочие приёмы и штрихи.
С чего начинать
ü В большинстве случаев логично начинать процесс обучения на гитаре с так называемого «Донотного периода», который позволяет подготовит игровой аппарат и активизировать аппликатурное мышление юного гитариста к игре по нотам. «Донотный» период может включать в себя исполнение простейших мелодий «с рук» педагога и азы аккомпанемента. В последнем случае, следует вводить аккорды в упрощённой аппликатуре с минимальным количеством прижатых струн.