Расчет клиноременной передачи сводится к выбору типа ремня и необходимого количества ремней в передче для обеспечения долговечности передачи при заданой мощности и необходимого передаточного отношения передачи.
Согласно рекомендации табл.2 принимаем тип ремня (профиль ремня) по ГОСТ 1284-68.
По выбраному профилю ремня выбираем возможное минимальное значение меньшего диаметра шкива (обычно, ведущего) в соответствие с рекомендацией табл.3.
Таблица 2.
Передаваемая мощность, кВт | <=1 | 1...2 | 2...4 | 4...7,5 | 7,5...15 | |
Скорость ремня, м/с | <=5 | о, А | о, А, Б | А, Б | Б, В | В |
5...10 | о, А | О, А | о, А, Б | А, Б | Б, В | |
>10 | О | О, А | О, А | А, Б | Б, В | |
Таблица 3.
Профиль ремня | О | А | Б | В | Г |
Минимальный диаметр шкива, м | 0,063 | 0,090 | 0,125 | 0,200 | 0,315 |
По выбранному диаметру определяем линейную скорость ремня:
(7)
где, d - выбранный диаметр меньшего шкива, м;
n1 - частота вращения шкива, мин-1.
Диаметр второго шкива (в случае редуцирования частоты вращения) определяется по зависимости:
(8)
где, - передаточное отношение клиноременной передачи;
= 0,98 — коэффициент упругого проскальзывания ремня.
Расстояние между шкивами проверяем на возможное минимальное и максимальное расстояние.
Минимальное рекомендуемое расстояние составляет:
(9)
где, h - высота профиля ремня, м, в зависимости от его типа по табл.4.
Таблица 4.
Профиль ремня | О | А | Б | В | Г | Д |
Ширина ремня, мм | 8,5 | |||||
Высота профиля, мм | 10,5 | 13,5 | 23,8 |
Максимальное рекомендуемое значение межцентрового расстояния, составляет:
(10)
Межцентровое фактическое расстояние принимаем в зависимости от компоновки рабочих органов и машины в целом в пределах рекомендуемых значений.
|
По выбранному значению межцентрового расстояния определяем необходимую длину ремня по зависимости:
(11)
Длину ремня принимаем из числа выпускаемых промышленностью по ГОСТ 1284-68 по табл.5
Таблица 5.
Расчетная длина ремня, мм | Сечение профиля ремня | ||||
О | А | Б | В | Г | |
+ | |||||
+ | |||||
+ | |||||
+ | + | ||||
+ | + | ||||
+ | + | ||||
+ | + | + | |||
+ | + | + | |||
+ | + | + | |||
+ | + | + | |||
+ | + | + | |||
+ | + | + | |||
+ | + | + | |||
+ | + | + | + | ||
+ | + | + | + | ||
+ | + | + | + | ||
+ | + | + | + | ||
+ | + | + | |||
+ | + | + | + | ||
+ | + | + | + | ||
+ | + | + | + |
Пример записи в спецификации сборочного чертежа с применением клинового ремня сечением профиля В и длиной 2500 мм:
Ремень В - 2500 ГОСТ 1284-68.
После выбора длины ремня уточняем межцентровое расстояние в связи с тем, что принятое значение ремня по ГОСТ может не соответствовать расчетному.
Межцентровое расстояние по выбранной дине ремня составляет:
(12)
где, L - расчетная длина ремня принятая по ГОСТ 1284-68;
W = l,57(D+d) - вспомогательная расчетная величина;
у = 0,25(D-d)2 - вспомогательная расчетная величина.
Возможность передачи крутящего момента малым шкивом проверяем по углу обхвата ремнем малого шкива по зависимости:
(13)
Угол обхвата малого шкива ремнем должен быть не менее 120°. В случае, если угол обхвата окажется меньше, необходимо уменьшить диаметр большого шкива (изменив передаточное отношение) или увеличить межцентровое расстояние и соответственно принять более длинный ремень. Долговечность ремня проверяем по числу пробегов ремня вокруг шкивов в секунду.
|
Проверку производим по зависимости:
(14)
Условие долговечности ремня обеспечивается при количестве пробегов менее десяти в секунду. Если же число пробегов получается более десяти, необходимо или увеличить длину ремня или уменьшить линейную скорость ремня (с изменением соответствующих других параметров, которые влияют на эти величины)
Необходимое количество ремней в передаче определяем из условия несущей способности одного ремня (из условия максимальной мощности, которую может передать один ремень) по зависимости:
(15)
где, N - передаваемая мощность клиноременной передачи, кВт;
N0 - возможная мощность, которая может передаваться одним ремнем в зависимости от линейной скорости ремня и от диаметра ведущего шкива, определяемая в табл. 6, 7, 8, 9 и 10;
К1 - коэффициент, зависящий от угла обхвата ведущего шкива ремнем, определяемого по табл. 11;
К2 - коэффициент, зависящий от характера нагрузки и от количества смен работы механизма в сутки, определяемого по табл. 12.
Таблица 6.
Мощность N0 кВт, передаваемая одним ремнем типа О
Скорость ремня, м/с | Диаметр ведущего шкива, мм | |||
>=90 | ||||
0, 08 | 0, 10 | 0,11 | 0,12 | |
0, 15 | 0, 17 | 0, 20 | 0, 21 | |
0, 23 | 0, 24 | 0, 29 | 0, 31 | |
0, 29 | 0, 32 | 0, 37 | 0, 41 | |
0, 36 | 0, 39 | 0, 45 | 0, 49 | |
0, 42 | 0, 47 | 0, 53 | 0, 58 | |
0, 49 | 0, 55 | 0, 61 | 0, 67 | |
0, 56 | 0, 63 | 0, 69 | 0, 76 | |
0, 62 | 0, 71 | 0, 77 | 0, 85 | |
0, 69 | 0, 78 | 0, 85 | 0, 93 | |
0, 75 | 0, 85 | 0, 92 | 1, 03 | |
0, 82 | 0, 93 | 1, 00 | 1, 11 | |
0, 90 | 1, 00 | 1, 07 | 1, 19 | |
0, 96 | 1, 07 | 1, 15 | 1, 27 | |
1, 03 | 1, 15 | 1, 21 | 1, 33 | |
1, 09 | 1, 22 | 1, 27 | 1, 40 | |
1, 13 | 1, 27 | 1, 33 | 1, 47 | |
1, 18 | 1, 30 | 1, 39 | 1, 55 | |
1, 22 | 1, 34 | 1, 45 | 1, 60 | |
1, 26 | 1, 38 | 1, 51 | 1, 67 | |
1, 30 | 1, 43 | 1, 55 | 1, 74 | |
1, 26 | 1, 39 | 1, 55 | 1, 78 | |
1, 24 | 1, 34 | 1, 55 | 1, 74 | |
1, 20 | 1, 32 | 1, 51 | 1, 65 | |
1, 18 | 1, 26 | 1, 47 | 1, 62 |
|
Таблица 7.
Мощность N0 кВт, передаваемая одним ремнем типа А
Скорость ремня, м/с | Диаметр ведущего шкива, мм | |||
> = 125 | ||||
0, 22 | 0, 22 | 0, 22 | 0, 29 | |
0, 37 | 0, 37 | 0, 37 | 0, 44 | |
0, 52 | 0, 52 | 0, 52 | 0, 59 | |
0, 66 | 0, 66 | 0, 66 | 0,74 | |
0, 74 | 0, 81 | 0, 81 | 0, 96 | |
0, 88 | 0, 96 | 0, 96 | 1, 10 | |
1, 03 | 1, 10 | 1, 10 | 1, 25 | |
1, 10 | 1, 18 | 1, 25 | 1, 40 | |
1, 25 | 1, 33 | 1, 40 | 1, 54 | |
1, 33 | 1, 40 | 1, 47 | 1, 69 | |
1, 40 | 1, 47 | 1, 54 | 1, 84 | |
1, 47 | 1, 62 | 1, 69 | 1, 99 | |
1, 54 | 1, 77 | 1, 84 | 2, 06 | |
1, 62 | 1, 84 | 1, 99 | 2, 20 | |
1, 69 | 1, 87 | 2, 03 | 2, 29 | |
1, 77 | 1, 91 | 2, 12 | 2, 33 | |
1, 84 | 1, 95 | 2, 20 | 2, 41 | |
1, 84 | 1, 99 | 2, 29 | 2, 50 | |
1, 84 | 1, 99 | 2, 33 | 2, 57 | |
1, 84 | 1, 99 | 2, 41 | 2, 65 | |
1, 84 | 1, 99 | 2, 41 | 2, 65 | |
1, 84 | 1, 99 | 2, 41 | 2, 65 | |
1, 84 | 1, 99 | 2, 41 | 2, 65 | |
1, 75 | 1, 91 | 2, 33 | 2, 65 | |
1, 69 | 1, 91 | 2, 29 | 2, 65 |
Таблица 8.
Мощность N0 кВт, передаваемая одним ремнем типа Б
Скорость ремня, м/с | Диаметр ведущего шкива, м л | |||
>=180 | ||||
0, 59 | 0, 66 | 0, 74 | 0, 81 | |
0, 74 | 0, 81 | 0, 96 | 1, 10 | |
0, 96 | 1, 08 | 1, 18 | 1, 33 | |
1, 10 | 1, 25 | 1, 40 | 1, 55 | |
1, 33 | 1, 40 | 1, 62 | 1, 77 | |
1, 47 | 1, 62 | 1, 84 | 1, 99 | |
1, 69 | 1, 84 | 1, 99 | 2, 20 | |
1, 92 | 2, 06 | 2, 20 | 2, 50 | |
2, 06 | 2, 23 | 2, 50 | 2, 72 | |
2, 28 | 2, 42 | 2, 72 | 2, 92 | |
2, 42 | 2, 65 | 2, 94 | 3, 16 | |
2, 65 | 2, 80 | 3, 16 | 3, 40 | |
2, 70 | 3, 02 | 3, 40 | 3, 60 | |
2, 88 | 3, 16 | 3, 60 | 3, 82 | |
2, 94 | 3, 32 | 3, 76 | 4, 05 | |
2, 94 | 3, 46 | 3, 90 | 4, 27 | |
2, 94 | 3, 54 | 4, 05 | 4, 42 | |
2, 94 | 3, 60 | 4, 20 | 4, 57 | |
2, 94 | 3, 60 | 4, 35 | 4, 71 | |
2, 88 | 3, 60 | 4, 35 | 4, 85 | |
2, 80 | 3, 54 | 4, 35 | 4, 94 | |
2, 72 | 3, 46 | 4, 35 | 4, 94 | |
2, 65 | 3, 40 | 4, 35 | 4,94 | |
2, 50 | 3, 24 | 4, 35 | 4, 94 |
Таблица 9.
Мощность N0 кВт, передаваемая одним ремнем типа В
Скорость ремня, м/с | Диаметр ведущего шкива, мм | |||
>=280 | ||||
1, 03 | 1, 10 | 1, 25 | 1, 33 | |
1, 40 | 1, 62 | 1, 77 | 1, 84 | |
1, 77 | 2, 06 | 2, 20 | 2, 36 | |
2, 14 | 2, 42 | 2, 65 | 2, 88 | |
2, 50 | 2, 88 | 3,10 | 3, 32 | |
2, 80 | 3, 16 | 3, 54 | 3, 76 | |
3, 10 | 3, 54 | 3, 90 | 4, 20 | |
3, 40 | 3, 90 | 4, 27 | 4, 57 | |
3, 68 | 4, 27 | 4, 64 | 5, 00 | |
3, 98 | 4, 64 | 5, 10 | 5, 45 | |
4, 35 | 5, 00 | 5, 45 | 5, 90 | |
4, 64 | 5, 38 | 5, 82 | 6, 34 | |
4, 94 | 5, 67 | 6, 12 | 6, 70 | |
5, 28 | 5, 97 | 6, 34 | 7, 07 | |
5, 52 | 6, 25 | 6, 63 | 7, 29 | |
5, 82 | 6, 55 | 6, 94 | 7, 40 | |
6, 00 | 6, 78 | 7, 15 | 7, 58 | |
6, 19 | 7, 00 | 7, 38 | 7, 65 | |
6, 25 | 7, 15 | 7, 50 | 7, 80 | |
6, 25 | 7, 15 | 7, 70 | 7, 95 | |
6, 19 | 7, 15 | 7, 73 | 8, 02 | |
6, 12 | 7, 00 | 7, 73 | 8, 10 | |
6, 05 | 6, 85 | 7, 73 | 8, 10 | |
5, 90 | 6, 70 | 7, 73 | 8, 10 |
Таблица 10
Мощность N0 кВт, передаваемая одним ремнем типа Г
Скорость ремня, м/с | Диаметр ведущего шкива, | мм | ||
>=450 | ||||
4, 71 | 5, 15 | 5, 59 | 6, 10 | |
5, 45 | 5, 96 | 6, 48 | 6, 94 | |
6, 25 | 6, 85 | 7, 38 | 7, 93 | |
7, 00 | 7, 65 | 8, 24 | 8, 90 | |
7, 65 | 8, 39 | 9, 19 | 9, 92 | |
8, 45 | 9, 20 | 10, 08 | 10, 98 | |
9, 19 | 9, 87 | 10, 90 | 11, 78 | |
9, 70 | 10, 44 | 11, 54 | 12, 50 | |
10, 20 | 11, 04 | 12, 20 | 13, 32 | |
10, 70 | 11, 54 | 12, 88 | 13, 90 | |
11, 02 | 12, 08 | 13, 52 | 14, 56 | |
11, 40 | 12, 50 | 14, 11 | 15, 14 | |
11, 62 | 13, 00 | 14, 62 | 15, 72 | |
11, 78 | 13, 30 | 15, 00 | 16, 18 | |
11, 90 | 13, 52 | 15, 42 | 16, 60 | |
11, 90 | 13, 72 | 15, 72 | 17, 00 | |
11, 82 | 13, 82 | 16, 08 | 17, 25 | |
11, 62 | 13, 82 | 16, 19 | 17, 25 | |
11, 40 | 13, 72 | 16, 19 | 17, 45 | |
11, 10 | 13, 60 | 16, 03 | 17, 45 | |
10, 08 | 13, 32 | 15, 80 | 17, 25 | |
- | 12, 92 | 15, 38 | 17, 20 | |
- | 12, 54 | 15, 00 | 16, 90 | |
- | - | 14, 70 | 16, 55 | |
- | - | 14, 41 | 16, 19 | |
- | - | 14, 01 | 16, 12 |
Таблица 11.
1, 00 | 0, 98 | 0, 95 | 0, 92 | 0, 89 | 0, 86 | 0, 83 | 0, 78 | 0, 74 | |
Таблица 12
Количество смен в сутки | Пусковая нагрузка машины | |||
120% | 150% | 200% | 300% | |
0, 92 - 1, 00 | 0, 89 - 0, 92 | 0, 78 - 0, 89 | 0, 71 - 0, 78 | |
0, 80 - 0, 87 | 0, 73 - 0, 80 | 0, 68 - 0, 73 | 0, 62 - 0, 68 | |
0, 66 - 0, 72 | 0, 60 - 0, 66 | 0, 56 - 0, 60 | 0, 51 - 0, 56 |
В результате расчетов принимаем большее ближайшее значение ремней в комплекте.
Усилие давления ременной передачи на валы, где установлены шкивы, определяется по зависимости:
(16)
где, K3 - коэффициент, зависящий от линейной скорости ремня, определяемого по табл. 13;
K4 - коэффициент, зависящий от профиля ремня и учитывающий возникающие центробежные силы и определяемый по табл. 14.
Таблица 13.
V, м/с | ||||||
K3 | 1, 04 | 1, 0 | 0, 93 | 0, 85 | 0, 74 | 0, 60 |
Таблица 14.
Профиль ремня | О | А | Б | В | Г |
к4 | 0, 0294 | 0, 049 | 0, 0785 | 0, 1275 | 0, 275 |
При линейной скорости ремня до 25 м/с шкивы изготовляют из серого чугуна марок СЧ 12-38 или СЧ 15- 32 по ГОСТ 1412-70; при скорости ремня свыше 25 м/с - из стали Ст3 Ст5 по ГОСТ 380-71 или из алюминиевого сплава АЛ4 или АЛ9 по ГОСТ 2685-75.
Предпочтительные расчетные диаметры шкивов по ГОСТ 8032-56, предельные отклонения при их изготовлении, а также допустимая разность диаметров при изготовлении многоручьевых шкивов, приведены в табл. 15.
Шероховатость рабочих поверхностей канавок должна быть не грубее Rz10.
Предельные отклонения угла канавки для механически обработанных шкивов: для ремней О, А, и Б - 10 и для ремней В и Г —
Биение конусной рабочей поверхности шкива на каждые 100 мм диаметра шкива, замеренное перпендикулярно к образующей конуса на большем диаметре, не должно превышать при частоте вращения до 500 мин-1 - 0, 20 мм;
при частоте вращения до 1000 мин-1 - 0, 15 мм;
при частоте вращения свыше 1000 мин-1 - 0, 1 мм.
Таблица 15.
Номинальное значение диаметра шкива, мм | Предельное отклонение диаметра, мм | Максимальная разность диаметров в одном шкиве, мм |
+0, 8 | 0, 2 | |
+0, 8 | 0, 2 | |
+0, 8 | 0, 2 | |
+1, 0 | 0, 2 | |
+1, 0 | 0, 2 | |
+1, 0 | 0, 2 | |
+1, 5 | 0, 2 | |
+1, 5 | 0, 2 | |
+1, 5 | 0, 2 | |
+1, 5 | 0, 2 | |
+2, 0 | 0, 3 | |
+2, 0 | 0, 3 | |
+2, 0 | 0, 3 | |
+3, 0 | 0, 3 | |
+3, 0 | 0, 5 | |
+3, 0 | 0, 5 | |
+4, 0 | 0, 5 | |
+4, 0 | 0, 5 | |
+4, 0 | 0, 6 |
Шкивы, работающие со скоростью ремня больше 5 м/с, должны подвергаться статической балансировке. Допустимый дисбаланс, в зависимости от линейной скорости ремня, приведен в табл. 16.
Таблица 16.
Линейная скорость ремня, м/с | Допустимый дисбаланс, Нм |
до 10 | 0, 06 |
свыше 10 до 15 | 0, 03 |
свыше 15 до 20 | 0, 02 |
свыше 20 | 0, 01 |
Приведенные выше величины должны быть указаны на чертеже шкива.
РАСЧЕТ ЦЕПНЫХ ПЕРЕДАЧ.
В приводах оборудования пищевой промышленности чаще всего применяются втулочно-роликовые цепи по ГОСТ 13568-75 с шагом от 12, 7 до 25, 4 включительно. Конструкция, основные параметры обозначения цепей, которые должны быть приведены в спецификации сборочного чертежа, где они применяются, приведены в приложении табл. X111-22 [2].
Расшифровка обозначения втулочно-роликовой цепи по ГОСТ 13568-75:
Цепь 2ПР-25, 4 -11340
2 - цепь двухрядная (в случае отсутствия этой цифры, значит цепь однорядная);
ПР - цепь приводная роликовая;
25, 4 - шаг цепи в мм;
11340 - разрушающая нагрузка цепи в кгс (111245, 4 Н).
Расчет цепной передачи сводится к определению необходимого шага и рядности цепи для обеспечения передачи необходимой мощности (или крутящего момента) с обеспечением заданной долговечности, необходимой длины цепи, а также усилия, действующего на валы, на которые установлены звездочки.
Для проведения расчета цепной передачи мы должны знать передаваемую мощность, частоту вращения ведущего вала и передаточное отношение цепной передачи.
Число зубьев ведущей звездочки выбираем из рекомендуемого ряда, приведенного в табл. 17, в зависимости от передаточного отношения передачи. Следует иметь в виду, что чем меньше число зубьев звездочки, тем больше относительное движение в шарнирах цепи, следовательно, и больший износ цепей. При этом также уменьшается плавность работы цепного контура. Чем больше число зубьев звездочки, тем больше её диаметр, а следовательно и линейная скорость цепи, и тем больше динамическая нагрузка на цепь, связанная с её вибрацией во время работы, что также вызывает больший износ. При большом числе зубьев возникает опасность выхода цепи из зацепления даже при небольшом износе цепи («вытяжке» цепи).
Таблица 17.
Передаточное отношение | 1... 2 | 2... 3 | 3... 4 | 4... 5 | 5... 6 |
Число зубьев малой звездочки | 30... 27 | 27... 25 | 25... 23 | 23… 2 1 | 21... 17 |
В тихоходных и малонагруженных передачах допустимо применение числа зубьев малой звездочки девять.
Число зубьев второй звездочки определяем по зависимости:
(17)
где, z1 - число зубьев ведущей звездочки
и - передаточное отношение цепной передачи.
Принимаем ближайшее целое значение числа зубьев. При этом может измениться заданное значение передаточного отношения. Изменение передаточного отношения не должно превышать 4%. Изменеиние передаточного отношения определяем по зависимости:
(18)
Крутящий момент на валу ведущей звездочки составляет:
(19)
где, N - передаваемая мощность, кВт;
n1 - частота вращения ведущей звездочки, мин-1.
Главный параметр цепной передачи - шаг цеп - определяем из условия прочности шарниров цепи и долговечности передачи:
(20)
где, z1 - число зубьев ведущей звездочки;
[p] - допускаемое давление, приходящееся на единицу проекции опорной поверхности шарнира, МПа, определяемое в зависимости от шага цепи по табл. 18;
m - коэффициент, зависящий от рядности цепи: для однорядной цепи m=1 и для двухрядной цепи m=1, 7;
Кэ - эквивалентный коэффициент, зависящий от условий работы цепной передачи.
Таблица 18.
Допускаемое давление в шарнирах цепи [p], МПа (при z1 = 17)
Мин-1 | Шаг цепи, мм | |||
12, 7 | 15, 875 | 19, 05 | 25, 4 | |
Примечание:
1. Если z1 ≠ 17то табличные значения умножают на коэффициент числа зубьев:
(21)
2. Для двухрядной цепи табличные значения [р] необходимо уменьшить на 15%.
Эквивалентный коэффициент определяется по завис мости:
Кэ = К1К2К3К4К5 (22)
Каждый из этих коэффициентов характеризует определенный параметр условия работы цепной передач. Они определяются по табл. 19.
Таблица 19.
Условия работы цепи | Значения коэффициентов |
Вид нагрузки (динамика) | К1 |
спокойная | 1, 0 |
с толчками или переменная | 1, 25... 1, 50 |
Регулирование межосевого рас- | К2 |
стояния | |
передвигающиеся опоры | 1, 0 |
натяжная звездочка | 1, 10 |
нерегулируемая | 1, 25 |
Положение передачи | К3 |
наклон линии центров звездо- | |
чек до 60° к горизонту | 1, 00 |
наклон линии центров звездо- | 1. 25 |
чек более 60° к горизонту | |
Вид смазки цепи | К4 |
масляная ванна | 0, 80 |
капельная смазка регулярная | 1, 00 |
периодическая | 1, 50 |
Сменность работы | К5 |
односменная | 1, 00 |
двухсменная | 1, 25 |
непрерывная | 1, 50 |
Вычисленное значение шага округляем до большего ближайшего значения выпускаемых по стандарту промышленностью приводных цепей по ГОСТ 13568- 75.
По выбранному шагу цепи определяем межцентровое расстояние между звездочками цепного контура. Оптимальное значение межцентрового расстояния определяется по зависимости:
A = (30... 50)t [мм] (22)
где, t - шаг выбранной цепи, мм.
Максимальное значение межцентрового расстояния определяется по зависимости:
Amax = 80t [мм](23)
После выбора межцентрового расстояния определяем необходимое число звеньев цепи цепного контура по зависимости:
((Z2 – Z1) /2π)2 (24)
где, A - межцентровое расстояние между звездочками контура, состоящего из двух звездочек, м;
t - шаг цепи, м;
z1, z2 - число зубьев соответственно ведущей и ведомой звездочек (с целью увеличения долговечности цепного контура следует принять число зубьев ведущей звездочки нечетным числом).
Принимаем большее ближайшее целое число звеньев. При этом следует иметь в виду, что если при- нем нечетное число звеньев, то в контуре цепи необходимо предусмотреть переходное звено (см. приложение табл. X111-22.).
После выбора числа звеньев цепного контура уточняем межцентровое расстояние по зависимости:
(25)
где, t - шаг цепи, м.
С целью уменьшения динамической нагрузки, а следовательно и износ цепи, проверяем на допускаемое число ударов одного и того же шарнира цепи о зуб меньшей звездочки секунду по зависимости:
(26)
где, n1 - частота вращения ведущей звездочки, мин-1;
z1 - число зубьев ведущей звездочки.
Число ударов не должно быть более трех в секунду во избежание интенсивного износа цепи звездочек При несоблюдении данного условия необходимо или уменьшить число зубьев звездочки или удлинить цепь.
Линейная скорость цепи определяется по зависимости:
(27)
где, n1 - частота вращения ведущей звездочки, мин-1
По выбранному шагу определяем параметры звездочек:
- диаметр делительной окружности
(28)
где, t - шаг цепи, мм.
- диаметр окружности выступов
(29)
- диаметр окружности впадин
(30)
где, радиус впадин определяется по зависимости:
(31)
d1- диаметр ролика цепи по табл. X111-22. Выбранную цепь проверяем на прочность по разрывному усилию по коэффициенту запаса прочности по зависимости:
(32)
где, Q - разрушающая нагрузка цепи, Н (входит в обозначении цепи);
- окружное усилие в цепи
(33)
- центробежная сила, возникающая в цепном контуре
(34)
q - масса одного погонного метра цепи по приложении X111-22;
- сила от провисания цепи
(35)
- коэффициент, учитывающий расположение цепного контура относительно горизонтали: при горизонтальном положении контура коэффициент равен шести, при наклонном положении в пределах 45° - 1, 5, а при вертикальном положении - 1;
А - межцентровое расстояние, м.
Расчетный коэффициент запаса должен быть меньше нормативного значения приведенного в табл. 20 в зависимости от шага цепи и от частоты вращения ведущей звездочки.
Таблица 20.
Нормативные коэффициенты запаса прочности [s] приводных роликовых цепей.
n1 мин-1 | Шаг цеп, мм | |||
12, 7 | 15, 875 | 19, 05 | 25, 4 | |
7, 1 | 7, 2 | 7, 2 | 7, 3 | |
7, 3 | 7, 4 | 7, 5 | 7, 6 | |
7, 9 | 8, 2 | 8, 4 | 8, 9 | |
8, 5 | 8, 9 | 9, 4 | 10, 2 | |
9, 3 | 10, 0 | 10, 7 | 12, 0 | |
10, 0 | 10, 8 | 11, 7 | 13, 3 | |
10, 6 | 11, 6 | 12, 7 | 14, 5 |
В пищевой промышленности, в некоторых видах оборудования, где требуются значительные крутящие моменты привода рабочих органов (например, в тестомесильных машинах), применяются цепи зубчатые с односторонним зацеплением по ГОСТ 13552-81. Расчет этих цепей аналогичный. Главный параметр этих цепей, кроме шага, является ширина цепей. Ширина цепей определяется по удельной нагрузке и проверяется фактический коэффициент запаса, который сравнивается с нормативным коэффициентом [3].