Основным критерием выбора подшипников качения является обеспечение их работоспособности по динамической грузоподъемности.
Для радиальных шарикоподшипников и радиальноупорных шарико- и роликоподшипников определяем эквивалентную динамическую нагрузку по зависимости:
(131)
где, V - коэффициент учета вращения кольца подшипника: при вращении внутреннего кольца он равен единицы, а при вращении внешнего кольца он равен 1,2;
- радиальная нагрузка на подшипник, определяемая геометрическим суммированием реакции опор при расчете валов, Н;
- осевая нагрузка на подшипник, определяемая при расчете валов, Н;
- коэффициент безопасности, учитывающий влияние динамической нагрузки на долговечность подшипника качения, определяемый в табл. 43;
- коэффициент, учитывающий влияние температуры на долговечность подшипника по табл. 44;
X и Y - коэффициенты радиальной и осевой нагрузок, зависящие от вида подшипников, угла контакта и отношения осевой к радиальной нагрузок.
Таблица 43.
Нагрузка на подшипник | Примеры использования: | |
Спокойная без толчков | 1,0 | Ролики ленточных транспортеров |
Легкие толчки, кратковременные перегрузки | 1,0-1,2 | Точные зубчатые зацепления, блоки,электродвигатели |
Умеренные толчки, кратковременные перегрузки до 150% | 1,3-1,5 | Редукторы всех конструкций, винтовые конвейеры |
То же в условиях повышенной надежности | 1,5-1,8 | Центрифуги, мощные электродвигатели |
Нагрузки со значительными толчками и вибрацией | 1,8-2,5 | Зубчатые передачи 9-й степени точности, дробилки |
Таблица 44.
Рабочая температура °С | ||||
Коэффициент | 1,00 | 1,05 | 1,10 | 1,15 |
Значения коэффициентов X и У определяем по Приложении табл.9.18 и П4 в зависимости от отношения:
|
(132)
В зависимости от того, имеются ли те или другие нагрузки уточняется расчетная зависимость (131).
По табл. 9.24 и 9.25 для выбранного срока службы подшипников (для курсового проекта принимает 10000ч) и частоты вращения вала, где устанавливается подшипник, определяем отношение динамической грузоподъемности подшипника к эквивалентной нагрузки С/Р.
Определение необходимой динамической грузоподъемности подшипника определяем по зависимости:
(133)
В зависимости диаметра вала и вида подшипника, в Приложениях ПЗ...П8 находим по расчетному значению динамической грузоподъемности необходимый номер подшипника.
9. ЗАДАНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА.
Исходные данные для разработки курсового проекта приведены в табл. 45.
Таблица 45.
№ варианта | Типоразмер электродви гателя | Вид редук- тора | Переда точное отношение | Угол наклона зуба, β |
4А80В4 | Цилиндр. | 1, 25 | ||
4A90L6 | Цилиндр. | 1, 6 | ||
4A90L4 | Цилиндр. | 2, 5 | ||
4A100L6 | Цилиндр. | 3, 15 | ||
4A100S4 | Цилиндр. | 1, 12 | ||
4А112МА6 | Цилиндр. | 1, 4 | ||
4А80В4 | Цилиндр. | 1, 25 | ||
4A90L6 | Цилиндр. | 1, 6 | ||
4A90L4 | Цилиндр. | 2, 5 | ||
4A100L6 | Цилиндр. | 3, 15 | ||
4A100S4 | Цилиндр. | 1, 12 | ||
4А112МА6 | Цилиндр. | 1, 4 | ||
4А80В4 | Коническ. | 1, 12 | ||
4A90L6 | Коническ. | 1, 25 | ||
4A90L4 | Коническ. | 1, 4 | ||
4A100L6 | Коническ. | 1, 6 | ||
4A100S4 | Коническ. | 1, 8 | ||
4А112МА6 | Коническ. | 2, 5 | ||
4А80В4 | Червячн. | - | ||
4A90L6 | Червячн. | - | ||
4A90L6 | Червячн. | 31, 5 | - | |
4A90L4 | Червячн. | - | ||
4A100L6 | Червячн. | - | ||
4A100S4 | Червячн. | - | ||
4А112МА6 | Червячн. | - |
|
Задание курсового проекта:
Рассчитать и разработать одноступенчатый редуктор по заданным исходным данным в зависимости от варианта исполнения.
Курсовой проект содержит пояснительную записку и графическую часть.
Пояснительная записка содержит разделы:
Кинематический расчет;
Расчет зубчатых колес;
Расчет валов;
Подбор подшипников;
Устройство редуктора;
Использованная литература.
Графическая часть содержит:
Сборочный чертеж редуктора с необходимыми видами и разрезами на формате А1 и со спецификацией;
Чертежи двух деталей - зубчатого колес; и вала на формате А2.
Первый титульный лист оформляется в соответствие с приложением.
Второй лист с содержанием курсового проекта оформляется на листе Форма 2.
Третий лист с содержанием пояснительной записки и последующие листы оформляются на Форме 2а.
Пояснительная записка может быть написана от руки, напечатана на пишущей машинке или набрана на компьютере.
Все зависимости и формулы, используемые в расчетах, должны быть пронумерованы арабскими цифрами, в скобках приведенными с правой стороны листа.
Все принятые расчетные величины должны иметь ссылки на источники (литературу) откуда они были взяты.
Схемы и рисунки (кинематические, диаграммы изгибающих моментов, и т. п.) оформляются от руки или выполняются на компьютере с соблюдением требований ГОСТов без соблюдения масштабов на отдельных листах Форма 2а и размещаются непосредственно в текстовой части, где они описываются. Элементы этих схем должны быть пронумерованы или иметь обозначения, на которые даются ссылки в описании расчетов.
|
Точность приведенных расчетных данных не менее четырех значащих цифр, а при расчете геометрических размеров зубчатых колес, не менее трех цифр после запятой.
Пример оформления расчетов приведен в приложении.
Примеры расчетов редукторов и разработки сборочных чертежей (включая этапы разработки) и отдельных деталей, приведены в [3].
Обозначение редуктора состоит из трех групп:
первая - две буквы обозначения вида редуктора, например, РЦ - цилиндрический редуктор; РК - конический редуктор и РЧ - червячный редуктор;
вторая - из трех цифр, определяющие межосевое расстояние валов;
третья - передаточное отношение.
Обозначение редуктора на сборочном чертеже, например: РЦ-125-1, 6. 00. 000СБ, а в спецификации - РЦ-125- 1, 6. 00. 000.
На полях (2) большого штампа второго листа и малых штампов остальных листов указывается индекс пояснительной записки, например - ОД. 0247. 04. 31. 08. ТМ7. ПЗ., где пятая группа слева указывает номер варианта курсового проекта, соответствующий порядковому номеру записи студента в классном журнале.
Спецификация сборочного чертежа подшивается в общей обложке курсового проекта, однако в общее число страниц проекта не входит.
ПРИМЕРНЫЙ РАСЧЕТ ЦИЛИНДРИЧЕСКОГО РЕДУКТОРА.
Задание: Рассчитать и разработать одноступенчатый редуктор по следующим исходным данным:
Тип редуктора- цилиндрический;
Электродвигатель привода - 4А71В2
Передаточное отношение - и = 3,15
Угол наклона зубьев - β = 15°
1. КИНЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ.
Определение параметров электродвигателя по Приложению П1:
Мощность электродвигателя - N=1, 1 кВт
Коэффициент скольжения - s = 6, 3%
Синхронная частота вращения - nc = 3000 мин-1
Определение частоты вращения электродвигателя:
(1)
Необходимая частота вращения выходного вала редуктора, составит:
(2)
Определение возможного минимального числа зубьев шестерни без коррегирования согласно [3, стр. 38]:
(3)
Выбор чисел зубьев колес:
Пробным подбором чисел зубьев выявлено полное соответствие заданному передаточному отношению числа зубьев:
Схема кинематическая приведена на рис. 1
Рис. 1
2. РАСЧЕТ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС.
Выбор материала колес.
Учитывая большую частоту вращения шестерни, следовательно, и большую относительной скорости, но не большую передаваемую мощность, принимаю изготовление шестерни из стали 40Х по ГОСТ 4543-71 с объмной закалкой до твердости HRC 38-48 и зубчатого колеса из стали 40 по ГОСТ 4543-71 с нормализацией до твердости НВ 350.
Определение межосевого расстояния валов, с зубчатыми колесами исходя из выносливости шестерни на контактную прочность.
(5)
где, = 43, 0 - вспомогательный коэффициент для косозубых зацеплении;
(6)
- крутящий момент на валу шестерни;
= 1,1 - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца зубчатых колес по табл. 22, учитывая симметричное расположение шестерни относительно опор и твердость поверхности зубьев НВ=350;
= 0,25 - коэффициент ширины зубчатого венца относительно межосевого расстояния по табл. 21;
(7)
- допускаемое контактное напряжение;
= 1,2 - коэффициент безопасности для закаленных зубчатых колес;
= 1 - коэффициент долговечности при числе циклов проектируемой передачи больше базового значения;
(8)
- предел прочности материала шестерни с большей твердостью.
Учитывая необходимость вписывания в компоновку редуктора шариковых подшипников, согласно ГОСТ 2185-68 по табл. 24 принимаю ближайшее рекомендуемое межосевое расстояние, = 80 мм.
Определение модуля зацепления по (38):
(9)
Согласно ГОСТ 6563-60 по табл. 20 принимаю большее ближайшее значение, рекомендованное m = 2 мм.
Уточнение межосевого расстояния в связи с выбором значения модуля:
(10)
Полученное значение уточняем до рекомендованного по ГОСТ 6563-60 для получения целого числа - а= 90 мм.
Уточнение угла наклона зубьев для сохранения целого числа межосевого расстояния:
(11)
Определение параметров зубчатых колес:
- делительные диаметры
Шестерни (12)
Колеса (13)
- диаметры окружностей вершин
Шестерни (14)
Колеса (15)
- диаметры окружностей впадин
Шестерни (16)
Колеса (17)
- ширина венца зубчатых колес
(18)
Ширину зубчатых колес принимаю 30 мм.
-длина общей нормали
Шестерни (19)
где =7, 6604 мм - единичное значение общей нормали для шестерней с числом зубьев 20 по Приложении ХIII-36;
колеса (20)
где, =23, 0233 мм - единичное значение общей нормали для колеса с числом зубьев 63 по Приложению ХIII-36;
- проверка возможности замера длины общей нормали на косозубых колесах
(21)
в связи с тем, что и длины общей нормали как шестерни так и колеса меньше расчетного возможного значени, на чертежа4х возможно оговорить длины общей нормали и наружный диаметр окружности выступов колес может быть выполнен по девятому квалитету;
окружная скорость зубчатых колес
(22)
- выбор степени точности изготовления зубчатых колес
в соответствие с окружной скоростью зубчатых колес, согласно рекомендации на табл. 26 принимаю 8-ую степень точности изготовления по ГОСТ 1643-72;
- выбор величин с шероховатостью обработки поверхностей зубчатых колес
согласно рекомендации на табл. 27 для принятой степени точности обработки зубьев, принимаю шероховатость рабочих поверхностей зубьев по Ra=l, 25 и шероховатость переходных поверхностей и впадин по Rz20/
Проверка зубчатых колес на выносливость по напряжениям изгиба по (51):
(23)
где, (24)
- коэффициент концентрации нагрузки колес;
= 1, 03 - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине зуба для симметрично расположенных зубчатых колес относительно опор и твердости поверхности зубьев НВ=350 по табл. 29;
= 1, 0 - коэффициент, учитывающий динамическое воздействие нагрузки при окружной скорости колес 6, 38 м/с, изготовлении зубчатых колес по 8-й степени точности и твердости поверхностей зубьев НВ=350 по табл. 30;
= 1, 0 - коэффициент учета ширин колес для узких венцов;
(25)
- окружное усилие на венце зубчатых колес;
(26)
- приведенное число зубьев шестерни;
= 3, 995 - коэффициент формы зуба для шестерни с приведенным числом зубьев по табл. 28;
(27)
- допускаемое напряжение изгиба;
МПа - предел выносливости при отнулевом цикле напряжений для закаленных зубчатых колес по табл. 31;
(28)
- коэффициент безопасности при изгибе;
[sF]’ =1, 8 - коэффициент, учитывающий нестабильность свойств материала при объемной закалке;
[sF]” = 1, 15 V- коэффициент, учитывающий способ получения заготовки для изготовления колес для проката по табл. 31.
Вывод: В результате расчета выявлено условия достаточной прочности и выносливости зубчатых колес.
3. РАСЧЕТ ВАЛА ШЕСТЕРНИ.
Схема расположения сил и диаграмма изгибающих моментов приведены на рис. 2.
На вал действует крутящий момент от электродвигателя через соединительную муфту, реактивная сила со стороны зубчатого колеса в результате действия на колесе окружного усилия F1 радиальная сила F10 и осевая сила F1oc в результате разложения окружного усилия в зависимости от угла зацепления и угла наклона зубьев.
Определение действующих сил:
окружное усилие F1 = 186,84 Н;
радиальная сила по (54)
(29)
осевая сила по (55)
(30)
Определение изгибающего момента вала от действия осевого усилия:
(31)
Определение необходимого диаметра входной цапфы вала, на которой устанавливается полумуфта со стороны электродвигателя по (117):
(32)
где, =15 МПа - допускаемое напряжение кручения стали марки 40 по ГОСТ1050-74, из которой проектируется изготовление вала.
С целью унификации с диаметром электродвигателя, чтобы можно было установить стандартную соединительную муфту, принимаю диаметр цапфы вала по Приложению П2 19 мм.
Из конструктивных соображений, в результате предварительной проработки редуктора, принимаю расстояния между зубчатыми колесами и опорами а =50 mм и от центра цапфы и опорой также в = 50 мм (см. схему 2.).
Анализ сил, действующих в горизонтальной плоскости:
- определение реакции опор
сумма моментов относительно опоры В
, откуда
(33)
суммой проекций сил на ось Y определим реакцию опоры В
, откуда
(34)
Определение изгибающих моментов производим рассмотрением произведений сил на расстояние справа:
момент под шестерней до действия осевой силы
(35)
момент под шестерней после начала действия осевого момента сил
(36)
Анализ сил, действующих в вертикальной плоскости: определение реакции опор
Учитывая, что сила действует по середине опоры, тогда получим
(37)
изгибающий момент пол середине опоры составит
(38)
Определение результирующих реакций опор:
(39)
(40)
Определение результирующего максимального изгибающего момента исходя из диаграммы на рис. 2:
(41)
Определение эквивалентного момента с учетом крутящего момента по третьей теории прочности:
(42)
Определение необходимого диаметра вала под шестерней из условия прочности:
(43)
где, =50 МПа - допускаемое напряжение изгиба стали марки 40 по ГОСТ 1050-74, из которой изготавливается вал.
Учитывая, что диаметр входной цапфы 19мм, принимаю под манжету диаметр 20мм и под шестерню диаметр вала 25мм.
Определение коэффициента запаса прочности по (118):
(44)
где, коэффициент запаса по нормальным напряжениям составит
(45)
(46)
- предел выносливости углеродистой стали при симметричном цикле изгиба по (120);
=780 МПа - предел прочности улучшенной углеродистой стали диаметром до 90 мм по табл. 42;
=1, 9 - эффективный коэффициент концентрации нормальных напряжений при отношении диаметров 25/20=1,25 для =780 МПа по Приложении табл. 8.2.;
0, 88 - масштабный фактор для диаметра 25мм по Приложении табл. 8. 8.;
β = 0, 93 - коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности обработки вала;
среднее напряжение цикла нормальных напряжений по зависимости:
(47)
=0, 2 - коэффициент, зависящий от марки стали для углеродистых сталей;
среднее напряжение цикла нормальных напряжений от осевой силы по зависимости:
(48)
коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям по зависимости:
(49)
предел выносливости стали при симметричном цикле кручения по (124)
(50)
- коэффициент, зависящий от марки стали при кручении;
МПа;
(51)
Вывод: Полученное расчетное значение коэффициента запаса по (44) превышает рекомендуемое достаточное значение в 2, 5, что говорит о достаточной прочности проектируемого вала.
Проверка шпоночного соединения шестерни с валом:
В соответствие с Приложением табл. 8. 9. для вала с диаметром 25мм принимаю призматическую шпонку с параметрами:
ширина- в=8мм;
высота - h=7 мм;
длина- l=28 мм;
обозначение на чертеже - 8x7x28 ГОСТ 23360-78.
Определение напряжения смятия стенок вала по (126):
(54)
где, рабочая длина шпонки составляет:
(55)
- глубина шпоночного паза на валу по Приложении табл. 8.9.;
- допускаемое напряжениe смятия для стали.
Определение напряжения смятия стенок паза шестерни:
(56)
Определение напряжения среза шпонки:
(57)
где, - допускаемое напряжение среза для материала шпонки.
Вывод: Надежность шпонки обеспечивается принятыми ее параметрами.
Выбор подшипников производим по большему значению реакции опор RA=107,83 Н и осевой силы .
Определение эквивалентной динамической нагрузки на подшипник:
(58)
где, - коэффициент учета вращения внутреннего кольца;
- коэффициент безопасности для редукторов по табл. 43;
- температурный коэффициент по табл. 44 с учетом того, что температура в редукторе не поднимется более 100°С;
и -расчетные коэффициенты для условия, что , согласно отношения (54) по Приложению табл. 9.18. (59)
Определение необходимой динамической грузоподъемности подшипников:
Принимаю долговечность подшипников 10000ч работы и при частоте вращения 2811 мин-1 согласно Приложения табл. 9.24. отношение динамической грузоподъемности к эквивалентной нагрузки должно быть 10,236. Отсюда необходимая динамическая грузоподъемность подшипника составит:
. (60)
Учитывая, что нагрузка не высокая, принимаю установку вала на однорядные радиальные шариковые подшипники по Приложению П4 по ГОСТ 8338-75 со следующими параметрами:
обозначение подшипника - 104
внутренний диаметр – 20 мм
наружный диаметр – 42 мм
ширина подшипника – 12 мм
динамическая грузоподъемность - 9360 Н